вторник, 22 октября 2019 г.

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак "Я хочу в школу", а Вы?

Эта книга уже не первый год скучает у меня на полке. Купила её просто по невероятному призыву "немедленно хочу!" после одного из отзывов в не помню уже чьём  блоге. Прочитала на одном дыхании, испытала полный восторг и тут же бросилась к Ивану с рекомендацией "немедленно прочитай". Но его жалобные глаза (готовился в то время к экзаменам) заставили меня поумерить свой пыл и с огромным сожалением поставить книгу на полку, дожидаться лучших времён.

И как-то о ней забыли. И вот теперь, в рамках читательского марафона "Отличная книга", получив рекомендацию к прочтению от Эмиля Ринатовича Шайхутдинова, снова открываю страницы.
Первый раз я читала книгу будучи в статусе "мама школьника, с головой погруженная в образовательно-воспитательный процесс". Сейчас я бы отнесла себя к более спокойному, созерцательному читателю. Итак, что же я начитала.

Прежде всего хочу отметить очень тонкую линию, на которую, наверное, мало кто обратил внимание. Откуда появилась эта необычная школа? А всё предельно просто. Один богатенький папочка бросил жену с ребенком (наверное завёл молодую,  но об этом ни слова в книге не сказано), но искренне любя и чувствуя глубокую вину перед сыном ( а тот "тот ещё фрукт") и имея много-много денежек и профинансировал создание необычной школы с нестандартным учебным процессом. Для своего сына. И набрали детей, ведь не может же существовать школа для одного человека. По сути, купил сыну живые игрушки? Всё для того, чтобы сын учился в лучших условиях и ни в чём не был ущемлён.
И пока папаша был в силе, всё было "пучком", но потом что-то у него пошло не так, на него "наехали", обвинили в том, что через эту школу он "отмывает деньги", естественно финансирование школы тут же прекратилось (похоже наложен арест на счета папашки, так как вскользь было сказано, что "он может сесть"), школу закрыли, детей распихали по обычным школам.

Вот так так. А теперь с этой стороны посмотрим, так ли плохо то, что школу закрыли? Наверное да. Плохо. Детям пришлось очень и очень непросто социализироваться в условиях обычной школы. Причем, чем младше школьник, тем ему сложнее.
Странно, не правда ли? Хотя, если посмотреть, то совсем не странно, ведь дети в раннем возрасте наиболее ранимы. Это с годами, миновав подростковый возраст, они ломаются, учатся лицемерить и приспосабливаться. А вот раннее детство - это время становления, подготовки именно к той самой взрослой жизни.

Учителя начальных классов со мной согласятся, а вот другие могут и "закидать тухлыми яйцами".  Да, у меня нет ни педагогического ни психологического образования, но мой жизненный опыт подсказывает, что "бумажка не главное".

Что мне не понравилось в этой книге, так то, что все ученики, кроме "пришельцев" (я их так буду называть, потому что они действительно, как с другой планеты прибыли), показаны в виде какой-то серой дрожащей массы, стремящейся уничтожить всех инакомыслящих, вплоть до физической расправы.

Немало жестоких моментов. Драки показываются как нечто совершенно обычное. И то, что прямо на крыльце школы начинаются избиения... наверное это так и есть, но почему-то мне страшно даже подумать об этом. И ещё, то, о чем подумал мальчик, когда расправился с "врагами": "Шевелятся, значит живы, ну и ладно!"

И тут мне вспомнился старый добрый Владимир Маяковский:
"Плохо человеку,
                    когда он один.
Горе одному,
                  один не воин -
каждый дюжий
                   ему господин,
и даже слабые,
                   если двое…

Единица - вздор,
                  единица - ноль,
один -
              даже если
                         очень важный -
не подымет
               простое
                      пятивершковое бревно,
тем более
               дом пятиэтажный."

А книга "Я хочу в школу" - это полная противоположность. Я бы сказала "бунтарская", хотя немного недотягивает. Этакая утопическая мелодрамма с элементами лирики и треша.
Каждый найдёт в ней то, что хочет найти. Сколько читателоей, столько и мнений.

У меня сегодня вот такое настроение, хотя, когда читала в первый раз, были сплошные "Ах, какие молодцы!" Тогда видела свет, зовущий вперёд. Сейчас же увидела "свет в конце туннеля".

Книгу очень рекомендую для чтения. Хотя бы потому, чтобы проверить себя, готов ли ты к таким резким переменам? Несмотря на то, что речь в книге идёт о школьниках, подобные ситуации могут возникнуть в любом возрасте. 

Хотя, современность меняет стереотипы...


