понедельник, 20 января 2020 г.

Птица счастья, какая она? Ищем вместе с Викторией Токаревой

Была просто уверена, что книга Птица счастья (сборник) Виктории Токаревой оказалась в моём списке в рамках марафона, но потом перечитала список рекомендованных на январь и с удивлением обнаружила, что этой книги и нет как раз в списке. Что делать? Придержать до лучших времён, или... И всё-таки "или". Ну не могу я удержаться, тем более, что предыдущий мой книжный отзыв был очень даже отрицательным (правда та книга тоже не в рамках марафона), вдруг ещё подумают, что бабушка совсем растеряла своё мирное настроение и ополчилась на литературу определенного направления. А вот уж нет!

Тот, кто читал Токареву знает, что она может держать ситуацию на грани, писать об отрицательных героях, но так, что они вызывают симпатию. И начинаешь понимать, что от этого никто не застрахован. Просто нам немного больше повезло в жизни, а вот "им" не повезло, но тем не менее и они имеют право жить.

В сборнике четыре разных рассказа, но герои пересекаются между собой. Надька, Марина, Анна, Костя и ещё много разных героев. Что может быть у них общего? И живут они в разных местах, и добиваются всего разными путями, но все они ловят птицу счастья. И находят её, и упускают... И не знаю кто как, но я задумалась, смогла бы ли я броситься в погоню за этой самой птицей счастья, смогла бы ли поступить так, как поступают герои? 

Мужья, жены, дети, любовники и любовницы, смена общественного строя, безработица, разгул преступности, беженцы и одинокие старики. Есть всё. И каждый герой, даже самый отрицательный, имеет достоинство. Чувствуется сила и желание жить.

Моя витруальная записная книжка пополнилась новыми цитатами и отрывками.
Я не буду акцентировать именно на конкретный рассказ или героя. Просто прочитайте и вдумайтесь, насколько точно это сказано.

"Все ясно. Яснее не скажешь. Значит, вся эта история не про Андрея и Надьку, а про Андрея и Светлану. Это история о том, как, несмотря на бешеную страсть, жизненные ухабы, Андрей ни на сантиметр не отполз от своей жены. Любовь к Светлане – как океан, в котором без следа пропадают корабли, космические станции и целые материки, не говоря о людях." 

"После перестройки все разом обнищавшие интеллигенты разбежались по углам и лают, как собаки, а их никто не слушает. Раньше, при социализме, они жили сплоченно, у них были свои союзы, свои клубы, свои кормушки. "Поэт в России – больше, чем поэт". А сейчас поэт в России вообще никому не нужен. Не нужен талант, бесценные мысли. Хорошо, если кто успел помереть своей смертью, не дожил до этого бесчестья."

"Надька спокойно и бесстрашно смотрела на Андрея. Она ничего не хотела и ничего не боялась. 
Прежняя Надька – нервная и напряженная, как бездомная собака, забежавшая на чужой двор. Новая Надька – как собака на выставке, при хозяине и при всех медалях. Уверенно взирает свысока. 
Надька посмотрела на часы и вышла из машины. У нее были дела более важные, чем Андрей. А еще совсем недавно Андрей был важнее всех дел."

"- Ты думаешь, она бросит Шубина и уйдет к тебе? 
- Да. Если я стану свободен, она уйдет ко мне. 
- Она не бросит губернатора. Так что будь готов к длинному марафону. 
- Ее марафон продолжался семь лет. Если понадобится, я буду терпеть. 
- Терпи, только не спейся."

"Надька поняла: ее счастье имеет облик не птицы, а молодой волчицы, которая рыскает и рискует и не знает, что будет в конце дня. То ли она задерет теленка, то ли ее саму забьют кольями. 
Но азарт охоты… Но предчувствие победы…"

"Марина видела своими глазами, как азербайджанские родители таскали учителям корзины с продуктами: домашние куры, фрукты, зелень. Учителя в ответ ставили нужные отметки. Зачем глубинные знания восточным девочкам? После школы выйдут замуж, будут рожать детей. Математика понадобится только для того, чтобы считать деньги на базаре. А русский может не понадобиться вообще."
Марина помнила заискивающие лица родителей и учеников. Ей это было по душе: держать в страхе и повиновении. Как Сталин всю страну, но в более мелком масштабе. 
Марина хотела властвовать. Так она побеждала комплексы униженного детства."

