Название этой книги показалось мне очень знакомым. И автор тоже. Но вот память что-то подводит, поэтому беру книгу и читаю заново. Точнее, не книгу, а усаживаюсь перед монитором. Ну что-же, по крайней мере соблюдаю одно из советских правил - читать только сидя, не наклоняясь...
Эх, думали ли те, кто составлял эти правила, что совсем в не далеком будущем чтение превратится в "таращение" до рези в глазах, до наступления полуслепоты в экраны мониторов.
Итак, читаю. Книга начинается 1972-м годом. Мне в ту пору было 11 лет, и я уже вполне осознавала происходящее вокруг. Правда, жила я не в Москве (Москва всегда была и будет особым городом), а в провинциальном городке, но зато районного масштаба. Тоже в своём роде "столица". Помню, приезжающие из районных станиц и хуторов жители всегда завидовали нам, "горожанам", потому что у нас есть всё: и кино каждый день, и парк с каруселями, и магазины, какие только хочешь, да и в магазинах было много чего (и всё-равно все гонялись за "дефицитом"). А те, кто жили "в квартирах", то есть в двухэтажках, вообще считались счастливчиками, потому что и вода в доме, и газ, и ванные (правда "удобства" были на улице, но это как-то особо не акцентировалось, потому что считалось, что взрослым справлять естественную нужду в доме как-то не прилично).
Ну это так, ностальгия. Возвращаемся к книге. Москва, 1972 год, Глебов ждёт заселения в кооперативную квартиру, естественно ищет для неё мебель. Но ему не хочется какую-то там "полированную дребедень", а что-то особенное, вечное и надежное. И вот там узнаёт в грузчике-пьянице друга детства. Но тот не захотел его узнавать, плюнул и ушел.
"Если честно, Глебов ненавидел те времена, потому что они были его детством."
Этот Глебов вообще странный человек. Сначала тревожится, что его дочь уехала с парнем "будет поздно", но когда услышал, что она вернулась, тут же успокоился и решил лечь спать. Когда дочь заявила, что выходит замуж - его реакция "А может, ничего страшного не случится? Пусть все идет своим ходом. Как всегда. Ну, разойдутся через год, ну и бог с ними". Мне кажется, это эгоист-пофигост, которому всё равно что происходит вокруг, лишь бы это не мешало ему жить так, как он привык.
Но среди ночи раздался телефонный звонок, и тот самый пьяница из мебельного Лёвка всё-таки вывел Глебова из состояния равновесия, и он вспомнил,
"Почти четверть века назад, когда Вадим Александрович Глебов еще не был лысоватым, полным, с грудями, как у женщины, с толстыми ляжками, с большим животом и опавшими плечами, что заставляло его шить костюмы у портного, а не покупать готовые, потому что пиджак годился пятьдесят второй, а в брюки он еле влезал в пятьдесят шестые, а то брал и пятьдесят восьмые; когда у него еще не было мостов вверху и внизу во рту, врачи не находили изменений в кардиограмме, говоривших о сердечной недостаточности и начальной стадии стенокардии, когда его еще не мучили изжоги по утрам, головокружения, чувство разбитости во всем теле, когда его печень работала нормально и он мог есть жирную пищу, не очень свежее мясо, пить сколько угодно вина и водки, не боясь последствий, не знал, что такое боли в пояснице, возникающие от напряжения, переохлаждения и бог знает еще отчего; когда он не боялся переплывать Москву-реку в самом широком месте, мог играть четыре часа без отдыха в волейбол, когда он был скор на ногу, костляв, с длинными волосами, в круглых очках, обликом напоминал разночинца-семидесятника; когда он часто сидел без денег, зарабатывал как грузчик на вокзале или колол дрова в замоскворецких двориках, когда он голодал, была опасность, что начинается чахотка, его посылали в Крым, и все обошлось; когда еще были живы отец, тетя Поля и бабушка и все жили в маленьком домишке на набережной, на втором этаже, где кроме них жили еще шесть семей и в кухне стояло восемь столов; когда он любил петь песни с девчатами, когда его звали не Вадимом Александровичем, а Глебычем и Батоном; когда он только еще мечтал, томясь пришло к нему, не принеся радости, потому что отняло так много сил и того невосполнимого, что называется жизнью; в те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Левка Шулепников, по прозвищу Шулепа, с которыми Вадим Александрович жил по соседству, были разные другие люди, понемногу исчезнувшие, и был он сам, непохожий на себя и невзрачный, как гусеница. А о Марине не было и помину."
И Глебов погрузился в воспоминания, с тех самых пор, когда впервые встретил Лёвку Шулепова.
Это был 1939 или 1940 год. Мальчишки и девчонки-одноклассники, жили в одном доме, Только Глебов по соседству. Они мечтали жить в свободном мире, строить будущее, чтобы всем было хорошо. Предвоенные годы, война, послевоенное время. Столько испытаний выпало на их долю. Но они пронесли через годы память о том самом детстве в доме на Набережной.
То, что эта книга достойна внимания и спору нет. Посмотрите, сколько переизданий было.
