Конкурсы

среда, 1 февраля 2017 г.

Мы выбираем? Нас выбирают? Несколько слов о репетиторстве

- Ирина, а твой Ваня у репетитора занимается? - полюбопытствовала соседка.
- Да, без этого сейчас никак нельзя.
- И что, реально так прямо и помогают?
- Пытаются изо всех сил, но если ребенок не заинтересован в получении знаний - ни один репетитор не поможет!
- Ну твой то ответственный! Ему проще, а вот мой...

Эх, знали бы бабушки, что и нам порой непросто даются дополнительные занятия с репетиторами. Сын то нормальный человек, в меру ленивый и погулять ему хочется, и в интернете погуглить...
Нам с репетиторами повезло. В 9 классе целый год готовился к ГИА, сдал успешно. А вот к ЕГЭ решили начать заниматься пораньше, с десятого класса.

Иногда меня просят порекомендовать хорошего учителя для репетиторства. Честно говоря, это немного странно, потому что каждый родитель выбирает самостоятельно для чего именно нужен репетитор.
Здесь три варианта:
- для ежедневной помощи в выполнении домашних заданий;
- для подготовки (натаскивания) к экзаменам;
- для получения более глубоких знаний по предмету.

Что касается репетиторства для выполнения домашних заданий - тут мне кажется, большинство родителей и самостоятельно могут справиться с этим. И не надо обладать какими-то супер-способностями, чтобы заставить собственное дитятко ежедневно выполнять домашнюю работу. Здесь и учебники есть, и "Гугл вам в помощь" - всегда в интернете можно найти видеоурок по теме (если ребенок не понял то, что учитель объяснял в классе).
Другое дело, что родителям не хочется озабачиваться "лишними проблемами"...
Тем более непонятно мне высказывание одной знакомой матери старшеклассника:
- Мой балбес совсем не соображает ничего! На двух работах работем, еле-еле хватает репетиторов по всем предметам оплачивать! Просто нервов не хватает!
А может стоит просто больше времени уделять "своему баблесу"? Глядишь, и нервы сбережешь?

Сейчас репетиторством занимаются и старшеклассники. Есть довольно способные ребята, которые не только выучат уроки с вашим ребенком, но и присмотрят, поиграют. Естественно, за это надо будет заплатить.
Как я отношусь к такому виду репетиторства? Положительно. Ведь здесь обоюдная польза. Вашему ребенку будет уделено достаточно внимания (практически сверстником), а дружба со старшеклассником (даже если это репетитор) делает ребенка более ответственным.
Да и для юного репетитора это полезно. Совсем не лишнее - повторение пройденного материала (тем более, что ещё и денежек можно заработать).

Есть бывшие учителя-пенсионеры, которые тоже выполнят домашние задания с вашим ребенком. Но вот тут могут быть не состыковки с новыми требованиями школьной программы. Внимательно отнеситесь к тому, как долго учитель на пенсии. И пусть это будет самая милейшая старушка, которая имеет много заслуженных знаний в прошлом, перекрасно относится к вашему ребенку, может в любое удобное вам время прийти домой, подогреть еду, накормить обедом и (даже!) вымыть посуду к вашему приходу...
Увы, задумайтесь, что между "няней" и репетитором есть всё-таки разница.
Знаете, как часто дети приходит в школу и отвечает совсем не то, что задавал учитель? А потом ещё и претензии предъявляет (да-да, именно претензии!):
- Вы, Марья Ивановна, Не имеете права ставить мне плохие оценки! Я занимаюсь с опытным репетитором, заслуженным учителем!
Что тут сказать Марье Ивановне? Только плечами пожать и попытаться достучаться до сознания: "пойми меня!"

Для подготовки конкретно к ГИА и ЕГЭ учителя надо выбирать очень осторожно. Прежде всего, поинтересуйтесь, какой процент успеваемости показывают ученики этого предметника? Не верьте, если вам будут говорить. что это учитель хороший, просто ему "специально двоечников подкинули". Не бывает такого! Есть просто отношение учителя к ученику.

Настоящий репетитор "и зайца может научить курить". То есть будет ТАК готовить ученика, что все вопросы-ответы доведутся до автоматизма.
Но, такие репетиторы обычно не очень охотно берут "бесперспективных". И дело не в том, что "выбирают лучших", просто репетиторство - это не поход в кино. Это упорный труд, направленный именно на достижение определенных результатов.
Такой учитель-репетитор берёт такое количество учеников, которым в состоянии дать качественные знания.
Такой репетитор очень пунктуально относится к выполнению своих обязанностей.
Такой репетитор требует от ученика выполнения всех заданий, и не делает поблажек.
Стоит такой репетитор недешево, но и результат налицо!

