Наверное нет в мире человека, который хоть единожды не столкнулся с творчеством Габриэля Гарсиа Маркеса. Это удивительный автор, у которого нет единого стиля. Он пробует себя в разных литературных направлениях и от этого становится интересно читать его произведения, потому что предсказать, что и как будет "именно в том, что попало вам в руки" просто невозможно. Маркеса надо просто читать.
Вообще мне нравятся его рассказы. Короткие, незамысловатые и одновременно глубокие и философские, полные любви и желания.
С особым трепетом раскрываю сборник рассказов "Глаза голубой собаки" и погружаюсь в чтение... Подумать только! Более 70 лет прошло с момента написания этих историй, а они так актуальны и современны. Возможно это от того, что присутствует некая нереальность на грани мистики (что сейчас на пике популярности, особенно с повальным увлечением интерактивными играми), но в то же время это не та угнетающая потусторонность, присущая перу мастера мистики Стивена Кинга, и "не размазанная до беспредела" современная проза псевдописателей, для которых главный критерий публикации - определенное количество авторских страниц.
Маркес - это мастер слова. Даже повторяя одни и те же фразы, он не вызывает раздражения, потому что каждая повторяющаяся фраза читается по-другому, с иной интонацией. И как ему только удаётся?
И всё-таки не удержусь, приведу полностью текст рассказа, который дал название всему сборнику. Возможно этого делать нельзя, но , растащить на цитаты этот рассказ как-то не представляется возможным. Итак, читаем?
Габриэль Гарсиа Маркес. Глаза голубой собаки
Она пристально смотрела на меня, а я все не мог понять, где прежде явидел эту девушку. Ее влажный тревожный взгляд заблестел в неровном свете
керосиновой лампы, и я вспомнил - мне каждую ночь снится эта комната и
лампа, и каждую ночь я встречаю здесь девушку с тревожными глазами. Да-да,
именно ее я вижу каждый раз, переступая зыбкую грань сновидений, грань яви и
сна.
Я отыскал сигареты и закурил, откинувшись на спинку стула и балансируя
на его задних ножках, - терпкий кисловатый дым заструился кольцами. Мы
молчали. Я - покачиваясь на стуле, она - грея тонкие белые пальцы над
стеклянным колпаком лампы. Тени дрожали на ее веках.
Мне показалось, я
должен что-то сказать, и я произнес наугад:
- "Глаза голубой собаки", - и она
отзвалась печально:
- "Да. Теперь мы никогда этого не забудем".
Она вышла из
светящегося круга лампы и повторила:
- "Глаза голубой собаки. Я написала это
повсюду",
Она повернулась и отошла к туалетному столику. В круглой луне зеркала
появилось ее лицо - отражение лица, его оптический образ, двойник, готовый
раствориться в трепетном свете лампы.
Грустные глаза цвета остывшей золы
печально посмотрели на меня и опустились, она открыла перламутровую
пудреницу и коснулась пуховкой носа и лба.
- "Я так боюсь, - сказала она, -
что эта комната приснится кому-нибудь еще, и он все здесь перепутает."
Она
щелкнула замочком пудреницы, поднялась и вернулась к лампе.
- "Тебе не бывает
холодно?" - спросила она.
- "Иногда бывает..." - ответил я .
Она раскрыла
озябшие руки над лампой, и тень от пальцев легла на ее лицо.
- "Я, наверно,
простужусь, - пожаловалась она. - Ты живешь в ледяном городе".
Керасиновый огонек делал ее кожу медно-красной и глянцевой.
- "У тебя
бронзовая кожа, - сказал я. - Иногда мне кажется, что в настоящей жизни ты
должна быть бронзовой статуэткой в углу какого-нибудь музея".
- "Нет, -
сказала она. - Но порой мне и самой кажется, что я металлическая - когда я
сплю на левом боку и сердце гулко бьется у меня в груди".
- "Мне всегда
хотелось услышать, как бьется твое сердце".
- "Если мы встретимся наяву, ты
сможешь приложить ухо к моей груди и услышишь".
-"Если мы встретимся
наяву..."
Она положила руки на стеклянный колпак и промолвила:
- "Глаза
голубой собаки. Я всюду повторяю эти слова".
Глаза голубой собаки. С помощью этой фразы она искала меня в реальной
жизни, слова эти были паролем, по которому мы должны были узнать друг друга
наяву.
Она ходила по улицам и повторяла как бы невзначай:
- "Глаза голубой
собаки".
И в ресторанах, сделав заказ, она шептала молодым официантам:
- "Глаза голубой собаки".
И на запотевших стеклах, на окнах отелей и вокзалов
выводила она пальцем:
- "Глаза голубой собаки".
Люди вокруг лишь недоуменно
пожимали плечами, а официанты кланялись с вежливым равнодушием.
Как-то в
аптеке ей почудился запах, знакомый по снам, и она сказала аптекарю:
- "Есть
юноша, которого я вижу во сне. Он всегда повторяет: "Глаза голубой собаки".
Может быть вы знаете его?"
