понедельник, 4 июня 2018 г.

Всероссийская ист(О-Е)рия, или ЕГЭ только начинается...

Конечно, мой возраст уже далеко-далеко ушел от необходимости что-то кардинально менять в своей жизни, но оставаться в стороне я не могу, особенно в такие моменты, когда решается судьба целого поколения. ЕГЭ... слово то страшное какие придумали, напоминает "Баба-Яга"...
Сегодня я сопровождала группу выпускников на экзамен по истории. 

Снова поразилась, насколько разными дети бывают перед экзаменом и после. Я выделила две типично-яркие группы "уверенность перед экзаменом и истерика по окончании" и "равнодушие и пофигизм (соответственно)"

Так кто же был уверен перед экзаменом?
С гордо поднятой головой шли сдавать экзамен те, кто занимался с репетиторами, готовился, прорабатывал различные темы по сто раз, кто вызубрил даты и события "назубок", кто на различных сайтах (по типу образцов прошлых лет) добился 100%-ного результата... и те, кто был уверен в заготовленных шпаргалках.
Традиционное напутствие директора школы (и оговорочка по Фрейду "Светлой памяти всем вам") подняло настроение всем, и 15-минутная утренняя пешая прогулка к ППЭ очень взбодрила всех, даже тех, кто "пришел, но забыл проснуться".

И вот эти детишки, которые "я всё знаю" и "да я спишу!" оказались, как ни странно, на равных условиях. Все они получили свою дозу хмурого приветствия от встречающих организаторов, долгое мрачное ожидание, когда же начнётся распечатка КИМов, и это всё в жарких душных кабинетах без кондиционеров, под прицелом видеокамер.
Я не видела, что творилось в аудиториях, но по рассказам ребят, бесконечные темные коридоры, по которым их сопровождали хмурые молчаливые организаторы, напоминали что-то из криминальных историй. Так и казалось, что сейчас прозвучит команда: "Лицом к стене" и загремят железные запоры...

Все 5 часов (с того момента, как ребят завели в школу и до того момента, когда закончился экзамен) родители простояли (просидели на ступеньках) в томительном волнении и ожидании чуда. Мы прекрасно понимали, что время, отведенное на экзамен по истории (3,50) будет использовано по максимуму, поэтому очень удивились, когда, минут через 40, вышла первая девушка, и очень уверенным шагом направилась к выходу. Её мы не успели "допросить", так как на первые два часа (были уверены, что за это время никто не сможет выполнить задания) отошли подальше от школы, где нашли некое "подобие лавочки" с видом на выход из школы.

Ещё через полчаса вышел парень и попал под наш перекрёстный опрос. Всех волновало, насколько отличаются задания от демоверсий. Ответ просто потряс:
- Легкотня!
А дальше произошло то, что ввело нас в ступор. Оказывается, этот парень "готовился сам... целую неделю". Ну неужели есть такие вундеркинды? Мы уважительно посмотрели на гения, но я задала мучавший меня вопрос: "Какие темы сочинения", и всё встало на свои места.
- Я не писал сочинение.
- Почему?
- Да я первую часть только делал.
- Правильно?
- Процентов на 30 уверен...
- А как же баллы?
- Да мне история не нужна, я так, для тренировки пришел.

Уффф. Значит с нашими детишками всё нормально. А то что сразу подумали? - Естественно, что "наши" учили что-то не то и не так.
Было ещё несколько "ранних выходцев", но они высокомерно проследовали мимо, проигнорировав наши попытки вызвать на откровенность.

А потом, ближе к окончанию отведенного времени, начали выходить те самые, "кому это надо".
Что хочу сказать - все с волнением рассказывали об экзамене. Правда, сначала: "Я ничего не помню" (это в момент сине-бледности лица), а потом, по мере успокаивания, были более подробные ответы (и возвращение естественного цвета).
Было несколько интересных откликов:
- Так не честно, они (составители вопросов) вообще не то спрашивают, ЧТО Я УЧИЛ (!)
- Написал всё, пусть только попробуют не поставить 100 баллов, я их апелляциями замучу!
- Если не сдам, отберу у репетитора все деньги! (это была шутка)
- Сделал всё. Но как это оценят?