"На другой день они отправились в кино. Володька в темноте взял ее руку. Марина хотела в туалет по малой нужде, но выйти среди сеанса было неудобно. Она терпела, мучилась, и Володькина нежность не производила должного впечатления. 
После сеанса отправились в парк. Володька прислонил Марину к дереву и, нажимая на ее тонкий девичий стан, стал впечатывать свои губы в ее губы. 
Современная девушка сказала бы запросто: отойди на пять шагов и отвернись. И через десять секунд жизнь приобрела бы совсем другие краски. Но девушки пятидесятых годов – это другое дело. Мальчик не должен знать, что в девушке скапливается моча, – это стыдно. Они вообще дюймовочки, рожденные в цветке. 
Короче говоря, Марина описалась в тот самый момент, когда Володька ее целовал. Было темно, ничего не видно, только слышен шум падающей струи. 
Володька повертел головой на короткой шее и спросил: 
- Что это? 
Марина тоже повертела головой, как бы прислушиваясь, и спросила: 
- А где это? 
Потом она быстро увела Володьку от этого дерева к другому и целовалась с другим настроением, полностью участвуя в поцелуе, изнывая от томления. Единственное – тормозила его руки, когда они соскальзывали ниже талии. 
Вечером опять пришлось стирать платье. Володька ничего не заметил в тот раз. А если бы даже и заметил – легко простил. Его ничто не могло свернуть с пути познания Марины, ее тепла, ее запаха и тайных тропинок. Он хотел познавать – дальше и глубже, и долго. Всегда. 
Они поженились."

"Володька был эгоистичен в любви. Думал только о себе, как солист. Один и главный, и все должны под него подстраиваться. Рустам – совсем другое дело. Он приглашал в дуэт. Он и Она. Оба старались не взять, а дать счастье. И были счастливы счастьем другого." 

"У Людки была своя правда: тяга к спиртному ей передалась от отца. Наследственное заболевание. Такое же, как любое другое. Например, как диабет. Почему диабетиком быть не стыдно, а алкоголиком стыдно? Ее любимый поэт Высоцкий тоже был алкоголик. И ничего. Правда, рано умер, но много успел. 
Можно, конечно, подлечиться, но, говорят, женский алкоголизм злой, лечению не поддается. Можно себя закодировать, но тогда ты – это уже не ты, а кто-то другой. Можно зашиться, но если не выдержишь и выпьешь, умрешь в одночасье. Зачем такой риск? Пусть все идет как идет." 

"Дом остался от деда – врача. Сталин собрался расстрелять его в пятьдесят третьем году как отравителя. Но умер сам. А дед остался. И жил еще двадцать лет. 
Отец деда тоже был земский врач, знал Чехова. А прабабка – сестра милосердия – знала великих княжон. Осталась фотография: прабабушка в госпитале вместе с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Нежные лица, белые крахмальные косынки с красным крестом, доверчивые глаза. 
Знакомый художник написал картину с этой фотографии. Серо-бежевый блеклый фон. Глаза сияют сквозь времена. 
Анна повесила эту картину у себя в спальне. И когда просыпалась, смотрела на девочек начала века, а они – на нее. 
После деда, кроме дачи, осталась восьмикомнатная квартира в доме на набережной. Квартиру сдавали иностранцам, на это и жили. Хватало на все и еще оставалось на отдых и путешествия. 
Путешествовать Анна не любила. Ездить с Ферапонтом, постоянно преодолевать его плохое настроение – себе дороже. А отправиться одной – тоска."

"Жена досталась красивая, многие хотели, а Костя получил. Сын появился быстро – продолжатель рода, наследник. Правда, наследовать было нечего. Инженер при коммунистах получал позорные копейки. Гримаса социализма… 
Но вот пришла демократия, и Костя оказался на улице. Вообще никаких денег: ни больших, ни маленьких. Ничего. Институт закрылся. Помещение сдали в аренду под мебельный магазин. Понаехали армяне, открыли салон итальянской мебели. Предприимчивая нация. 
Инженеры-конструкторы разбрелись кто куда. Костин друг Валерка Бехтерев сколотил бригаду, стали обивать двери. Закупили дерматин, поролон, гвозди с фигурными шляпками. Ходили по подъездам. 
Косте такая работа была не по душе. Он не любил стоять на месте и тюкать молотком. Ему хотелось движения, смены впечатлений. Костя стал заниматься частным извозом, или, как говорила жена, – выехал на панель." 

