Вот решила бабушка на старости лет поставить над собой эксперимент. Да не простой, а самый что ни на есть научный: решила проверить, насколько усвояемость учебной информации зависит от возраста. Есть же пословица: "век живи - век учись. Так почему же не попробовать?
Тем более, что в семье целых три студента (два очника и заочник), которые если что помогут, подскажут, зададут направление и... Но я особо не стала доставать с подробностями, просто попросила список экзаменационных вопросов и учебников.
Ну, если с вопросами проблем не было (один клик, и всё в меня на почте), то вот с учебниками пришлось попыхтеть. Не буду углубляться в конкретные примеры (дабы не обидеть никого), но вот с учебниками у нас беда. И не просто "беда", а "БЕДА" крупными буквами.
В свободном доступе только малосодержательные устаревшие сведения, на которые можно только опереться, а вот конкретику надо искать по опубликованным статьям в научных журналах. А что делать? Наука не стоит на месте, каждый день кто-то придумывает что то новое. И ладно бы, если значимое, а то так, высасываю из пальца ситуацию, раздувают её размером с воздушный шар и, заручившись поддержкой именитых научных руководителей, всеми силами внедряют в жизнь.
Ну да, кажущаяся действительность, а на самом деле - пшик.
Ну какое кому дело, как мы будем называть тот или иной предмет (механизм), главное - чтобы он работал и приносил пользу. А тут, возьмут нечто несущественное и раздуют... но это я уже говорила. Ну да. Зацепило опять.
А ещё прочитала с десяток авторефератов примерно по одной теме диссертации. Товарищи - да это же одно и то же! Совершенно один и тот же материал, скопированный из интернет-источников, но благозвучно в списке литераатуры укзанный как книжное издание. Я тут ради интереса попыталась найти книжицу по одному из указанных источников. Ну, сначала мне было указано, что "найдено потенциально опасное содержимое" - рискнула перейти по ссылке - ошибка 404.
Ага. Перехожу по следующему... Книга существует только в электронном варианте. Да как же так? Ведь в списке источников указаны данные именно печатного издания? Хотела посмотреть - только скачивание... и с меня запросили ни много ни мало - 850 рублей (за брошюрку 56 страниц).
Не буду углубляться в подробности, но мне ("через завсклад, через товаровед.."- как говорил Райкин) уладось бесплатно достать эту книжицу, котороая на деле оказалась методическим указанием с перечнем вопросов и учебников, рекомендуемых при изучении этого курса.
Ну это подействовало на меня как красная тряпка на быка. Бедный мой компьютер пищал-визжал-матерился, пока я пыталась найти хотя бы одну из рекомендованных книг в свободном доступе. А вот нетушки! Ручечкой по бумажечке записывала цены предлагаемых к скачиванию учебников. Оказалось немногим меньше 300.000 рублей. В некоторых предлагалось купить бумажнгый вариант учебника (сумма от 500 до 1500 рублей без учета пересылки)
Да, написание диссертации дорогое удовольствие, причем, в прямом смысле.
Но диссертацию я пока не пишу, а вот ответы на экзаменационные вопросы нашла. Точнее не "нашла", а скомпоновала из скупых сведений, взятых из статей, чужих курсовых, авторефератов и "просроченных учебников". Любопытно, что в сети до сих пор пользуются спросом учебники 60-70 годов прошлого века! Там всё так хорошо написано (особенно по техническим дисциплинам). Только вот информатика-электроника устарели.
А вот русский язык - это просто безобразие. Я сколько раз уже ругалась: зачем простые русские понятия заменять на иностранщину? То, что учила в школе (трижды: сама, с дочкой и сыном) изменилось до неузнаваемости. Точнее, появилось столько нюансов, "тонкостей" и частных случаев, что... И ведь пишу грамотно, могу выразить мысли, но вот если бы пришлось сдавать русский язык в реале - при желании завалили бы на сто процентов.
Прочитав более двухсот книг (за год), Просмотрев массу научных работ и рефератов, сделала вывод: заочное обучение не для меня. Точнее, не совсем так: не для тех, кто закончил школу давно. Потому что мозг работает по другой программе: есть необходимость докапываться до мелочей, уточнять детали, а это занимает много времени.
Помню старые фильмы, где заочники по ночам, читают учебники, пишут конспекты а потом на экзаменах блестяще отвечают... Сейчас заочники "берут учебники" только во время сессии, пытаясь по быстрому освоить материал. И ведь сдают! Наверное, это какие-то гении, потому что у меня от трёхсот одного экзаменационного вопроса по разным предметам в голове такая каша! Ну, как у того читателя, который прочитал две книги - "Муму" и "Анна Каренина" и никак не мог понять, "зачем Герасим свою собачку под паровоз бросил".
