...хотя почему только недоумение? Возмущению нет предела. Ну, конечно, я понимаю, что особо заморачиваться реальностью у нас некоторые особы просто не хотят, ссылаясь на занятость, загруженность, отсутствие материального стимулирования. Но, господа, должен быть хотя бы какой-то предел у этого абсурда?
Итак, читаем задание Всероссийской олимпиады школьников по математике. Школьный этап. 8 класс.
То есть, это задание для подростков, которые "слегка" разбираются в реальной жизни и могут себе представить "что почём". Или мы по-прежнему считаем их тупоголовыми недорослями?
Не буду дальше утомлять моими дилетантскими (я не учитель) рассуждениями, просто приведу в пример одну задачку. Автор: Звавич Л.И. (смотри примечание)
Условие
В семье 4 человека. Если Маше удвоят стипендию, общий доход всей семьи возрастет на 5%, если вместо этого маме удвоят зарплату – на 15%, если же зарплату удвоят папе – на 25%. На сколько процентов возрастет доход всей семьи, если дедушке удвоят пенсию?
Решение 1
Если Маше удвоят стипендию, семейный доход возрастёт на размер этой стипендии. Следовательно, Машина стипендия составляет 5% общего дохода. Аналогично, мамина зарплата составляет 15%, а папина – 25%. Оставшиеся 55% приходятся на дедушкину пенсию. Значит, если ему удвоят пенсию, доход всей семьи возрастёт на 55%.
Решение 2
Если бы всем членам семьи вдруг стали платить вдвое больше, общий доход увеличился бы на 100%. Из этих 100% 5 приходится на Машу, 15 - на маму, 25 - на папу, а остальные 55 - на дедушку.
Ответ
На 55%.
Вас ничего не удивило? Меня удивило только одно: почему пенсия дедушки больше, чем зарплата двоих взрослых детей, плюс стипендия внучки. Ну, со стипендией понятно, там платят копейки (средняя по России - 1643 рубля). А вот что за зарплата мамы, равная 3-м стипендиям - 4929 рубля, или зарплата папы - 8215 рублей? Пенсия дедушки, возможно, соответствует уровню (если считать от размера стипендии) - 18073 рубля
Это если в цифрах посчитать.
То есть, если посмотреть по-человечески, семья находится далеко за чертой бедности и должна получать пособие... но это так, приближение к реальности.
Как вы думаете, сможет ли нормальный, думающий человек, спокойно решить эту задачу? Не возникнет ли у него сомнение в правильности действий? Хотя, как мне говорила одна учитель математики (очень уважаемый мной человек), не надо докапываться до реальности. Что получилось, то и получилось. Математика и реальность - это вещи не сопоставимые.
Но почему?
Итак, кто же этот гений математики, предложивший решить эту задачу?
Знакомьтесь (данные из википедии)
Леони́д Исаа́кович Зва́вич (род. 19 ноября 1945 года). Заведующий кафедрой математики гимназии № 1567 города Москвы. Народный учитель РФ, вице-президент российской Ассоциации учителей математики, член Федерального экспертного совета Министерства образования и науки России. Сын Исаака Семеновича Звавича.
Руководитель авторских курсов для учителей математики РФ, автор более ста книг и статей по вопросам школьной математики, педагогики и психологии. Учитель высшей категории, соросовский учитель.
Всё. Я повержена. Слов нет...
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я соглашусь с Вашим учителем математики, не надо так глубоко мыслить. Для математиков это только цифры. Вы бы знали, сколько у нас "реальных" задач в начальных классах.
ОтветитьУдалитьА у нас действительно в то время пенсионеры получали такие деньги? И вся семья жила на пенсию деда?
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьОй, насмешили Вы меня :) Пенсия всегда была мизерной. Ну, кроме, конечно же пенсий "приближенных к императору". У них всегда было ого-го сколько!
Да, не задумываются составители задач о реальности, а может просто "скатывают" условия у других авторов? К примеру, такая задача вполне была бы реальной, если бы речь шла об урожае, или о количестве прочитанных книг, или... да, впрочем, много примеров можно привести.
А ещё меня поразила задача, где по условиями ВЕЛОСИПЕДИСТ проехал кругосветку по экватору за 260 дней, причем, ехал по 5 часов в сутки. Тоже, надо иметь "хорошее образование", чтобы такое придумать...
Мне при решении этой задачи вспомнилась другая:
ОтветитьУдалить4 ежика бежали по дорожке. Сколько ножек бежали по дорожке?
Маша, помню эту задачку.
УдалитьПо идее решение такое: у ёжика 4 ножки, значит у 4-х ёжиков их будет 16. (4х4=16)
НО! К задачке прилагалась картинка, где четыре ёжика шли на задних ножках, а в руках держали палку с узелком на конце.
И, ВНИМАНИЕ! Правильное решение было такое 2х4=8.