суббота, 12 января 2019 г.

Электронные учебники "ЗА" и "ПРОТИВ"

Уж сколько раз твердили в мире, что настал век технической революции. Даже не технической, а информационно-интернетной, или как там правильно сказать. Не в этом суть.
Ещё пару лет назад я сама была ярой сторонницей введения электронных учебников. Это же так удобно - не надо таскать с собой гору книжек в портфеле, достаточно положить в рюкзачок планшет или ноутбук и все знания с тобой. Ох, как в песне :
"Верила верила, верю...
Верила, верила я,
Что никому не...."

Ну дальше там не соответствует теме, но мелодия и безнадежность - это то, что сейчас крутится у меня в голове. (Ой, знаете, как-то большинство моих постов рождается именно с возникновения в голове какой-то песни или мелодии. Что бы это значило? А иногда это звучит так ясно, будто кто-то включил проигрыватель у меня в мозгу).
Итак, почему же всё-таки "безнадежность". Это не совсем правильная трактовка моего сегодняшнего состояния. Просто я реально осознала ошибочность моей "битвы за электронные учебники".

В чем же минусы. Ну, прежде всего в том, что такие учебники действительно некоторые просто не будут читать. В силу собственной лени. Но получать хорошие оценки будут. Как? Да элементарно: вводишь в поисковик вопрос - получаешь исчерпывающий ответ, распечатываешь или сбрасываешь на флешку (это кто из преподавателей как требует) и... получаешь отличную отметку. Спорите? Не надо. Сейчас в интернете можно найти ответ на любой вопрос, даже самый невероятный: "Как кормить Скумбриков". Опаньки! Вы не поверите, случайно придумала такое название - оказывается, оно уже существует!
Да, из этой "кучи информации" возможно и не будет ответа именно на мой вопрос, но кого это сейчас интересует?

Или ещё вариант: Взял чужой реферат, с помощью определенной программы автоматически заменил названия ключевых слов на другие - и получай "авторскую работу".
И кого мы получим в итоге? Правильно - идеально работающих "кнопкотыков", хотя сейчас и это не нужно. Есть голосовые программы, которые "по щучьему велению" сделают за тебя любое задание.

И как быть с предметами, по которым не существует единых учебников? Или вообще НЕ существует? Есть такие, есть, особенно в высшей школе. Разработаны массы методичек с рекомендациями и контрольными вопросами, но у меня возникло мнение, что разработчики методичек не очень то озабачивались наличием достоверной информации в предлагаемых электронных ссылках. Иначе. как объяснить то, что ссылка ведёт на совсем другую тему, в которой... приводится ссылка на исходную методичку.

Итак, получается "Иван кивает на Петра, а Петр на Ивана". Попыталась я тут как-то посчитать количество методичек, существующих в сети интернет, выданных мне поисковиком на один из моих вопросов. (Этот вопрос был во всех методичках, причем, без изменений, а вот ответ на него предлагается найти самостоятельно и даётся ссылка на... такие же методички. Опаньки!).

Но это снова не так важно. Главное, что работая с электронными учебниками, НАСТОЯЩИМИ, СТОЯЩИМИ, ЦЕННЫМИ (а есть и такие. и их немало!) находишься в зависимости от наличия интернета и электричества. Закончилась зарядка, или попал в "слепую зону" - всё (пипец!).

Не знаю как у кого, а у меня глаза устают от долгого чтения с экрана. Поэтому для меня выход один: Нашла информацию - скопировала - откорректировала - распечатала. И всё это хранится у меня в обычных картонных "папочках с завязочками". Постепенно квартира превращается в некое подобие архива. И дело не в моей "причудливости", а в том, что эту информацию я храню вместо учебников и книжек. Обычных, слегка попахивающих бумагой и краской, которые приятно взять в руки, перелистать странички, сделать закладки и визуально отметить заинтересовавшие места.

Возможно, я просто "старый больной человек, которому не понять современные технологии", но, как говорят психологи, никто не отменят пользу мелкой моторики и тактильно-обонятельного ощущения.

А для тех, кто не очень противится старой доброй фантастике, предлагаю прочитать рассказ Айзека Азимова "Профессия", написанный более 70 лет назад. Даю ссылку на электронный вариант, потому что в библиотеках ТАКИХ книг уже днём с огнём не сыщешь.

Вот в этом, как раз, и есть положительная сторона, что можно быстро найти то, что или УЖЕ перестало существовать или ЕЩЁ не появилось в открытом доступе.
Но, в моём понимании, учебники должны существовать прежде всего на бумажных носителях. Вот только постараться сделать их как можно менее объемными, удобочитаемыми и максимально информативными. Но это уже задача министерства образования и издателей.

