вторник, 20 февраля 2018 г.

И снова о страшном звере по имени ЕГЭ, или как я писала экзамен по русскому языку

Вот, докладываю! Получив вчера приглашение на участие в акции "Единый день сдачи ЕГЭ родителями", я ни минуты не сомневалась в том, что пойду и напишу экзамен по русскому языку. Обязательно! Что бы ни случилось!
С вечера выделила немного времени, чтобы немного обновить свои знания и была просто поражена обилием терминов, о которых я (увы!) даже не слышала. Но, Гугл мне в помощь, быстренько с этим разобралась, хотя и удивилась: похоже, скоро для каждого слова придумается какой-нибудь термин.
Итак, "вооружившись до зубов" новыми знаниями, прихватив паспорт и две гелевые ручки, как было указано в памятке, потолкавшись в переполненном общественном транспорте, ровно в 10-00 поднялась по ступенькам гимназии №3.

Гимназия построена по такому же проекту, как и наша, только у нас корпуса в 2 и 4 этажа, а там два двухэтажных корпуса. Поразило огромное количество красного цвета: всё выкрашено масляной краской разных оттенков красного. Интересно, чья это идея?
На втором этаже зарегистрировалась и отправилась в комнату ожидания, где потом оставили все свои вещи. Обратила внимание, что родители в основном молодые, где-то в районе 40 лет. Вели себя совершенно по-разному, одни копались в телефоне, другие судорожно перелистывали справочники по тестированию, третьи релаксировали, молча уставившись в одну точку.

А на меня снизошло вдохновение.
Я нашла у себя в сумочке неизвестно каким образом завалявшийся слегка помятый листочек и быстро написала вот это (намеренно исправлять ничего не буду. Полный экспромт) 

Ожидание - дрожь в коленках.
Может быть, всё не так уж и плохо.
Вспоминаю сто дней праздных, ленных,
Были что "до царя гороха".

Ах, как многое изменилось!
Сколько новых понятий, правил...
В тар-тарары всё укатилось.
Всё забылось, что знала, не знала.

В шкуре школьника современного
Оказалась сегодня намеренно,
Чтобы выяснить непременно,
Что не понято и осмеяно.

Говорят, что не страшно всё это,
Что всё можно спокойно успеть...
Надо только спокойно всё вспомнить
И ещё попотеть...попотеть...

Вот немного минут осталось
До экзамена. Или тестирования?
А у мозгу знаний самая малость,
Остальное куда-то...ретировалось.

Собираю волю в кулак,
Пару вздохов глубоких сделаю...
Дрожь пропала. Вперёд! Итак,
Дерзко, нагло, уверенно, смело!

Подзарядившись таким образом, вместе с остальными участниками акции отправилась в актовый зал, имея при себе только три гелевые ручки (я решила, что лишим не будет) и паспорт без обложки в развернутом виде. И теперь, собственно говоря, на собственной шкуре испытала всю прелесть подготовительного процесса. Сначала нам прочитали инструктаж, потом вызывали по фамилии, и мы с развернутым паспортом выстраивались "друг за другом в затылочек", а потом, один за другим, вслед за организатором с табличкой (с номером аудитории) проходили к пункту досмотра. Я попала в список №3, то есть, экзамен буду сдавать в аудитории №3.

Из актового зала нас повели непосредственно в ППЭ. Снова сверка. Один организатор, который  привёл нас, диктует из списка фамилию, имя, отчество, другой, который встречает на этом этапе досмотра, вслух читает из паспорта и сверяет фотографию (мне было интересно, как меня опознали на фотографии десятилетней давности... я там такая "намакияженная", с прической), после этого попадаем в руки полицейского с металлоискателем, который проводит по всем частям тела (убедилась лично -  и не пытайтесь прятать телефон, обнаружат непременно!). Организатор с табличкой ждёт, когда мы все пройдём досмотр, и только после этого (убедившись, что никто не потерялся), высоко подняв табличку над головой (чтобы всем было видно) движется по направлению к аудитории, в которой нас предстоит писать экзамен.