Увы, бывают репетиторы, которые вместо каких-то разработок по натаскиванию на результат, просто надиктовывают выдержки из учебников, предоставляя ребенку (ученику) самостоятельно докапываться до истины.
Нужен ли такой репетитор? Несомненно нужен... но ведь можно просто просто купить тот самый учебник, который ребенок переписывает из занятия в занятие и сэкономить время и деньги?
Пусть ребенок самостоятельно читает и докапывается до истины...

Бывают репетиторы, которые дают более глубокие знания по предмету. Это нужно, если ваш ребенок уже определился с дальнейшей профессией, знает где и как будет учиться. Вот для таких целей (на будущее) такие репетиторы просто незаменимы.
Что греха таить, не даёт школьная программа качественных знаний по всем предметам. Но это вина не школьных учителей, они тоже страдают от этого.
Но, выбирая репетитора для более глубоких знаний по предмету, будьте готовы к тому, что в школе эти знания могут и не пригодиться, даже навредить.

Каким образом? Да просто опять же детки. в силу своего подросткового максимализма (да и родители тоже, что тут греха таить) начинают вести себя вызывающе, задавать во время урока "углублённые вопросы", уводя учителя от темы занятия. Не каждый учитель может осадить такого "всезнайку", некоторые ведутся на это, пытаются вступить в диалог, а в итоге, те ученики, которые находятся в классе, элементарно недополучают необходимые по программе знания.
Если же учитель отказывается во время урока отвечать "на наводящие вопросы", то ученик бравирует этим среди одноклассников: "Что это за учитель! Чему она может меня научить! Элементарных вещей не знает!"
Да и родители такого ученика очень часто ведут себя неправильно. Мне приходилось на родительских собраниях выслушивать: "Что это за учитель, чему она может научить? Мой сын лучше неё предмет знает!"
А ведь, задай пару вопросов "по программе" и сразу будет ясно, что ваш ребенок просто выскочка и лентяй. Вместо того, чтобы "в сотый раз" повторить пройденное, срывает уроки.

Что-то немного ушла от темы. Но это как-то неразделимо с темой "учитель-репетитор"
Так какого репетитора мы выбираем?

Снова однозначного ответа нет:
Одним удобно, что репетитор приезжает домой.
Вторым удобно, чтобы репетитор был в школе, чтобы ребенку не приходилось ездить на другой конец города.
Третьи выбирают "подешевле"
Четвертые "поопытнее".

На что стоит обратить внимание:
Первое, это несомненно определиться, для чего нужен репетитор (смотри выше).
Второе, насколько щепетильно относится репетитор ко времени занятий? Не переносит ли постоянно (из-за занятости, либо форс-мажорных ситуаций).
Как ни странно, но именно вот такая "непунктуальность" очень расслабляет учеников. Они начинают думать, что всё на свете можно "перенести и отложить на потом".
Третье, обязательно проследите. в каком настроении репетитор ведёт занятия. Поверьте, меланхолик или разъярённая фурия не добавят знаний вашему ребенку. А вот нервы потрепают.
Четвертое, что скрывать, материальная сторона репетиторства - это одна из основных обсуждаемых тем.
Родители считают, что если платят много, то и результат будет идеальным. Отнюдь. Повторюсь: "...если ребенок не заинтересован в получении знаний - ни один репетитор не поможет!"
А знаете, как дети бравируют: "Я хожу к репетитору, который стоит 100 баксов в час!" И знаете, другие, кто ходит к менее оплачиваемому, считают, что это круто (!), а потом достают родителей своими претензиями: "Достали дешевого препода, перед друзьями стыдно!"
И когда же поймут, что за деньги знания не купишь?
Но не только мы выбираем репетитора! Нас тоже выбирают. И это зависит не всегда от толщины кошелька.
Бывают случаи, когда репетиторы берут несколько учеников бесплатно, если видят. что ребенок нуждается в помощи. И занимаются так же ответственно и с полной отдачей, как и с платными. Честь и хвала таким Педагогам!