22 комментария:

  1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Только в правильном сосуществовании бумажных и электронных книг может быть польза! И я не считаю, что все книги должны быть электронными! Для того, чтобы оцифровать книгу, много ума не надо, аппараты делают это замечательно - быстро и качественно, но вот как книга будет описана, как выбраны слова, к каким разделам отнесена - вот тут должен трудиться грамотный человек. А это, увы, не всегда бывает. Вот и приходится "мчаться" от ссылки к ссылки туда и обратно... И ведь что самое интересное, ответ потом будет прятаться в... бумажной книжке!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      А я не просто так говорю. Я же теперь понимаю что такое ПСИ, что такое ЭСИ ))) Так что сделать электронный вариант учебника, чтобы он был действительно полезным - это великое искусство.
      А просто так оцифровывать бумажные носители и предлагать их на экранах - это нонсенс.

      Удалить
  2. Здравствуйте,Ирина Валерьевна! А я, позвольте, хочу сказать об электронных учебниках с точки зрения библиотекаря. Уж как мы-то мечтали об электронных учебниках: не собирать,таскать и складывать тысячи (у меня в школе 38 тысяч учебников), не заботиться об их сохранности, не переживать что их портят, теряют, не дышать пылью и отмывать и оттирать с них грязь...
    Если хотите, я работать не могу больше из-за этого... Но, увы, я не могу сейчас сказать, что бумажные учебники можно отменить. Закупить планшеты нам каждого ученика? За чей счёт? Их будут дети носить в школу каждый день? Даже ученики начальной школы? Вопросы, вопросы... И всё не так просто! Вы представляете, как родители добиваются учебника,если в школе не хватает... И их не устраивает электронный вариант, им дай бумажный... Так что мне понятна, очень понятна, Ваша обеспокоенность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      А теперь представьте, что Вам те же 8 рабочих часов просто сидеть и пялиться в экран... Никакого зрения не хватит.
      И вот сейчас, отыскивая информацию в интернете, я её распечатываю, а потом читаю.
      Так поступают многие.
      Так что не знаю, что и сказать. Но на данном этапе переход на электронную систему обучения преждевременен.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вопросов больше чем ответов! В первую очередь, у нас нет средств на приобретение планшетов, чтобы закачать туда электронные учебники. А сами далеко не все родители смогут их купить! В тех школах, где пробовали внедрить электронные учебники, ученики всё равно шли в библиотеку за бумажными!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Да уж, материальная сторона играет, пожалуй, главную роль.
      Получается как в том анекдоте:
      - Дед Кузьма, а у вас картошка хорошо растёт?
      - Да нет, совсем не растёт!
      - А какую картошку вы сажаете?
      - Дак, если сажать, то расти будет...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    У людей всегда так, наверное)) Как в пословице: заставь дурака молиться, так он лоб расшибёт. У нас теперь всё в электронный вариант норовят перевести. У меня самой как-то изначально не заладилось с электронными и аудиокнигами. Не пошло и всё тут. Не хватает мне процесса живого общения: держать в руках бумагу, перелистывать, запах книги.
    Когда стали появляться учебные платформы для обучения, обрадовались. А сейчас их столько, что уже просто оскомина, а нас всё завлекают, всё через руководство уговаривают и даже настаивают на использовании. А уже не хочется, уже через чур много всего электронного.
    В блоге я тоже сначала давала всевозможные интерактивные задания детям, а сейчас говорю, чтобы просто взяли книгу и почитали, аппликацию сделали, ножничками поработали, просто примеры порешали хоть в пособии каком, да пару задачек решили и руками чертёж сделали. Теперь интерактив у меня только в дни дистанционного обучения, когда карантин случается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Да, дистанционное обучение - это не выход.
      При таком обучении что главное? - чтобы были выполнены работы. А кто их выполнял - установить невозможно. Может быть это один отличник сделал, а другие просто пересылку сделали.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я великий консерватор, поэтому категорически против электронных учебников. Не верю, что у нас возможно разумное сосуществование электронных и бумажных. С одной стороны, мне жалко детей, которые таскают эти рюкзаки неподъемные, а с другой, - ну не лежит у меня душа к электронным носителям. Сама читаю книги только в бумажном виде: и глаза болят, если я постоянно смотрю на экран, и не могу без запаха книги, перелистывания страниц.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вот существовал же в советское время стандарт для школьных учебников. У них и бумага была другая, и шрифт, и обложки облегченные (пористый картон).
      А сейчас возьмёшь новый учебник в руки - а он весит почти килограмм. Разве это дело?
      А портфели школьные какие были лёгкие? Сейчас рюкзак раз в 5 больше весит.
      Книги в электронном варианте я читаю "от безнадёги", когда не могу найти бумажный вариант (или дорого), или слишком большой объём, чтобы распечатать на принтере, или копирование невозможно, а распечатка по 100 слов на листе - это очень затратно...

