суббота, 30 января 2016 г.

Говорила мне бабушка "Кистэчко як титька у дивкы"

Правда, фраза непонятная? Даже для тех, кто знаком с "кубанизмами". Расскажу подробнее, и вам станет понятно, о чем идёт речь. А было это ни много ни мало, а лет около пятидесяти назад. Приехала я в гости к родной бабушке, после нашего переезда в город. До этого, четыре года, мы жили все вместе: мама, папа, бабушка и я. И ещё куча тетушек-дядюшек-сестричек по соседству. Весёлая семейка! 

Всегда устраивались общие застолья, с песнями, шутками-прибаутками, разными играми и развлечениями, а мужчины "под шумок" бегали в дяди Колин погребок "остограмиться".
Моя бабушка обычно ко всем семейным праздникам пекла пирожки. Вкусные! С курагой! Таких я больше ни разу не пробовала.

В раннем детстве меня как-то не интересовал процесс выпечки, больше нравилось уплетать за обе щеки бабушкины пироги. И вот немного подросла и отправили меня родители в гости к бабушке зимой, на каникулы. Сами уехали домой, а я осталась. Необычно было, что вторая комната, где мы жили до этого, на зиму закрывалась и превращалась в "холодную", так как печка в ней не топилась. Я заходила туда и ежилась от холода. Но всё равно было интересно прикасаться к таким знакомым предметам, брать книжки, разные клубочки-ниточки-крючочки и согревать их своим теплом. Бабушка сердилась, что я "холодю хату", но не выгоняла, а только надевала на меня пальто и валенки и закрывала дверь "в залу".

Пока я была маленькой, не замечала, как странно разговаривает бабушка, а пожив несколько лет "в городе" отвыкла от кубанских словечек, и пыталась научить бабушку разговаривать "правильно". А бабушка только хитро улыбалась, повторяла слова, и в ответ учила меня исконно казачьим словам, приметам, обычаям.
И вот как-то проснулась я утром, а в комнате пахнет чем-то кислым.
- Бабушка, что это такое пахнет?
- Цэ пирижькы!
- Как? Пирожки что, прокисли?
- Ни, воны як зроблю, будуть духовиты!
Не поверила я бабушке и подошла к столу, на котором лежал какой-то очень неприятно пахнущий темно-коричневый брусочек.
- Бабушка, это будут пирожки?
- Мабудь да, колы пидойдуть.
Я уселась на лавке и смотрела, как бабушка отламывала кусочки от этого бруска, разминала пальцами и бросала в теплое молоко, а потом добавила туда щепотку "сахарю", перетерла быстро пальцами и отвернулась, чтобы достать муку.
Я очень любила сладкое молоко, поэтому быстренько схватила мисочку и отхлебнула немножко...
- Ось, дурна дытына! Хибаж запару пьють?
А я сидела со слезами на глазах, и смотрела, как бабушка посмеиваясь надо мной добавляет немножко муки в "запару", и быстро-быстро перемешивает:
- Дывысь, яка, дышэ!
Я видела. как понемногу появляются пузырьки воздуха в этом месиве, и всё не могла понять. как из этого получатся вкусные пирожки.
А бабушка накрыла мисочку тряпочкой:
- Хай живэ.

И достала мешочек с сушеными жерделами. Мы их целое лето резали, сушили на специальных поддонах и складывали в специальные холщевые мешочки. вываренные в соли, чтобы моль не заводилась.
Дальше пошла работа над приготовлением начинки. Тщательно перебрав каждую сушку, бабушка запарила её в чугунке кипятком и поставила на припечек. А потом через время посмотрела на то, что получилось, подумала и говорит:
- Ось, мабудь Симкино варэне пидэ. Вонэ дюжэ сладкэ.
Достала из холодной комнаты банку с вареньем (эх, не знала я, что там такая вкуснота хранится. обязательно бы переполовинила).
 А бабушка заметила мой взгляд, хитро улыбнулась, как бы строго, и погрозила пальцем:
- Биз мэнэ нычого нэ йыш! Бо ты така!
А потом достала булку хлеба (покупного, Симка принесла) отрезала большой ломоть, щедро намазала вареньем и дала мне:
- Йышь на здоровья! Бо пирижькы покы зпикуця, глаза пройышь"
Пока я наслаждалась вкуснейшим бутербродом и запивала его молоком (бабушка налила большую жестяную кружку настоящего козьего молока), бабушка быстро перемешала курагу с "Симкиным" вареньем, попробовала, улыбнулась и осталась довольна начинкой.

Тем временем я заметила, как поднялась тряпочка над мисочкой с "запарой" и ткнула туда пальцем, за что получила по рукам:
- Нэ замай, бо втэчэ.
А сама взяла муку и прямо на стол просеяла большую горку. Мне было очень интересно, как бережно собирала бабушка муку в кучку, потом сделала в середине отверстие и начала колдовать. По другому это не назовешь.
Сначала от яичек отделились белки, желтки сразу добавились в муку, а белки сначала взбились в крепкую пену, и лишь потом половина добавилась в желткам. Туда же отправилась "запара", и всё медленно-медленно бабушка принялась перемешивать, что-то тихо шепча про себя. Я смотрела, какими уверенными сильными и в то же время нежными движениями смешивает бабушка тесто.
- Бабушка, а почему ты так долго тесто мешаешь? Тебе нравится играть с комочком?
Тут бабушка и произнесла ту самую фразу:
- Кистэчко як титька у дивки, чем бильш мнэш, тим... - и рассмеялась.
Потом тесто бабушка положила в большую миску и накрыла тряпочкой. Я смотрела на этот небольшой твердый комочек и грустила "мало пирожков будет", но бабушка снова только посмеивалась надо мной.
Началось следующее действие. Бабушка достала много разных сковородок, смазала их растительным маслом и расставила на лавке. И снова я удивилась: зачем столько посуды. если теста там "кот наплакал"?
Прошло немного времени, бабушка подвела меня к столу и приподняла тряпочку:
- Ось, дывысь, якэ!
Я поразилась, теста получилось очень много! А бабушка языла и рукой примяла его. Оно только пыхтело недовольно и оседало.
- Бабушка! Ты его портишь!
- Ни! Його ще мабудь замну, шоб круче було! - и присыпала сверху немного мучицей.
Потом ещё пару раз бабушка приминала тесто, и наконец пошел такой приятный запах, как от хлеба.

