И это в прямом смысле - я учусь заново. Весь тот багаж знаний, который я накопила примерно за полвека оказались никому не нужными. Хотя это не совсем правильное утверждение, несомненно есть то, в чем я - великий профи, есть чем поделиться с другими, но вот в основных, учебных дисциплинах я порой ощущаю себя полным невежей. Не знаю, кто составляет эти программы, по которым обучают современных школьников, нормальный адекватный человек, или некто, кто в детстве ненавидел школу и учителей...
... и теперь, "дорвавшись до власти", стремящийся изо всех сил навредить и отомстить.
Когда я училась в школе, четко знала, что то, чему учили мою сестру (старше на 5 лет) пригодится и мне. И сестра в свою очередь тоже помогала мне учить уроки, тем самым повторяя пройденное.
Да и учебники у нас были качественные, в смысле как печатные издания, передавались в семье от старшего школьника к младшему. Была единая школьная программа. Я спокойно могла общаться со сверстниками из других школ по вопросам "а как ты сделал задание?", "а что вы сейчас проходите?", "а вы смотрели фильм о...".
Кроме основного обучения было много предметных факультативов, можно было бесплатно дополнительно заниматься по любимым школьным предметам, получать интереснейшие знания, но опять, это было как-то привязано к основному курсу школьной программы. Просто изучаем на уроках какую-то тему, а на факультативах то же самое, но в более расширенном варианте, с очень интересными дополнительными сведениями.
Изучали мы основные предметы, причём очень серьёзно, вдумчиво, строго по учебникам. Если есть в учебнике задача или упражнение, это обязательно должно быть выполнено (в классной или домашней работе). Все учебники содержали максимум информации и пояснений достаточных для того, чтобы выполнить задания, предлагаемые в учебнике.
Как происходит сейчас? Может я в чем-то и не права, но так называемые бесплатные учебники, которые выдают школьникам в библиотеках далеки от совершенства. К ним приходится покупать дополнительно "решебники", "задачники", "сборники", "рабочие тетради", "тетради для лабораторных работ", а также различные сборники тестов, приложения и тому подобное. Самое ужасное, что некоторые из приобретенных дополнительных учебников стоят очень не дешево, но практически не используются, или используются очень редко. Конечно, мне могут возразить, что ученик сам может выполнять дополнительные задания по теме, чтобы улучшить свои знания... Но где вы видели нормального школьника, который будет это делать? И не потому, что лентяй-разгильдяй, а просто потому, что реально некогда.
Я преклоняюсь перед мужеством (да-да, именно мужеством!) современных учителей, которые продолжают совершенствоваться, находить новые интересные пути для того, чтобы вбить в головы "переинтернетченных" школьников хоть какие-то навыки и знания, научить их мыслить, рассуждать, искать новые, нестандартные пути к истине.
В годы моего обучения были, так называемые "методички", которые выдавали в отделе народного образования строго учителям. В этих методичках содержались "карточки" с заданиями контрольных работ. Помню, как учитель открывал заветную методичку, отрывал листочки и ножницами разрезал карточки, а потом раздавал всем ученикам в классе заветные "полосочки" с вариантами заданий. Ох, как хотелось бы любому школьнику заполучить такую в личное пользование - точно отличником стал бы.
Сейчас все задания с решениями стали доступными в интернете. Особо задумываться не надо: набрал условие - получил решение. И всё. Задумываться не надо. Главное, не пропустить строчку (символ) при списывании, чтобы у учителя не возникло "лишних" вопросов.
Что меня поражает, получив возможность получить любую информацию, ученики не пользуются этой возможностью. Налицо "переизбыток" доступной информации, и как результат - отсутствие желания что-то искать, думать, рассуждать.
И вот я поняла, что в настоящее время я - динозавр. Мои знания, навыки, опыт устарели, стали не нужными. Делаю робкие попытки научить сына тому, как учились мы, и слышу в ответ: "Мамуль, сейчас это никому не нужно". И смотрит на меня с таким сожалением и грустью в глазах, что становится просто страшно.
Теперь я учусь заново.
Учусь, как сделать вид, что я умная и всезнающая.
Учусь не замечать невежества собеседников.
Учусь не выпячивать свой багаж знаний, чтобы не смущать окружающих.
