суббота, 9 октября 2021 г.

Повторяем правила сетевого этикета для педагогических блогов, или "а нафига это кому надо?"

Почти год назад была написана эта статья для совместного поста в блоге "Географочка". Думаю, что сейчас стоит ещё раз напомнить о правилах сетевого этикета, особенно тем, кто собирается принять участие в очередном муниципальном конкурсе "Лучший блогер".
Прежде всего,этот пост будет полезным тем, кто решил вести именно педагогической блог, то есть выступать открыто от имени (звания) педагога.

И не важно, кто Вы: только что пришедший после студенческой скамьи, опытный учитель (воспитатель), или вовсе "уже начальник". Прежде всего для окружающих Вы - Учитель, тот, кто не только учит (воспитывает), но и своим примером показывает, как надо вести себя в обществе.
Да, увы, давно уже канули в лету времена, когда учителя считались небожителями, были весьма почитаемы и несли культуру в люди. Сейчас почему-то некоторые педагоги всеми силами пытаются доказать, что "все мы люди, все мы человеки", но делают это несколько ошибочно. Прошли те времена, когда за неосторожное высказывание или опубликованное фото в сети интернет увольняли (хотя в частных фирмах такое очень даже практикуется), и это не просто развязало руки активным педагогам, но и выплеснуло на просторы интернета целую свору необузданных дизлайкеров и хамов. Ух, как они "отрываются" на чужих страничках, на форумах, а то и вовсе на торжественных мероприятиях в открытом эфире (вспомним историю с появлением дизлайков на церемонии награждения "Лучший блогер 2020").
На эту тему есть о чем поговорить, но сегодня мы говорим о том, какие должны быть комментарии.
Эта тема сейчас мне особо близка, и не только потому, что шокирует появлением явно агрессивных комментариев. Не верите? Ну а как бы Вы отнеслись к вот таким комментариям:
"Очень хотелось, но не опустилась до вашего времяпрепровождения..."
"Купи себе азбуку!"
"Много чести!!!"
Хотя, человек всего несколько месяцев как "блогер" и просто не знает правил поведения (или не хочет признавать) в педагогическом сообществе блогеров.
В теме "Технология ВЕБ-издательства" большое внимание уделяется именно сетевому этикету. И это именно то, о чем мы сегодня в очередной раз вспомним.
Итак, что же предлагают нам знать о правилах общения в сети (а комментарии в блогах как раз и относятся к сетевому общению), естественно с моими дополнениями-рассуждениями)

Памятка правил сетевого этикета включает 10 основных рекомендаций:

1. Следуйте тем же стандартам и нормам поведения, что и в реальной жизни. Помните, что за экранами находятся люди. Это основное правило, которое должно вам всегда помогать сориентироваться. Если в каких-то сложных ситуациях с точки зрения этики вы не знаете, как правильно поступить, спросите себя: а что бы вы делали в реальных условиях?

(То есть о том, какой Вы человек, чем живёте, чем дышите, судят прежде всего по Вашим высказываниям в комментариях. И будь Вы хоть сто раз положительный человек, но одно неловко сказанное слово может оставить о Вас весьма пренеприятное впечатление. Помните о том, что "по ту сторону экрана" находится человек с собственным мироощущением, и совершенно не знакомый с Вами - "чудесным-распрекрасным-самым-обаятельным-и-правлекательным")

2. Старайтесь поставить себя на место другого человека и понять, что он будет чувствовать, видя ваше послание. Конечно, экран и множество проводов создают определенные препятствия, но это может стать и преимуществом. Никто не сумеет увидеть выражение вашего лица, прочувствовать интонацию и увидеть жестикуляцию. Правда, это не снимает с вас ответственности уделять особое внимание правильной формулировке фраз. Не нужно использовать двусмысленные речевые обороты, иначе вас могут неверно понять. В Интернете вы не сможете сгладить неудобный момент соответствующей мимикой. Более того, вы можете и не понять, что собеседник чем-то обижен.

