Конкурсы

воскресенье, 16 мая 2021 г.

Анна Красильщик "Три четверти". 90-е

Лихие девяностые я встретила вполне самостоятельным взрослым человеком. У меня уже была своя квартира, дочь-школьница, работа в проектном институте и не смотря ни на что - вера в светлое будущее, которая несмотря на все попытки переубедить меня в обратном, сохранилась до сих пор. Я тогда даже не задумывалась, как ко всем этим событиям относятся дети. Впрочем, они не знали другого времени, поэтому для них то, что происходило было обычным. И вот это их обычное детство в корне отличалось от нашего босоногого детства.

И вот в руки мне попалась книга, написанная от имени двеннадцатилетней девочки, семиклассницы, только что переехавшей в новый дом, а значит и сменившей школу. Прежняя школа была практически рядом с домом, а в эту надо ехать сначала на метро, а потом пятнадцать минут через парк... и это даже радует девочку. Ведь по пути можно увидеть столько всего интересного.

Школа, класс и одноклассники оказались выше всяких похвал. Девочке очень нравилось, что их всего десять человек, что ходить можно в свободной одежде, что учителя более чем гуманны к ученикам, проводят уроки не стандартно, иногда просто идут гулять в парк и прямо там разговаривают на разные темы (конечно, в пределах школьной программы). Наверное, это и есть школа-мечта.

Знаете, так хочется процитировать книгу, но при копировании даже пары предложений выходит грозное предупреждение о недопустимости копирования, так что лучше воздержусь. Вы же помните, что мы все законопослушные, соблюдаем правила и т.д. Так что весь пост будет основываться на моих личных впечатлениях от прочитанного. 

Знаете, перед этим я прочитала несколько книг о советской школе в хронологическом порядке, начиная с 1931 года. И вот он, переломный момент - девяностые, когда скрытые бунтарские веяния вырываются на свободу. Открытое непослушание, откровенное игнорирование и полное нежелание понимать старших, разговоры "о запретном" с мальчиками (и это в двенадцать лет!), желание большой и чистой любви, но в то же время отрицание "того самого, от чего бывают дети". "Фу, какая гадость!.. Как можно этим заниматься!.." и вообще такие рассуждения, что я откровенно хохотала. Бедная мама...

И вообще, девочка очень интересная, порой такое выдаёт, что хоть стой, хоть падай. Вот что она говорит о кремации (во время посещения могилы бабушки):


В этой повести я больше всего восторгаюсь мудростью матери, которая так терпеливо и без экивоков отвечает на все вопросы дочери. А прервые задумавшись о смерти, девочка начинает просто истерить: то к подруге пристаёт с этим вопросом, то к дедушке, а потом просто бросается на свою любимую подушку, в которую удобно плакать и запирается в своей комнате (правда не на защелку, потому что её убрал дедушка) и погружается в размышления. А вот пример правильного действия отца.


Знаете, мне было очень интересно наблюдать, как эти, по сути ещё совсем дети, пытаются быть взрослыми. То в металисты записываются, то решают тусоваться по-взрослому, разбиваются на пары, собираются вместе и пытаются целоваться, курить, сквернословить... И так грустно мне стало. Дети-дети, что же вы делаете. Детство не повторяется (разве что в старческом маразме впадают в детство). А всё доброе, наивное и светлое стремительно катится с тартары. Начинает цениться грубость, жестокость, непослушание, бравада... Первая измена, первое разочарование, первая осознанная потеря... И жизнь продолжается, несмотря ни на что.

Книга прочитана в рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме мая месяца "Школьные годы чудесные". Очень рекомендую, очень!

https://readli.net/chitat-online/?b=914850&pg=1

12 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, заинтересовали книгой. Надо почитать, спасибо за ссылку. Я помню своих учеников в начале 90-х и хочу сказать. что было большое различие между крупными городами и провинциальными маленькими. В 1991-м моя ученица (10 класс) после поездки в тогда ещё Ленинград заявила о желании выйти из комсомола. Руководство было в шоке, меня обязали её переубедить (хорошо хоть что не наказать).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна.
      А я вспоминаю случаи, когда исключали из комсомола или из партии.
      Это было равнозначно гражданской казни.
      Исключенного человека сразу ставили в разряд "второго сорта", это ставило крах на карьере и на возможности пользоваться какими-то социальными благами.
      В очередь на квартиру, на получение автомобиля, в детский сад такие люди заносились самыми последними.
      Так что я вполне понимаю то руководство. которое было шокировано подобным поведением десятиклассницы.
      По идее она ставила краз на своей карьере и на карьере руководства школы.
      Подобная выходка ученика - это недостаток в иделологической работе, а значит (как минимум) выговор с занесением в личное дело директору и ближайшему руководству, а потом понеслось бы лавиной:
      школьное руководство наказывает учителей,
      Учителя пишут на производство родителям,
      Родителей тоже наказывают (отодвигают во всех очередях и в карьере), и дальше по восходящей -
      наказывается руководство предприятий, за недостаточную работу с членами коллектива, допустивших подобное воспитание в семье.
      Знаете, с алкоголиками меньше возились, чем вот с такими "идеологическими элементами"

      Удалить
  2. А через год-два не стало ни пионерии, ни комсомола.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю для кого как, а для меня это было шоком.
      Думаю, как и для большинства нашего поколения.
      Кто-то пришел, и сказал: "Всё!"
      И все подчинились.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Действительно, книга о важном. С того времени, ничего не изменилось, в плане развития.
    Анна Красильщик пишет о том, что волнует подростков. В этот период появляются качественные новообразования в личности: сдвиг в развитии самосознании, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности поведения.
    Половое созревание, отношение с одноклассниками, умение высказать свою точку зрения и за нее постоять в сложной жизненной ситуации, об этом пишет автор.
    Так и жизнь не останавливается, а продолжается. А что же главное?
    На мой взгляд главное, осознать происшедшее и найти в себе силы жить и идти дальше...


