вторник, 18 мая 2021 г.

Виктория Ледерман, "теория невероятностей". 2000-е

В рамках читательского марафона "Отличная книга" я немного прошлась по книгам о школе и учениках 30-90-х годов прошлого века. Почему я выбрала именно этот период? Захотелось показать начало, расцвет и падение советской школы. Той самой системы образования, в основу которой было положено прежде всего подготовка квалифицированных кадров для строительства коммунизма. В школе всегда на первом месте была успеваемость, взаимовыручка, дружба, борьба за успеваемость и настоящие товарищеские отношения. Но уже к концу 90-х всё это сошло на нет. 

Исчезла страна, исчез стимул получения образования, появились "лёгкие способы заработать миллионы", и как результат, полная смена ценностей. На смену дружбы пришла взаимополезность, вместо желания стать лучшим классом - стремление непременно выделиться и не стать изгоем, аутсайдером. Не спорю, это было и раньше, но не в таких масштабах.

Школьники 21 века не имеют той защищенности и уверенности в завтрашнем дне, как это было у советских школьников. Да, у современных школьников больше возможности, но всего они должны добиваться сами, порой путём предательства и унижений.

О школе 2000-х написано много книг, отзывы о которых я уже писала в блоге.

Что могу сказать. Книги вроде бы о школе, но прочитав их не хочется говорить "школьные годы чудесные". Всё больше и больше проблем выставляется на всеобщее обозрение. Система такова: есть где-то класс, ученики, которые учатся, чего-то там добиваются, возможно и дружат (нам об этом не говорят), но зато есть единичный обиженный экземпляр, стенания и терзания которого смакуются во всех подробностях. И учителя всё больше показываются в неприглядном виде. А если и появляется кто-то добрый и человечный, то его тут же "съедают злобные коллеги". И это я ещё не говорю о родителях, которые просто ненавидят школу и учителей, истязают детей и имеют кучу своих проблем и в личной жизни, и на работе...

Почему-то вспомнила драму Сидни Поллака "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", где невероятный успех реалити шоу было обеспечено плачевным состоянием участников. Чем тем было хуже, тем больше собиралось зрителей, тем больше была прибыль у организаторов шоу.

И всё же я решила прочитать ещё одну современную книгу, остановилась на книге Виктории Ледерман "Теория невероятностей". История начинается банально. Отключается интернет, и Матвей Добровольский, почти четырнадцати лет отроду, начинает паниковать: что делать? Идёт погулять, находит щенка и приносит его домой. Но у папы аллергия. Мама настаивает, чтобы щенка выбросить на улицу "выбирай, или папа, или щенок". Мальчик выходит на улицу и практически впервые замечает, что на улице не так то плохо. Но во дворе появляются хулиганы, что сразу нарушило прелесть дня. А тут ещё соседка со своими гороскопами и предсказаниями, да ещё какой-то метеорный поток, который должен пролететь над землёй...

И вот наконец то, о чем я распиналась в начале этого поста. 
"К школе Матвей относился как к неизбежному злу. На уроки ходил, задания делал. Почти всегда. Ну, во всяком случае, когда точно знал, что спросят. Но кружки, концерты, школьные спектакли, походы в кино и остальное, на что была способна неуемная фантазия их молодого классного руководителя, – все это Матвей стойко игнорировал. Они с Олегом Денисовичем давно не понимали друг друга, еще с пятого класса. Классный злился, что Матвей выбивается из общей массы, а поделать ничего не мог. Внешкольная деятельность – дело добровольное, это Матвей четко знал. Правда, Олег Денисович уже третий год все никак не мог успокоиться. И фамилия у него была подходящая, прямо в точку: Докучаев. В минуты сильного раздражения Матвей называл его Доставаев. Ну, конечно, только когда учитель не мог этого слышать."

Вот он, тот самый "один в поле воин", а точнее "тот, кто шагает не в ногу" с которым по закону жанра должны произойти самые невероятные события.

А в школе идёт вполне насыщенная жизнь: в соревнованиях по баскетболу побеждают девочки, одноклассники спешат навестить заболевшую учительницу и поздравить её с днём учителя, записываются на поход в театр юного зрителя,  но Матвею этого ничего не надо.

Даже удивительно, что он бросился на выручку какому-то второкласснику, на которого напали хулиганы. И понять маму, которая бросила всё и умчалась на похороны своей подруги, да к тому же пообещавшую привезти к ним её дочь, оставшуюся совсем одну, он понять никак не хочет. Человек, привыкший, что весь мир вертится вокруг него, что он всегда делает только то, что хочет - вот кто такой Матвей Добровольский.

"Наверняка его теперь заставят возиться с этой девчонкой, водить в школу и домой. Он вынужден будет разговаривать с ней, отвечать на глупые детские вопросы, помогать с домашкой. Еще и за свой компьютер пускать! Ну уж нет, дудки! Если хотят, пусть нянчатся сами с этой Ксюшкой. А он врежет замок в дверь своей комнаты, закроется на ключ и будет жить один. И не станет ни о ком думать. О нем же никто не думает."