Поскольку мы не совсем экзаменующиеся, а, скорее всего, разведчики-первопроходцы, нам показали главный пункт ППЭ, где находятся организаторы, непосредственно участвующие в процессе проведения экзамена, а именно: телевизионный пункт контроля за аудиториями, пункт приема готовых работ, пункт сканирования, показали сейф, где будут храниться все выполненные работы, показали места где установлены камеры...

Итак, мы подошли к аудитории. Здесь снова проверка. Разворачиваем паспорта и предъявляем на входе. Организаторы сверяются со списком. Зачем это делается? Чтобы наши детишки случайно не перепутали аудитории. Если ребенок придёт не туда, куда его определила электронная рассадка, даже в случае выполнения работы на 100 баллов - его работа не будет засчитана. Обратите на это внимание!

Нас рассадили по строго определенным местам (и ещё раз предупредили, что пересаживаться нельзя ни в коем случае), в это время у ребят будет немного свободного времени, пока не закончится рассадка во всех аудиториях. Потом будет возможность посетить туалет (строго по одному, в сопровождении организаторов). Внимание! Даже в коридорах и в туалете запрещено переговариваться, здороваться за руку, передавать какие-нибудь вещи из рук в руки. Зачем это сделано? Элементарно, чтобы каждый экзаменующийся был сосредоточен только на выполнении работы, а не на посторонние общения. Чтобы вашего-же ребенка не отвлекали, "не загружали" посторонними проблемами.
То есть, будьте уверены, в ППЭ всё устроено так,чтобы никто никому не мешал (и не помогал, естественно).

Строго в определенное время, одновременно во всех аудиториях, вскрываются конверты в которых находятся диски с заданиями.
В присутствии детей начинается распечатка экзаменационных материалов. Распечатывают по одному комплекту. Один организатор распечатывает, другой тут же проверяет соответствие нормам и даёт добро на распечатывание следующего комплекта. Всего на диске 17 вариантов работы (15 основных+2 дополнительных. на случай брака). Распечатывают столько вариантов, сколько людей пришло в аудиторию. Если ребенок по какой-то причине опоздал на экзамен, то на него работу не распечатывают. После определенной процедуры (написание заявления и т.д.) его допускают в дополнительную аудиторию, там распечатывают для него бланки, но времени на выполнение работы у него меньше (из-за опоздания) 

Итак, понятно, что ещё до того, как бланки попадают в руки ребят, они уже проверены на соответствие нормам. Когда все бланки распечатаны, в произвольном порядке их раздают экзаменующимся, вне зависимости от того, кто где сидит.

Теперь начинается заполнение бланка заявки. Все необходимые данные прописаны на доске. Организаторы на этом этапе ходят между рядами и проверяют правильность заполнения.
После того, как все в аудитории заполнили заявки, организаторы занимают строго отведенные места (больше они не имеют права ходить по аудитории, за исключением строго прописанных моментов). Это делается для того, чтобы "путешествующие" по аудиториям организаторы не перекрывали зоны видимости камер наблюдения.

С этого момента начинается отсчёт времени, отведенного на экзамен.
В каждой аудитории он может отличаться на несколько минут.
Маленькая подсказка: Пока заполняются и проверяются заявки, можно выделить несколько минут на просмотр заданий, а возможно и сделать несколько простых заданий.
Нам, участникам акции, предложили выполнить работу по упрощенной версии КИМов, из них 7 заданий и сочинение-рассуждение по заданному тексту. Времени было на всё отведено полчаса.

