четверг, 25 февраля 2021 г.

Забытое лакомство - кисель обыкновенный

Если вы сейчас воскликнули: "Я не люблю кисель!", то вы просто никогда не пробовали настоящего киселя!
Поверьте, те готовые концентраты, которые вы пытались приготовить - ничего общего с киселем не имеют. Настоящий кисель - это произведение искусства, и приготовить его элементарно.... сложно.

Настоящий кисель - это творческое вдохновение, полёт фантазии, гармония вкуса и неповторимый аромат!

Итак, для приготовления киселя вам понадобится стакан вашего любимого джема однородной консистенции (чтобы не было "лохмотьев" в готовом киселе), 1 литр воды, и 2-3 чайные ложки с горкой крахмала.

Бабушкин совет №1: не гонитесь за количеством, не увеличивайте пропорции. Такой объём для домашнего приготоления самый оптимальный.

Бабушкин совет №2: не варите кисель из свежих фруктов и ягод. Для киселя нужна определенная концентрация, если хотите непременно из свежих ягод и фруктов, то предварительно сварите очень густой компот, дайте ему настояться, чтобы все соки перешли в воду, и только потом варите кисель. В такой кисель допускается добавить немного свежих ягод, но уже в готовый продукт, при сервировке.

Итак, готовим кисель из джема. Стакан джема заливаем литром воды, тщательно перемешиваем и ставим на огонь, время от времени помешивая, чтобы не пригорело.
Крахмал заливаем холодной водой и перемешиваем до тех пор, пока он полностью не растворится.

Бабушкин совет №3: Обратите внимание, если отставить уже размешанный в воде крахмал на некоторое время, то он "выпадет в осадок". Это можно устранить, если снова его тщательно перемешать. Для киселя нам нужно, чтобы растворенный крахмал был жидким и однородным, тогда не будет в киселе "комочков".

Наш джем с водой почти закипел? Пора вливать крахмал. Помните. что он должен быть хорошо растворенным, холодным и однородным по консистенции.
Сначала начинаем быстро-быстро мешать "компот" и тонкой струйкой вливаем крахмал, не переставая помешивать.

Сначала получится мутная консистенция - это не страшно.
Продолжайте помешивать, пока не закипит, и ещё немного "сверх того" (после закипания), пока не образуется много-много воздушных пузырьков.
Теперь накрываем крышкой и убираем в сторону, чтобы слегка остыл. Потом разливаем по стаканам и наслаждаемся прекрасным лёгким десертом.

Такой кисель можно есть как отдельное блюдо, а можно поливать манную кашу, пудинг, бисквиты или творог на завтрак.

А ещё готовят молочный кисель. Тогда вместо джема и воды возьмите литр молока, добавьте сахара (можно ванилина или корицы, кто как любит), и готовьте по той же технологии.

А у подруги в гостях я попробовала кисель из мандариновых и апельсиновых корочек. Вкусно - но очень много возни, сама не готовила, а с чужих слов передавать не буду. Вдруг подруга о чем-то умолчала?
Приятного аппетита!

27 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы правы! "Правильный" кисель очень вкусный! Я готовлю его из компота (должен быть насыщенный). Особенно вкусный из вишни, черной или красной смородины! Готовится быстро-довёл до кипения компот и добавляем разведенный в воде крахмал, помешивая доводим до кипения. Всё! Готово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      А мне нравятся кисели из черной сливы (из неё как раз джем хороший получается, как раз для киселя)))
      А муж любит из кизила (тоже специально делаю такое варенье, чтобы "юшечки" густой было побольше.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Зто очень хорошо, Ирина Михайловна.
      Кисель очень полезен для желудка.
      Интересно, а Ваши пушистики едят кисель?

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за лакомство!
    Я очень люблю кисель! Молочный сама не готовлю, только когда приезжаю к маме (а у мамы всё вкуснее) прошу её сварить на домашнем молоке. Ещё она варит густой кисель с сухофруктами, очень вкусно! Что-то киселя захотелось))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Дмитриевна!
      Да, с сухофруктами кисель очень вкусный!
      Я тоже такой люблю.
      Ох, чувствую и у Вас на столе скоро киселёк появится )))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    А я из тех, кто воскликнул: "Я не люблю кисель!".
    В моей семье кисель не любила бабушка и не варила его маме. В результате моя мама тоже не могла полюбить кисель, и не варила его нам с сестрой. Надо ли говорить, что и в наших семьях этот напиток не прижился.
    Когда я вышла замуж, муж попросил сварить ему этот напиток. На тот момент Интернета и компьютеров не было, а я представления не имела, как варят кисель. Так что пил мой благоверный вместо киселя компот. Теперь и не просит...
    А может удивить его и попробовать один раз в жизни по Вашему рецепту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна!
      Ну вот то, что с киселем Вы не знакрмы - это упущение.
      А кисели бывают разные: питьевые и десертные.
      Мне больше нравится десертный вариант (когда он остывает и его ложками едят, как желе.
      А вот в пионерском лагере нам почти каждый день давали яблочный кисель питьевой на полдник.
      Я его просто обожала - выпивала все порции "отказников" )))
      Правда, за это у меня забирали печеньки или пряники (которые шли в добавку к киселю...
      А вот если были вафельки "Артек" - никому не отдавала.
      Они были по четыре маленьких штучки прямо в упаковке - я их собирала, а потом привозила братишкам в подарок.
      Получалось где-то 5-6 пачек.
      Ой, что-то я развспоминалась...