(Да, когда была функция "смайлик" в комментариях, было немного проще. Написал "гадость" - поставил три смайлика... и вроде как бы пошутил. Но и тогда было ясно, кто искренне улыбается, а кто за "американской-чизовой-улыбкой" скрывает массу злобы и негатива. Поначалу у меня были даже недоумения: ну как же человек не понимает элементарных слов? А потом поняла. Есть просто энергетические вампиры (а их присутствие уже доказано наукой), которые просто ищут вашу слабинку, чтобы... ну тут понятно)

- Пользуйтесь преимуществами анонимности в общении с незнакомцами. Пусть вас вначале воспримут за умение вести беседу, чувство юмора и прочие качества, а не будут оценивать по одежде, внешности, массе тела и т.д.

3. Используйте смайлики, анимацию и графические изображения только там, где это уместно. Например, на форуме, посвященному рассмотрению какой-то научной темы в строгой обстановке, подобные вставки будут смотреться нелепо. А вот в личном общении или при обсуждениях в неформальной обстановке такие символы даже помогают точно передавать настроение. Но, не перенасыщайте текст сообщения обильным количеством смайликов, так как он будет тяжелым для восприятия.

(Да, был период, когда мы все просто как "с цепи сорвались" и вместо пары искренних дружеских слов просто забрасывали друг друга картинками, статусами, смайликами. Хорошо, что эта "мода" прошла, и теперь даже пара искренних слов доставляет истинную радость. Ну и, естественно, с практической стороны это лучше: перестали появляться "нестандартный картинки", которые очень портили общий вид блога, да и утяжеляли его. Иногда из-за обилия тяжелых картинок пост просто не открывался).

4. Перед отправкой сообщения прочитайте текст, чтобы не отправить адресату бессвязную бессмыслицу.

(Это очень важно, потому что иногда получаются просто "оговорочки по Фрейду". Мне кажется, что если бы комментируемые сами читали то, что написали, было бы меньше недоразумений. Да что греха таить, сама частенько отправляю комментарий, а потом "Мамммма миаааа" срочно вслед следующий комментарий с пояснениями и извинениями)

5. Не забывайте об обязательных словах приветствия, обращения, выражения благодарности, прощания и пр.

(Тут тоже свои правила. В блоге "Пишичитай" была потрясающая статья о том, что не надо употреблять вместо приветствия "Доброго времени суток", (https://olgagolubeva.blogspot.com/2021/01/blog-post_7.html#more). Так что, помня о том, что у нас всё-таки педагогические блоги, будем общаться грамотно, и начинать надо уже с приветствия).

6. Уважайте время свое и других людей. Прежде чем отправить сообщение, к примеру, в сообщество, подумайте: а нуждаются ли его участники в нем? Не отнимаете ли вы время других людей зря? Пустословие и множество одинаковых сообщений отвлекает.

(Особенно обращайте внимание, чтобы ваш комментарий хотя бы соответствовал обсуждаемой теме. Если вам нечего сказать - просто промолчите. Если что-то не понятно - не стесняйтесь уточнить. Если не согласны - спорьте, но делайте это с оглядкой, что Вы - представитель какой-то учебной организации, а не просто частное лицо. Да, выступая в педагогическом блогосообществе, вы прежде всего указываете, что Вы - МарьИванна, учитель из такой-то школы (воспитатель, психолог, логопед...), а, согласитесь, это несколько отличается от "Мэри-знойная амазонка")

7. Не опускайтесь до оскорблений, даже если вас кто-то настойчиво провоцирует. Возможно, эту цель и преследует грубиян. Все равно оставайтесь вежливым.

(Большой искус, просто не пускать такие комментарии в блог, но (конечно, если там не содержится ненормативной лексики) это некомильфо. Настоящий педагог-блогер всегда с достоинством ответит на любой каверзный вопрос, и попытается свести агрессию на нет. Да, именно педагоги-блогеры всё чаще принимают на себя негативный выплеск от неадекватов, и это стало причиной того, что многие включили модерацию комментариев. Ведь блоги педагогов читают и ученики, и родители, и вышестоящие организации. Да-да, есть такие "вышестоящие", которые, чтобы составить полную картину о той или иной организации, просматривают соцсети. Так что, если вам так уж хочется написать гадость, то, хотя бы, делайте это анонимно, не подставляя своих коллег. Особенно, если у вас коллективный блог. Ведь коллективный блог - это блог сообщества, единомышленников, следовательно точка зрения у вас едина...и т.д....)

