К книгам Натальи Нестеровой всегда возвращаюсь с особым удовольствием, предчувствуя нечто неординарное. Её книги не похожи друг на друга, не являются серией, но всё-таки есть в них некое продолжение - жизнь во всех её причудах. Конечно, у Нестеровой есть свой стиль, свои слабые и сильные стороны, но об этом не хочется говорить. Хочется просто читать и сорассуждать, соглашаться или спорить, испытывать любые эмоции, всё что угодно, но только не скуку и не равнодушие.
Итак, открываю "Дом учителя". Типичная гремучая смесь, он военный, она учитель. Бедные их дети, с одной стороны командный голос, с другой - учительские нравоучения. Возможно поэтому дети старались не очень откровенничать с родителями и больше быит самостоятельными?
Илья Ильич и Анна Аркадьевна Павловы. Семья, прошедшая все круги военной службы, когда место жительства, работы и учебы простоянно меняется. К определенному возрасту семья достигла какого-то положения в обществе:
"Муж военный, полковник, преподает в академии, дочь в ординатуре, оканчивает медицинский институт, сыну тридцать два года, работает в большой авиакомпании. Сама Анна Аркадьевна трудится мелкой чиновницей в одном из научных институтов при Министерстве образования и читает спецкурсы в педагогическом университете... Научная работа Анны Аркадьевны была связана с одаренными детьми. Служебная – в организации для них специальной системы обучения."
И вот подруга ("та ещё подруга", я постоянно удивлялась, как Анна ещё с ней дружит) предложила Анне Аркадьевне поездку в Кисловодск, чтобы слегка поправить здоровье. Впервые Анна едет куда-то одна. Нет-нет, одна без мужа она оставалась часто, но обычно уезжал муж в свои бесконечные длительные служебные командировки. Но вот сейчас она впервые уезжает куда-то сама. Она очень скучает о семье, постоянно вспоминает прошлое, особенно времена, когда дети были ещё маленькими:
"Любаня обожала старшего брата Лёню. Он был на шесть лет старше и обнимания‑приставания мелкой долго не выносил. За пренебрежение ее чувствами Любаня кусала брата. Он вопил, она с радостью пускалась в слезы. Простая дружная семья."
С годами отношения в семье сложились таким образом, что никаких слов не надо говорить, достаточно мимики и взгляда.
"Анна Аркадьевна скорчила обиженную мину, Илья Ильич закатил глаза в притворной досаде, мол, как мне надоели твои капризы. Они прожили вместе тридцать четыре года и понимали друг друга, едва переглянувшись, вскинув бровь или дернув уголком рта, отпустив словечко или фразу, точный смысл которых не имел отношения к ситуации, но был цитатой, воспоминанием того сходного, что произошло когда‑то давно. Дети знали этот язык и догадывались, что мама часто шутит не когда ей весело, а когда папе грустно, что их обмен упреками может быть дурашливой игрой, а вежливый корректный разговор – настоящей ссорой."
Быть женой военного, это всегда быть готовой ко всему. Ведь муж в любое время мог оказаться на грани жизни и смерти. Но в душе каждая женщина протестует против такого. Кому хочется остаться одной с детьми, только потому, что муж честно выполнил свой долг, а на самом деле стал жертвой чьей-то ошибки, недочета, случая.
"Герой – это замечательно, гордо и почетно. Но какой жене нужен мертвый герой? Только в фольклорных былинах и плохих советских книгах с ура‑патриотическими идеями мать благословляет сына на смертельный подвиг или жена, утирая скупую слезу, посылает мужа на погибель. В жизни все совершенно иначе. Женщина охраняет семью, мужчина – отечество. Она знает, что его миссия труднее, важнее, опаснее, и она, женщина, подчиняется мужской воле, что не мешает ей проклинать любой героизм."
А какое умиление у меня вызвала вот эте семейная ссора! Я даже прослезилась:
"Когда отправлялись в Москву, упаковывали домашний скарб в ящики, и скарб этот не влезал, а контейнер прибудет в столицу неизвестно когда, она нервничала и покрикивала:
– Не утрамбовывай этот ящик! Там только сверху шуба и все зимнее, между ними сервиз. Ну что тебе стоило броситься под танк или лечь на амбразуру на три месяца раньше? Мы бы переехали спокойно, без суеты.
– Все? – оглянулся по сторонам Илья Ильич. – Остальное раздай добрым людям.
– Нет, не все. Кажется, я беременна.
– Какого черта! – заорал муж.
– Знала, что ты обрадуешься.
– Какого черта ты таскала тяжелые ящики?"
И вот Анна приехала в Кисловодск, поселилась в пристройке у местных жителей и познакомилась с двадцатилетним сыном хозяйки. Несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте, они нашли общий язык и в свободное время беседовали о жизни, о том, как человек легко может сломать чью-то судьбу. Анне легко рассуждать, ведь это тема её исследований, и делает она это с удовольствием, порой замечая, насколько юноше становится не по себе. Он сначала пытается показать свои колючки, замыкаться, но тем не менее интерес к беседам у него не шуточный. Он вырос без отца (тот был пьяницей и рано умер), очень любил свою мать, но иногда не всегда понимал взрослых. Анна Ему всё объясняла.