      А вообще надо мужу сварить кисель.
      Только на мой рецепт получается густой.
      Если он любит жидкий - чуток меньше возьмите крахмала.
      Не две чайных ложки с большой горкой, а полторы )))
      Хотя, как я понимаю, ещё всё зависит и от крахмала.
      Так что варите по моему рецепту - потом определитесь.
      Я вот как раз сейчас "вылизываю" кастрюлю от вчерашего киселя.
      Там осталось с полстакана загустевшего - наслаждаюсь...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    А я воскликну : "Я обожаю кисель!". Правда, всегда его любила. До сих пор варим, любим. Мы с дочерью и с мамой любим, правда. А я ещё и пенку очень люблю, для этого специально в широкую чашку наливаю горячий кисель и оставляю постоять до пенки))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Да, вы правы, эта застывшая корочка на киселе - "пенка" - это просто великолепно.
      Помните, раньше был такой торт, назывался "Сочи" - сверху блестящая коричневая прозрачная фруктовая поливка? - это и есть застывшие пластинки киселя )))
      Только туда много крахмала добавляли, чтобы держал форму.

      А я сейчас ем кисельные "пенки" м-м-м, как вкусно!

      Удалить
  6. Ирина Валерьевна, здравствуйте! А я с детства люблю густой-густой кисель, чтобы его можно было кушать ложкой. Это как десерт получается! Вкусно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Любителей киселя, оказывается, не так то и мало )))
      Рада, что Вы оказались вреди нас!

      Кисель очень популярен был в СССР, варили в каждой семье - потому что это было и вкусно и сытно.
      Готовили сами, и именно из крахмала.
      А некоторые и крахмал сами делали (из мелкого картофеля) - моя бабушка делала, и я видела как!
      А потом появились готовые смеси и брикеты киселя. Только воды надо было добавить, размешать и заварить в горячей воде до закипания.

      А потом кисель заменили на "желе".
      Может помните, раньше в кулинариях продавалась "дрожалка" - на прилавках стояли такие большие белые брикеты на подносах, которые продавцы умудрялись нарезхить ровными квадратами.
      Ой, не помню, сколько это стоило, но нам, студентам, вполне было доступно.

      А сейчас и вовсе "порошочек" в стакан засыпал, кипятком залил - и говорят, что это кисель... Обидно.

      Удалить
  7. Добрый день, Ирина! Кисели и люблю и готовлю. Мои домашние тоже. С детства очень люблю густой ягодный холодный кисель с молоком. Это тот случай, когда вспоминаешь из сказки -молочные реки, кисельные берега. И кисельная подливка из детского сада с творожной запеканкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия!
      Вот бы узнать подробнее "густой ягодный холодный кисель с молоком." - это его запивали молоком, или поливали сверху?

      Да, а запеканка с киселем - это супер! Я когда в садике работала, всегда "выпрашивала" у поварих в столовой побольше киселя для своих детишек)))
      Любили мои проказники киселек.
      Сейчас этим малышам уже по 20-22 года... А помнят Ирину ВаРЕНЬевну )))

      Удалить
    2. о, а я и не знала, что вы тоже воспитатель! Кисель густой мы наливали в тарелки, он остывал и застывал. а потом поливали его холодным молоком- кто побольше, кто поменьше и ели.

      Удалить
    3. Да, была в моей биографии и такая профессия - пришла в садик вместе с сыном (после декрета), так там и осталась (до школы), а потом в школу перебралась... а вот в университет меня Ваня с собой "не взял" ))))

      Удалить
  8. С удовольствием поддержу компанию любителей киселя!)- я тоже его люблю с детства , причем.
    Чаще варю на смородиновом компоте( специально для этого смородину черную замораживаю)- и цвет красивый, и кислинка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, Светлана, что Вы тоже любите кисели.
      Ой, вспомнила, как мама однажды опрокинула мне на голову поднос с киселем (несла за стол - подавать гостям, а я встать решила...)
      Вобщем, меня потом долго называль "КисеЛЬная барышня".
      А кисель был вкусный.... вишнёвый...
      А платья, и мое и мамино, пришлось выбросить, так как не отстирались.