8. Не поучайте других, когда находитесь в гостях, даже если в какой-то области вы профессионал. Это может сильно оскорбить человека, находящегося по ту сторону экрана. Поделиться экспертным мнением можно в том случае, если у вас просят конкретного совета.

(Да, в комментариях не стоит делать этого. Но у вас, как у автора личного блога есть право, высказать своё видение обсуждаемой темы в своём блоге. Возможно кто-то заметил, что сейчас, в рамках читательского марафона "Отличная книга" в том же блоге "Пишичитай" многие педагоги-блогеры читают одни и те же книги. но (!) в комментариях не высказывают своё несогласие с мнением автора, а просто дают ссылку на пост в своём блоге. И уж там "отрываются по полной".

А если автор поста просит поделиться своим мнением, то это должно быть именно ВАШЕ мнение, а не угодливое поддакивание- "дабы не обидеть", идо это может привести к весьма печальным последствиям. Человек вам поверил, что это будет реально интересно, а на самом деле... вы тоже тихо (злобно?) похихикаете над неловкой ситуацией. Думаю, что после вот таких "подстав" ваше общение не начнёт постепенно сходить на нет.

9. Не разжигайте и не ввязывайтесь в конфликты. Помимо того, что это противоречит законам приличия, это может быть чревато административной (в некоторых случаях и уголовной) ответственностью. Если конфликт разгорается в паблике, несколько участников дискуссии могут испортить настроение всем остальным, помешать другим общаться и спровоцировать разрушение дружественной обстановки.

(Здесь комментарии излишни. И иногда, как бы ни хотелось вмешаться в обсуждение, иногда стоит просто промолчать. Или, в крайнем случае, коротко выразить поддержку какой-то стороне. И уж ни в коем случае не стоит посылать провокационные статусные советы, типа "давайте жить дружно")

10. Не отказывайте в помощи, если кто-то нуждается в ней. Речь не идет о переводе денег или чем-то подобном. Ответьте на вопрос, поделитесь полезной ссылкой, посоветуйте или что-то в этом роде.

(Это скорее относится не к тому, чего НЕ должен дедать педагог-блогер, а к тому, что надо делать непременно. А уж чего НЕ стоит делать - так это давать ссылки на заведомо известные вам вирусные или не работающие ссылки. Прежде чем поделиться с человеком - перепроверьте сами)

И ещё вдогоночку несколько советов, чего вообще нельзя делать в интернете, за что может наступить и административная и уголовная ответственность:

- Разжигать национальные конфликты, обсуждать и унижать конкретные нации;
- Употреблять ненормативную лексику, оскорблять людей и их чувства;
- Пытаться подтолкнуть к свержению имеющегося политического строя (за это можно получить и уголовное преследование);
- Воровать;
- Предпринимать попытки что-то сломать;
- Делиться соображениями по поводу того, как можно совершить какие-то незаконные действия или просить у других поделиться такой информацией;
- Создавать дискуссии на форумах, конференциях или в чатах по темам, которым эти места в Интернете не посвящены;
- Публиковать личные письма других людей, предварительно не получив их согласия на это.

В общем, не делайте того, что не поощряется в обычном цивилизованном мире. Это не просто показатель вашей культурности и воспитанности, но и возможность по максимуму обезопасить себя от разных неблагоприятных ситуаций.

Конечно, это далеко не всё, на что надо братить внимание. Есть ещё "Правила этикета в сети: форумы и чаты". "Этикет сетевого общения по электронной почте", и хотя мы сегодня говорим именно о том, как правильно писать комментарии в педагогическом блоге, в качестве бонуса дам и эти правила.