14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот ещё какую книгу вы прочитали! Я больше для чтения в марафоне книг не нашла в городской библиотеке. А читать онлайн в этом месяце больше не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      У меня тоже начинаются проблемы с чтением "он-лайн".
      Я же "запойный книгочитатель" и мне сложно оторваться от экрана.
      А поскольку читаю по ночам...
      До утра просиживаю у монитора.
      А потом целый день глаза красные, как у кролика.
      Электронную книгу (планшет) читать не могу, так как пару раз уронила на пол, хорошо,что не разбила экран.
      А вот бумажные книжки читать хорошо. Можно засыпать с ними.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за отзыв. У меня сложилось противоречивое мнение о книге по отзыву. Не знаю, хочу ли её читать.
    С творчеством этих авторов знакома по книгам "М+Ж" и "Правдивая история Деда Мороза". Если есть желание, посмотрите отзывы.
    https://volna73.blogspot.com/2018/01/blog-post_5.html
    https://volna73.blogspot.com/2017/12/blog-post_13.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Я думаю, что учителям как раз и надо прочитать эту книгу, чтобы иметь предстатвление, как "со стороны" выглядит обучение в школу.
      Повозмущаться, плюнуть, и продолжить нормально работать.

      Удалить
  3. Я тоже прочитал эту книгу. Положительных эмоций не испытал. Всё не правда, притянуто за уши. Даже при всей моей любви к нереальности, мистике и фантастике.Типичная утопия, согласен. И учителя показаны в таком неприглядном виде, что хотелось бросить книгу. Но дочитал до конца. Так не бывает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ваня. Да, слишком гипертрофировано. Можно было бы как-то помягче. И потом, что меня неприятно удивило, так это "перевод бумаги". Вполне можно было распечатать книгу в виде брошюры. Текста мало, а количество страниц большое. Неэкономно.

      Удалить
  4. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Об этом писательском тандеме хорошие отзывы читателей. К сожалению, не читала, но в наш отдел заказали "Правдивую историю Деда Мороза". Спасибо за отзыв, Ирина Валерьевна! Может, и у меня "дойдут руки" до этих авторов...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Наверное надо почитать и этих авторов.
      По крайней мере, "Правдивую историю Деда Мороза" я решила почитать.
      Заинтересовал отзыв "Волнушки".
      Думаю, просто моя обида на несправедливость оценки обычных школьных учителей сыграла немаловажную роль в этом практически отрицательном отзыве.

      Удалить
  5. Знакома с авторами, и эту книгу читала, но второй раз не стану. Что-то не мое

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное по той же причине, что и я?
      Слишком уж учителей принизили...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Выражаю благодарность за отзыв!
    Сейчас перечитала свой отзыв почти шестилетней давности (https://olgagolubeva.blogspot.com/2014/01/blog-post_11.html?m=1) и поняла, что мы с Вами отнеслись к книге по-взрослому. И это наш взгляд, опытный, мудрый.
    Детям книга нравится. Пока не видят школьники минусов не общеобразовательных школ. Это их взгляд, и он тоже правильный.
    Но скажу, что Лизе книга не очень понравилась. "Как-то не по-настоящему", - сказала она.
    И всё же детская литература в исполнении этого авторского тандема хороша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Да, эта книга именно для детей.
      И им она не может не понравиться.
      Если рассуждать "со взрослой колокольни", то в определенном возрасте дети начинают бунтовать (как раз все варианты в книге представлены).
      И не важно, это ребенок "правильный" или проблемный, так или иначе каждый из нас переживает такой период.
      И всё в книге правильно-гипертрофировано написано, каждый "бунтарь" найдёт своё:
      Если это открытая ненависть к школе: "Правильно, все они такие ... Вот бы нам такого Впалыча" (и успокаивается)
      Если это тихий и скрытный бояка-перестраховщик: "Ой, нет, наши учителя не такие ..., по сравнению с этими ... наши просто лапочки" (и начинает обожать тех, на кого раньше косо поглядывал)
      Ну и такдалее.
      А те, кто знает и реально оценивает работу учителей, видит все плюсы и минумы, понимает и (даже) несколько сочувствует...
      Тем книга не нравится.
      Я вот отношусь к последней категории.
      Хоты, читать авторов ещё буду.
      И имеющийся у меня уже экземпляр "Хочу в школу" не буду убирать на дальнюю полку.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! В прошлом году эта книга поступила в библиотеку гимназии. http://bibl-140.blogspot.com/2018/11/blog-post_6.html#more
    Я её прочитала, на моё взрослое мнение - иронии авторов я не поняла. Но сами они утверждают: "Мы давно хотели сказать большое спасибо нашим учителям и очень рады, что такой повод представился.
    Лучший способ сказать спасибо — написать книгу. Дорогие учителя! ...Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете! И когда вы в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил!», пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда…"
    Может, мы чего-то не поняли...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Да уж, "лучший способ сказать спасибо" - это рассказать о негативе...
      Хотя да, хорошие учителя задумаются, прежде чем уходить и оставить школу на "Злыдню".
      Да и тем, кто постоянно шантажирует "уволюсь", будучи уверенным в том "где они найдут учителя среди года" тоже стоит задуматься. Когда-нибудь этот день настанет. Даже "посреди года" ))
      Я уже выше написала Ольге Николаевне моё видение.
      А ещё, в этом отзыве я просто обратила внимание на саму сюжетную линию: почему появилась эта школа и что из этого вышло.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]