Бабушка посмотрела на тесто, осталась довольной и принялась лепить пирожки. Она брала небольшие кусочки из миски, распластывала между ладошками и клала начинку. Потом защипывала серединку. а края оставались открытыми. Потом укладывала пирожки в формы-сковородки. Сначала в серединку, а потом по краям, как ромашки. Края теста подгибала, чтобы начинка не вытекала. А я смотрела и удивлялась. какие маленькие пирожочки, и теста совсем немного.
Бабушка работала очень быстро, наполняя все сковородки, потом накрыла их всё той же тряпочкой:
- Хай пидыйдуть.
Мы пошли к печке, где бабушка кочергой поворошила угли, приготовила место, куда ставить сковородки, проверила духовку (боковое отделение) и осталась довольной "Жару богато".
Когда пирожки в сковородках "подошли". бабушка быстро поставила их в печку. Какие в духовку. какие прямо на угли и вздохнула.
Я поняла, что она устала. Подошла, обняла и говорю:
- Бабушка, иди поспи!
- Ни! Пирижькы просплю!
Мы сидели возле печки и дышали вкуснейшим "пирожковым запахом". Соседские ребята тоже заглядывали в окошки "к бабе Марусе". Знают, что обязательно угостит сорванцов! Летом же они помогали собирать жерделы во дворе - лазали по высоким веткам, куда бабушке было не достать.

И вот, наконец то, бабушка сказала, что пирожки испеклись, пора вынимать из печи. Одна за другой сковородки доставались из печи прямо на стол. Потом быстро гусиным пёрышком бабушка смазала их сверху взбитыми белками и накрыла "Хай дойдуть".
Ничего вкуснее нет, чем свежеиспеченный пирожок с обжигающе-горячей начинкой!
А бабушка угостила всю детвору, ожидавшую во дворе, навязала несколько узелков с пирожками и отправила с детьми "передачки":
- Дывысь, цэ Мотрички!
- А цэ Гальки!
- В тэбэ мамка дома? Дашь йый пирижька, кажы цэ вид бабы Маруси!
И счастливые ребятишки бежали раздавать пирожки соседкам-подружками просто тем, кто бедно жил. Я не могла понять, почему бабушка столько трудилась и раздала  половину "чужим людям". А потом, когда через пару дней забежал один из мальчишек и притащил бабушке банку молока "Это мамка передала", а другой яичек притащил, а третий кусок гуся "Мы гуску щипучую забили", я поняла, что так в станице и живут. У кого что есть "лишнего" делятся с соседями.
Сейчас я всё это вспоминаю и не верится, что так было. Может и сейчас где так живут? А я грущу по тому времени. 

7 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, здравствуйте. Я как будто в детстве побывала. У меня и бабушка и мама так пекли пирожки. Самые вкусные были с вишней.Я до сих пор их люблю, только нет таких, какие были в детстве. И молоко сейчас не такое, и дрожжи бабушка сама делала из отрубей, да и мука, наверное, другая. А самое главное, душа вкладывалась в тесто, недаром бабушка шептала что-то при замешивании теста. Спасибо Вам за воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна! Я как вспомню, сколько всего хорошего и полезного я узнала от бабушки! А ведь тогда, я - молодая, чувствовала себя умнее и образованнее, пыталась переучить бабушку разным "модным" новшествам. Какая я была глупая :(

      Удалить
  2. Спасибо за рассказ, Ирина Валерьевна! Вспомнила свою бабушку, мамину тетю. Та тоже балакала. Только во пирижкив ее что-то не помню. А вот борщ не забуду. Аромаат один чего стоил! Эх, да... Были времена....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я тоже бабушкин борщ помню. Даже пытаюсь такой варить, но овощи уже "НЕ ТЕ". И у каждой хозяйки был свой секрет.
      Надежда Александровна, Вы - счастливая, у Вас есть казачата, которых Вы можете научить всему старинно-кубанскиму. А многие отрицают старину, говорят "анахронизм", вымысел...

      Удалить
    2. Спасибо, Ирина Валерьевна! Наверное, я и впрямь счастливая. :)
      Да, корни-то свои нельзя отрицать. Как дереву без корней вырасти-то?..

      Удалить
  3. А моя сестра и сейчас, замешивая тесто, разговаривает Пирожки отменный получаются)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, а вот мне дрожжевое тесто не поддается. Наверное потому, что смеялась "тогда" над бабушкой и критиковала: то пахнет не так, то лепит не так... Надо было впитывать знания, а я... Только сейчас понимаю, как же она много знала.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]