вторник, 14 июня 2022 г.

Ностальгия. Школьные годы. Экзамены

Недавно проходила мимо школы, в руках две сумки с продуктами и коробка с пиццей. Через плечо неизменная дамская сумочка, с которой обычно выхожу на прогулку, давая себе твердое обещание: в магазины не заходить - просто прогуляться по улице. Но кто же удержится (особенно в наше время), когда обнаруживается, что идёт распродажа того, что крайне нужно... На этот случай у меня в этой самой дамской сумочке лежат несколько прочных пакетов (магазинным не доверяю - часто ручки отлетают, и рвутся в самых неудобных местах). 

Вот и в этот раз - иду нагруженная "до зубов", а навстречу мне из школных ворот выпархивает стайка девочек... в школьных платьях и белых фартучках, с бантиками в волосах. И такая на меня ностальгия напала!

И вспомнила я, как совсем недавно (каких-то 44 года назад) вот так же, в школьной форме и белых фартучках бежали мы на экзамены в школу, волновались... а потом радостные выпархивали "на свободу". И вспомнились мне некоторые моменты из экзаменационного периода, как будто вчера это было.

Помню, сдавала химию. Учительница у нас была молоденькая, Ольга Алексеевна А., только что университет закончила. И для неё было очень важно, чтобы мы все хорошо сдали химию.

По современным меркам, она была очень даже прогрессивным учителем, старалась заинтересовать нас своим предметом. Что касается практики (а мы реально что-то там практиковали - переливали из колбочки в колбочку, нагревали на спиртовках, взвешивали, смешивали, описывали результаты опытов, причем на обычных уроках) - тут всё было хорошо, а вот что касается теории, всяких там удельных масс и валентностей - тут намного сложнее.

И вот, выпускной экзамен по химии. Запускали нас по 5 человек. Мы вытаскивали билеты, говорили номера, комиссия записывала это в оценочную ведомость, а мы садились за парты и начинали готовиться к ответу. По времени нас не ограничивали, как кто подготовился - поднимал руку и выходил отвечать.

Труднее всего было первому, потому что члены комиссия "ещё не устали", готовы были задавать бесконечное количество вопросов.

И вот смотрю я на свой билет, понимаю, что "попала". Как раз то, в чем хромаю. Что делать? Главное, не показать, что я в чем-то сомневаюсь. Уверенно сажусь за парту, уверенно что-то корябаю на лиситочках... а Ольга Алексеевна как увидела, что я уже второй листик исписываю формулами, тут же всё поняла.

И что-то по времени мы все подзатянулись, что даже в комиссии уже начали "подёргиваться".и перешептываться. Тогда был нарушен первоначальный план "неограничения по времени", и было решено вызывать к доске для ответа.

И вот третьей выхожу я (хорошо, что не первой, потому что первого очень уж "пытали"). Уверенно подхожу к доске, подаю листок Ольге Алексеевне. Она читает, что я там написала и вижу, у неё волосы дыбом поднимаются. Ну, думаю, я попала. Но она быстро справилась с волнением, уверенно так сказала: "Хорошо, а теперь отвечай". И я начала записывать на доске то, что было в задании, а потом так же уверенно писать ответ и комментировать. И в какой-то момент, по наступившей в классе тишине, понимаю, что несу полную чушь.

Бросила взгляд в класс, и вижу, что у всех на лицах тшательно скрываемый ужас. Посмотрела на комиссию... а там все так уверенно кивают головами "правильно, хорошо, продолжай". И тут я поняла, что в комиссии нет ни одного "химика", кроме нашей Ольги Алексеевны. А та уже едва ли не в нервных конвульсиях трясется. Но марку держит. И когда я уверенно зашла "совсем не туда" остановила меня: "Хорошо, достаточно, давай второй вопрос"...

Вобщем, когда я приступила к решению задачи, она уже не выдержала, и тихо прошептала комиссии: "Мне кажется, что достаточно, а то она сейчас до Нобелевской премии допишется".

Короче, стираю свои записи на доске, выхожу из класса, а там под дверью те, кому ещё предстоит заходить на экзамен.

- Ну что?
- Ну как?
- Трудно?

А я (волосы дыбом, хвостики в разные стороны) таким уверенным голосом отвечаю:
- Обещали Нобелевскую премию дать!

Такого хохота давно не слышаи стены нашей школы. А я подошла к своей сумке, вынула конспект, открыла этот билет и увидела, что всего-то там по две строчки в каждом ответе...

В общем, свою "Нобелевскую премию" я получила. Все члены комисси настояли, что у меня отличный ответ (лучший ответ, такая уверенность и широта мысли). Эх, по-моему эта самая "широта мысли" стала причиной первых седых волос моей юной учительницы.

