пятница, 11 октября 2019 г.

Гаврош, мальчик без семьи, или...

О Гавроше узнала ещё в школьные годы. Потом перечитывала где-то в молодости, получив шеститомную подписку на Гюго. И вот снова, в рамках читательского марафона, (эта книга предложена Лизой Голубевой) открыла страницы уже основательно потрепанной и запыленной книги. Да-да, увы, но эта книга уже попала в разряд "редко читаемых" и ютилась в общей стопке в тумбе книжного шкафа. (Кстати, заодно пересмотрела, что же там у меня лежит в этой тумбе и отобрала несколко детских книг для перечитывания).Ну, хватит ностальгировать, пора приступать к самому отзыву.

Как я говорила, для чтения в октябре я выбрала не новинки, а книги, которые мне уже были знакомы ещё в прошлом веке. Да-да, я могу сейчас немного кокетничать этим, ведь прожитые годы оставили свой отпечаток. Когда-то... впрочем это отдельная история.
Итак, "Гаврош". Есть отдельное издание в разделе детская литература. Я бы сказала, адаптированное именно для детского восприятия, а точнее, несколько героически-революционное трактование, что было характерно для детских книг советского времени.
Итак, в детской книге Гаврош - очень хороший, добрый мальчик, который всегда и всем помогает, наказывает плохих, никогда не бывает в плохом настроении и... впрочем, лучше самому прочитать.
Но стоит помнить, что Гаврош - это один из персонажей романа "Отверженные". И его судьбы тесно переплетается с многими героями. Так, кто знаком с детской книгой "Козетта", знает злых трактирщиков Тенардье, у которых было две дочери Эпонина и Азельма и бедная служанка Козетта. Помните? Но мало кто знает, что эти самые Тенардье - родители Гавроша.
Если сопоставить события, то совсем по-другому начинаешь задумываться, почему мальчишка оказался на улице? Может ему просто хотелось бродяжничать? Хотя, бродягой его я бы не назвала.
Скорее это "тпичный парнишка того времени", который, познакомившись доме родителей  с молодым революционером Мариусом Понмерси (сознательно отказавшимся от состояния и положения буржуа и решившим жить самостоятельно) с головой окунулся в подготовку Парижского восстания 1832 года. Так что же делал Гаврош? Он следил за людьми в городе, добывал важные сведения, помогал разоблачать предателей. Если сказать современнымс языком - он работал под прикрытием. Никому в голову не могло прийти, что этот гамен, несмотря на возраст, на самом деле опытный заговорщик.
Впрочем, не буду пересказывать. Это всё-таки мои впечатления и мои рассуждения.
Предлагаю всем самостоятельно прочитать (перечитать) роман Виктора Гюго "Отверженные" и сравнить с детским вариантом книги "Гаврош". Поверьте, это весьма полезно.

Лиза, я очень рада, что ты предложила эту книгу. Спасибо!
А знаешь, когда я читала про Гавроша, почему-то представляла тебя. Хотя у вас с этим мальчишкой-оборвышем внешнего сходства совсем нет, но вот какое-то внутреннее состояние, блеск глаз, готовность познавать мир... наверное это.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы очень интересно написали про Гавроша. Конечно, роман "Отверженные" я читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      "Книги из прошлого" - таков мой девиз марафона в октябре.
      А Гюго надо читать всем.
      Он очень интересно и своеобразно пишет.

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, я не соглашусь, что мальчик оказался на улице, чтобы работать "под прикрытием". (простите, если не так прочитала-поняла ваш текст) Скорее он стал помогать революционерам так как всё-равно шлялся по улицам без дела, не нужный ни матери, ни миру. А тут появилась цель, он стал нужным, стали нужны его знания улиц и внимательность... Как говорил Чубук - "жизнь так повернулась"
    а вообще так забавно, только позавчера вспоминали рассказы Гюго с подружкой))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Хелен!
      Ну это я немного утрированно сказала.
      Мне многое непонятно о Гавроше.
      Точнее, о том, как излагается его история в разных вариантах ("Гаврош" и "Отверженные")
      Просто это судьба, которую интересно узнавать.
      Ведь как в детской книге вказано:
      Он иногда приходил к родителям. Когда он приходил его стпашивали: "Откуда ты?" - "С улицы", а когда он уходил ему говорили: "Ты куда?" - "На улицу". А мать кричала вслед:" Ты зачем приходил?".
      То есть, она всё-таки интересовалась сыном?

      Удалить
  3. Как давно я читала "Отверженных" Вот "Собор Парижской богоматери" перечитывала, а эту книгу - нет! Гаврош был романтиком революции - вот что я запомнила. Может, поэтому его поманила "уличная свобода"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Я даже не знаю, с чем можно сравнить поведение Гавроша, приблизив к нашей реальности.
      Наверное это очень сложно.
      Я думаю, что для этого надо прочитать текст в оригинале.
      Так как я снова настаиваю натом, что переводные произведения часто адаптируются к ситуации "заказчика".
      Политика или деньги тому причина - не имеет значения.
      Главное, чтобы понять - надо проникнуться реальнос исторической ситуацией, а это очень даже непросто.

      Удалить
  4. Спасибо, Ирина Валерьевна, за отзыв!
    Лиза эту книгу читала не просто так: учитель литературы даёт детям на месяц для чтения какую-то книгу. Вот так Лиза и познакомилась с Гаврошем.
    А я помню этого героя ещё из своего детства. Помню даже, как плакала над его судьбой.
    "Отверженные" целиком не читала, только фильм смотрела.
    Ваш отзыв заставил задуматься: может, осилю три тома?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Конечно осилите, тем более, что многие герои уже знакомы (Гаврош, Козетта и др.).
      И книга написана вполне разумным слогом.
      А фильм - это совсем не то. Многие факты искажены.
      Я рада, что у Лизы такая хорошая учительница - правильная!

      Удалить
  5. Ирина Валерьевна, вот только начинаю сокращать длинный список книг,отложенных для чтения во время отпуска, а тут Вы такого автора предложили. Да, обязательно буду читать, вернее, перечитывать и сравнивать. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Много по-настоящему интересных книг!
      Просто, что называется, "глаза разбегаются".
      Хорошо, что некоторые в блогах пишут своё спечатление от прочитанного, так легче ориентироваться.

      Удалить
  6. Да, интересное наблюдение. Действительно, книги для детей, написанные "по мотивам чего-то" адаптированы к детскому восприятию. Но всё-таки надо соблюдать какие-то нормы. Представляете, дети прочитают "Гаврош", а потом в более зрелом возрасте прочитают "Отверженные" и будут считать, что их обманули? Хотя, не всё детям можно говорить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, тебе, как будущему издателю, это более понятно.
      И всё в твоих руках.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]