Бывают случаи. когда репетитор набирает слишком много учеников, а потом не справляется с потоком и начинает уговаривать родителей "перейти к другому не менее опытному репетитору".
Что делать родителям? Наверное. всё-таки менять учителя. Почему? Ну раз возник такой вопрос "о переводе именно вашего ребенка", значит либо учитель не может справиться, либо не хочет возиться.
Кстати, подаётся такой "перевод" под разными мотивами.
- Вы знаете, ваш ребенок такой талантливый, ему просто необходим (именно этот) учитель. Он как раз занимается тем, что...
- Я знаю, ваш ребенок собирается поступать в ..., а у меня есть как раз знакомый хороший преподаватель, который занимается именно теми, кто поступает в ... Только для вас, могу поговорить с ... и он возьмёт вашего ребенка, хотя у него и так много учеников, но для меня он сделает исключение....
Но и там, и там просто читается "я не хочу заниматься с вашим ребенком".
Хороших учеников, перспективных, тех, которые поднимут рейтинг репетитора, никто добровольно не отдаст. Даже если вы заявите такому педагогу о желании перейти к другому репетитору, постарается всеми силами уговорить вас остаться. Даже (бывает и такое) предложить немного снизить цену за обучение.
Но такое бывает крайне редко, и только в очень единичных случаях.
Давайте всё-таки исходить из того, что репетиторство - это прежде всего "дополнительный источник заработка"

Бывает и такое, что учитель вдруг решает заняться репетиторством и обращается к опытному коллеге с просьбой "поделиться учениками".
Как вы думаете, как поступит коллега? Правильно. Прежде всего, поинтересуется, как тот собирается репетиторствовать. И если услышит ответ, вроде "А чем я хуже тебя, мне тоже нужны денежки"... задумается.
Жадиной, гребущей под себя,  никто не хочет прослыть. Но если репетитор видит, что у новичка желание именно "просто заработать", НИКОГДА не "поделится" своими учениками.
Быть репетитором - это очень ответственно.

Стать репетитором может каждый - сейчас в интернете есть множество программ: скачивай, а потом надиктовывай ученикам и "руби бабло".
Но что стоит такое репетиторство?
Стоит ли платить за то, что некто, взяв информацию из интернете, просто перескажет (надиктует) вашему ребенку?

"Мы выбираем. нас выбирают,
Как это часто не совпадает!"

Поется в одной замечательной песне из кинофильма "Большая перемена". И фильм хороший, и слова мудрые. Так как же поступить? Как выбрать того единственного, который несмотря на все свои личные заморочки, будет ровно и уверенно вести вашего ребенка к достижению результата?

Каждый выбирает для себя.
Главное подойти к выбору серьёзно.
Подумайте: "зачем"?
Посмотрите: "как"?
Познакомьтесь: "кто"?
И не бойтесь ошибиться. 
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Всегда можно изменить и начать с нуля.
Было бы желание.

24 комментария:

  1. Ирина Валерьевна, ну это ж надо, как Вы и Анна Борисовна мои мысли читаете! Вынашиваю идею написать о репетиторстве, а Вы написали - и так здорово! Но я всё ж напишу, только попозже, у меня будет узкоспециальное.
    Да, репетитор - это серьезно. К сожалению, лишь немногие задумываются о том, что происходит на так называемых "занятиях". Эх, напишу пр английский, ой, напишу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Обязательно напишите! Вам, как профессионалу, есть что рассказать!!!
      Это будет очень хорошо, как можно раньше задумываться о выборе репетитора для ребенка, чтобы потом "не подбирать то, что осталось".
      Хотя, как мне кажется, сейчас репетиторов и очень много, найти того, кто даст качественные знания очень непросто. Даже "по рекомендации".
      И, снова повторюсь, "если ребенок не заинтересован в получении знаний - ни один репетитор не поможет!"
      Буду очень ждать Вашей статьи о репетиторстве.