Скажу сразу, несмотря на то, что задания были "по упрощённой программе", было не очень то и просто. Главное - внимательно читать задание.
А вот с сочинением пришлось немного понервничать. Пока прочитала текст, пока уяснила задание (а были прописаны строго определенные правила, и чётко указано, что это не должен быть пересказ текста, плюс необходимо привести примеры из...), одновременно судорожно чиркая на черновик основные "тезисы"... прозвучало неумолимое: "До конца экзамена осталось 10 минут".
Так, долой сочинение, быстро берусь за заполнение бланка ответов.
Маленький "сюрприиииззз". Писать надо строго определенные буковки и циферки, к которым рука не привыкла (дети уже знают как, а сын, когда я ему пожаловалась, что много времени ушло на написание "правильных" букв сказал: "Ну теперь ты понимаешь мой почерк? Не будешь приставать?"). Вроде написала. И быстро начала переписывать сочинение на чистовик.
И тут снова сюрприииззз: "Всё, время экзамена окончено".
На этом моменте ребята (те, кто ещё не сдал работы) перестают писать, кладут ручки на парты и ждут, когда у них примут работы.
У нас, конечно. это "экзамен окончен" вызвало бурный протест: "Ну дайте хоть пару минут сочинение переписать!" Нам пошли навстречу. Всё-таки во время выполнения работ было несколько "отвлекающих моментов".

Да, меня немного покоробило, что пара-тройка родителей не были настроены на серьёзную работу и в отведенные нам полчаса пытались выяснить у организаторов кое-какие вопросы, касающиеся мелких нюансов по процедуре проведения. И, хотя организаторы призвали к порядку, этот лишний шум украл драгоценные минутки.
В общем, работу сдала без проверки, последние строчки дописывала "на автопилоте". Хотелось немного развернуть мысль, но, получаса очень мало.
Итак, работа сделана.
Теперь очень хочется. чтобы её проверили и сообщили результат.

Да, было несколько анекдотичных вопросов от родителей:
- А нашим детям как-то засчитаются наши баллы? Их добавят к их ЕГЭ?
- А на наших детях как-то отразятся наши работы?
- Да-да, не хотелось бы, чтобы им говорили, что у них родители не грамотные...
Третье высказывание ввело всех в ступор, и все быстренько разбежались...

Вышла я на улицу, вдохнула полной грудью почти морозный воздух, и поняла, что мне совершенно необходимо прогуляться.
Иду по улицам, смотрю на озабоченные и безразличные лица прохожих и думаю: "Какие же вы счастливые! Вам не страшен ЕГЭ..."
А если серьёзно, я очень рада, что смогла испытать себя.
Спасибо администрации Гимназии №18 за предоставленную возможность стать одним из участников акции.

РS: А это то, что вызвало у меня массу недоумения и сомнения. В мои годы обучения в школе таких понятий не было.

Пришлось погуглить. И вот что я выяснила:
Парцелляция - конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли - дислокация), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка.
Понятно? Не очень. Тогда вот примеры (самые простые):
"Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням!" –-Б. Рахманин;
"Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!" - не понимая, сказал Никитин» - Ю. Бондарев;
"Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами!" -  А. Приставкин.
Чуть-чуть прорисовывается...

Литота - это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.
Мысленно в голове откладывается "литл-что-то". Смотрю примеры:
"Мальчик с пальчик, Мужичок с ноготок; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст. 
Ганс Христиан Андерсен использовал литоту, назвав крошечную сказочную девочку именем Дюймовочка. 
В устойчивых выражениях прослеживается этот художественный прием, например: 
"силы как у комара". 
"Маковой росинки во рту не было." 
Читаем у А.С.Грибоедова: "Ваш спиц, прелестный шпиц, не более наперстка." 
Для усиления образности и выразительности речи использует литоту известный баснописец А.И. Крылов: "Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!" 
Не обошел своим вниманием литоту К.Аксаков: "Мой Маринхен так уж мал, так уж мал, что из крыльев комаришки сделал себе две манишки."
Использовал литоту в своем творчестве Н.А.Некрасов: "Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить". 
То есть, литота позволяет подчеркнуть определенную мысль, заострить внимание на образе, выявить его неожиданные стороны - в целом, всё для того, чтобы усилить эмоциональное впечатление на читателя или слушателя. 