      Удалить
  9. Ой, Ирина Валерьевна, я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ КИСЕЛЬ!
    Какой вкусный пост! С удовольствием бы выпила стаканчик. Но... пока некогда варить столь вкусный напиток.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, а я только что сделала кисель из инжира...
      Осталась "юшечка" из варенья (ягоды съели), добавила горячей кипяченой воды, подогрела немного, добавила разведеный крахмал и готово. Всё это заняло минут 5, не больше.
      Мне с киселями проще - у меня этих джемов-варений ещё банок 20 литровых "недоедено", да в заморозке ещё килограмма три лежит разных ягод, если не больше. Но их я на компотик пускаю. а скоро уже новые ягоды пойдут.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
    Как напиток кисель не люблю, рвотный рефлекс сразу, как от манной каши. 😉
    А вот как подливку, да с ягодами, да с творожком - пожалуйста. Но сама не готовлю. Хотя, когда дети были маленькие, варила. А муж тоже периодически спрашивает, почему я кисель не готовлю🤔.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна.
      Вы просто ненашли оптимальную для себя концентрацию киселя.
      Одни едят погуще - и совершенно не воспринимают жидкий, и наоборот.
      А мужа можно побаловать время от времени кисельком)))
      На два стакана жидкости 1 чайная ложка "с большим верхом" крахмала - пять минут времени... и муж доволен )))
      А если ещё творожную запеканочку ко всему этому... м-м-м!

      Удалить
    2. PS: сделала опечатку "ненашли", конечно же, частица "Не" с глаголом пишется отдельно.
      Не нашли.

      Удалить
    3. НЕеее, мне, видимо, хватило детсадовского опыта, манная каша и кисель с комками, а тебя все равно кормят, ты давишься, а тебя кормят - это запомнишь на всю жизнь. 😉

      Спустя много-много лет, я попробовала густой кисель с множеством ягод, и поняла, что это вкусно. Но вот манную кашу не буду есть ни при каких обстоятельствах, даже если буду умирать с голоду.

      Удалить
    4. Жанна Витальевна, ой, не зарекайтесь!
      Была в нас в институте одна привереда, которая "плевалась на манную кашу" - говорила, что у неё стойкая аллергия на манку.
      Так вот, наша знатная кулинарка приготовила манный торт: два тонких коржа с манкой с толстой прослойкой из.... манной каши.
      Если бы Вы только видели, с каким удовольствием наворачивала этот торт наша привереда!
      Даже добавку дважды просила!
      Говорит, не ела ничего вкуснее.
      Ну ей потом о пояснили, что это - манная каша.
      Как готовить манник знают все, а вот для начинки сварили густую манную кашу на молоке, потом её остудили, взбили миксером, добавили взбитое сливочное масло и один взбитый белок и снова взбили.
      Крем получается просто волшебный, и называется "птичье молоко".

      А детсадовский опыт - это именно "комки"...
      Поэтому я никогда не рекомендую ни каши, ни кисели готовить в больших количествах.
      Хотя, у меня дочка готовит кашу в 3-литровой кастрюле. Но у неё три мужичка, которые очень любят кашу.

      Удалить
  11. Добрый день, Елена Валерьевна. В вашем лице нашла любителя киселя. Сейчас в школе детям дают кисель. Многие о нём слышали только на уроках окружающего мира. Не пробуя отодвигали полный стакан. Сколько рассказывала о пользе, вкусе.... Мой ученики начали пить кисель, некоторые до донышка выпивают. Понимаю, что это далеко не такой продукт, о котором вы писали... Но прогресс налицо
    Из детства помню кисель из вишен. Почему-то именно он остался в памяти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ДОбрыйдень, Татьяна Петровна!
      Да, кисель дети часто не пьют, но причин несколько:
      - дома не готовят.
      - однажды был не вкусный кисель "с комочками"
      - кто-то сказал, что это "сопли".
      Я тоже помню из детства вишневый кисель - как самый доступный, потому что во дворе росла шикарная вишня - и свежую ели, и вареники варили с вишней, и варенье, и компоты, и даже наливку тётушка делала - вкусную (но это уже не из детства)))
      И в пионерском лагере давали яблочный кисель.
      Почему не вишневый? - просто вишня не отстирывается, а пионеры часто обливались киселём (шутки были такие).
      А у меня сегодня кисель из абрикосового джема...
      Цвет ярко оранжевый - просто умопомрачительный!
      А аромат... м-м-м-м!
      Конечно, джем сама варила, из своих ягод.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]