воскресенье, 17 октября 2021 г.

Андрей Молчанов Новый год в октябре

Живёт человек. Работает. Даже начальник там какой-то. И наукой занимается. И диссертацию писать собирается. Но что-то в нём не так. Постоянно занимается самокопанием на грани демагогии. Но открыто выступить и заявить он не может - статус не позволяет.
Вот и живёт этаким "полуначальником-полуученым". Да и амбиций особый у него нет. Просто хочется каких-то перемен, но оторвать задницу от удобного кресла и сказать не то слово, которое от него ждут - это слабо.

Даже странно, что книга о беспринципном проходимце написана в советское время. Наверное, пересытившись наличием положительных литературных типажей, нужет был и вот такой образ. Да, страна находилась на стадии грядущих перемен, когда можно было хорошо устроиться. Да и каждый об этом мечтал - присосаться к кормушке. особо не напрягаться и стричь купоны.

А высшим пилотажем было умение использовать слабые места других в своих целях. Лукьянов (главный герой книги) работает в НИИ, одновременно является владельцем кооператива, где использует материалы, выделенные на научные исследования. Даже диссертацию писать он умудряется "чужими руками", сделав просто невероятную рокировку: предложил вышестоящему влиятельному лицу стать соавтором, а основные разработки переложить на плечи подчиненных.

Самому впрягаться в исследования не хочется, да и терять теплое местечко в НИИ не хочется. А хочется ему побольше заграничных командировок, побольше возможностей получать за счёт государства заграничных приборов и материалов, встречаться с женой друга (без обязательств, только ради интима), и это ему удаётся. Такое ощущение, что советская мораль - это не для него. Впрочем, в окружении он не один такой. Система.

Я не знаю, стоит ли рекомендовать книгу для чтения. На меня она не произвела впечатления. Какая-то тягомотина. Впрочем, если Вам не чужды подобные рассуждения, прочитайте.

" – Все эти умные разговоры. – сказал Лукьянов. – кончаются одним и тем же вопросом: зачем мы живем?
– Ну, – сказал Авдеев. – и в самом деле, какого рожна?
– А ты не в курсе? – Лукьянов, жмурясь, поглаживал теплые батареи под окном. – Чтобы строить культурнейшее общество, развивать науку… Чтобы, наконец, проложить дорогу новому поколению, чьи косточки выложат следующие километры дороги.
– Дорога может никуда не вести, – сказал Навашин.
– Во! – заорал Чукавин скандальным своим голосом. – От таких все зло! Эгоисты и трепачи. А что он мне вчера сказал?.. Город, мол, – скопище пороков и грязи. Смог, отходы, никотин–алкоголь. Я, говорит, уезжаю вскорости в горы. Буду нюхать цветочки, смотреть на звезды и заниматься, чем хочется. А вас – на фиг.
– Минутку, – встрял Лукьянов. – Ты куда это намылился, Рома?
– В Осетию, – отчужденно ответил тот. – В один небольшой поселок. Буду преподавать математику в школе.
– Вот так вот, – сказал Чукавин. – А математическая модель датчика и расчет «Лангуста» – это ему до фонаря.
– «Лангуст» я рассчитаю, – произнес Навашин устало. – А анализатор – бред! Плод, созревший в праздной голове; плод, доказывающий, что древо познания – саженец. Врачи бессильны и уповают в своем бессилии на технику. Но рак ей не победить. Его победит лекарство. Или математика.
– Хе, – сказал Чукавин. – Математика!
– Да, – кивнул Навашин. – Составить систему уравнений и решить ее. Найденные неизвестные – компоненты лекарства.
Лукьянов, беззвучно смеясь, качал лысой головой.
– И дело в шляпе! – выдавил он сквозь смех. – Тебе легко жить, Рома, с таким запасом идеализма, завидую. Но почему заниматься математикой в Осетии удобнее, чем здесь?
– А здесь я не занимаюсь математикой, – отрезал тот. – Здесь я трачусь на прикладные, ремесленные выкладки.
– Так. А какая математика тебе нужна?
– Теория чисел, алгебраическая геометрия…
– Она что, неприменима на практике? – с интересом спросил Лукьянов. Он, чувствовалось, готовил подкоп.
– Нет. Почти нет.
– Ну, а философская ценность в ней по крайней мере имеется?
– Надеюсь.
– В таком случае все твои доводы, Рома, пустословны и бесполезны, как некоторые красивые формулы. А шубе, в которую ты запахиваешься от людей, недостает идейной подкладки. Что здесь ты сидишь, что в горах, труд твой так или иначе перейдет к людям, хоть ты от них, мягко говоря, не в восторге. А потому ты тоже косточка на одном из метров дороги. Которая, по твоим словам, никуда не ведет. А вообще болтовня это… Будем проще. Делай порученное дело, в нем твое счастье и так далее. Смысл. И вообще концепция великого общества страны советов.
– Очень может быть. – Роман теребил бородку, густо росшую на его сухом, красивом лице. – Только, делая порученное дело, мало кто знает, для чего оно… Да и кого это интересует! Главное – быть как все! Попади некий делопроизводитель из главка в восемнадцатый век, неплохо бы там прижился, уверен! Ходил бы в должность, получал свои рублишки, мечтал о прибавке жалования…"

Этот отрывок из книги наглядно показывает стиль и настрой повествования. Вот таким языком написан весь текст. Ровно, без эмоций, несколько цинично и равнодушно, с претензией на оригинальность.

https://www.litmir.me/br/?b=236075&p=1

6 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, спасибо за отзыв. Но я уже прочитала три книги. Сейчас читаю детектив Ю Несбё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я сейчас тоже с головой в детективах.
      Мне соседка принесла три пакета с интересными книгами.
      Так что наслаждаюсь по полной.
      Правда, одновременно читаю по две книги (одну днём, другую на ночь), да ещё и фильмы просматриваю.
      Хочу потренировать мозг на восприятие разной информации.
      Знаете, как в школе: куча разных предметов, постоянно надо перенастраиваться.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Спасибо за отзыв! Пожалуй, эту книгу можно не брать на заметку, чтобы не переполнять список запланированного. Действительно, книг так много, а времени мало, зачем читать для галочки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
      Да, с моей точки зрения - эта книга не заслуживает пристального внимания.
      Возможно когда-то, когда не будет чего-то более интересного, так, от скуки, чтобы занять время.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    А мне показался интересным отрывок, который Вы показали.
    Спасибо за отзыв! Спасибо за честное мнение!
    Вот, правда, бывает достаточным услышать несколько слов о книге. А если эти слова от книгочея, с которым вкусы совпадают...
    Спасибо, словом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Да, это один из самых типичных отрывков, показывающий стиль и зарактер текста.
      Книга так себе, я не в восторге.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]