Сегодня случайно наткнулась на старую запись советского фильма-спектакля, поставленного режиссёром Игорем Владимировым в 1982 году с участием Алисы Фрейндлих, Ирины Мазуркевич, Леонида Дьячкова и артистов театра Ленсовет. Александр Белинский, "Пятый десяток". Что превлекло меня, кроме прекрасного актерского состава?
То, что это спектакль про библиотекаря, что происходит в реальном географическом объекте, ну и конечно, это моё любимое прошлое. Итак,
Посёлок Волжский Костромской области, 1975 год. Екатерина Александровна Ёлочкина (Алиса Форейндлих) - сороколетняя мать-одиночка, библиотекарь, увлеченная своей профессией, невысокая, худенькая, симпатичная женщина. Она умна, принципиальна, интеллигентна и есть в ней что-то по-детски наивное, откровенное до беззащитности, впрочем, как у всех героинь Алисы Фрейндлих. Я не могу представить в этой роли кого-то другого.
И вот в фильме-спектакле рассказывается о двух неделях из жизни Екатерины Александровны Ёлочкиной. Много интересных событий-совпадений, взять хотя бы то, что в санитарный день, когда Екатерина Александровна занималась уборкой (на столе стул, на стуле она - вытирает тряпкой книги - знакомая всем работа) на пороге библиотеки имени Пушкина, в которой работает Екатерина Александровна, появляется командировочный из Москвы ихтиолог, Игорь Николаевич Пушкин. Ему нужно где-то подождать, пока будет готов его номер в гостинице, и он попросился посидеть и почитать что-нибудь.
Вскоре выясняется, что его номер в гостинице отдали журналисту из Москвы Виталию Маринину, нагловатому и самоуверенному молодому человеку. И так получилось, что он вынужден снять на время командировки комнату у Екатерины Александровны, так как это было выгодно обоим: ему - поселиться в тизом месте, а не в общежитии с восемью соседями по комнате, а ей - не лишние 30 рублей за две недели проживания, которые очень нужны, чтобы её дочь смогла купить себед кофточку.
Вообще Екатерина Александросна очень любит свою дочь, которая учится на третьем курсе театрального училища и мнит себя звездой. Но Ася не ценит заботу матери. Она выросла хамкой-вертушкой, всячески упрекающей мать за то, что она не может обеспечить Асе достойную жизнь в Москве. И вот, приехав на каникулы, всячески козыряет тем, что она актриса, бегает на показы, что она должна выглядеть соответственно, и что мать должна ей... вобщем, эгоистка первой степени.
В день рождения к библиотекарше приходят гости: подруга Кена (провинциальная певица, мечтающая выйти на пенсию, чтобы не петь), друзья - читатели из библиотеки, сосед по коммунальной квартире, который знает её 32 года, и живёт в этом доме с тех пор, как вернулся с войны к эвакуированной жене. Жена умерла, и он так и остался жить здесь, чтобы не бросать могилку жены. Приходит и бывший одноклассник Аси, Петя Воронин, студент-заочник, только поступивший в Московский институт, безответно влюбленный в Асю.
Да, в библиотекарше Елочкиной нет ничего необычного. Невысокая, худенькая, простенькая женщина, которой пошел уже пятый десяток. У нее усталое, будто стертое лицо, ломкий, чуть надтреснутый голос. В жизни с ней всякое бывало: нелегкий труд, тысячи обязанностей, неудачная любовь. Но при всей житейской незащищенности есть в ней и скрытая энергия, та духовная неуступчивость, которая помогает хранить верность своим убеждениям, идеалам. Ни в чем и нигде не шла Елочкина против своей совести. Часто потом сокрушалась, проклинала свой характер, но завтра снова поступала так же. И где-то там, в глубине души, она верит, что найдёт свою любовь. Вернее, не надеется, просто готова любить и быть любимой.
За две недели, пока командировочный Игорь Николаевич Пушкин проживал в их доме, они много разговаривали о жизни, о судьбах, но не произносили ни слова о любви. Хотя было видно, что между ними появилось какое-то особенное тепло. Не буду пересказывать сюжет, просто предлагаю посмотреть фильм-спектакль.
Я знаю, что среди моих читателей немало тех, кто так или иначе связан с проофессией библиотекарь. Думаю, особенно им будет интересно посмотреть этот немного наивный фильм-спектакль советского времени с прекрасным актерским составом, и поностальгировать о том светлом времени с настоящими чувствами.
Ира в закладочки стопроцентно! Фрейндлих обожаю.
ОтветитьУдалитьну и библиотекарь я опять же)
Ириш, я сама поразилась, как это такой прекрасный фильм "проскочил мимо меня".
УдалитьЯ в те годы очень увлекалась театром, даже сама немного играла на сцене (студентами в ТЮЗе подрабатывали)
Скорее всего потому, что это "о взрослых людях", а мы больше смотрели молодежные постановки.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьКак же редко сейчас снимают добрые и хорошие фильмы! Мне кажется, что во времена "ГТРФ" практически каждый фильм был отличным и интересным, его могли смотреть от мала до велика.
Спасибо! Оставила себе ссылку для просмотра летом!
Здравствуйте, Лилия Павловна.
УдалитьВ Гостелерадиофонде собраны лучшие записи театральных постановок, художественные и документальные фильмы и многое другое.
Это настоящий кладезь советского киноискусства.
Не каждый фильм был достоин попадания в ГТРФ, и это не зависело от политических мотивов.
Есть кино-архив, где хранится всё, а есть ГТРФ - это тоже архив, но на порядок круче.
Кстати, именно в ГТРФ хранятся некоторые фильмы, которые не были допущены к кинопрокату по каким-то причинам.
Посмотрите - это интересно.
Как интер есно, Ирина Валерьевна! И любимая моя актриса! Надо посмотреть! Ведь я иного лет одновременно работала и учителем, и библиотекарем.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна.
УдалитьЯ потому и выбрала этот фильм для рекомендации к просмотру, помимо того, что он реально интересный, ещё и про библиотекаря, да ещё и с Алисой Бруновной.