А ещё любопытно было наблюдать, как к зареванной однокласснице подошел парень и робким голосом успокаивал, а потом выяснили, что у них был один и тот же вариант.
- А как ты ответила?
- Так-то...
- Точно!
- А на этот вопрос?
- Вот так!
- А у меня по-другому.
Снова слёзы...
- Да не плачь, может у меня не правильно!
Ушли они вместе. Мне показалось,что между ними возникли премилые отношения.

В основном ребята выходили с красными глазами и отрешенным видом. И я поняла, насколько важными были вот эти наши  опросы-допросы. Срабатывал "эффект попутчика". Чужому человеку можно излить душу.

Впечатления от экзамены у меня остались самые что ни на есть тяжкие. Я видела, насколько волнуются ребята, когда идёт борьба за каждый балл при поступлении...
Моя уверенность, что "что-то в нашем образовании не так" окрепла.
Когда есть такая проблема, как "человеческий фактор"...
НЕЛЬЗЯ ТАК КАЛЕЧИТЬ ПСИХИКУ. 

16 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Давайте по порядку, а главное спокойнее))
    ЕГЭ - это шанс для любого и каждого учиться в любых вузах страны. Это, на мой взгляд, самый главный плюс.
    Экзамены - это всегда стресс. Я просто буквально ловлю каждого после экзамена и даю высказаться)) Это необходимо ребятам. Они выплёскивают его таким образом.
    Предметы по выбору всегда были непростыми для сдачи экзаменами. Пусть у каждого получится многое, особенно у тех, кто последние два года пахал.
    Давайте успокоимся и сами, и успокоим ребят. ЕГЭ - это факт, который свершился.
    Всего доброго Ванечке! Всё получится!
    Какой период исторический он описывал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Этот "главный плюс" для избранных никак не может сравниться с огромным "минусом" в виде стресса для большинства.
      Я наблюдала эти отчаявшиеся пустые глаза, бледные лица и совершенно отрешенный вид.
      Не так дети должны радоваться сдаче экзамена!
      Радовались только те, "кому пофиг", то есть прошло пришли "попробовать".
      Ваня описывал период 862-945. Эту тему он хорошо знает, хорошо ориентируется во времени.
      НО! теперь самое главное: оценка будет зависеть от того, насколько он смог "всунуть" свои знания в рамки критериев.
      Сказал, что не смог написать сухо, вставил немного "лирики". Как бы это не сыграло "в минус". Не всем же такое может понравиться.

      Удалить
  2. Я под впечатлением!!! Полностью согласна с Вами, что ЕГЭ на психику давит,а может даже и калечит!!!
    А я заболела после экзамена, теперь лежу в больнице...)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      А ещё распределение времени между экзаменами - отдохнуть, расслабиться некогда.
      Елена Валентиновна, дорогая, выздоравливайте.
      Я написала Вам на почту, пожалуйста, ответьте.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, ЕГЭ - всегда стресс... Очень переживаю в дни экзаменов не только за ребят, но и их родителей. Берегите себя, балуйте Ивана!!! Пусть всё сложится везде минимум на 80 баллов!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, отвечу кратко: "Ваши слова, да Богу в уши".
      Спасибо большое!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А себя помните, когда сдавали экзамены. Разве мы не переживали? Да, сейчас форма экзаменов не такая, но современным детям не с чем сравнивать, поэтому они принимают это. Надо и нам приспосабливаться к этому, другого не будет. Ответственным детям всегда кажется, что они сделали все не так. Такая у них психология. Все будет хорошо. Для меня было самое сложное время, ждать результаты экзаменов сына)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Ольга Александровна!
      Для меня это ожидание и полная неизвестность очень мучительна. А тут ещё просочились какие-то "инструкции для проверяющих" - очень нагнетает негатив.
      [im#]https://3.bp.blogspot.com/-dZg5aDOoDmw/WxcIpCWVh_I/AAAAAAAAIvo/hhnCd_24rXwnnR8B6bdpUddDQGjUq3vHwCLcBGAs/s320/1%2B%25D0%25B1%25D0%25BB.png[/im]
      [im#]https://3.bp.blogspot.com/-rq3-YdPQIVw/WxcIpK6Ho2I/AAAAAAAAIvk/uR2Jn2PNb8oQw8szMkq1lH-eXOyywxYsgCLcBGAs/s320/2%2B%25D0%25B1%25D0%25BB.png[/im]