Метонимия - это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
Ну тут вообще можно голову сломать, но запомнить надо:
В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-то либо сходства между предметами. Метонимия возникает путём стяжения словосочетания (эллипсиса), сравните: 
столовая посуда из серебра - столовое серебро; 
аудитория слушателей, студентов слушает - аудитория слушает; 
пью настой зверобоя - пью зверобой.
Но это вкратце. Там ещё много разных нюансов, но общий смысл понятен (кажется)  

Синтаксический параллелизм - В грамматике, параллелизм, также известный как параллельные структуры или параллельные конструкции, — это баланс в пределах одного или более предложений фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру. Применение параллелизма улучшает стиль написания и читабельности, а также улучшает процесс создания предложений.
Параллелизм достигается с помощью антитезы, анафоры, бессоюзия, климакса, эпифоры и симплоки... 

ВСЁ! ВСЁ!! ВСЁ!!! Сдаюсь! ТАКОЙ русский язык мне не по зубам!
Подробнее: http://russkiiyazyk.ru/leksika/metonimiya.html

18 комментариев:

  1. Памятник во весь рост, Ирина Валерьевна! За смелость, за творчество, за просвещение несведущих... Теперь точно Ваня не будет волноваться из-за процедур организации экзамена, а остальное - в наличии знаний. Удачи, выпускнику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Мне кажется,что в процедуре организации экзамена нет ничего страшного (если, конечно, не попадётся слишком усердный человечек, который своим поведением будет нагнетать обстановку.
      А вот знания - это да.
      Знаний много не бывает...

      Удалить
  2. Мама, поздравляю! Теперь ты меня понимаешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю, Ванечка, ещё как понимаю! И теперь вопросов "почему у тебя такой вид" после экзамена задавать не буду.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, добрый вечер. Все именно так и будет, только чуть быстрее и строже. Родителям позволили задавать вопросы и отвлекаться, а школьники сразу будут удалены с экзамена. Но они все всё знают, инструктажи с ними проводят. все будет хорошо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна!
      Если бы Вы знали. КАК мне хотелось. чтоб этих "говорунов" удалили из аудитории. По мне так: сам писать не хочешь, не мешай другим. Но,похоже эти были из категории "я не пишу, и вы не напишете".

      Удалить
  4. Полчаса - дико мало! Невозможно сосредоточиться и что-то сделать за это время.
    Литота - одно слово))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно! Особенно, когда ещё пытаются переговариваться. Как хорошо, что по строгим правилам ЕГЭ такие "говоруны" и "шептуны" будут удаляться из аудитории.

      Удалить
  5. Ирина Валерьевна, Вы героиня! А какой стих получился отличный!!! Я надеюсь, что испытав экзамен на себе пусть и в довольно щадящей форме, Вы не только в блоге, но и на родительском собрании расскажете нашим родителям об этом!
    Современные школьники знают много слов, о которых мы и не слышали...
    Мне больше всего понравилась "Парцелляция"- оказывается, мне нравится экспрессивный синтаксис!)))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Я обязательно расскажу о том, как проходил экзамен на родительском собрании.
      Да я и так "на каждом углу" об этом рассказываю, чтобы разрушить стереотипы, что "над детьми издеваются".
      На самом деле, если ты идёшь за своей честной оценкой, вооружившись своими знаниями, без желания обмануть,списать, то вся процедура - как раз нацелена на защиту тебя.
      А если "списать" - это единственная надежда... тогда да. Все и всё будет направлено против вас.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!Мои поздравления.)
      Вы правы: не так страшен черт (ЕГЭ), как его малюют.)Тот, кто учился, обязательно напишет работу.И наберет высокие баллы.А списывать не дадут: сразу же попросят покинуть аудиторию.Сегодня девятиклассникам рассказывала о том, какие предметы выбирала в далеком 95-ом.Удивлялись моему выбору: после 9 кл.я сдавала геометрию и биологию. "Геометрию?", "Это же невозможно запомнить?", "Не...математику за километр обхожу", "И что еще, кроме задач, теоремы нужно было доказывать?" Нужно было.И ничего в этом такого сверхъестественного не было.