Аптекарь в ответ рассмеялся неприязненно и отошел
к другому концу прилавка.
А она смотрела на новый кафельный пол аптеки, и
знакомый запах все мучил и мучил ее.
Не выдержав, она опустилась на колени и
губной помадой написала на белых плитках: "Глаза голубой собаки".
Аптекарь
бросился к ней:
- "Сеньорита, вы испортили мне пол. Возьмите тряпку и сотрите
немедленно!"
И весь вечер она ползала на коленях, стирая буквы и повторяя
сквозь слезы:
- "Глаза голубой собаки. Глаза голубой собаки".
А в дверях
гоготали зеваки, собравшиеся посмотреть на сумасшедшую.
Она умолкла, а я все сидел, покачиваясь на стуле.
- "Каждое утро, -
сказал я, - я пытаюсь вспомнить фразу, по которой должен найти тебя. Во сне
мне кажется, что я хорошо заучил ее, но проснувшись, я не могу вспомнить ни
слова".
- "Но ты же сам придумал их!"
- "Да. Они пришли мне в голову потому,
что у тебя пепельные глаза. Но днем я не могу вспомнить даже твоего лица".
Она стиснула в отчаянии пальцы:
- "Ах, если бы нам знать по крайней мере
название моего города!"
Горькие складки легли в уголках ее губ.
- "Я хочу до тебя дотронуться", -
сказал я.
Она вскинула глаза, я язычки пламени заплясали в ее зрачках.
- "Ты
никогда не говорил этого", - заметила она.
- "А теперь говорю".
Она опустила
глаза и попросила сигарету.
- "Почему же, - повторила она, - мне никак не
вспомнить название своего города?"
- "А мне - наши заветные слова", - сказал
я.
Она грустно улыбнулась:
- "Эта комната снится мне так же, как и тебе".
Я
поднялся и направился к лампе, а она в испуге отступила назад, опасаясь, что
я случайно заступлю за невидимую черту, пролегающую между нами. Взяв
протянутую сигарету, она склонилась к огоньку лампы.
- "А ведь в каком-то
городе мира все стены исписаны словами "глаза голубой собаки", - сказал я. -
Если я вспомню эти слова, я отправлюсь утром искать тебя по всему свету".
Ее
лицо осветилось красноватым огоньком сигареты, она глубоко затянулась и,
покручивая сигарету в тонких пальцах сказала:
- "Слава богу. Я, кажется,
начинаю согреваться", - и проговорила нараспев, будто повторяя за пишущим
пером: "Я... начинаю... - она задвигала пальцами, будто сворачивая в
трубочку невидимый листок бумаги по мере того, как я прочитывал написанные
на нем слова, - согреваться..." - бумажка кончилась и упала на пол -
сморщенная, крохотная, превратившаяся в пыль золы.
- "Это хорошо, - сказал я.
- Мне всегда страшно, когда ты мерзнешь".
Так мы и встречаемся с ней, вот уже несколько лет.
Порою в тот момент,
когда мы находим друг друга в лабиринте снов, кто-то там, снаружи, роняет на
пол ложечку, и мы просыпаемся. Мало-помалу мы смирились с печальной истиной
- наша дружба находится в зависимости от очень прозаических вещей.
Какая-нибудь ложечка на рассвете может положить конец нашей короткой
встрече.
Она стоит за лампой и смотрит на меня. Смотрит так же, как в первую
ночь, когда я очутился среди сна в странной комнате с лампой и зеркалом и
увидел перед собой девушку с пепельными глазами.
Я спросил:
- "Кто вы?"
А она
сказала:
- "Не помню..."
- "Но мы, кажется, уже встречались?"
- "Может быть.
Вы могли сниться мне, в этой самой комнате".
- "Точно! - сказал я. - Я видел
вас во сне".
- "Как забавно, - улыбнулась она. - Значит, мы с вами
встречаемся в сновидениях?"
Она затянулась, сосредоточенно глядя на огонек сигареты. И мне опять
показалось, что она - из меди, но не холодной и твердой, а из теплой и
податливой.
- "Я хочу дотронуться до тебя", - повторил я.
- "Ты все погубишь, -
испугалась она. - Прикосновение разбудит нас, и мы больше не встретимся".
-
"Вряд ли, - сказал я. - Нужно только положить голову на подушку, и мы
увидимся вновь".
Я протянул руку, но она не пошевелилась.
- "Ты все
погубишь... - прошептала она. - Если переступить черту и зайти за лампу, мы
проснемся заброшенные в разные части света".
- "И все же", - настаивал я. Но
она лишь опустила ресницы:
- "Эти встречи - наш последний шанс. Ты же не
помнишь ничего наутро".
И я отступил.
А она положила руки на лампу и
пожаловалась:
- "Я никогда не могу заснуть после наших встреч. Я просыпаюсь
среди ночи и больше не могу сомкнуть глаз - подушка жжет лицо, и я все
твержу: "Глаза голубой собаки. Глаза голубой собаки".
- "Скоро рассвет, - заметил я. - Последний раз я просыпался в два часа, и
с тех пор прошло много времени".