      Удалить
  6. Я предпочитаю бумажную книгу читать с карандашом и закладочками. Но))) Время берет свое

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже нравятся бумажные книги. Особенно "старые" варианты, где нет особого глянца и ярких картинок.

      Удалить
  7. А я к выступлению готовлюсь на городском методическом совещании учителей технологии, и именно об электронных учебниках будет идти речь. Ирина Валерьевна, как же Вы вовремя написали этот пост!)
    Спасибо!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Да, вопрос о переходе на электронные учебники надо решать очень серьёзно. И прежде чем считать "плюсы", надо постараться исключить "минусы"
      Потому что самый маленький казус может свести на нет всю систему образования.
      И что меня больше всего "напрягает" именно в отношении школьных учителей, так это то, что им "вводится в обязанность":
      - школьные учителя ДОЛЖНЫ обеспечить качественное усвоение школьной программы учениками.
      - школьные учителя ДОЛЖНЫ контролировать качество работы учеников с электронными носителями
      - школьные учителя ДОЛЖНЫ заинтересовать учеников в необходимости получения знаний.
      Как будто те десятилетия, когда учителей и образование "ставили ниже плинтуса" можно перечеркнуть за один день.
      Моё мнение таково: пока дети НЕ ЗАХОТЯТ получать знания - пока родители НЕ ОСОЗНАЮТ свою ответственность в воспитании детей, школа ничего сделать не сможет.
      Но для вышестоящих это не причина.
      Им бы отчитаться "ещё повыше"...

      Удалить
    2. Как же Вы правы!
      И как свести воедино все составляющие успешности обучения по электронным учебникам: компетенцию учителей, возможности учеников и ответственную сознательность родителей в воспитании детей...)))

      Удалить
  8. А я ЗА электронные учебники НО!Мой расклад таков.
    В библиотеке есть учебник,по которому учится именно эта школа. ЕГо сканируют и на обычный планшет, удобного формата, БЕЗ возможности выйти в интернет. Планшет находится по предметам в классе,в котором ТОЛЬКО этот учебник и ЭТОТ предмет. От 5-го до 11-го класса. Бумажную версию продукта ученик держит дома и готовится, и шуршит листиками. В школу и из школы учених ходит ТОЛЬКО с тетрадями дз, методичками,дидактиками и ДНЕВНИКОМ! ЧТоб никакого ИНТЕРНЕТА в планшете не было.
    Просто как электронная книга,но у них диагональ экрана небольшая и читать неудобно. По желанию УЧИТЕЛЬ может добавлять материалы в планшеты, такие как контрольные (не на листочках и не на доске), полные произведения по литературе,но никаких интернетовских штук. Такой планшет стоит около 3-4 тысяч. Вместо очередной замены линолеума можно одну школу перевести за один учебный сезон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, те учебники, которые сейчас пытаются выдать за электронные - далеки от совершенства. К электронным учебникам должны применяться совсем другие требования, чем к бумажным носителям.
      И даже обеспеченность на 100% планшетами не даст гарантию получения качественного образования.

      Удалить
  9. Меня не устраивают электронные учебники только с одной стороны: не всегда есть доступ к интернету, а значит, элементарно можешь оказаться без необходимой информации. Хотя и то, что даже несмотря на бесплатный доступ к необходимым учебникам, их формат не всегда поддерживается некоторыми гаджетами. Есть такие варианты учебников, в которых "много воды", и чтобы найти необходимые сведения, приходится перечитывать с экрана десятки страниц "не о чем".
    Электронные учебники - это по сути неплохо, но к этому надо подходить очень ответственно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ваня. Всё зависит от наличия сетей и энергии.

      Удалить
    2. в школьных электронных учебниках НЕ должно быть инттернета. Это просто сканированные учебники из библиотеки,школьной,по которым учатся в данной школе. ВСЕ. ПРосто замена бумаги на школьных партах. А дома - бумажные такие же учебники. Просто их не надо тащить в школу и из школы. Отпадет у учителей вопрос - все взяли учебники или нет? Учебник электронный всегда есть на столе. Да, вопрос тольок с электричеством.Но,одного заряда аккумулятора хватит на смену.В,общем,какой нибудь школе стоит тольок начать,в качестве эксперимента.

      Удалить
  10. Проблема шире. Только вчера жаловалась знакомая педагог,что студенты сами ничего не готовят - тупо копируют готовое из Интернета,иногда даже не удосуживаясь причесать для приличия идиотские тексты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валентиновна, как же много сейчас в интернете "псевдонаучных" статеек. И как сложно разобраться в этом.
      Как раньше говорили: "Что написано пером - не вырубишь топором".
      Сейчас это правило уже неактуально.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]