      Удалить
  2. Репетиторство - больной вопрос для меня. У меня четверо детей. Хочется дать все лучшее детям, соломки подстелить, чтоб не ушиблись. Старшему с 7 класса взяли репетиторов (по математике, по ан.яз.). ГИА сдал успешно. Сейчас в 10 кл. Но в начале кода уперся: "Не надо репетиторов, достали".Я договорилась, а он так и не пошел. Пока учится сам. На том же уровне, что и в 9 кл. Не знаю, либо еще знаний хватает, либо до самого дошло, что можно и самому учиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Добро пожаловать в дружный коллектив бабушкиных подружек!
      Во-первых, сразу отправилась к Вам с ответным визитом и с удовольствием стала ПЧ молодого блога (1 месяц и 3 дня!) Обожаю наблюдать за "развитием новорожденных", поэтому буду Вашим частым гостем!
      Что касается репетиторов, то, скорее всего, после перенесенной огромной стрессовой нагрузки после ГИА 9-х классов, дети элементарно хотят отдохнуть. Ведь каникул, как таковых, и не было (выпускные-вступительные).
      Мой сын тоже сейчас учится "через пень-колоду" и очень сердится, когда учителя (некоторые) начинают "пугать" ЕГЭ.
      Мне кажется, что это неправильно.
      Всё равно, что женщине, только-только забеременевшей, каждый день угрожать: "Вот погоди, как будут осложнения! Как не разродишься! Как родится ребенок-дебил!"
      Доказано, что при нормальном "психическом" климате человек лучше усваивает информацию. Проверено лично!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина. Как же я поддерживаю мнение о том, что не нужен репетитор тому ученику, кто сам организован, умеет трудиться, приучен регулярно выполнять домашние задания и рекомендации учителей.

      Удалить
    3. Анна Борисовна, я тоже считаю, что 50% успеха - это желание самого ученика добиться чего-нибудь. Но помощь педагогов всё-таки требуется.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, Ваш блог я читаю около 2-х месяцев. Мне очень нравится Ваше чувство юмора и позитивная позиция к жизни. Я сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и имею возможность немножко блуждать в интернет пространстве. Болог БиблиоЛира был создан, чтобы поддержать усть-лабинских коллег библиотекарей (поменялся метадист, очень много молодых библиотекарей) Про блог мало кто знает, я его еще офицально на МО не представляла. Тем дороже мне Ваш комментарий. Я ведь как блогер полная "блондинка" все методом "тыка". Если у Вас будут замечания пишите мне на почту (адрес есть в блоге) все учту и буду исправляться.
    С уважением Полякова Ирина Николаевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Николаевна!
      Очень рада,что Вы - молодая мамочка! А кто у Вас? Сынулька или дочурка? Обожаю детишек! Всегда хотела, чтобы у меня было много-много малышей, но получилось только двое.
      А блог у Вас интересный. Только Вы же, наверное, заметили уже, что я "вот так с бухты-барахты" никогда ярлыки не навешиваю. Вот сначала изучу ВАС "под микроскопом" :)), а для этого добавила Ваш блог в свою "Бабушкину блого-библиотеку".
      Буду держать руку на пульсе. Спасибо за доверие!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Николаевна! У Вас такой теплый блог, было приятно туда зайти. А статьи какие интересные! Не знаю, почему Вы говорите, что Вы в ведении блога "блондинка". Так всё хорошо сделано. Приятно с Вами познакомиться, добавила Ваш блог.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Прошли и мы с сыном этот этап в жизни. ГИА сдавал без репетиторов. А в 10 классе пришёл сам и сказал, что не хватит знаний для поступления, выбрал сразу 3 предмета, к ним готовился основательно (да и сдавал только 3 экзамена, четвёртый сказал не буду). С репетиторами нам повезла, профессиональные педагоги, поэтому и сдал ЕГЭ хорошо и без проблем поступил в ВУЗ, который сам выбрал. Но здесь ребёнок сам всё решал.
    Меня сейчас удивляют родители, которые водят детей к репетиторам, до поступления в 1 класс!!! (Есть и у нас на селе такие) Почему сами не занимаются с детьми? Нам ведь не нужно учить их читать, писать. Приходят ребята даже карандаш не умеют держать, ножницами выстригать не умеют, право-лево не знают!!! Может не в тему, но о больном :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Почему же "не в тему", очень даже в тему. Для меня это тоже очень больной вопрос. С одной стороны не хочется доводить ребенка до истощения, а с другой стороны - есть такие вещи, которые делать НАДО.
      Помню, как поступали в детский сад, проходили психолога... Мадам (по другому назвать не могу) сказала, что в 4 года ребенок не может разговаривать на двух языках (если это не национальный) - это признак шизофрении и категорически запретила: иначе ребенок вырастет дебилом. Ух, и рыдала же я! Хорошо муж успокоил.
      Вот и сейчас, снова изменение правил ЕГЭ. Готовиться совершенно не хочется, так как неизвестно что будет через год.
      Просто учим уроки, ходим на дополнительные занятия, которые Ивану нравятся (получается, что в собственное удовольствие), читаем какую-то дополнительную литературу, участвуем во всевозможных конкурсах (где только время позволяет).
      Пишу во множественном числе, так как действительно, делаем всё вместе. Не в смысле, что мы делаем часть работы за Ивана, а в смысле, что помогаем в поиске первоначальной информации (опыт родительский).
      Но сердечко ёкает-ёкает. Ведь всё может быть. Надеемся на удачу.