Ирина Валерьевна! Вы правы, нужные книги и учебники так стало трудно достать. В Интернет-магазинах дорого, в книжных магазинах не продают. Хорошо, что вы решили тоже решили освоить программу. Только я не поняла школьную или университетскую.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна.
УдалитьС учебниками - беда. И, скорее всего, это от того, что они просто не востребованы.
Вот если было бы как раньше - каждому студенту по экземпляру учебника. Тогда и цены на них были бы поменьше.
Вы же понимаете ценообразование книги?
печатаешь 1 экземпляр - цена 5000 рублей.
Печатаешь 5.000 экземпляров - цена (1 шт) 350 рублей )))
Печатаешь 1000.000 - цена (2 шт) 150 рублей.
Это к примеру.
А осваиваю я университетскую (гуманитарную), колледжовскую и техникумовскую (технические) программы).
Зачем мне это надо?
Да просто так.
Чтобы не чувствовать себя недоучкой.
И "чтобы было о чем поговорить."
Вы молодец, Ирина Валерьевна! Учиться надо в любом возрасте.
УдалитьСпасибо, мне приятно.
УдалитьЗадумку оценила, Ирочка, а детали от меня ускользнули. Что именно, по какому предмету/ам вы хотели себя испытать? И из комментария непонятно. Гуманитарную какого факультета? Если интересна литература Англии, заходите сюда: https://bgpu.ru/engphil/EnglishLiterature/index_new.htm
ОтветитьУдалитьТам много интересного! Банк тестов, студенческих работ, на странице Семинары задания по книгам одно другого увлекательнее...
Здравствуй, Ирина.
УдалитьСпасибо за ссылку, пригодится для общего развития.
Факультет журналистики- 3 курс. Конкретно: Экономика издательского дела, Редакторская подготовка изданий, Современный литературный процесс, Активные процессы в современном русском языке, Электронная коммерция и интернет-реклама;
Факультет: Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий- 2 курс: Электрические машины, Основы автоматики и элементы автоматического управления, Основы микропроцессорных систем и автоматического управления, Электромонтажные работы.
Факультет: обслуживание и ремонт подвижного состава (поезда)- 1 курс - общеобразовательная программа + спец.предметы.
Это предметы на эту летнюю сессию.
Хорошо, что не одновременно, а то бы не угналась за моими мальчишками.)))
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьТе же эмоции испытываю я, когда вместе с учениками готовимся к научно-практическим конференциям или когда сама готовлю теоретическую часть выступления.
Материалов вроде и много, в всё об одном и том же и одними и теми же фразами.
Покупать - точно не мой вариант. Куплю лучше художественную литературу или научно-популярные пособия по русскому языку.
А вот о новшествах в русском языке Вы меня удивили! Я просто в недоумении: что же изменилось?
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
УдалитьРусский язык школьная и университетская программа - это два совершенно разных подхода.
А школе мы изучаем общие правила и наиболее распространённые понятия.
Университетская программа - это сплошные "тонкости и исключения": вот вроде бы так, но не так, котому что в данном случае...
Можно посмотреть вот здесь, что есть такое, что в школе не учат: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/about.htm
Ирона Валерьевна, конечно, я знаю это: в университете учила современный русский язык.
УдалитьНо и потом: зачем в школе изучать лингвистику углубленно? Вы дали ссылку на вузовский учебник.
Да, язык - это живая система. И разные школы. Взгляд на разные понятия различный.
Ну да, вот по таким учебникам я и пытаюсь освоить хотя бы азы, потому что вдаваться в подробности сложно.
УдалитьДа и зачем, тем более, что на каждый случай есть своё частное определение.
Ну вот я когда вопросы прочитала - волосы дыбом встали.
Вам, конечно же это понятно, но я...
- Норма и окказионализм.
- Способы креолизации письменных текстов.
- Демансипация терминов.
- Языковая вариативность.
- Собственно неязыковые элементы в тексте.
- Социолингвистическое изучение произносительных норм.
Я по нескольку раз вопросы перечитывала, чтобы хотя бы попытаться понять о чем это...
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот Вы молодец! Отличный эксперимент! Я думаю, люди советской школы могут справиться с любой программой! И не важно сколько книг надо прочесть! Конечно, их надо найти. А вот представьте, они у Вас все перед глазами, имеются все в наличии! Справитесь? Да, конечно! Ещё и отвечать будете так, что многие скажут: "О профессор говори!"