Учусь быть "современной".
Но мне так НЕ хочется этому учиться.
На настоящем этапе обучении я - двоечница.
Мы всю жизнь чему-то учимся, Ирина Валерьевна. Доступность информации в интернете не сделает всех умными и образованными. Каждый использует информацию в силу своих возможностей. Так что будем продолжать учиться, а Ваш багаж знаний не может быть невостребованным. Ведь мудрость и знания всегда нужны.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виктория Александровна! Вы меня очень обнадежили, так хочется быть ещё кому-то полезной :)
УдалитьДобрый вечер, Ирина Валерьевна. Это серьёзный и наболевший вопрос. Мы, люди старой закалки, помним, как нас учили в советской школе. И у нас были разгильдяи и двоечники, но это были единицы. Учились на совесть. Я, порой, тоже рассказываю своим ученикам, как училась сама. А сейчас мне приходится ставить "тройку" тому, кто учится на два, а значит, кому надо ставить "три", я должна поставить "четыре". Оценивание из пятибального превратилось в трёхбальное. Про учебники уже и не говорю. Часто приходится находить дополнительный материал и нужных задач часто не хватает. А если ученик приходит из другой школы в разгар учебного года, то выясняется, что у него куча пробелов, потому что учился по другим учебникам.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадиевна!Я знаю, что современные дети намного "продвинутее" нас в их возрасте. Но как подумаю, что они совершенно неприспособленные к жизни, не знают элементарных вещей - становится страшно.
УдалитьА Вам я очень благодарна, что Вы не только сами находите что-то нужное и полезное, но и охотно делитесь своими знаниями на страницах блога. Спасибо большое!
Что правда, то правда, нас учили "Вычитать и умножать, малышей не обижать..." и всему доброму и вечному... Теперь же... настоящий взрыв мозга, особенно у родителей. А анекдотичные задачки из учебников - настоящая притча во языцех. С обилием информации в инете(порой и не нужной) ребенок там ухватит, тут скачает... А суть порой и в стороне остается... Вот и получается как у поэта "Чему-нибудь и как-нибудь".
ОтветитьУдалитьДочь поступала в техникум. Сдавала историю. ЕЕ ровесники не знали кто такой Петр 1, и когда началась 2 мировая война. Это же нонсенс.
Но я знаю - есть умнички-детки и талантливые и усердные, и роль педагогов в этом несомненна. Ведь кто поможет зерна от плевел отсеять в этом потоке информации. Только они.
Вы правы, Ирина Витальевна! Только благодаря настоящим Педагогам, неравнодушным и ответственным, ребята смогут получить какие-то нужные знания.
УдалитьА мне "понравился один ответ ученика 10 класса на вопрос "кто такой Ленин".
Вы не поверите, но он на полном серьёзе рассказал, что Ленин - это муж Лены Лениной - бизнесмен, миллионер, который развелся с Леной и добровольно не дал её достойных алиментов на содержание, на что та подала в суд и выиграла дело.
Когда ему сказали - что Ленин - это вождь мирового пролетариата... и т.д., он в недоумении посмотрел и ответил совершенно поразительно: "Это всё Зюгановские вымыслы. Мне это не нужно".
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьИ мне иногда так жаль, что обычные домашние задания к учебникам уже можно найти в Интернете или в решебнике. ЗАЧЕМ??? Детям не дают думать, давая готовые решения!
Да, Лилия Павловна! А ещё это один из законов рынка: есть деньги - купил. Так же и дальнейшее образование получают. Если нечем оплатить - быть тебе дворником :( (Это грустная-грустная шутка)
УдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьКак же я с Вами согласна! Меня поражает, что современные школьники НЕ умеют пользоваться тем, что есть. Буквально доходит до того, что у них на парте и схемы, и образцы, а они НЕ понимают, зачем всё это нужно. По 300 раз я повторяла им, что это им в помощь, дошло не сразу и не скоро. До иных так и не дошло. Когда я занимаюсь с детьми, показываю, какие возможности есть у компьютера и интернета - что Вы, они так удивляются, слово я им Америку открыла. Ведь для них интернет=Вконтакте (как же я ненавижу эту сеть, уж простите! Была там вынуждена зарегистрироваться ради логопедии).