      Удалить
  5. Добрый вечер, Ирина Валерьевна. Вы расставили все точки над i и очень подробно всё описали, как и, главное, зачем. Соглашусь с Анной Борисовной, если ребёнок занимается с удовольствием, приучен к умственному труду, самоорганизован, ему не нужен никакой репетитор. Если всё участие родителей сводится к оплате репетитора (мы Вам платим - вот Вы и учите), то вряд ли от таких занятий будет толк. Часто в этом случае ребёнок сам не заинтересован, а родители сняли с себя ответственность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      А мы сейчас ох, как чувствуем пробелы прошлых лет (когда Ваня болел). И если тогда "проскочили", то сейчас это аукается.
      Учиться сложно, утомительно, но мы руки не опускаем.
      Ваня очень старается, но помощь нужна. Помогаем пока сами в меру возможности, но, чувствую, нам без репетитора будет трудно.

      Удалить
  6. Ирина Валерьевна! Мы раньше даже такого слова не знали "репетитор". Все занимались самостоятельно, внимательно слушали учителей, оставались на дополнительные занятия, консультации. А сейчас даже ученики начальных классов имеют репетиторов. Зачем репетитор в началке? Этого я понять никак не могу. Мне в нач. классах всегда мама помогала решать задачки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Репетиторы были всегда, но они целенаправленно готовили для поступления в ВУЗы. Это было "не для всех", так как репетиторов было мало (так же как и ВУЗов).
      Сейчас и то и другое доступно любому "балбесу", если у родителей есть деньги. Плати - и получай диплом.
      Вот родители и бросаются во все тяжкие, чтобы заработать на репетиторов, да на учёбу. И того не замечают, как рушатся все семейные ценности...

      Удалить
  7. У меня никогда не было репетитора. В школе мама мне всегда помогала. А сейчас я учусь в университете. Даже не слышала, чтобы кто-нибудь занимался с репетитором. У студентов, наверное, репетиторов не бывает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна!
      Вам удивительно повезло с мамой. Она сама стала Вашим репетитором. А что касается студентов... так они сами репетиторствуют :) Причем, некоторые весьма успешно!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Очень полезная подборка советов для родителей школьников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Я очень долго размышляла над этой темой. Настоящие Гамлетовские терзания, сомнения и страхи.
      И вот итог моих стараний.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Эта тема актуальна и у дошколят!!! Родители очень хотят, чтобы 1 класс был легким для деток и договариваются, кто с педагогами начальной школы, кто с воспитателями. Я тоже считаю, если родители занимались с малышом вовремя и по возрасту, все будет хорошо, они читать научится, и примеры решать! А вот кто сидел до 6 лет, и вообще ничего не делал, вот туго приходится и ребенку и репетитору, а ну ка столько информации вложить за год,когда шесть лет спали.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Людмила Владимировна!
      И ещё часто родители пытаются воспитать из ребенка гения, а потом горько разочаровываются. А дети это видят.
      Мне кажется, что любому человеку надо научиться элементарным вещам :шить, вязать, готовить, стирать, выполнять мелкие работы по ремонту... и так далее. И дети в раннем возрасте с удовольствием этому учатся. Только в том случае. если родители сами этим занимаются.
      А то как иногда бывает: "Иди, сделай то-то или то-то", а сами этого и не умеют. Впору репетитора нанимать )))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Тема очень актуальная. Я, порой, тоже подрабатываю репетитором. Но обычно соглашаюсь заниматься, только если обратятся через знакомых. На работе очень большая нагрузка бывает, так что сил на репетиторство не остается. Ну а сейчас малышка много времени забирает. Но все ученики, с которыми я занималась, просто замечательные были!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Как хорошо, что у Машеньки такая заботливая мама, которая сама занимается с малышкой. Теперь. Анна Владимировна, это и есть Ваше самое главное репетиторство. Как говорится "с самого нуля" :))

      Удалить
    2. Мне очень помогает моя мама. А с сентября придется выходить на работу. Ведь платят только до полутора лет.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]