вторник, 16 октября 2018 г.

Моё очередное недоумение по поводу школьного образования...

...хотя почему только недоумение? Возмущению нет предела. Ну, конечно, я понимаю, что особо заморачиваться реальностью у нас некоторые особы просто не хотят, ссылаясь на занятость, загруженность, отсутствие материального стимулирования. Но, господа, должен быть хотя бы какой-то предел у этого абсурда?

Итак, читаем задание Всероссийской олимпиады школьников по математике. Школьный этап. 8 класс.
То есть, это задание для подростков, которые "слегка" разбираются в реальной жизни и могут себе представить "что почём". Или мы по-прежнему считаем их тупоголовыми недорослями? 

Не буду дальше утомлять моими дилетантскими (я не учитель) рассуждениями, просто приведу в пример одну задачку. Автор: Звавич Л.И. (смотри примечание)

Условие
В семье 4 человека. Если Маше удвоят стипендию, общий доход всей семьи возрастет на 5%, если вместо этого маме удвоят зарплату – на 15%, если же зарплату удвоят папе – на 25%. На сколько процентов возрастет доход всей семьи, если дедушке удвоят пенсию?

Решение 1
Если Маше удвоят стипендию, семейный доход возрастёт на размер этой стипендии. Следовательно, Машина стипендия составляет 5% общего дохода. Аналогично, мамина зарплата составляет 15%, а папина – 25%. Оставшиеся 55% приходятся на дедушкину пенсию. Значит, если ему удвоят пенсию, доход всей семьи возрастёт на 55%.

Решение 2
Если бы всем членам семьи вдруг стали платить вдвое больше, общий доход увеличился бы на 100%. Из этих 100% 5 приходится на Машу, 15 - на маму, 25 - на папу, а остальные 55 - на дедушку.

Ответ
На 55%.

Вас ничего не удивило? Меня удивило только одно: почему пенсия дедушки больше, чем зарплата двоих взрослых детей, плюс стипендия внучки. Ну, со стипендией понятно, там платят копейки (средняя по России - 1643 рубля). А вот что за зарплата мамы, равная 3-м стипендиям - 4929 рубля, или зарплата папы - 8215 рублей? Пенсия дедушки, возможно, соответствует уровню (если считать от размера стипендии) - 18073 рубля
Это если в цифрах посчитать. 
То есть, если посмотреть по-человечески, семья находится далеко за чертой бедности и должна получать пособие... но это так, приближение к реальности.

Как вы думаете, сможет ли нормальный, думающий человек, спокойно решить эту задачу? Не возникнет ли у него сомнение в правильности действий? Хотя, как мне говорила одна учитель математики (очень уважаемый мной человек), не надо докапываться до реальности. Что получилось, то и получилось. Математика и реальность - это вещи не сопоставимые.
Но почему? 

Итак, кто же этот гений математики, предложивший решить эту задачу?
Леони́д Исаа́кович Зва́вич (род. 19 ноября 1945 года). Заведующий кафедрой математики гимназии № 1567 города Москвы. Народный учитель РФ, вице-президент российской Ассоциации учителей математики, член Федерального экспертного совета Министерства образования и науки России. Сын Исаака Семеновича Звавича.
Руководитель авторских курсов для учителей математики РФ, автор более ста книг и статей по вопросам школьной математики, педагогики и психологии. Учитель высшей категории, соросовский учитель.
Всё. Я повержена. Слов нет...

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я соглашусь с Вашим учителем математики, не надо так глубоко мыслить. Для математиков это только цифры. Вы бы знали, сколько у нас "реальных" задач в начальных классах.
    А у нас действительно в то время пенсионеры получали такие деньги? И вся семья жила на пенсию деда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Ой, насмешили Вы меня :) Пенсия всегда была мизерной. Ну, кроме, конечно же пенсий "приближенных к императору". У них всегда было ого-го сколько!
      Да, не задумываются составители задач о реальности, а может просто "скатывают" условия у других авторов? К примеру, такая задача вполне была бы реальной, если бы речь шла об урожае, или о количестве прочитанных книг, или... да, впрочем, много примеров можно привести.
      А ещё меня поразила задача, где по условиями ВЕЛОСИПЕДИСТ проехал кругосветку по экватору за 260 дней, причем, ехал по 5 часов в сутки. Тоже, надо иметь "хорошее образование", чтобы такое придумать...

      Удалить
  2. Мне при решении этой задачи вспомнилась другая:
    4 ежика бежали по дорожке. Сколько ножек бежали по дорожке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, помню эту задачку.
      По идее решение такое: у ёжика 4 ножки, значит у 4-х ёжиков их будет 16. (4х4=16)
      НО! К задачке прилагалась картинка, где четыре ёжика шли на задних ножках, а в руках держали палку с узелком на конце.
      И, ВНИМАНИЕ! Правильное решение было такое 2х4=8.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]