- Мам, наша учительница сказала, что я так хорошо рисую, даже лучше чем она! - радостно прокричал сынишка, едва переступив порог дома. И показывает рисунок с корявыми человечками. Я понимаю, что учительница просто подбодрила, стимулировала интерес к рисованию весьма необычным способом. Эх, знала бы она, чем это закончится? Сын начал рисовать. Причем всегда и везде, но в художественную школу отказался даже записываться.
- Зачем? Я и так рисую лучше, чем наша учительница! А учительница для первоклассника была самым что ни на есть эталоном образованности. Ведь она так много знала, учила, рассказывала интересные истории...
Случайно увидел рисунок учительницы... Больше карандаш в руки не брал.
- Мама, она меня обманула! Она умеет рисовать!
Это было первое крупное школьное разочарование. Ребенок твердо усвоил "УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ ВСЁ".
С этой уверенностью проучился несколько лет, чуть ли не бросаясь в драку, защищая учителей от "несправедливых нападок со стороны школьников". Он твёрдо усвоил, что если учитель говорит. что чего то не знает или не умеет - это просто для того, чтобы подбодрить ученика, дать тому возможность почувствовать себя в чём-то превосходящим...
Не правда ли, поучительная история?
Дети часто реагируют очень странно на "намёки" и тонко чувствуют обман.
Детская психика - это что-то особенное, не подлежащее классификации. И если взрослых как-то можно подразделить по типам характера, предсказать дальнейшее их поведение, то дети совершенно непредсказуемы.
И это очень хорошо! Выделяющиеся из общей массы послушных и способных учеников, дети требуют особого индивидуального подхода. Хорошо, если найдётся старший наставник, который "возьмёт к себе под крылышко" (может и не самого способного ученика), поможет ему раскрыться, добавит уверенности и поможет адаптироваться к действительности.
Ребенку очень важно слышать слова одобрения, быть уверенным в том, что ему доверяют особое дело, которое никто кроме него не сможет сделать. И пусть это не всегда действительно так, но довольно результативно.
Умные учителя (обладающие хорошо развитым психологическим чутьём) могут так построить взаимодействие с учениками, что те будут очень внимательно относиться к любой полупросьбе и спешить её выполнить.
Надо поддерживать у учеников уверенность в том, что учитель может всё!
Как это сделать?
У каждого свои методы: Кто-то может "прыгнуть выше крыши и свысока поплёвывать на макушки", а кто-то протянет руку помощи в нужный момент, вовремя скажет слово поддержки, "грудью бросится на амбразуру", защищая обиженного, вовремя "даст пинка" заставив двигаться в правильном направлении...
Учителя бывают разные. И методы у них разные.
В моей жизни есть Учитель с большой буквы. Настоящий, знающий, помогающий, направляющий, предостерегающий... И это очень хорошо!
Замечательный пост! Спасибо, Ирина Валерьевна! Жду вас в своих блогах "Волшебный фонарик" и Блоге Кота Васьки!!!!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! А я приглашаю Вас к просмотру конкурсных работ на сайте ТГПУ. Там очень много интересных работ. Я уже несколько дней просматриваю те. кого "удалось расшифровать".
УдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте! Новый пост, новое рассуждения и я с ними полностью согласна. Причем все эти слова проецирую на дошкольное учреждение и слово "учитель", заменяла на слово "педагог". Ведь это касается всех педагогов не взирая на организацию в которой он работает.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия Геннадиевна! А я вообще слово "УЧИТЕЛЬ" понимаю ещё шире: это учитель жизни, передающий свой опыт молодому поколению, разделяющий заботы и хлопоты старшего поколения, делящийся знаниями со сверстниками.
УдалитьВ данном посте я сделала больше конкретику на школьного учителя (примеры), но это, как Вы правильно заметили, можно отнести ко всем Педагогам.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А ведь в профессии библиотекаря тоже бывают такие ситуации... Почти не читающий ребёнок часто ходит в библиотеку, ничего не выбирает, но активно общается с библиотекарем, рассказывает... А когда спрашиваешь:"А зачем приходил в библиотеку?" - отвечает:"Просто поздороваться..." А вот взять эту ситуацию в свои руки и предложить то, что нравится мне. Интересно, согласится? Спасибо, Ирина Валерьевна! Вы натолкнули на идею...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!А Вы попробуйте начать рассказывать какую-то историю, только не вкратце, а с подробностями и своими пояснениями, время от времени превращая рассказ в диалог. Потом, как будто времени у Вас больше нет, предложите книгу почитать, и в следующий раз самому рассказать Вам и побеседовать. Каждый ребенок, особенно если он идёт на контакт с взрослым добровольно, "клюнет на удочку". И тут главное не ошибиться с книжкой. Чтобы она действительно была ему интересна. Потом расскажете. как получилось?
УдалитьДа, классная идея. Ребенок может так увлечься предложенной книгой, что потом уже самостоятельно выберет направление и интересы. Может, он и правда пока не знает, что хочет. Но ведь здорово, что он разговаривать идет. Раз идет - значит ему что-то нужно. И хорошо, когда ему не скажет взрослый: "Не мешайся тут. Если ничего не надо - иди домой". Он то пойдет... Но домой ли...Так и получаются "уличные дети".
УдалитьИрина Валерьевна, спасибо за статью. Детей действительно сложно обмануть.
Здравствуйте, Ирина!
УдалитьРазговаривать с ребенком надо всё-таки с оглядкой на возраст. С детства можно "рассказывать сказки", то есть немного фантазировать-привирать, но потом это выливается в очень интересные случаи.
Помню, как-то одна из моих воспитанниц в 5 классе (я с ней ещё с садика, с 4-х лет), подошла ко мне и "на ушки" говорит: "А помните, Ирина Валерьевна, как Вы нам рассказывали о...? Так вот, на самом деле..."
Ребенок подумал, что я этого не знаю, и попытался меня научить, поделиться знаниями. Знаете, как я обрадовалась! Это значит, что она не только помнит мои рассказы, но и искренне "занимается моим пополнением знаний".
Это самая большая награда для любого человека, тем более для педагога.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо Вам за этот пост!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Я рада, что Вам понравилось.
Удалить