Ни в коем случае не переучивайтесь! Было бы чему! Нас становится всё меньше))) Смешно и грустно.
А вот почему родителей заставляют покупать пособия, которыми всё равно не пользуются, понять не могу. И Вы не жаловались? Ведь это безобразие! Я не от одной Вас слышу, что такое происходит. Нужно менять ситуацию: обратиться к учителю или еще как-то. Просто не понимаю или я тоже в этом смысле динозавр?
Но я всё-таки не так сильно расстраиваюсь, потому что всё равно успехи есть. И пусть только к концу года мой ученик стал, наконец, замечать нужные грамматические формы в тексте, я очень рада. А с каким трудом это далось! Но это того стоило. Думаю, и сегодняшняя отчаянная борьба, которую ведут учителя (кто из них ведет), тоже того стОит.
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Вы меня немного успокоили. Есть предложение: давайте создадим "общество динозавров" и будем пытаться продолжать учить "по-старому", то есть так, чтобы в голове возникали мысли "как" (решить), а не "где" (списать, скачать).
УдалитьА насчёт пособий - это двоякий вопрос. Подразумевается: "купите-занимайтесь", но 90% школьников останавливаются на стадии "купить", причем, половина из них всё-таки купила, а оставшиеся думают "возьму у кого-то и спишу".
Да, появилась ещё одна категория учеников. которые ДАЖЕ не читают задания, а просто списывают готовые решения из интернета. Как я это выяснила? Был смешной случай. Учитель задала на дом вариант (из учебника 2015 г), а ученик списал задание под этим номером из интернет-решебника 2013 года. Ему друг посоветовал (который регулярно списывает там и получает хорошие оценки). Так вот, у человека не хватило ума хотя-бы сверить задания. Просто "тупо" списал и всё. А правильный вариант был под другим номером :))
Смешно и грустно...
Ирина Валерьевна! Как хотелось бы, чтобы то, о чем Вы написали было неправдой или полуправдой, но УВЫ!..Соглашусь с Вами. Этому новому трудно учиться, веруя в старое: меньше знали, но знали на века, меньше умели, но умели хорошо (если не отлично!) делать главное:учиться, учиться и еще раз учиться. Качество было.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Ивановна! А я не согласна с тем, что мы меньше знали. Как раз знаний было у нас намного больше! И, конечно же, качественней!
УдалитьВедь это наше поколение придумало всё то, чем пользуются современные дети! Все эти гаджеты, бытовые и развлекательные услуги, наконец, всё то, что изобретено, написано, построено! Сейчас отправь этих детей в наше детское время - они бы там не выжили. Элементарно. И вот это страшно.
Сейчас не надо прилагать много усилий, чтобы уничтожить человечество. Достаточно будет перекрыть источники интернет-информации и закрыть кафе-рестораны и супермаркеты. И всё. Большинство впадёт в депрессию и будет голодать.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Во многом с Вами согласна, и при этом - многое изменилось, сейчас, на мой взгляд, обучение должно быть направлено на то, чтобы "научить детей учиться самостоятельно", слишком быстро меняется информация, чтобы давать готовые знания. Но основы-то должны быть прочными, это да.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Анатольевна! Беда в том, что "основ" то, как показывает практика, и нет! А додуматься до того, что можно найти информацию, скачать и выдать за свою - я считаю это обманом. Да, в огромном потоке современной быстроменяющейся информации сложно уследить за всем, но найти что-то "своё" и изучать это углубленно - вот это дети почему-то не хотят.
УдалитьЯ помню один из фантастических рассказов (ой, не помню. как называется, а то бы обязательно дала ссылку), где рассказывается о том, как человечество на Земле достигло таких высот, технический прогресс дошел до такого уровня, что любое решение принималось за считанные секунды. Стало совершенно неинтересно развиваться дальше. Люди начали впадать в депрессию. И тут один из исследователей неожиданно сделал открытие. что, оказывается, если умножить 2 на 2, то всегда получается 4! А при написании текста используются символы и просчитал, что их ровно 33... Это было настоящим прорывом в науке! Тысячи исследователей принялись исследовать окружающую действительность и удивились, что солнце восходит практически всегда с одной стороны, что границы морей и океанов как-то связаны с приближением луны, что...
В общем очень интересно. То есть они начали заново открывать то. что сейчас известно любому (нормальному) школьнику...