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна.
УдалитьКонечно, при наличии печатных учебников легче обучаться, но вот есть такие нюансы, когда теория меняется очень быстро, учебникам за ней не угнаться.
Или вот, был казус.
Парень написал магистрскую исследовательскую работу... пока дошла очередь проверки - "кое-что" в теории изменилось.
Точнее, тема стала не актуальной.
Что делать?
Времени на написание новой работы нет (нужны научные публикации и социологические исследования минимум за 2 года).
Я предложила изменить название темы и немного изменить концепцию.
Долго ржали, но, по-моему, это единственный вывод.
Представить работу не как ноу-хау, а как историческое исследование с указанием недостатков предыдущей теории и предпосылок на будущее.
Советская школа)))
Ирина Валерьевна, литература, на мой взгляд, всегда была недостатком вузовского обучения, ведь редко найдёшь готовый учебник по дисциплине. Да и каждый преподаватель старается "умного" или "своего" добавить...
ОтветитьУдалитьТерпения Вам и усидчивости!
Здравствуйте, Лилия Павловна.
УдалитьВот осталось только физику (школьный курс - ЕГЭ) немного "добить", и можно считать, что "эту сессию сдала")))
Испытала на себе, как это заочники меньше чем за месяц умудряются освоить весь курс обучения.
Если не вдаваться в подробности, поверхностно, только чтобы иметь представление... то вполне возможно.
Ира,в мире Интернета царит засилье плагиата. Про безграмотность даже говорить не хочется.
ОтветитьУдалитьну а про твой эксперимент - Альцгеймер тебе точно не друг))
Ириш, как меня "достал" этот плагиат.
УдалитьА знаешь, мне кажется, что "где-то там" заинтересованы, чтобы было таких, кто живёт чужими мыслями, как можно больше.
Ведь они уверены, что излагают собственные мысли.
А значит им будет легчу втюхать нужные мысли.
Стоит только убедить, что это "как их собственные".
Ну, а про Альца пока не зарекаюсь.
Кто знает, может ещё и познакомимся)))
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот уж точно, что учиться никогда не поздно. Вы точно обозначили проблемы и с учебниками по спецпредметам, и с плагиатом. Одно хочу сказать, что заочно, как правило, учатся те, кто знаком уже с этой профессией. Вы удивились русскому языку, а я до тонкостей изучала литературу, конечно, кроме специальных предметов, таких как библиография,библиотековедения, основы библиотечных фондов и др.. Хотя всем кажется, что в библиотеке может быть сложного: пришёл человек, он спросил, а ты выдал ему книгу.Ну ещё поставил книжки в ряд ровненько....
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна.
УдалитьБиблиографию я тоже изучала в прошлом семестре, так что у меня есть реальное представление ЧЕМ занимаются библотекари.
Это очень много заморочек и отчетности, а также чисто механической работы.
Особенно в условиях рынка, когда библиотека не только "пункт выдачи книг", пропаганды, но и распространения.
Литературу тоже изучаю "до тонкостей" по рекомендованной программе.
Удивлена выбором, хотя образованный человек должден иметь хотя бы представление о мировых направлениях.
Русский язык для меня всегда загадка.
Точнее не "русский язык", а постоянные перегибы из крайности в крайность, попытка привести русский язык к нормам более удобным для перевода на иностранные языки.
И это мы, русские, которые всегда гордились нашим "великим и могучим" сейчас осознанно отказываемся от народной мудрости, отправляя в разряд архаизмов устойчивые фразеологизмы.
Молодёжь просто не понимает их, хотя в школах и изучается эта тема - воспринимают всего лишь как школьный урок, к которому надо подготовиться и... забыть.
Да, Вы правы, заочником становится "человек из профессии", но, согласитесь, профессия-профессией, но не все нюансы в профессии присутствуют.
Вот пример: один студент с большим стажем по профессии сдавал экзамен по электронике. И преподаватель попытался "докопаться до тонкостей" при выборе какой-то "штуковины". Тот честно ответил, что не знает, на что преподаватель так удивился:
- Как же так, а вот надо будет Вам... заменить... как же Вы узнаете, что Вам надо...
На что студент спокойно сказал:
- Посмотрю на тот, что испорчен и возьму такой же.
- А что, так можно? - удивился преподаватель.
- Все так делают - ответил студент.
Это пример того, что не все знания, и далеко не в том объёме, которые пытаются преподавать заочникам (да и очникам тоже) пригождаются в реальной жизни.