пятница, 24 марта 2023 г.

Максим Горький "МАТЬ"

В рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме марта "Время читать классику", во время выбора книг для чтения, я сделала акцент на то, что март - это ещё и месяц пробуждения природы ото сна, плюс международный женский день, плюс просто месяц, когда все полны надежд на свершение великих событий, на зарождение чего-то нового.
Осматривая тесные полки моей личной библиотеки, взгляд остановился на нескольких книгах, написанных очень давно. На типичной классике. 

Это книги, которые в своё время добивались невероятного признания, даже были включены в школьную программу, но потом как-то незаслуженно забыты.
Не знаю, посчитали ли нынешние составители учебных программ из излишне политизированными, или по каким-то другим причинам, но сам факт резких перепадов от популярности до забвения , увы, присутствует.

Итак, книга первая: Максим Горький, "Мать". Книга, которую автор написал по время пубешествия по Америке, пронизана ностальгическими чувствами и желанием изменить существующее положение рабочего класса в царской России. Беспробудное пьянство, нищета, голод, практическое полное отсутствие института брака и семьи не могло не вызывать у автора определенные эмоции, которые он попытался выразить в тексте. 

Как ни странно, но книга получилась на удивление популярной, хотя самому автору она очень не нравилась. Но об этом уже так много написано-перенаписано и политиками. и критиками, что я просто не буду повторяться. Хочу рассказать о своих эмоциях, вызвавших у меня двоякое чувство.
С одной стороны, я сейчас могу судить уже с точки зрения человека третьего тысячелетия, но воспитанного во время самого лучшего периода СССР. 

Наверное, я просто представлю себя на месте этой самой Ниловны. Перенесусь в начало ХХ века. Как бы я вела себя, оказавшись в подобной обстановке? Как ни хочется воспылать праведным гневом и воскликнуть: "Я бы такого не терпела!"... а терпела бы. Терпела бы потому, что все вокруг так живут. И радовалась бы редким спокойным дням, когда удавалось бы выполнить всю работу, возможно, заработать какую-то копеечку и утаить от мужа-беспредельщика, чтобы купить единственному сыночке хлеба, или какую-то обновку. А может этой самой "копеечкой" выкупить несколько мгновений покоя, пока довольный супруг пропивает потом и мозолями добытые монетки. Это не спасёт от побоев, но отсрочит их на какое-то время. Пусть час или даже полчаса... Страшно.

И радовалась бы ли я освободившись от тирана? Нет, не радовалась, потому что он - единственный добытчик. Без него хоть и спокойнее, но... А что бы я испытала, когда увидела впервые напившегося до скотского состояния любимого сыночка замахнувшегося на мать. Того самого, который был единственной защитой от разъяренного пьяного отца, бросающегося на защиту матери. И вот... 

Поняла бы ли я, в чем причина такой перемены в характере сына? Нет, не поняла. А потому что просто не встречались мне тогда люди, живущие по другому. Думающие по другому. Знающие, в чем причина всех бед. И разве поверила бы я, что виноват во всём этом сам царь, на которого были такие надежды, что он сможет помочь? Не поняла бы и не поверила бы, если бы в этом не стал участвовать сын. 

Тот самый, кровиночка, плоть от плоти, который вырос на радость матери крепким и здоровым парнем, который стал опорой в старости. (Хотя, о какой старости может идти речь, если в ХХI веке в этом возрасте некоторые только замуж выходят и первенцев рожают?) Тревожилась бы я, увидев, какие люди крутятся вокруг него? Нет, не тревожилась. Потому что это люди приятные, обходительные и трезвые. Они не орали дурными голосами, не размахивали руками направо и налево, не напивались до беспамятства.

Изменилось ли бы что-то в моём сознании? Да. Появилась надежда, что сын удержится с этими людьми и не вернётся в болото. Понимала ли бы я, к чему это приведёт? Скорее всего нет. Потому что привыкла жить одним днём, не заглядывала в будущее, боялась возвращению к прошлому.

Почему я стала помогать им? Потому что там мой сын. И потому, что сыну эти люди нравились. А ещё потому, что впервые забрезжило какое-то сознание в отбитой голове, появилось желание жить.

Что я хочу сказать, несмотря на множественные противоречия вокруг этой книги, её стоит прочитать. Есть какая-то особая черта в ней - каждый найдёт то, что хочет видеть. Вот как-то так.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Я тоже в процессе написания отзыва и в начале даже призадумалась, как писать отзыв, ведь действительно, о таких произведениях уже всё сказано. Вы выбрали интересный приём поставить себя, человека другого времени, на место персонажа из прошлого. Спасибо за отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
      Я столкнулась с проблемой написать что-то "от себя", но не "отсебятину".
      Оказывается это очень сложно.
      Думаю, у меня получилось.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    "Мать" - великолепный роман. Он именно о матери, а не о революционерах.
    Классика на то и классика, что мы проецируем действие произведения на себя.
    Вы и проанализировали действия Ниловны как мать.
    Спасибо за личностный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Ольга Николаевна.
      Рада снова видеть Вас в блоге.
      Несмотря ни на что, мне этот роман действительно нравится.
      Я и книгу читала неоднократно, и фильмы всех лет просматривала.
      Говорят, есть ещё фильм то ли французский, то ли итальянский, но мне он не встречался.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, вы помогли мне вспомнить школьные годы, когда мы изучали это произведение в школе. Отличный роман!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, восприятие произведения совершенно изменилось.

      Удалить
  4. Grazie mille per questo suggerimento di lettura

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Этот роман читала ещё в школе. Сейчас мы уже по другому воспринимаем классику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
      Это точно, времена изменились.
      Теперь я начинаю понимать иностранцев, которые "задают глупые вопросы".

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! И я эту читала очень давно, тоже в школе. Спасибо вам за очень интересный отзыв!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]