Уж сколько раз твердили в мире, что настал век технической революции, информационно-интернетной, или как там правильно сказать. Не в этом суть. Ещё пару лет назад я сама была ярой сторонницей введения электронных учебников. Это же так удобно - не надо таскать с собой гору книжек в портфеле, достаточно положить в рюкзачок планшет или ноутбук и все знания с тобой. Ох, как в песне : "Верила верила, верю... Верила, верила я, Что никому не...."
Ну дальше там не соответствует теме, но мелодия и безнадежность - это то, что сейчас крутится у меня в голове. (Ой, знаете, как-то большинство моих постов рождается именно с возникновения в голове какой-то песни или мелодии. Что бы это значило? А иногда это звучит так ясно, будто кто-то включил проигрыватель у меня в мозгу).
Итак, почему же всё-таки "безнадежность". Это не совсем правильная трактовка моего сегодняшнего состояния. Просто я реально осознала ошибочность моей "битвы за электронные учебники".
В чем же минусы. Ну, прежде всего в том, что такие учебники действительно некоторые просто не будут читать. В силу собственной лени. Но получать хорошие оценки будут. Как? Да элементарно: вводишь в поисковик вопрос - получаешь исчерпывающий ответ, распечатываешь или сбрасываешь на флешку (это кто из преподавателей как требует) и... получаешь отличную отметку. Спорите? Не надо. Сейчас в интернете можно найти ответ на любой вопрос, даже самый невероятный: "Как кормить Скумбриков". Опаньки! Вы не поверите, случайно придумала такое название - оказывается, оно уже существует!
Да, из этой "кучи информации" возможно и не будет ответа именно на мой вопрос, но кого это сейчас интересует?
Или ещё вариант: Взял чужой реферат, с помощью определенной программы автоматически заменил названия ключевых слов на другие - и получай "авторскую работу".
И кого мы получим в итоге? Правильно - идеально работающих "кнопкотыков", хотя сейчас и это не нужно. Есть голосовые программы, которые "по щучьему велению" сделают за тебя любое задание.
И как быть с предметами, по которым не существует единых учебников? Или вообще НЕ существует? Есть такие, есть, особенно в высшей школе. Разработаны массы методичек с рекомендациями и контрольными вопросами, но у меня возникло мнение, что разработчики методичек не очень то озабачивались наличием достоверной информации в предлагаемых электронных ссылках. Иначе. как объяснить то, что ссылка ведёт на совсем другую тему, в которой... приводится ссылка на исходную методичку.
Итак, получается "Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана". Попыталась я тут как-то посчитать количество методичек, существующих в сети интернет, выданных мне поисковиком на один из моих вопросов. (Этот вопрос был во всех методичках, причем, без изменений, а вот ответ на него предлагается найти самостоятельно и даётся ссылка на... такие же методички. Опаньки!).
Но это снова не так важно. Главное, что работая с электронными учебниками, НАСТОЯЩИМИ, СТОЯЩИМИ, ЦЕННЫМИ (а есть и такие. и их немало!) находишься в зависимости от наличия интернета и электричества. Закончилась зарядка, или попал в "слепую зону" - всё (пипец!).
Не знаю как у кого, а у меня глаза устают от долгого чтения с экрана. Поэтому для меня выход один: Нашла информацию - скопировала - откорректировала - распечатала. И всё это хранится у меня в обычных картонных "папочках с завязочками". Постепенно квартира превращается в некое подобие архива. И дело не в моей "причудливости", а в том, что эту информацию я храню вместо учебников и книжек. Обычных, слегка попахивающих бумагой и краской, которые приятно взять в руки, перелистать странички, сделать закладки и визуально отметить заинтересовавшие места.
Возможно, я просто "старый больной человек, которому не понять современные технологии", но, как говорят психологи, никто не отменят пользу мелкой моторики и тактильно-обонятельного ощущения.
А для тех, кто не очень противится старой доброй фантастике, предлагаю прочитать рассказ Айзека Азимова "Профессия", написанный более 70 лет назад. Даю ссылку на электронный вариант, потому что в библиотеках ТАКИХ книг уже днём с огнём не сыщешь.
Вот в этом, как раз, и есть положительная сторона, что можно быстро найти то, что или УЖЕ перестало существовать или ЕЩЁ не появилось в открытом доступе.
Но, в моём понимании, учебники должны существовать прежде всего на бумажных носителях. Вот только постараться сделать их как можно менее объемными, удобочитаемыми и максимально информативными. Но это уже задача министерства образования и издателей.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьТолько в правильном сосуществовании бумажных и электронных книг может быть польза! И я не считаю, что все книги должны быть электронными! Для того, чтобы оцифровать книгу, много ума не надо, аппараты делают это замечательно - быстро и качественно, но вот как книга будет описана, как выбраны слова, к каким разделам отнесена - вот тут должен трудиться грамотный человек. А это, увы, не всегда бывает. Вот и приходится "мчаться" от ссылки к ссылки туда и обратно... И ведь что самое интересное, ответ потом будет прятаться в... бумажной книжке!))))