Я хочу дать совет начинающим блогерам: постарайтесь объяснить тем, кто пишет комментарии Вам в блог (особенно в "горячее время" конкурсов или каких-то значимых событий), что комментарии в педагогический блог - это не лайк в соцсетях. Обязательно надо указывать своё имя и писать адекватный текст по теме, а не "Сонечка супер!", "Чмоки-чмоки сто раз!", "Мы вас любим!" (реальные комментарии под конкурсными блог-оюзорами педагогов).

И, напоминая, что "Все мы люди - все мы человеки" не забывайте о том, что Вы - педагог.

Ну и в качестве обещанного бонуса ещё немного полезной информации

Правила этикета в сети: форумы и чаты
Сетевое коллективное взаимодействие, имеющее место в различных пабликах, форумах, группах и конференциях предполагает соблюдение ряда правил этикета:

- Рекомендуется поприветствовать участников на входе и попрощаться – на выходе.

- Не стоит вести одновременно несколько разговоров. Вы можете запутаться в темах и ответах, из-за чего возможно возникновение неловкости или замешательства.

- Если вы хотите обратиться к кому-то конкретному, указывайте имя этого человека в самом начале сообщения. На многих сайтах этот момент упрощает специально предусмотренная для этого функция, позволяющая ответить на конкретное послание.

- Формулируйте свое сообщение четко и кратко. В активных пабликах, где и так много посланий, происходит серьезная нагрузка на каналы связи.

- Не нужно навязчиво отправлять подряд несколько одинаковых сообщений. Если после двукратного ввода одного и того же текста на него никто не отреагировал, то не отреагирует и при последующих повторениях. В подобных случаях вы только будете «засорять» паблик и настраивать против себя некоторых участников.

- В случае общения на форумах и в чатах также не забывайте об уважении к собеседникам и соблюдайте правила деловой переписки. Обдумывайте каждый ответ, не вступайте в перепалки. Если кто-то вам досаждает оскорблениями или угрозами, включите пользователя в черный список или пожалуйтесь администраторам на него.

Этикет сетевого общения по электронной почте
Электронная почта есть у многих пользователей сети. При общении с ее помощью также нужно придерживаться определенных правил этикета:

- Старайтесь всегда писать персональное имя в текстовом комментарии к отправляемому письму. Это будет что-то вроде вашей визитной карточки. Такой вариант лучше, чем просто адрес e-mail.

- Всегда давайте название письму. Вы сможете сэкономить время человека или представителя организации, которому адресовано это письмо. Ведь так вы упростите процесс поиска и сортировки, помогая адресату сориентироваться именно по названию.

- Старайтесь не делать грубых грамматических и пунктуационных ошибок. Такие письма сложно читать и воспринимать их смысл. Впрочем, это правило актуально для этикета разных видов переписки.

- Получая от кого-то письмо, отправляйте в ответ короткое сообщение (к примеру, «Спасибо за письмо», «Благодарю» и пр.). Это нужно для того, чтобы ваш собеседник удостоверился: вы увидели его письмо и прочитали. Естественно, это не касается письмам по массовым e-mail-рассылкам.

- Не пишите письма под влиянием сильных эмоций. Может так получиться, что написанный в период переживаний текст получится недостойным вас и вашего адресата. Вначале успокойтесь, хорошо все обдумайте и только тогда приступайте к созданию письма.

- Соблюдайте простые правила вежливости. Используйте шаблонные слова вроде «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

- При ответе включайте в текст отрывки из предыдущего письма (вашего или адресата). Человек, с которым вы общались ранее по электронной почте, может попросту забыть о содержании обсуждаемой в прошлом темы. Но, не переусердствуйте с цитатами и обязательно отделяйте их от ваших ответов.

- Если у вас есть возможность, используйте подпись. Она должна содержать краткую информацию о вас и, может быть, об альтернативном канале связи с вами – факс, номер мобильного или рабочего телефона. Но, не делайте слишком длинные подписи.