А потом он в окно снова увидел того самого щенка, решил взять его домой, но на него напали те самые хулиганы. Он очень долго убегал от них, оказался в заброшенном доме, и последнее, что он услышал: 

"Пацаны! Глядите! - вдруг истошно завопил Пушкин. - Там, на небе! Чего это? Ух ты, обалдеть!
Послышался нарастающий гул, переходящий в высокий пронзительный свист. Раздались удивленные возгласы, но Матвею некогда было размышлять, что же такое они увидели. Пользуясь их замешательством, он в одно мгновение добрался до конца трубы. Обдирая руки, разгреб колючие кусты, закрывающие вход, и кубарем вывалился наружу.
Матвей вскочил и со всех ног рванул к чернеющему впереди лесу."

А потом мир изменился. Его дом - уже не его дом, его мама - не его мама... Матвея никто не узнаёт. Он остался совсем один. Один на один со своими страхами, обидами, неприятием окружающей действительности. Другой мир. В прежнем мире ему никто был не нужен, в этой жизни он никому не нужен.

Несмотря на некую банальность и довольно изъезженный сюжет, книга интересная, советую прочитать.

http://kniguru.info/korotkiy-spisok-devyatogo-sezona/teoriya-neveroyatnostey

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я о школе не люблю читать. Опубликовала отзывы о 2-х книгах по теме "Читаем детективы". Прочитала еще две книги. Не знаю, публиковать отзывы о них, или уже не надо. Кажется, что читательский марафон уже закончился.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      А я нашла просто потрясающие книги на школьную тему.
      У меня будет ещё один отзыв на три книги Александры Бруштейн (20.05.2021), после чего перехожу к чтению детективов.
      Точнее, я их уже читаю, но отзывы будут опубликованы "чуть позже".
      И если Вы заметили, то в основном читатели публикуют отзывы ближе к концу месяца, когда всё прочитано и осмыслено.
      И "отчетный месяц" не совпадает с календарным.
      Насколько я поняла, ещё неделю после наступления следующего календарного месяца, читатели присылают отзывы.
      А иногда и добавляют отзывы по темам разных месяцев.
      Марафон продолжается, просто надо набраться терпения, не вглядываться вдаль - где финишная ленточка.
      Не забывайте, что не все отзывы публикуются в блогах - есть такие, которые присылаются на почту (обычно школьники).

      Удалить
    2. Я читаю быстро. Могу любую книгу прочитать за один день. Но отзывы писать совсем не могу. Долго думаю, не знаю, как начать. Не хочется просто писать пересказ. Никто меня не учил писать отзывы. Вот бы Ольга Николаевна в следующем учебном году дала хоть какие-нибудь рекомендации, как праваильно написать отзыв.

      Удалить
    3. На мой взгляд, отзыв о книге - это личные впечатления, возникшие в процессе чтения или после прочтения.
      И не важно, что это - или пересказ, или личные мысли, или эмоции, или полное неприятие написанного.
      Я пишу отзывы иногда "после всего", иногда начинаю уже в процессе чтения (тогда отзывы получаются длинными, с большими цитатами).
      А иногда хоть и хочется пересказать, но ограничиваюсь очень кратким, "навеянным" сюжетцем, зачастую не имеющего гоношения к самому текста.
      А есть книги, о которых хочется сказать "ВАУ! Не-е-е, класс! Люди, прочитайте! Это круто!"
      И хотя ручонки так и рвутся к клавишам, сдерживаюсь изо всех сил.
      Потому что понимаю, своими эмоциями (или пересказом) нарушу всю прелесть (интригу) книги.
      Что касается того, что отзывы надо "научить" - тут немного не согласна.
      Да, есть правила написания определенных текстов, но они разработаны для тех, кто вообще писать не может, чтобы они могли написать хоть что-то.
      Или для удобства проверки, этакий "анкетный вариант".
      Представьте, скольких литературных произведений мы бы лишились, если бы они писались "по правилам".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я просто заглотнула эту книгу. Спасибо за интересный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Федоровна.
      Да, книга великолепная!

      Удалить
  3. Беру на заметку, Ирина Валерьевна! Обязательно почитаю чуть позже. А сейчас читаю книгу Натальи Нестеровой "Дом учителя"-нравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
      Мне вообще нравятся книги Виктории Ледерман.
      У неё особый слог.
      Нестерову взяла на заметку.

      Удалить
  4. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Книгу эту хотела купить, но цена её... Пока я остановилась.
    Да, Вы правы, книги о школе отличаются. Написаны в разное время, рассказывают о реалиях современного мира.
    Но и это нужно читать.

    Спасибо Вам за развёрнутый ответ Ирине Михайловне! Почему-то она считает, что марафон закончился. Конечно, нет. Да, не успеваю сейчас многое, но дело, которое начинаю, довожу до логического конца. Сейчас непростой период: окончание года, ОГЭ по русскому языку, литературе, в начале июня - проверка ЕГЭ по литературе и русскому языку. Выплывем)) И будем читать! Без книг мы уже никуда. Правда?
    И отзывы писать не потому, что надо Ольге Николаевне, а по велению сердца.
    Спасибо всем участникам марафона и Вам, конечно, за интерес к марафону, к блогу, к чтению, к книге. Читаем и рассказываем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Я дала ссылку, там можно не только онлайн прочитать, но и скачать - бесплатно.
      Марафон дал мне возможность найти массу интересных книг и авторов.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]