      Удалить
  5. ЕГЭ - это катастрофа. НАм не понять, а вот соглашусь с Ольгой П. - для детей это ТАКИЕ экзамены. Одно напрягает - это проверяющие, кому почерк не тот,кому слова не понятны. И слишком все телекоммуникабельно. Слишком. Как гвоорила моя бабушка - "Кто хочет - тот добьется. А кто не хочет - того добьют." Профессий много, страна большая.
    КТо постарается,сдав ЕГЭ, имеет больше шансов в жизни быть на ступень выше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, добрый вечер!
      Спасибо за высказанное мнение, вполне разделяем его.
      А вот "в свете пройденного экзамена" сделаем тебе замечание.
      Ваня сказал, что слово "телекоммуникабельно" никак сюда не подходит. Это пароним. Лучше заменить его словом "сложно" или более жаргонно-просторечным "заколебательно".
      Сданы 3 экзамена, стало немного легче, так как теперь "висит на шее меньший груз" :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Я каждый год хожу на экзамены организатором, но ничего страшного не наблюдаю. Дети умеренно волнуются, у кого-то это нервным смешком и шутками проявляется, кто-то молчалив, да и и перемешивают детей из разных школ и классов по аудиториям, иногда особо не с кем говорить, незнакомые. Истерик ни разу не наблюдала. Обстановка спокойная и дружелюбная. Организаторы, хоть и учителя, которые бывают строги на уроках со своими учениками, на экзаменах стараются подбодрить и успокоить. Разговариваем, как с малышами, всё объясняем, успокаиваем, если что. Так что, тут уже дело за учениками. надо учиться владеть собой и материал учить, и всё будет хорошо. Но и понимать надо, что от ошибок никто не застрахован, а волнуемся и мы, у нас тоже огромная ответственность. Я уж не говорю, что мы не кушаем в эти дни по 7-8 часов, ведь мы в пункте находимся с 8.00 и часов до 15.00, а то и больше. Я вот в этот раз три дня подряд была на экзаменах.
    Ване удачи, у него всё получится, он умный и серьёзный парень, с самообладанием, мне кажется, у него всё замечательно, он справится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Мне тоже знакома процедура проведения экзамена "изнутри", была несколько раз общественным наблюдателем. И помню, что при подготовке нам говорили, что надо быть благожелательным к детям, что дети волнуются, что недопустимо "изображать из себя надсмотрщиков"(!!!), что организаторы - это прежде всего ответственные за то, чтобы каждому ребенку было комфортно и удобно выполнять задания. Чтобы каждому ребенку никто не мешал и ничто не отвлекало.
      Но, когда ещё на построении "громовым жестоким приказным голосом" читается стандартная инструкция по правилам поведения, а за каждым словом слышится "расстрелять!". И, казалось бы такие добрые слова, как "Желаем удачи" произносятся как "Ну мы Вам, (гадам) сейчас покажем!", я считаю, что такое поведение недопустимо.
      Конечно, дети к такому привыкли, давно живут в какой-то своей оболочке, менее чувствительны к подобным интонациям, но меня это откровенно коробило.
      Хотя, это сугубо моё мнение.
      Дети выходили из ППЭ в шоке, потому что не были уверены в том, что "получат 100 баллов", как рассчитывали до начала экзамена.
      Когда ребенок в чем-то не уверен, он ищет поддержки, хотя бы доброго взгляда - "успокойся, всё получится"... но ЭТОГО как раз и не было на экзамене по истории.
      А вот русский язык сегодня прошел "на ура!" Все были, естественно, взволнованы, но не заметила ни одного "обморочника". И лица у организаторов были нормальные. Нейтральные...