- Не отсылайте в письме информацию слишком личного характера. В случае его попадания в ненужные руки можете пострадать не только вы, но и другой человек, имеющий отношение к деликатному содержимому.

- Если вы нуждаетесь в квалифицированном ответе, четко и по делу описывайте вашу проблему.

Правила этикета в сети призваны помогать устанавливать и поддерживать контакт с виртуальными собеседниками, соблюдать порядок и уважение друг к другу.

12 комментариев:

  1. Добрый день, Ирина Валерьевна.
    Помню когда-то давно, когда мой блог еще назывался просто "Блог учителя математики Солоденковой Г.С." (ГАЛАктикой он стал позже с лёгкой руки ЧУМработницы), принимала участие в обсуждении правил сетевого этикета (слово СЕТИКЕТ до сих пор режет слух). Я тогда очень активно спорила насчет обязательного обращения учителя ко всем на Вы и по ИО. Доходило до смешного, когда подруга Люда меня в блоге называла по ИО, а я ей так же отвечала. Время расставило все точки на Ё и те, с кем перешли на ТЫ (чаще это не коллеги, а все-таки виртуально-реальные друзья других профессий/родов деятельности), общаемся именно на ТЫ.
    Вот что хочу добавить непременно, так это касаемо односложных комментариев, которые, увы, часто наблюдаю от некоторых блогеров. Вы правильно сказали, что если нечего написать или сказать, то не пиши. Но как часто читаю что-то вроде: "Ах, как интересно", "Какая у вас интересная прогулка получилась", "А у нас тоже холодно/тепло". Иной раз думаю, а читал ли человек то, что в этой статье написано?.. Или это просто обязательный ритуал, нечто вроде "отметиться"?
    А ещё просто иной раз режет слух, когда читаю вместо комментария к посту призыв: "Вы ещё не посмотрели что я написал(а) такого-то числа" или "Вы не читали мой последний пост и не комментировали его". Ей-ей, как-то прошлась по читаемому и просто ахнула от количества таких призывов за один только день. Нет, когда мы все только начинали вести блоги, то, подписавшись к кому-то, приглашали к себе на огонек. Блогов было мало, все были неопытными. Но сейчас легко по профилю понять, что человек ведет, а по ленте читаемого отследить то, что прочитаешь сию секунду, а что отложишь до более свободного времени. Есть и такое, что я откладываю надолго, для "посмаковать и получше разглядеть".
    Много понаписала... Ага, ещё один запрет вводить надо "не давать Солоденковой что-то строчить по утрам"))))))) Тут мы ставим много смайликов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Гала!
      Согласна, с близкими друзьями вполне допустимо общаться на ты.
      Но!
      Именно в педагогическом блоге, где прописываются обучающие моменты, которыми пользуются и ученики и родители, всё-таки лучше обращаться к блогеру-педагогу на ВЫ.
      Хотя бы для того, чтобы выразить уважение к профессии.
      Есть блоги личные, авторские - там вполне допустимо "ты", но уже после того, как ближе познакомишься с человеком (хотя бы и виртуально)
      Сразу начинать знакомство с панибратства не стоит, даже если в других комментариях пишут сплошные "тыкалки".
      Это элементарная вежливость.
      Ой, помню!
      Одна блогер очень долго писала мне однотипные посты (не публиковала), типа "ты, старуха, них.я не понимаешь - я тебя научу, как с людями общаться".
      Это "людЯми" меня так зацепило, что я отследила "блогера".
      Сеть НС портал... зам.директора по воспитательной работе...
      Сотни комментариев под каждым постом.
      Но ЧТО(!!!) там пишут... бр-р-р.
      "Туська, ты бомба - Сама такая - Ага, не отрицаю. Вчера купила себе секси-боди. Муж в восторге - Всю ночь кувыркались? - Ага. - Скинь фоточку. - Мужа?..."
      Напомню, это страничка замдиректора на НС портале, где также опубликованы материалы для педагогов, и этому блогеру на то время исполнилось 58 лет...
      Так и хочется воскликнуть "маразм крепчал!"
      А мне хочется ввести пункт: "Обязать Солодёнкову строчить по утрам")))
      Утренние размышлизмы уж больно хороши.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Очень важные и полезные вопросы вы поднимаете в этом посте. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Захотелось в который раз напомнить о немаловажном факторе ведения блога.
      Тем более, что сейчас начался прием заявок на ежегодный муниципальный конкурс.
      Знаю (увы!), что многие новички не обращаются в прошлым публикациям. Вот и решила напомнить.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Как Вы правильно все подметили и написали! Педагогический такт должен быть в крови у учителя, это мое мнение. Не так давно попробовала курс в Инстаграм, у коллег училась. После занятия они просили оставить отзыв, предложения, поделиться своим опытом. На подробный комментарий, авторы мастер -класса оставляли лишь лайк. Для меня это непривычно) Не могу привыкнуть к такому общению.