"А в самом деле, – прозрел Костя. – Зачем я ей? Вовсю женатый, нищий. Какой с меня толк? Я могу быстро бегать и далеко прыгать, но эти качества хороши при охоте на мамонта. Сегодня мамонтов нет. Хотя ученые пообещали воссоздать. В вечной мерзлоте нашли хорошо сохранившиеся останки. Возьмут клеточку, склонируют и пересадят в слона, вернее, в слониху. Родится мамонт. Он будет живой, но один. И поговорить не с кем". 

И каждый вот такой кусочек - это целая история, целая жизнь, характер и тема для размышления. Самое интересное, что Токарева пишет так, что даже в самых нелепых ситуациях не хочется злобно подхихиковать над героями. Каждого человека ты понимаешь, сопереживаешь, и даже появившийся дважды в коротких эпизодах бандит, с одной единственной фразой (типа "кушать подано") становится значимым персонажем.

Нельзя сказать, что я очень люблю книги Токаревой. Всё-таки, несмотря на всю их высокохудожественность, это несколкько специфическое чтение, без подходящего настроения, пожалуй, и не почитается. Но пока все прочитанные мною книги этого автора вызывали только положительные эмоции.

Предлагаю этот отзыв в качестве книги января в блог "Для сердца и разума"

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я не очень люблю Викторию Токарева, но эти рассказы бы почитала с удовольствием. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Мне тоже кажется, что именно ЭТИ рассказы Вам как раз и понравились бы.
      А про Токареву вот нельзя сказать "люблю-не-люблю".
      Просто есть такие вещи, которые понравятся.
      И ещё, круг её тем очень разнообразен.
      Вот особенно если вспомнить, что она - соавтор сценария всеми нами любимого фильма "Джентльмены удачи" и автор слова, прижившегося в воровском жаргоне "редиска", то становится понятна сила слова

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Снова восклицаю : как давно живу на свете, работала в библиотеке, читала многое у Токаревой, начиная с журнальных публикаций. Сейчас у меня несколько иное отношение к её творчеству. Вы читала её крупные произведения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна.
      Так сразу и не вспомню.
      Пробежалась глазами по списку её книг, вроде многие знакомы.
      Фильмы точно видела, кое-что читала, но из памяти выветрилось.
      Когда-то давно, ещё в молодости, что-то читала, но вот перечитывать что-то пока желания не возникло.
      Думаю, сейчас впчатление будет совсем другое.
      Вот недавно попробовала перечитать любимого мною в юности Сальникова... Лучше бы не перечитывала. Ощущения не те.

      Удалить
  3. Токареву обожаю,многое читала,но новые сборники часто бывают не совсем новыми. Повторяются старые рассказы.
    Этот сборник посмотрю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, когда я читала этот сборник, то где-то на подсознании вспоминала, что что-то из этого мне знакомо (сюжет).
      То ли у кого-то другого читала что-то подобное, то ли эти рассказы уже читала.
      Хотя сборник "Птица счастья" вышел в 2004 году.
      Наверное читала.
      Да, а переизданий сейчас мноджество.
      Я даже как-то просмотрела несколько сборников рассказов одного известного писателя...
      Очень удивилась, когда увидела, что разница очень невелика.
      Из 10 рассказов в оглавлении, минимум 5 повторяются.

      Удалить
  4. А мне нравятся рассказы и повести Токаревой, но вот сборник "Птица счастья" не встречала. А какие киносценарии написаны ею: "Джентельмены удачи", "Шла собака по роялю"! В нашей библиотеке есть сборники "Розовые розы", "Лиловый костюм" и "Террор любовью". Думаю перечитаю обязательно, т.к. читала ее книги давно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я уже давно читаю онлайн.
      Только надо находить бесплатный вариант публикации.
      Я обычно всегда даю активную ссылку.

      Удалить
  5. Здравствуйте,Токареву читала,что то нравилось,что то нет,а вот эти рассказы не читала,надо взять на заметку.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зоя, почитайте, если будет подходящее настроение.
      В начале поста есть активная ссылка.

      Удалить
  6. Не читала этот сборник. Если честно, больше люблю крупную прозу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А это и воспринимается как нечто единое.
      Вот знаете, как книга, в которой рассмотрены разные поколения, разные судьбы.
      А тема одна.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]