      Удалить
    3. А я сдавала экзамены в 1978 году, 40 лет назад!
      О, это был настоящий праздник знаний.
      Правда, шпаргалки мы писали, и списывать было возможно, но не это главное. Мы писали билеты, по 30 билетов по каждому предмету, по три вопроса в каждом. И надо было всё это запомнить.
      Сдавали мы сочинение (письменно), математику (письменно) и устные: русский, немецкий (или английский), геометрию, алгебру, обществознание, историю, физику, химию, биологию. А те, кто учились до нас, ещё сдавали тригонометрию и астрономию, но мы уже не застали.
      И ничего, главное было выучить эти "билеты" и рассказать на экзамене.
      Правда те, кто поступал в ВУЗы и тогда готовился дополнительно с репетиторами, занимался на подготовительных курсах (платных) на базе ВУЗа, куда хотел поступить.
      И в 1980 году впервые был проведён эксперимент, когда в техникумы принимали без экзаменов, по конкурсу оценок в аттестате.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот это Вы герой! Впрочем, я и не сомневалась, что Вы будете в числе первых родителей на ЕГЭ. Я эту процедуру знаю только, как организатор в аудитории.
    Если бы, когда мой сын сдавал ЕГЭ, мне предложили попробовать, я бы не сомневалась и согласилась. Но сейчас, прочитав понятия, которые Вы представили, думаю, что уже надо подумать))) На слуху только "Синтаксический параллелизм"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Задания, которые нам предложили на экзамене были одни из самых простых. Но это, наверное, потому, что времени на выполнение теста было всего полчаса.
      Вот только жаль, что не смогла проверить своё сочинение. Наверняка были "описки", уж очень время поджимало.
      Если бы было хотя бы час, то можно было бы подумать, порассуждать, написать, проверить, исправить, переписать.
      А так, просто "судорожно водить ручкой по бумажке", в надежде хотя бы попытаться что-то написать.
      В общем, на этом экзамене думать было некогда. Получилось что-то типа "Брейн-ринг".

      Удалить
  7. Ирина Валерьевна! Вы очень смелая! Ни боитесь ни ЕГЭ, ни диктантов. Пусть все родители берут с вас пример!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна!
      Я хочу на собственной шкуре испытать то, что предстоит моим детям.
      Муж говорит, "была бы помоложе и в армию отправилась бы"
      А сын говорит: "Мама, поступай со мной" :)

      Удалить
  8. Ирина Валерьевна, восхищена Вами! Полчаса - ничтожно мало для экзамена! А результаты когда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Согласна, это очень мало, особенно если учитывать, что очень отвлекали посторонние разговоры и перешептывания.
      Теперь понимаю, почему "говорунов" удаляют с экзамена.
      Жаль, что не успела проверить сочинение. Наверняка есть и описки и недоработки (приходилось переписывать набегу "полусочинение", которое ещё толком не написала на черновик (до половины). А хотелось попробовать по-настоящему, с проверкой и оценкой.
      Ну насчёт того, что наши работы будут проверять - сомневаюсь. Их просто отсканируют и отошлют дальше "для галочки", что мероприятие проведено.
      Так и с оценкой за сочинение мы "пролетели". Их просто не оценивали, хотя я настойчиво просила.
      Была очень интересная отговорка: "Как мы вас может оценивать, если не мы вас учили".
      Но, что главное я вынесла из всего этого: мой сын НЕ будет бояться процедуры проведения.
      Я ему в подробностях рассказала "где я боялась" и "что мне мешало".
      Теперь надежда только на собственные знания и... на удачу. Вот на контрольных и КДР ему до сих пор катастрофически не везло, всегда попадались варианты, к которым нет решения и ответов в интернете. Даже сравнить с правильностью невозможно. Приходится просто "верить на слово".
      Другие дети просто списывали (таланты!) и получали хорошие оценки, даже особо не задумываясь. А Иван постоянно задумывается (творческая личность), поэтому времени (на уроке) тоже обычно не хватает.
      На ЕГЭ отведено достаточно времени, можно будет спокойно подумать. Я бы и сама в этот день решила какой-нибудь вариант "он-лайн". Вот бы была такая акция для родителей! Дали бы и нам по варианту, а то что мы сидим "под дверями" и ждём.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]