    ОтветитьУдалить
  4. Простите, Ирина Валерьевна, на кнопку нажала)))
    Продолжу. Не поняла лайков авторов мастер-классов: или это высокомерие, или занятие проведено, так для галочки. Зачем же тогда было просить об обратной связи?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ... да, иногда вот так пишешь, пишешь, даже иногда вопросы задаёшь, а тебе в ответ "лайк".
      А ещё как ужасно получается, когда пишется о каким-то печальном или трагическом событии... и под ним куча "лайков".
      Я не понимаю, что, действительно одобряют это событие?
      Надо быть очень корректным.
      И иногда лучше просто промолчать.
      Я у посте хотела ещё один пункт добавить: "Не рекомендуется вести переписку в нетрезвом состоянии")))
      Был у меня печальный опыт общения с одной прилипчивой мадемуазель, которая будучи навеселе, изрядно попортила мне нервы.

      Удалить
  5. Grazie mille per questo utilissimo post che riepiloga delle regole basilari della convivenza, che purtroppo quando siamo davanto ad uno schermo a volte tendiamo a dimenticare.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Хорошо, что Вы решили напомнить об этикете. К счастью, в блогах я общаюсь с приятными мне людьми, а вот в соцсетях иногда такооооеее пишут. И ведь культурные и образованные люди, педагоги, библиотекари. Не хочу с такими общаться и портить себе нервы-просто больше туда не захожу. А вот для участников конкурса блогов это сообщение будет полезно. Вспоминаю события прошлого конкурса. Были неприятные моменты... Стыдно за таких педагогов!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
    Да, Вы правы.
    В блогомире много единомышленников, с которыми приятно общаться.
    Я тоже очень рада, что у нас сложилось такое сообщество, где всегда есть о чем поговорить.
    А с конкурсом... что-то я волнуюсь.
    Заочно общалась с некоторыми прошлогодники участиками. настроение такое: "Наверное не буду. Но, скорее всего руководство заставит".
    И вот такое будет, пока не изменят систему оценки блогов.
    Ну невозможно же исключить человеческий фактор (настроение и добросовестность).
    И как это може быть всего один победитель в номинации.
    А остальные участники?
    И как можно давать одинаковые сертификаты участника за 30 и за 98 баллов? Когда победитель набрал 99 баллов...
    То есть, пока не будет четкого раздела: гранпри, лауреатство 1-2-3 степени, участник, новичок - конкурс обречен на "руководство заставит".
    А ведь так всё хорошо начиналось.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Хотелось бы, чтобы и в виртуальном и реальном мире все помнили, что человек он ведь существо разумное. Думать, прежде чем говорить/писать. В сети слишком много троллей, разжигающих ненависть, буллинга, и просто отсутствия элементарного воспитания. В блогах установила модерацию на комментарии после того, как на арабском языке в блоге о книге и чтении для школьников появился призыв к борьбе с неверными!
    На прошлой неделе первый раз услышала о профессиональном буллинге. Библиотекари против библиотекарей! Для меня это нонсенс. Так что отсутствие обязательной для культурного человека вежливости - это только вершина айсберга. И педагоги и библиотекари, по-моему мнению, не имеют права на подобное поведение. Профессия обязывает.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]