Наткнулась на эту книгу совершенно случайно, когда пыталась уточнить, кем приходится писатель Игорь Носов писателю Николаю Носову. И вот там и было сказано, что Николай Носов очень любил своего внука Игоря, и даже написал целую книгу "Повесть о моём друге Игоре". Да, не каждый дедушка считает внука другом, тем более не ведёт в течение шести лет записи о развитии внука, обращая внимание на разные нюансы взросления.
Кому интересная эта книга? Наверное, прежде всего тем, кто всерьёз хочет понять особенность развития малыша.
Да, на эту тему написаны множество книг разного жанра, от чисто психолгических, рекомендательных, до развлекательных (К.Чуковский "От двух до пяти"). Но ценность именно этой книги "Повесть о моём друге Игоре" в том, что это реальные наблюдения реального человека за реальным ребенком.
В книге нет восторженных сюсюканий: "Ах, он сказал первое слово!", нет и поучительных размышлизмов и попыток привязать какие-то события к чему-то грандиозному.
Просто читаешь и... даже не сравниваешь с тем, как развивался свой собственный ребенок. Просто читаешь.
Повесть разбита на временные моменты.
Но я не всегда согласна с автором.
Вот к примеру, в одной из глав он считает, что ребенок хитрит.
Хитрость
Еще и двух лет не исполнилось, а уже научился хитрить! Очень понравился ему витамин “С” с глюкозой. Съел две таблетки и еще просит.
- Больше нельзя, - говорю.
- Бабе, - просит он, протягивая руку.
- Ну ладно, - соглашаюсь, - отнеси бабушке.
Дал ему штучку. Он понес ее Тане, показал, не выпуская из рук, и сказал:
- Маме.
Понес маме, но, не дойдя до нее, сунул таблетку в рот. Потом вернулся ко мне и говорит:
- Папе.
- Нельзя, - говорю, - ты уже много съел.
- Папе.
“Ну, - думаю, - посмотрю, что будет”. Дал еще таблетку. Он понес ее папе, но не пройдя и половины пути, положил таблетку в рот.
Вот и верь после этого людям!
А мне кажется, что это не совсем хитрость. Ну вот мы же кормим ребенка и говорим "за маму", "за папу", "за бабу", вот и в этом случае, мне кажется, что ребенок совершенно откровенно съел "за бабу", "за папу"... Вот ребенок и продемонстрировал наглядно бабушке, что он "есть за бабу", и объяснил, что мама дала.
А вот пример замечательного детского словообразования. Кстати, некоторые слова, известные и частоупотребляемые сейчас взрослыми, произошли именно от "детских понятийных определений". Как они попадают к нам в речь? Скорее всего с помощью родителей, фанатично любящих своих чадушек и часто по поводу и без повода рассказывающих о том, что сказал их малыш.
"Пальтожник”
Рассматривал с Тамарой картинки в книжке. Увидел рисунок сапожника за работой. Тамара говорит:
- Это сапожник. Он шьет сапоги. А как называется тот, который шьет пальто? Знаешь?
- Знаю. Пальтожник.
Помните классику ещё с советских времён, когда приводится пример, где дети-школьники, изучая название профессий по аналогии "Стёкла вставляет стекольщик, камни кладёт каменщик, бетон заливает бетонщик,.." отвечают, что "крышу делает крышчик", "двери делает дверщик"...?
А ещё дети очень любопытны и часто задают вопросы, на которые взрослые не всегда могут дать ответ. Точнее, ответ очевиден, но ответить на вопрос, поставленный именно в такой форме очень сложно сразу что-то пояснить.
Почему?
В зоопарке увидел посреди большого пруда остров, по которому ходили лебеди, гуси и другие водоплавающие птицы.
- А что там? - спрашивает.
Я объяснил, что там остров, то есть земля, а вокруг вода, и на этом острове живут птицы.
Обойдя пруд и убедившись, что вокруг острова действительно вода, Игорь спросил:
- А почему остров не тонет?
Вот как бы вы объяснили трёхлетнему ребенку, почему остров не тонет? Не думаю, что вы пустились бы в рассуждения о рельефе.
А ещё дети в раннем возрасте очень внимательно относятся к словам взрослых, поэтому надо очень точно подбирать правильные определения и понятия об окружающем мире.
Пусть подрастет
Были с Игорем в лесу. Собирали грибы. Он нашел какие-то крошечные грибочки на тонюсеньких ножках. Я говорю:
- Эти маленькие. Таких не надо брать. Пусть подрастут.
После этого он, увидев маленький гриб, сорвет его, осмотрит внимательно, бросит на землю и говорит:
- Пусть подрастет.
С точки зрения логики, ребенок поступил правильно, он не взял гриб домой, оставил в лесу и выполнил просьбу дедушки "пусть подрастёт", но также и удовлетворил собственное любопытство - сорвал и рассмотрел.
Игорь - внук писателя. Думаю, ему здорово повезло с дедушкой, который писал детские сказки. И, наверняка, кроме опубликованных глав, дедушка рассказывал ещё что-то о Незнайке. И то, что этот коротышка нравился Игорю понятно из вот этого обещания четырёхлетнего внука дедушке-писателю:
Поровну — по-братски
Говорит как-то мне:
- Ты написал три книги о Незнайке, а я напишу четвертую. Я десять книг напишу. Пять отдам тебе, а пять - мне.