      Удалить
  7. Три года "варилась" в теме ЕГЭ, была пресс-секретарем Департамента образования по этой теме, так что всё нутро знаю подробно)
    Может, НАО повезло, но у нас все по-честному и по-человечески. Все друг друга знают, так что никаких шпаргалок, чтобы не подвести одноклассников и преподавателей. Очень все доброжелательны и спокойны. Ребят из сёл привозят в Нарьян-мар сдавать. Они живут, питаются и получают консультации в Ненецкой школе-интернате. Короче, все очень достойно. Рада за наших выпускников и учителей. Результаты стабильно высокие у тех,кто готовился.
    Ване успехов. НАО с вами)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      НАО - это маленькая чудо-планета, где живут совершенно счастливые дети! У них есть уверенность в завтрашнем дне.
      Все с рождения знают где и кем будут работать.
      Там, где так сильны национальные традиции, живётся немного легче.
      Я уверена,что тем детям, которые особо отличаются в учебе, имеют какие-то желания, НАО помогает, отправляет на учебу (?). Это так, как должно быть в идеале.
      Сейчас же, идёт повальный ажиотаж поступления "лишь бы куда", или "по стопам родителей" (династия).
      Это очень мешает детям с выбором профессии. Они или занимают чужое место (обучение), или переламывают себя, пытаясь продолжить родительскую династию.
      Давно уже прошли те годы, когда дети врачей непременно становились врачами, потому что с рождения "готовились", получали знания от родителей... (Сейчас "во врачи" идут с уверенностью, что будет собственная клиника с большими доходами и крутыми пациентами)
      Или учителя - дети тоже, как правило, становились учителями... (сейчас "в учителя" не идут, потому что престиж профессии подорван)
      Не говорю уже о музыкантах (певцах, артистах)...

      А Ваня просто мечтает быть журналистом. У него это не просто мечта, а потребность.
      Я же уже говорила, что с января Ваня работает внештатным корреспондентом в газете "Знамя труда"? Публикуется и в печатном издании, и на официальном сайте. Сегодня вышла очередная публикация, готовится к печати ещё несколько.
      В редакции говорят, что те номера, в которых публикуются Ванины статьи и рассказы "раскупаются как горячие пирожки".
      И сейчас... всё зависит от ЕГЭ.
      От того, во сколько баллов оценят его работы (сочинения, эссе). Волнуюсь очень, потому что ВСЕ предварительные работы оценивали в "0" - не соответствует критериям.
      Три месяца Ваня "переламывал себя" и учился писать по шаблонам. Кривился, очень был недовольным, но "подстраивался под стандарт".
      Одновременно пишет новую книгу. Давал читать несколько глав черновика... Это что-то! (И не потому, что я - мама)
      И вот этот, пишущий и публикующийся человек может элементарно... завалить сочинения из-за "не по стандарту"...

      Удалить
    2. ой не всё радужно на НАО-планете)
      К примеру, нет ни одного вуза, а значит,наши дети уезжабт учиться в другие города. Мало кто возвращается, находтя там себе применение.
      Сейчас ситуацию пытаются переломить. Дай бог,получится.
      Раньше бал очень правильная практика: заказывали целевые места для округа, экзамены ребята сдавали прямо в Н-Маре, туда приезжали преподаватели вузов. У нас ведь дорогие билеты, а выехать на экзамены, а потом еще и на учебу очень дорого.
      Сейчас целевые места тоже есть,но они условные. Потом все равно приходится тягаться с другими целевиками в вузах.
      В Ване нисколько не сомневаюсь. Сообщите, какие результаты, буду ждать.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Валентиновна!
      Мне тоже очень хочется, чтобы у Вани всё сложилось благополучно.
      А что касается этого ажитоажа с получением высшего образования - это единственный способ хоть как-то найти профессию.
      Самое парадоксальное, что ДАЖЕ на место уборщицы в престижном месте (с хорошим окладом) берут только ...с высшим образованием. И не важно какой специализации, главное, чтобы была "корочка".
      Принижение статуса нормальных рабочих профессий, невозможность устроиться на государственную работу с хорошим заработком, неуверенность в завтрашнем дне - это то, перед чем сейчас стоят выпускники школ.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]