Я подошел к двери и взялся за ручку.
- "Осторожнее, - предупредила она. - За дверью живут тяжелые сны".
- "Откуда
ты знаешь?"
- "Совсем недавно я выходила туда и с трудом вернулась назад. А
проснувшись, заметила, что лежу на сердце".
Но я все же приоткрыл дверь.
Створка подалась, и легкий ветерок принес снаружи запах плодородной земли и
возделанной пашни. Я повернул к ней голову и сказал:
- "Тут нет коридора. Я
чувствую запах поля".
- "Там, за дверью, - сказала она, - спит женщина,
которая видит поле во сне. Она всегда мечтала жить в деревне, но так никогда
и не выбралась из города".
За дверью светало, и люди повсюду уже начали
просыпаться.
- "Меня, наверное, ждут к завтраку", - сказал я.
Ветер с поля стал слабее, а потом стих. Вместо него послышалось ровное
дыхание спящего, который только что перевернулся в постели на другой бок.
Стих ветерок, а с ним умерли и запахи.
- "Завтра мы непременно узнаем друг друга, - сказал я. - Я буду искать
женщину, которая пишет на стенах: "Глаза голубой собаки".
Она улыбнулась
грустно и положила руки на остывающий колпак лампы:
- "Ты ничего не помнишь
днем".
Ее печальный силуэт уже начал таять в предутреннем свете.
- "Ты
удивительный человек, - сказала она. - Ты никогда не помнишь своих снов".
Вы прочувствовали всю "сонную расслабленность" и в то же время невероятную напряженность ситуации? А как чётко из всего этого прослеживается неоспоримая истина "однажды что-то взяв - можно всё потерять"
Данный сборник я показываю в рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме января месяца "Цветные снятся сны".
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Интересно, сколько отзывов за февраль вы уже опубликовали? У меня сегодня тоже отзыв о книге, но по счёту второй.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьЕсли считать два рассказа, то это уже седьмая книга.
Да, я читаю много, что является "побочным эффектом бессонницы".
Отзывы я начинаю писать сразу, как только принимаюсь за книгу.
По мере прочтения делаю заметки, копирую цитаты, так что ко времени окончания знакомства с книгой у меня уже отзыв готов.
Я просто перечитываю, кое-что корректирую - и отзыв готов.
По свежим следам.
А ещё я очень быстро набираю текст.
Через пару дней закончу ещё одну книгу, которую читаю уже почти неделю - Вы поймёте почему, об этом обязательно скажу в отзыве.
Ирина Валерьевна, здравствуйте! Телепатия что ли??? Я уже готовилась опубликовать отзыв об этом рассказе. Теперь немного подожду, чтобы блогеры восприняли Ваш отзыв, а потом мой...
ОтветитьУдалитьРассказ не оставляет равнодушной, я перечитала дважды, чтобы вникнуть в каждое слово Маркеса.
Здравствуйте, Людмила Федоровна.
УдалитьА мне кажется, что надо опубликовать отзыв, тем более, что особо о самом впечатлении о рассказе я не написала.
А Вы весь сборник прочитали?
Здравствуйте,Ирина Валерьевна! Да, я прочитала весь сборник. В нём есть рассказы, где тоже есть сюжеты, связанные со сном. Но Маркеса с наскоку не возьмёшь, это не Метлицкая, где тебе всё разжевали, и вывод сделали...
ОтветитьУдалитьВы правы.
УдалитьМаркеса лучше воспринимать дозировано))
А Вы заметили, насколько разные по жанру эти рассказы?
Ну, и, конечно же, есть парочка "нудных".
Мне кажется, что "Глаза голубой собаки" - лучший рассказ из сборника.
Есть такие и это я. Стыдно. Исправлюсь. В хотелках лежит эта книга.
ОтветитьУдалитьЮлия, у Вас есть шанс "исправиться", раз такая книга лежит.
УдалитьЯ не могу утверждать, что это супер-пупер писатель, но с его творчеством надо познакомиться.
Да, согласна. Я вообще люблю классику, но иногда бывают вот такие пробелы.
УдалитьВот как раз в устранении подобных "пробелов" и происходит в дружеской, непринужденной обстановке, которая существует в рамках читательского марафона "Отличная книга".
УдалитьМы читаем, пишем отзывы, обмениваемся комментариями и "открываем новые города")))
Я для себя открыла много новых авторов и, наконец-то, отошла от предпочтения какого-то определенного автора и жанра.
Мир литературы велик.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьВот марафон и до Гарсиа Маркеса добрался. Здорово!
Не могу сказать, что я большая поклонница его. "Сто лет одиночества" - трудная книга.
Спасибо за рассказ!
У писателя много метафор!
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
УдалитьПрочитав этот сборник я очень удивилась, насколько они разные.
Но рука мастера видна.
Этот рассказ я полностью привела в тексте поста, так как он мне просто невероятно понравился, а "растащить на цитаты" - это потерять ту тонкую ниточку, на которой всё держится.