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна.
      Вот тут я с Вами НЕ соглашусь.
      В истории регулярно происходят периоды, когда подростки оказываются "лишними".
      Яркий пример этого - Германия 30-х годов, когда с приходом Гитлера к власти всех подростков зомбировали - отлучали от семьи, лишали детства.
      Приветствовались ранние половые отношения и рождение "новых гитлерюгенд", которые воспитывались в специальных "комбинатах" в духе милитаризма.
      Гитлеру нужны были рабы-пушечное-мясо, готовое беспрекословно исполнять приказы.
      А подросткам была дана "полная свобода" - именно они были главными участниками погромов и разборок, их натравливали друг на друга, давая возможность самим уничтожить "инакомыслящих".
      В 90-е годы в России подростки оказались в подобной ситуации.
      Только руководство не было готово к такому резкому повороту событий, ситуация вышла из под контроля.
      Формирование банд, вседозволенность, полная переоценка ценностей - это всё привело к тому, что старшее поколение продавалось за кусок хлеба, а младшее оказалось не при делах.
      Вы же работаете в детском учреждении, и, наверняка, замечаете, насколько отличается воспитание детей родителями разных возрастов.
      В 90-е дети просто выживали.
      Они отнюдь не являлись половозрелыми, а все эти ранние связи приводили к рождению слабых детей.
      Сейчас мы "пожинаем плоды" - массовое бесплодие.
      На эту тему могу рассуждать часами.
      В своё время изучала эту проблему.
      Ребенок - это всегда ребенок.
      Ему нужны здравомыслящие родители, наставники, друзья, единомышленники.
      И пока мы этого не поймём - будем жить в хаосе.

      Удалить
    2. Стоп, Ирина Валерьевна! Я не говорила о "лишних" в 30-х.
      Со всем тем, что Вы озвучили, я согласна. Но, мы говорили о другом, о рассказе А. Красильщик "Три четверти". Или я не права?

      Удалить
    3. Хоть "стоп", хоть не стоп, но я высказала свою точку зрения на цикличность истории.
      Эти "лихие 90-е", наделали столько беды, что ещё не одно десятилетие мы будем приходить в себя.
      В книге Анны Красильщик эта тема очень актуальна.
      Когда дети предоставлены сами себе, когда над ним нет надлежащего контроля, они делают массу ошибок.
      А именно это и произошло в 90-е.
      Героине ещё повезло - у неё адекватные родители, которые обращают на неё внимание, но посмотрите на окружающее общество?
      Домашняя воспитанная девочка оказалась среди подростков, где ценится грубость, жестокость, непослушание, бравада, ей пришлость в раннем возрасте испытать первую измену, разочарование, потерю близкого...
      Да, и всё же жизнь продолжается, несмотря ни на что.

      Удалить
  4. Ирина Валерьевна, вы столько уже книг прочитали по теме мая. А Ольга Николаевна, видела ваши отзывы? У неё экзамены на носу, у неё нет времени читать наши посты. Надо было в апреле закончить наш марафон. И нам было бы легче. Читали бы книги не в рамках читательского марафона, а те, которые больше всего нравятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Вы слишком пессимистичны.
      Это же не "онлайн-игра", где непременно в определенное время надо что-то сделать.
      И что Вам мешает читать просто книги, а не в рамках марафона?
      Я читаю всё.
      А Ольга Николаевна найдёт время, чтобы прочитать отзывы, да и в табличку занести.
      Будет время и желание "сменить обстановку" - блог нам всем в помощь.
      При всей кажущейся сложности и затратности марафона - главное изначально правильно составить формы статистики и периодически заносить данные.
      У меня в блоге очень легко найти все книги, которые я читаю по теме марафона, стоит только "кликнуть" баннер на боковой панели блога - все прочитанные отзывы под рукой.
      Меня Лилия Павловна научила систематизировать важные темы.

      Удалить
  5. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Ваши сообщения-отзывы, конечно, читаю и закидываю в копилочку марафона. Надеюсь, Вы верите в то, что всё будет опубликовано, даны ссылки.
    Спасибо Вам за то, что пишете не для меня, а для всех своих читателей!
    Спасибо за отзыв! О книге слышу впервые. Вы, правда, открываете новые имена. Постараюсь прочитать и это тоже. Когда? Надеюсь, что жизнь предоставит такое право.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Вот выйдете на пенсию - времени будет предостаточно )))
      И ссылки даю, чтобы у тех, кто заинтересовался, была возможность прочитать, не откладывая в долгий ящик.
      А то или нет в библиотеке, или стоит дорого.... а книжки то стОящие - такие надо прочитать.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]