"Дом на набережной" был экранизирован, но в сценарий добавлены и другие сюжеты московских историй Юрия Трифонова. Тем не менее основная мысль сохранена: нельзя искажать историю.
Для тех, кто будет читать ссылка:
https://libbox.ru/books/dom-na-naberezhnoj
Кто желает посмотреть фильм ссылка:
https://www.youtube.com/watch?v=aqwbIymmUkY
Ирина Валерьевна, здравствуйте! Главный герой не пофигист. Он просто мужчина. Они устроены иначе. Для них если есть проблема, то ее решать надо. А переживать - это что-то лишнее, из ряда женского.
ОтветитьУдалитьА в остальном - все мы родом из детства. Что в детстве пережили, то с собой всю жизнь и несем.
Здравствуйте, Татьяна Владимировна.
УдалитьИ всё-таки буду настаивать на своём: есть в Глебове что-то эгоистично-пофигистское.
Не так явно выраженное, как нам пытаются представить в гротескной классике, но посмотрите, как он себя ведет?
Какие у него мысли?
Он просто живёт в этом мире, делает всё, как положено, переживает внутренне разные невзгоды, но это никогда не выходит наружу.
Мне даже показалось, что он переживает не потому, что кому-то плохо, а потому, что это причиняет ему внутренний дискомфорт.
Практически все друзья детства "сломались", а он даже добился какой-то стабильности, положения.
Фильм и книга очень отличаются друг от друга.
Да, в фильме он не такой, как в книге.
В книге даже какое-то скрытое предостережение: "не бунтуй, не иди против строя, сломаешься".
Перечитайте, внимательно прислушайтесь к внутреннему голосу.
"Дом на набережной" Ю.Трифонова - это классика.
ОтветитьУдалитьПовесть эту не читала, но много слышала. Спасибо Вам огромное, Ирина Валерьевна, что напомнили об отличной книге! Русская литература 70-х годов своеобразна и ценна. "Дом на набережной" - несомненная ценность. Ведь снова мысль о человеке.
Эта повесть сделала автора мировой знаменитостью.
Люблю читать сайт "Полка". Если Вам захочется, то можете о "Доме на набережной" прочитать здесь: https://polka.academy/articles/564
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
УдалитьСпасибо за ссылку, прочитала с удовольствием.
Со многим согласна.
Да, главный герой представлен "завистливым и трусливым конформистом, эксцентричный индивидуалист".
Книга осень сильная.
Её непременно надо читать.
Спасибо за ссылки и рекомендацию, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, это то, что стоит прочитать.
УдалитьSounds interesting.
ОтветитьУдалитьThe book is good. There are translations in different languages.
УдалитьПомню книгу по обложке (вторая слева верхний ряд. была такая в библиотеке. Фильм кусками смотрела.
ОтветитьУдалитьИ всё-таки много было "крепких" писателей в советское время)
Ириш, и всё-таки у меня двоякое мнение об этой книге.
УдалитьС одной стороны - много прелюбопытного, с другой - чувствуется изрядная политизированность, недосказанность.
Ира, да всё было политизированное, иначе бы не напечатали)
УдалитьПомнишь, раньше книги хорошие продавали с довеском в виде "Малой Земли" Брежнева или тезисов каких-нибудь партийных?)
Помню-помню))
УдалитьА мне везло больше - мне всегда давали какой-нибудь поэтический сборник с говорящим названием что-то типа "Земля народная", написанная каким-нибудь ударником труда, комбайнёром или дояркой, выполнивших сельскохозяйственный план на 500%...
У меня до сих пор хранятся эти книжицы.
Читала добросовестно)
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Нет, я эту книгу не читала. Спасибо, что поделились.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна, эта книга заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание.
УдалитьИ акцентирую: книга и фильм немного отличаются.
Книга лучше по содержанию.
Фильм зрелищнее.
Ирина, я тоже прочитала эту книгу. Попалась на глаза. Очень хотелось почитать классику, а она тоже в поисковике выскочила. Понравилась книга.
ОтветитьУдалитьКак хорошо, что есть такие книги, которые читать приятно.
УдалитьЗдесь даже страшные вещи описываются без надрыва.
Просто констатируются факты, но очень литературным языком.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв, почитаю, полюбопытствую. Про прошлое я читать люблю больше, чем про будущее )))
Здравствуйте, Надежда Владимировна.
УдалитьВам точно понравится.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьПрочитала Ваш отзыв и какое-то щемящее чувство появилось у меня. Сразу вспомнила дом своего детства. Помню, будучи уже совсем взрослой, мне довелось там побывать. Старенький, облупившийся дом. Рядом красивые многоэтажки. Получается что и я, как герои прочитанной Вами книги, пронесла через годы память о том самом детстве в доме на улице Суворова.
Здравствуйте, Атонина Валерьевна.
УдалитьДа, дом детства - это то, о чем никогда не забудешь.
Название очень знакомое. Обязательно пройду по ссылкам.
ОтветитьУдалитьКнига очень интересная, рекомендую.
УдалитьИ фильм тоже не плохой, актеры удачно подобраны.
Хотя, есть очень большие расхождения с книгой.