Конкурсы

среда, 2 октября 2019 г.

"РЖУНЕМАГУ", или у бабушки снова куча вопросов.

"Чем дальше в лес, тем больше дров." - прекрасная русская народная пословица. А ещё: "Чем глубже копать, тем сложнее выбираться". Но самая любимая моя пословица в данной ситуации: "Дай дураку власть, натешится всласть." Да простят меня поистине великие и умные педагоги, но сегодня снова буду выражать своё чисто дилетантское мнение "По уши в ЕГЭ". Никак не успокоюсь. То дочь сдавала это пресловутое тестирование, то сын, а теперь внук на подходе (а там и второй подрастёт). Так что мне всё это далеко не безразлично.

Выпускники готовятся к написанию итогового сочинения. Естественно дрожат и волнуются, даже те, кому это, что называется "по барабану". Да и родители судорожно пытаются как-то помочь: те, кто богатенькие, нанимают репетиторов; те, кто уверены в гениальности и самостоятельности своего дитятки, подыскивают литературу для изучения; даже те, кто относительно спокоен, нет-нет, да и пристанут с вопросами: "Ну, ты как там, готовишься?"

Самое удивительное, что предлагаются темы, на которые нет ответа. Извечные дилеммы, однако, обратимся к критериям оценивания:
1. "Незачёт" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется "зачёт".

Или как понять требования (2) "Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника." в сочетании со следующим критерием: 2. "Незачёт" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется "зачёт".

Здесь мне вообще ничего не понятно. То есть, надо привести пример (желательно, как можно ближе к тексту), обозначить, чьи это слова, в какой ситуации приведен в тексте, а потом аргументировать, почему выбраны именно эти слова и выразить своё отношение и снова аргументировать, почему именно так считает автор сочинения?

Позвольте-позвольте, но предлагаемого объема в 250-350 слов для этого крайне недостаточно! Говорите, что "верхняя граница не установлена", но давайте спросим у проверяющих сочинения: "Вы как отнесетесь к отличному аргументированному сочинению... слов этак на 800-1000?". НЕ думаю, что будет внимательное прочтение и восторг. Будет лишь раздражение: "воду льёт, не может кратко выразить мысли, значит не знает темы".

Но это так, мои старческие бурчания и дилетантские придирки. Как-то я пыталась выяснить такие вопросы с учителями и репетиторами, которые готовят ребят к ЕГЭ. Снисходительный взгляд, и скрытая ссылка "на возраст", что, мол, когда я (бабушка) училась, всё было по-другому. Сейчас совсем другое... если быть краткой: "Они всё знают".
Да, "знают"... читала я тут "лучшие сочинения" - полнейшее убожество.

3."Незачёт" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется "зачёт".

Ну, насчёт тезисно-доказательной части как-то уже разобрались, но вот что касается "грубых логических нарушений" мне не совсем понятно.
Я понимаю, что учителя, которые проверяют сочинения, весьма и весьма лояльны и стараются найти "хоть каплю разума", но, всё-же, я не исключаю человеческий фактор (с обеих сторон). Усталость, раздражение, какие-то проблемы, недомогание, дискомфорт, хочу есть (пить, в туалет)... Да мало ли что ещё!

Просто меня немного утомляет несоответствие знаний современного среднего ученика с требованиями, которые предъявляют люди далёкие от обычного школьного образования.
Да, согласна, есть программы, которые должен освоить ученик. Но, положим руку на сердце: это "должен" так и остаётся на стадии "долг". И мало кто его "возвращает". Увы.

12 комментариев:

  1. Как это верно сказано про "найти хоть каплю разума"))) Я бы добавила "в полной бредятине написанного". Учителям словесности здесь сложнее, чем нам, математикам. Иногда, когда нахожу в контрольной хоть что-то разумное, готова скакать от восторга: "ура, мне есть за что зацепиться, чтобы не поставить откровенному лентяю двойку". Увы-увы, количество лентяев растет, как и количество равнодушных родителей, считающих, что вполне достаточно спросить "готовишься ты там, или нет".
    Перл моего ученика из последней к/р по геометрии (просто посмеяться): "Точка своими диагоналями делится пополам". Каково вам, Ирина Валерьевна? Оказывается точку можно разделить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Откровенно не понимают, что учат их дети.
      И дело не в том, что поменялись школьные программы, а в том, что поколение, чьи школьные годы пришлись на "лихие 90-е" - (их ещё называют "потеряное поколение") в большинстве своём безграмотные и невежественные.
      И пусть не возмущаются те, кто реально чего-то добился.
      Они есть.
      Но их единицы.
      Посмотрите правде в глаза: ведь это именно те, кто получил "узконаправленнеое образование".
      И если он специалист по чистке правых сапог, то за чистку левых сапог не возьмётся, квалификация не та.
      Люди моего поколения сами могут сделать практически всё.
      А вот уже "наши дети" мало что умеют.
      Потому что их этому не научили.
      Естественно и своих детей они ничему полезному научить не могут.
      Я не так скоро пришла к этому утверджению.
      Всё думала, что моё впечатление ошибочно.
      Но, увы...
      Когда папа (два высших образования) одного ученика (7 класс) не смог помочь сыну собрать простую электрическую цепь (батарейка, переключатель, три провода, лампочка)...
      Вечером пришли ко мне (я по специальности энергетик), чтобы я им помогла...
      Развалили советскую программу, а нового так ничего и не придумали.
      Вот теперь и "делим точку пополам".
      Мне больше понравились "диагонали точки" )))

      Удалить
  2. Значит мы с вами 22 декабря празднуем? Я же тоже энергетик, как и муж. День учителя только "благосклонно воспринимаю, как имеющий место быть")))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Мне повезло - мы на егэ попали только на пробное, экзамены сдавали по-старинке. А уж после нас ввели эту систему. Не люблю я тесты, очень уж многое зависит от формулировки вопроса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алёна!
      Моя старшая дочь Машенька тоже сдавала только пробный ЕГЭ (2001 год), и экзамены по обычной советской схеме.
      Сдеали бы сейчас такое: кому надо это ЕГЭ - пусть сдают, а остальные могут ограничиться обычными экзаменами.
      И вступительные в ВУЗы надо вернуть, потому что приходят такие "100-бальники", которые вообще ничего не умеют, кроме как тесты выполнять. Никакого полета мысли.

      Удалить
    2. Да, тесты очень ограничивают мышление и те самые soft skills, т.н. мягкие навыки, которые сейчас везде требуются! Коммуникативность, креативность и прочее. Ведь на экзамене можно было, даже досконально не зная тему, за счет пограничных знаний и личного обаяния "выкрутиться" ))))А что это , если не навыки взаимодействия и самопрезентации :)

      Удалить
    3. Вы правы, Алёна!
      Умение находить выход из любой ситуации и креативность мышления - это сейчас как-то отходит на второй план.
      Конечно есть единицы, которых считают "гениями", холят и лелеют, но основная масса школьников - это умельцы решать тесты.
      Такое образование сродни решению кроссвордов, когда человек, не имея ни малейшего понятия о чем-то, филигранно разгадыает кроссворды.
      Потому что уже неоднократно слышал определенные трактовки и слова.

      Удалить
  4. Те кто учились в 90-х в школе, ещё учились не по тестам и учителя были "старой школы". Сейчас вроде бы требования высокие, ребёнок с 3 лет должен ходить в несколько кружков, количество которых с каждым днём растёт (с различными методиками). К первому классу ребёнок должен уметь читать/писать и многое другое, но почему ближе к 10-11 классу становится мало детей стремящихся получить новые знания? У вас очень интересные посты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александра!
      Сразу зашла к Вам в блог, очаровалась, подписалась и стала ПЧ.
      Да, Вы правы, сейчас требования к обучению наамного изменились. Я бы сказала, что большИй акцент делается именно на домашнее самостоятельное обучение, которое практиковалось этак в 19 веке, когда для того, чтобы поступить в гимназию надо было не просто достичь определенного возраста, но и сдать экзамены по основам многих наук, владеть несколькими иностранными языками, ну и так далее.
      Советская школа всё это отменила, сделав обучение всеобщим и обязательным.
      Не могу судить, насколько это расслабило, или насколько это усложнило работу, но сойчас снова идёт курс на самостоятельное обучение.
      Наверное, скоро будет возможным просто приходить, сдавать экзамены и переходить из класса в класс, не посещая школу.
      Но мы пока к этому не готовы.
      Спасибо за оценку моих постов.
      Пишу просто от души.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо что ответили и поделились своим мнением! Спасибо за приятный отзыв о моём блоге, очень рада новому читателю, с удовольствием подписалась на Ваш блог!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]