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьА я не просто так говорю. Я же теперь понимаю что такое ПСИ, что такое ЭСИ ))) Так что сделать электронный вариант учебника, чтобы он был действительно полезным - это великое искусство.
А просто так оцифровывать бумажные носители и предлагать их на экранах - это нонсенс.
Здравствуйте,Ирина Валерьевна! А я, позвольте, хочу сказать об электронных учебниках с точки зрения библиотекаря. Уж как мы-то мечтали об электронных учебниках: не собирать,таскать и складывать тысячи (у меня в школе 38 тысяч учебников), не заботиться об их сохранности, не переживать что их портят, теряют, не дышать пылью и отмывать и оттирать с них грязь...
ОтветитьУдалитьЕсли хотите, я работать не могу больше из-за этого... Но, увы, я не могу сейчас сказать, что бумажные учебники можно отменить. Закупить планшеты нам каждого ученика? За чей счёт? Их будут дети носить в школу каждый день? Даже ученики начальной школы? Вопросы, вопросы... И всё не так просто! Вы представляете, как родители добиваются учебника,если в школе не хватает... И их не устраивает электронный вариант, им дай бумажный... Так что мне понятна, очень понятна, Ваша обеспокоенность!
Здравствуйте, Людмила Федоровна!
УдалитьА теперь представьте, что Вам те же 8 рабочих часов просто сидеть и пялиться в экран... Никакого зрения не хватит.
И вот сейчас, отыскивая информацию в интернете, я её распечатываю, а потом читаю.
Так поступают многие.
Так что не знаю, что и сказать. Но на данном этапе переход на электронную систему обучения преждевременен.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вопросов больше чем ответов! В первую очередь, у нас нет средств на приобретение планшетов, чтобы закачать туда электронные учебники. А сами далеко не все родители смогут их купить! В тех школах, где пробовали внедрить электронные учебники, ученики всё равно шли в библиотеку за бумажными!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьДа уж, материальная сторона играет, пожалуй, главную роль.
Получается как в том анекдоте:
- Дед Кузьма, а у вас картошка хорошо растёт?
- Да нет, совсем не растёт!
- А какую картошку вы сажаете?
- Дак, если сажать, то расти будет...
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьУ людей всегда так, наверное)) Как в пословице: заставь дурака молиться, так он лоб расшибёт. У нас теперь всё в электронный вариант норовят перевести. У меня самой как-то изначально не заладилось с электронными и аудиокнигами. Не пошло и всё тут. Не хватает мне процесса живого общения: держать в руках бумагу, перелистывать, запах книги.
Когда стали появляться учебные платформы для обучения, обрадовались. А сейчас их столько, что уже просто оскомина, а нас всё завлекают, всё через руководство уговаривают и даже настаивают на использовании. А уже не хочется, уже через чур много всего электронного.
В блоге я тоже сначала давала всевозможные интерактивные задания детям, а сейчас говорю, чтобы просто взяли книгу и почитали, аппликацию сделали, ножничками поработали, просто примеры порешали хоть в пособии каком, да пару задачек решили и руками чертёж сделали. Теперь интерактив у меня только в дни дистанционного обучения, когда карантин случается.
Здравствуйте, Надежда Владимировна!
УдалитьДа, дистанционное обучение - это не выход.
При таком обучении что главное? - чтобы были выполнены работы. А кто их выполнял - установить невозможно. Может быть это один отличник сделал, а другие просто пересылку сделали.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я великий консерватор, поэтому категорически против электронных учебников. Не верю, что у нас возможно разумное сосуществование электронных и бумажных. С одной стороны, мне жалко детей, которые таскают эти рюкзаки неподъемные, а с другой, - ну не лежит у меня душа к электронным носителям. Сама читаю книги только в бумажном виде: и глаза болят, если я постоянно смотрю на экран, и не могу без запаха книги, перелистывания страниц.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьВот существовал же в советское время стандарт для школьных учебников. У них и бумага была другая, и шрифт, и обложки облегченные (пористый картон).
А сейчас возьмёшь новый учебник в руки - а он весит почти килограмм. Разве это дело?
А портфели школьные какие были лёгкие? Сейчас рюкзак раз в 5 больше весит.
Книги в электронном варианте я читаю "от безнадёги", когда не могу найти бумажный вариант (или дорого), или слишком большой объём, чтобы распечатать на принтере, или копирование невозможно, а распечатка по 100 слов на листе - это очень затратно...
Я предпочитаю бумажную книгу читать с карандашом и закладочками. Но))) Время берет свое
ОтветитьУдалитьМне тоже нравятся бумажные книги. Особенно "старые" варианты, где нет особого глянца и ярких картинок.