И как мы знаем, обещание он сдержал. Прошло не так уж много времени, и Игорь действительно написал много историй про Незнайку. По крайней мере в ту книгу, которая у меня, как раз вошли 10 рассказов.
Когда читаете детям книги, внимательно следите за словопроизношением, и интересуйтесь у ребенка, понятны ли ему те или иные слова, а то порой получается вот такое:
Кто такой Добран
- Дедушка, а как они жевали Добрана?
- Какого Добрана?
- Ну ты в сказке читал: “Стали они жить-поживать да Добрана жевать”.
Представляете, как мучился ребенок над этим? Именно КТО, а не ЧТО такое Добран. Ведь от этого непонятного слова "Добран" зависит какая сказка : добрая или злая. А вдруг "Добран" это человек? Тогда получается, что те, которые "в сказке победили" - людоеды?
А вот над следующим вопросом задумываются не только дети, но и особо любопытные взрослые с развитым воображением. Мне вот это тоже интересно:
Вопрос из области теории относительности
- Дедушка, меня вот что интересует: когда поезд едет, а муха летит по вагону, то муха трясется?
А ещё я читала, как одна женщина, едва не побывавшая в авиакатастрофена полном серьёза рассказывала, что считала время до соприкоснования самолета с землёй, чтобы успеть подпрыгнуть. Потому что она совершенно искренне считала,что это позволит ей избежать удара.
А вот и первые (пока устные) попытки продолжить приключения Незнайки.
Игра
Играем в морские приключения после чтения “Незнайки”.
- Акулу возьмем на буксир, - говорит Игорь, - она будет коротышек от врагов защищать. Стекляшкин тоже поплыл, да за бочку зацепился: дрын! Да и в бочку свалился! Вниз головой! Враги его засмолили да и бросили в воду. И все. А его там акула съела. Он плыл, плыл, увидел свою знакомую акулу. Она его за ножки взяла. Она приплыла на берег, да и все. Они там подружили.
Это очень хорошо, когда взрослые уделают много времени малышу. Причем это не только мама, на плечи которой обычно и ложится весь груз по воспитанию малыша до определенного времени , а заодно и все домашние заботы-хлопоты (а как же, она же в декрете, она же не работает)... в волспитании ребенка должны принимать участие и ближайшие родственники (ну и, разумеется, впервую очередь папа).
Я советую почитать книгу Николая Носова "Повесть о моём друге Игоре" всем, независимо от возраста и профессии. Книга очень добрая, без грамма поучительности и попыток как-то приукрасить действительнотсть. Мне особенно понравилась история, когда Игоря с детским садом отправили на дачу... я специально не приводила отрывок из этой ичтории, потому что, чтобы понять всю её важность, надо прочитать книгу именно с самого начала.
Итак, читаем: Повесть и моём друге Игоре"
http://book-online.com.ua/read.php?book=366&page=1
С какой любовью Николай Носов рассказывает о своем внуке! Спасибо за отзыв об интересной книге.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьДа, хорошо иметь дедушку-писателя, который зорким взглядом замечает интересные моменты взросления внука и может выделить особенности именно этого ребенка.
Книга и правда интересная, советую прочитать.
Как всегда, в конце поста есть активная ссылка на бесплатное прочтение онлайн.
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьНу какие всё же интересные книги Вы читаете! Люблю я биографические книги. По-другому смотришь на известных людей. Хочу тоже читать. Надеюсь, время найдётся на каникулах новогодних.
Здравствуйте, Ольша Николаевна.
УдалитьМне тоже понравилась эта книга.
Сначала думала, что просто пролистаю "для общего развития", но получилось так, что прочитала от корки до корки и даже захотела отзыв написать.
Эх, а сколько книг просто там "мимо проходят", не удостоившись моего внимания...)))
Ирина Валерьевна, замечательный рассказ о книге.
ОтветитьУдалитьО детской речи: у Чуковского "От двух до пяти" шедевральные детские высказывания.
Об отношениях с дедом: Это просто счастье - иметь такого деда. Но у меня сложилось впечатление, что дед в семье - это большая редкость. Сейчас все стремятся жить отдельно, и не то что такого внимательного, любящего, занимающегося воспитанием внука, а вообще любого деда просто нет рядом. Деды живут самостоятельно.
Здравствуйте, Елена Сергеевна.
УдалитьНосовы тоже жили отдельно дети и родители.
Но зато часто приезжали друг к другу в гости, проводили выходные и праздники вместе.
И это правильно.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот думаю, как часто мы проходим мимо интересных книг, просто потому что нам никто на них не открыл глаза. В общем, видела её в библиотеке, но не взяла почему-то. Спасибо, обязательно познакомлюсь поближе.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна.
УдалитьДа, интересно узнать о детстве писателя "из первых уст", глазами знаменитого деда.
Особенно меня умилило, как Игорь говорил о том, что он будет писать сказки о Незнайке "10 напише - 5 тебе, 5 мне"
очень давно эту книгу читала, как, впрочем, и Чуковского "От двух до пяти". Вовремя прочитала, ибо стала записывать за своими сыном и дочкой.
ОтветитьУдалитьЕщё чуть0чуть, и можно будет тоже книжку написать)
А я бы с удовольствием прочитала бы такую книжку.
Удалить