Мы - первый её выпуск, и мою "Нобелевку" она помнит до сих пор.

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Воспоминания о школе именно такие: вспоминается случай, а не изучение тем.
    Вот для меня как учителя это важно: пусть ученики вспоминают что-то доброе, хорошее, смешное.
    А экзамены по билетам.... Ох, страшный сон. Хотя сегодня в школе в не выпускных классах и можно провести такие экзамены (у дочери в Лицее и проводят).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      А я ЗА то, чтобы вместо ЕГЭ проводили экзамены по билетам.
      Ну, во-первых, писали конспекты с четкими ответами на вопросы, прорешивали задачи, которые будут в билетах.
      И максимум, что могли изменить в задании - это имена или названия.
      И никтгда не доходило до абсурда, когда решение задачи полностью не соответствовало действительности.
      Арбуз никогда не весил меньше яблока,
      Поезд всегда ехал быстрее велосипедиста.
      А пенсия дедушки никак не могла быть в два раза больше суммарной зарплаты всех членов семьи)))

      Удалить
    2. Здесь мы с Вами точно не совпадаем во мнениях. Я ЗА ЕГЭ. Это шанс детям учиться в разных вузах страны.

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, давайте честно: вот почему больше всего 100-бальников по ЕГЭ (русский язык) в национальных республиках, а когда приходят в ВУЗы - говорить по-русски не умеют, заявления о приеме пишут с ошибками))
      Преподаватели в ВУЗах стонут: ЕГЭ-шники совершенно не умеют думать, зато филигранно выполняют задания "по образцу".

      Удалить
    4. Не живите мыслями пяти-, десятилетней давности. В Вас говорит личная обида.
      И всё же ЕГЭ сегодня - лучше тех экзаменов.

      Удалить
    5. Лучше - в смысле для школьников.
      Экзамены сдают на выбор и только один раз - это согласна.
      В наше время сдавали и выпускные в школе пол всем предметам - и вступительные в вузах (по которым готовились особенно хорошо).
      В чем была проблема подготовки "в те времена" - недостаток учебников, по которым можно было заниматься.
      Но если ты нашел учебник и подготовился - гарантия поступления практически 100%.
      А личной обиды нет.
      Я вообще человек "не обидчивый", считаю, что всё происходит заслуженно.

      Удалить
  2. Как быстро летит время, Ирина Валерьевна! Кажется, что недавно я была школьницей, потом студенткой. И главное, мама была жива...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Да, время летит, мы взрослеем, дети и внуки растут...
      Жищнь продолжается.

      Удалить
  3. Ирина, и меня окунула в школьные годы. Я так или почти так отвечала на экзамене по литературе. Помню что был вопрос по Петру Первому, но это не сложно, книжку читала. И вопрос на который я совсем не знала ответа. Сейчас уже не помню о чем, но я так уверенно зачитала вопрос и начала нести что-то, что мне поставили отлично. Помню что примеры приводила из прочитанной накануне газеты Пионерская правда. Вот все-таки не зря нам всегда выписывали периодику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья, политически правильный ответ всегда оценивался высоко)))

      Удалить
  4. И да, я тоже за экзамен по билетом и устные ответы. И чтобы члены комиссии были свои, которые вели своих учеников и могут их оценивать справедливо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно.
      Я до сих пор не могу прийти в себя от оценки за сочинение по литературе у Ивана: "Не школьный уровень" - 0.
      А на вступительных - 85 из 90 возможных...
      Если бы не ЕГЭ, учился бы на бюджете.

      Удалить
  5. Ира, я сейчас вспоминаю школу и думаю, как я эту химию понимала? А физику? Там ваще ужас ужасный. И ведь сдавали экзамены по ВСЕМ предметам в 10 классе,а не выборочно. такой роскоши нам не позволяли.
    Но вот был плюс - учителя, которые знали тебя все эти годы и могли пойти на встречу и дать нобелевскую премию)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ириш, а как здорово было!
      Все вместе, в родной школе.
      И учителям букеты тащили, которые накануне на соседних клумбах "тырили")))
      И можно было обменяться впечатлением.
      А ещё было интересно стоять под дверью, и ждать, пока вытащат тот билет, который тебе не нравился)
      А ведь сдавали: устно: алгебру, геометрию, русский, литературу, физику, химию, биологию, историю, географию, обществознание, иностранный язык, а потом ещё писали сочинение, и письменно математику (из 8 задач и примеров).
      А потом 4 экзамена вступительных...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]