"Есть наблюдения зафиксировавшие, что в семье алкоголиков вырастают ярые трезвенники, а в неполных семьях при слабовольной маме – брутальный сын, защитник униженных и оскорбленных. С точки зрения Анны Аркадьевны, на то, что вырастет, влияет слишком большое количество факторов, генных, биологических, социальных и семейных, начиная от случайной детской психологической травмы, вроде той, что девочку‑пятиклассницу прилюдно обозвали вонючкой, и заканчивая идиотским фильмом, который вдруг перевернул подростку сознание. Поэтому точно предсказать невозможно, а ставить на детях штампы – преступно. Это, конечно, не выписывает индульгенцию родителям и педагогам. Как растению для хорошего роста нужны удобрения, так ребенку требуется в разумных дозах внимание. Боязнь удобрений – из‑за вредной химии – суть невежество, отсутствие заботы о ребенке – замаскированное преступление."
Как-то молодой человек вскользь заметил, что родители не всегда одобряют выбор детей, критически относятся к их вторым половинам, на что Анна парировала:
"...избранники моих детей – некритикуемые создания. Если сын приведет лягушку, я наполню для нее корыто, если дочь выйдет замуж за хорька, я буду покупать ему… не знаю, чем хорьки питаются."
Ну и конечно же Анна не смогла удержаться, чтобы не покопаться в прошлом парня, ведь, как известно. все беды начинаются ещё в детском возрасте. Ну вот встретится не тот человек. не тот учитель, и всё. Считай, что жизнь насмарку. У Юры тоже была такая ситуация.
"– Математичка.
– Она тебя терпеть не могла. Скажу больше, теперь‑то ты взрослый, она тебя ненавидела биологически, как другой вид, способный уничтожить ее вид. Но ты давал все основания тебя ненавидеть. Лез с вопросами, ловил ее на ошибках и оговорках, решал быстрее других, мешал остальным ученикам, превращал уроки в дуэль учителя и сопливого зазнайки, выставлял ее на посмешище. Срывать уроки не позволено никому, поэтому ты всегда проигрывал. Тебе было скучно в школе, отчаянно, до сведения скул. Но ты не часто прогуливал. Потому что мама расстраивалась?"
И вот так, ступенька за ступенькой разбираются разные жизненные ситуации.
Книга очень интересная, но меня порой не покидало ощущение, что я нахожусь на собрании, где с высокой трибуны меня поучают. как правильно жить, и показывают все мои детские недостатки. И доказывают, что в том, какая я сейчас, виновата сама, потому что допустила присутствие определенных людей в своём окружении.
Здесь в немного не согласна, потому что есть определенные социумы, которые необходимо пройти, наступить сто раз на одни и те же грабли, и даже не потому что это добавит опыта, а потому что все наступают. И если я буду перешагивать через эти грабли, стану не такой как все, а значит общество меня отвергнет.
Быть таким как все, или стать изгоем? Выкарабкаться из ямы первому и уйти? Помочь всем выбраться из ямы, зная, что возможно все уйдут, забыв о тебе. У каждого возникает масса вопросов, ответы на которые можно найти в этой книге.
Но это всё-таки не публицистика, а художественная литература. поэтому кроме учительских нравоучений здесь много лирических и комических сюжетов.
По строению книга показалась мне немного похожей на книгу "Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями" Сельмы Лагерлеф, или рассуждения аббата Фариа в "Граф Монте Кристо" Александра Дюма. Та же система: подача рассуждений и научных знаний через романтическо-приключенческий сюжет.
Книга прочитана в рамках читательского марафона "Отличная книга".
Вот ссылка для тех, кто пожелает прочитать онлайн. Полный бесплатный вариант:
https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/1078210-natalya-nesterova-dom-uchitelya-litres.html#book
Sound interesting.
ОтветитьУдалитьReally interesting.
УдалитьМне книги Натальи Нестеровой почему-то никогда не попадались. Надо не забыть в следующий раз посмотреть в библиотеке.
ОтветитьУдалитьНаталья Нестерова - самый непредсказуемый автор.
УдалитьПишет в разных жанрах.
Это её пятая книга, которая прочитана мной.
И ВСЕ понравились.
Вот мои предыдущие отзывы
http://irinakun.blogspot.com/2021/03/blog-post_7.html#more
http://irinakun.blogspot.com/2021/03/blog-post_5.html#more
http://irinakun.blogspot.com/2021/02/blog-post_24.html#more
http://irinakun.blogspot.com/2021/01/blog-post_29.html#more
Ирина Валерьевна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьВот я прочитала и Ваш отзыв, убедилась во мнении, что книга мне бы понравилась. Но... пока её нет в интернет-закупках.
Такое чтение для отдыха. Однозначно.
Спасибо Вам!
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
УдалитьДа, книга Вам понравится.
Читала и прежде всего думала о Вас.
Даже внешне мне показалось, что героиня похода на Вас (только она постарше)
А есть электронный полный бесплатный вариант книги:
https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/1078210-natalya-nesterova-dom-uchitelya-litres.html#book