Почему-то думала, что готовые ДЗ имеются только в старших классах! В этом году убедилась, что и мои четвероклассники пользуются услугами решебника!!!
ОтветитьУдалитьРекомендую родителям покупать только те рабочие тетради, которые необходимы детям на уроке. Для села это дорогое удовольствие, чтобы пособия стояли на полке. Но читала, что РТ обязана приобретать школа, если они прописаны в основной общеобразовательной программе.
Здравствуйте, Ольга Александровна! А мне кажется, что (особенно в начальной школе) детям можно и нужно писать в обычных тетрадках. А рисовать на уроках рисования. А то как получается, есть такие прописи, что на каждой страничке пару строк для письма, а остальное - книжка-раскраска.
УдалитьИ доклады я бы тоже заставляла приносить в рукописном варианте. Так, по крайней мере, буду уверена, что хотя-бы прочитал, пока переписывал.
Ох, уж эти учебники!)))? Порой нет слов, чтобы выразить все "эмоции" авторам. Учится приходится и нам, Ирина Валерьевна. Вот до сих пор не могу найти хороший учебник по математике для среднего ученика 10-11 класса. А решебники... У меня к ним тоже претензий много, хотя, в руках хорошего ученика - это еще один стимул к саморазвитию. Вот только решебники порой пишут те, кто в школе "отличником" был. Такого начитаешься, что голова кругом идет от "новых открытий" и "гениальных формул".
ОтветитьУдалитьесли мы раньше перелопачивали множество энциклопедий, справочников в поисках нужной информации, то сейчас просто говорят "Гугл, ищи..." Даже с места вставать не приходится. страшно, к чему все это может привести))) и очень грустно...
Да, Анна Борисовна! Я уже ответила по этому поводу несколько выше (О.А.Бакулевич). Прогресс заводит в тупик.
УдалитьА о том, КАК меняются учебники, Вам, как директору школы, наверняка известно лучше всех. Вот только-только укомплектовали классы учебниками, как... они уже устарели... А ведь это бюджетные денежки. И могли бы быть направлены на что-то другое, полезное, а не постоянную покупку некачественных учебников, авторы которых никак не решат, какими же они должны быть. Обидно...
Доброе утро, динозавр и двоечница Ирина Валерьевна! И как же замечательно, что это так...
ОтветитьУдалитьА вот по поводу всего остального - увы и ах... Все Вами описано довольно точно. Душа болит. Шизофрения в верхах только усиливается, что проявляется в неадекватных нововведениях, которые появляются год от года, поражая своей бездумностью. И я вот тоже часто задаю себе вопрос - кто же там, наверху, так сильно ненавидит детей и за что? Все. Останавливаюсь. А то сейчас вспыхну и понапишу...
Спасибо за пост. Нам, учителям, не всегда разумно так открыто реагировать на происходящее. А ЖАЛЬ... И, к сожалению, нас упорно не слышат. И мнение ни родителей, ни учителя при очередном безумном новшестве никак не учитывается...
Надежда Александровна, здравствуйте!
УдалитьНаверное когда-то и будет "полезное нововведение", которое снова поставит уровень российского образования на первое место в мире, но пока попытка "забугорного подражательства" даёт (увы :( ) не очень хороший результат.
Почему то пытаются научить сразу и всему, хотя в школе (мне так кажется) должны создать фундамент, научить ребенка азам, пробудить тягу к знаниям, заинтересовать какой-то профессией, чтобы он мог сделать правильный выбор.
Кстати, совсем недавно мы обратились за помощью к одному знакомому, который является довольно крупным ученым в области физики. Надо было решить школьную задачу (олимпиадный вариант). Он не смог. Знаете почему? Ответ просто поразил: "Я не занимаюсь ЭТОЙ темой, это НЕ моя специализация".
То есть и детям надо объяснить, что для успешного человека вовсе не обязательно быть "семи пядей во лбу". Надо просто поставить цель и стремиться к ней. Конечно, не ограничивая свой круг знаний одной темой. А то, вдруг, передумаешь, захочешь сменить профессию, а знаний не хватит :))
И надо четко контролировать усвоение предыдущего материала, прежде чем переходить на следующую ступень. Сложно? Но без этого никак.