УдалитьА я к выступлению готовлюсь на городском методическом совещании учителей технологии, и именно об электронных учебниках будет идти речь. Ирина Валерьевна, как же Вы вовремя написали этот пост!)
ОтветитьУдалитьСпасибо!!!)))
Здравствуйте, Елена Валентиновна!
УдалитьДа, вопрос о переходе на электронные учебники надо решать очень серьёзно. И прежде чем считать "плюсы", надо постараться исключить "минусы"
Потому что самый маленький казус может свести на нет всю систему образования.
И что меня больше всего "напрягает" именно в отношении школьных учителей, так это то, что им "вводится в обязанность":
- школьные учителя ДОЛЖНЫ обеспечить качественное усвоение школьной программы учениками.
- школьные учителя ДОЛЖНЫ контролировать качество работы учеников с электронными носителями
- школьные учителя ДОЛЖНЫ заинтересовать учеников в необходимости получения знаний.
Как будто те десятилетия, когда учителей и образование "ставили ниже плинтуса" можно перечеркнуть за один день.
Моё мнение таково: пока дети НЕ ЗАХОТЯТ получать знания - пока родители НЕ ОСОЗНАЮТ свою ответственность в воспитании детей, школа ничего сделать не сможет.
Но для вышестоящих это не причина.
Им бы отчитаться "ещё повыше"...
Как же Вы правы!
УдалитьИ как свести воедино все составляющие успешности обучения по электронным учебникам: компетенцию учителей, возможности учеников и ответственную сознательность родителей в воспитании детей...)))
А я ЗА электронные учебники НО!Мой расклад таков.
ОтветитьУдалитьВ библиотеке есть учебник,по которому учится именно эта школа. ЕГо сканируют и на обычный планшет, удобного формата, БЕЗ возможности выйти в интернет. Планшет находится по предметам в классе,в котором ТОЛЬКО этот учебник и ЭТОТ предмет. От 5-го до 11-го класса. Бумажную версию продукта ученик держит дома и готовится, и шуршит листиками. В школу и из школы учених ходит ТОЛЬКО с тетрадями дз, методичками,дидактиками и ДНЕВНИКОМ! ЧТоб никакого ИНТЕРНЕТА в планшете не было.
Просто как электронная книга,но у них диагональ экрана небольшая и читать неудобно. По желанию УЧИТЕЛЬ может добавлять материалы в планшеты, такие как контрольные (не на листочках и не на доске), полные произведения по литературе,но никаких интернетовских штук. Такой планшет стоит около 3-4 тысяч. Вместо очередной замены линолеума можно одну школу перевести за один учебный сезон.
Маша, те учебники, которые сейчас пытаются выдать за электронные - далеки от совершенства. К электронным учебникам должны применяться совсем другие требования, чем к бумажным носителям.
УдалитьИ даже обеспеченность на 100% планшетами не даст гарантию получения качественного образования.
Меня не устраивают электронные учебники только с одной стороны: не всегда есть доступ к интернету, а значит, элементарно можешь оказаться без необходимой информации. Хотя и то, что даже несмотря на бесплатный доступ к необходимым учебникам, их формат не всегда поддерживается некоторыми гаджетами. Есть такие варианты учебников, в которых "много воды", и чтобы найти необходимые сведения, приходится перечитывать с экрана десятки страниц "не о чем".
ОтветитьУдалитьЭлектронные учебники - это по сути неплохо, но к этому надо подходить очень ответственно.
Да, Ваня. Всё зависит от наличия сетей и энергии.
Удалитьв школьных электронных учебниках НЕ должно быть инттернета. Это просто сканированные учебники из библиотеки,школьной,по которым учатся в данной школе. ВСЕ. ПРосто замена бумаги на школьных партах. А дома - бумажные такие же учебники. Просто их не надо тащить в школу и из школы. Отпадет у учителей вопрос - все взяли учебники или нет? Учебник электронный всегда есть на столе. Да, вопрос тольок с электричеством.Но,одного заряда аккумулятора хватит на смену.В,общем,какой нибудь школе стоит тольок начать,в качестве эксперимента.
УдалитьМаша, конечно НЕ должно. но он там есть! И очень много ссылок "зайдите на сайт"... прочитайте... И, что больше всего убивает - что эти сайты платные! То есть, чтобы зайти - надо заплатить...
УдалитьПроблема шире. Только вчера жаловалась знакомая педагог,что студенты сами ничего не готовят - тупо копируют готовое из Интернета,иногда даже не удосуживаясь причесать для приличия идиотские тексты.
ОтветитьУдалитьИрина Валентиновна, как же много сейчас в интернете "псевдонаучных" статеек. И как сложно разобраться в этом.
УдалитьКак раньше говорили: "Что написано пером - не вырубишь топором".
Сейчас это правило уже неактуально.