пятница, 2 сентября 2016 г.

Школа, школа, школа... и ничего кроме школы?


- И что теперь, школа, школа, школа, уроки, уроки, уроки, и ничего кроме этого? А жить когда? - со слезами на глазах прошептал первоклассник.
В его словах не было боли, грусти, безнадежности - просто слова, которые просто обязаны  были смягчить мамино сердце.
Да, бывает и даже самое любящее мамино сердце непреклонным и твердым. Это совершенно необходимо, чтобы не стать куском пластилина в руках ребенка.
Пластилин, как поделочный материал - это хорошо: развивает фантазию и воображение, мелкую моторику, успокаивает психику, даёт возможность выразить эмоции. Наверное, каждый в своей жизни испытывал такое: вылепишь нечто, ассоциирующееся с негативом, а потом быстренько скомкал в единый бесформенный комок , раздавил его пальцами, скрутил, скатал, разорвал, расплющил, а потом, успокоившись, аккуратненько делаешь аккуратный комочек, засовываешь его в коробочку "до следующего раза".

Это очень полезно (так утверждают психологи, и я с этим согласна), но надо помнить, что есть не только пластилин, как поделочный материал, а и пластилиновый характер. То есть, скорее всего, полная бесхарактерность. Когда человек позволяет обращаться с собой как с куском пластилина: каждый делает с ним то, что хочет. Особенно опасно, когда такими "пластилиновыми" оказываются родители по отношению к своим детям.
И пусть некоторые прикрываются за внешне-показной жестокостью, излишней требовательностью, суровостью, ребенок всегда чувствует "пластилиновую душу" и находит способ добиться своего.

Вот как и в этом случае: "Школа, школа...А жить когда?" мальчик добился своего. Купила ему мама новую дорогую игрушку, хотя прекрасно понимала, что поиграть именно этой игрушкой ребенку будет некогда. И не потому, что не будет времени из-за школы, а потому, что время прошло. Лето кончилось. Начались дожди, а игрушка предназначена для активных развлечений в летнее время... и будет лежать где-то в углу эта невостребованная игрушка, постоянно путаясь под ногами... и не факт, что следующим летом эта игрушка понадобится ребенку, увы, но "мода" на развлечения очень непостоянна.

Но маме (и папе, и бабушке, и дедушке) очень жалко ребенка, который поступил в школу, "лишился свободы" - очень распространенное впечатление -  вот они и стараются как-то облегчить ребенку "его нелегкую долю"...
А нужно ли?

Использованы картинки из интернета

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Я думаю, всё зависит от того, как родители настроят на школу. Если там, даже "где-то очень глубоко" будет сидеть у родителя, что школа - это что-то каторжное, которое нужно перетерпеть, то и у ученика будет соответствующее отношение.
    А с пластилином Вы очень метко подметили. Оно ведь и правда так. Уступка за уступкой, чем дальше, тем всё хуже. Уступать надо, конечно, но не доходить до абсурда. Спасибо за интересные размышления и замечания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! В своё время я чуть не стала одной из "пластилиновых мам". Когда вышла замуж, дочка сделала попытку "вить из меня верёвки", но муж быстренько привёл меня в чувство. Именно благодаря этому сейчас мы с дочкой очень близки, понимаем друг друга с полуслова и имеем очень много общего.

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Очень своевременные размышления, показывающие и доказывающие, что как важно правильно настроить ребёнка на восприятие школьных лет и будущих встреч-уроков-дел... Ведь если школы будет восприниматься как ИСТОЧНИК знаний и ДОМ науки, в котором дают много того, что пригодится в жизни, где много друзей и ярких эмоций, то и в школу как часть собственной ЖИЗНИ ребёнок будет приходить с удовольствием, ведь он и там ЖИВЁТ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! К этим размышлениям я долго шла методом проб и ошибок. Сейчас точно знаю, как НЕ надо поступать. А вот КАК НАДО - это ещё очень спорно. У каждого должен быть свой подход.
      Вот у меня двое детей, и каждый из них по-разному принимает одни и те же ситуации. Хорошо. что мы семья дружная и всё обсуждаем, советуемся, не умалчиваем. Поэтому и достигаем единства во взглядах. Школу у нас все любят, учиться хотят и очень тяжело переживают "препятствия" к достижению знаний.
      Но, как говорится, есть желание - результат будет :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за статью, есть над чем задуматься) Многие дети боятся идти в школу по разным причинам. Конечно же ребенку нужна ежедневная поддержка как родителей, так и педагога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна! И мне кажется, что все боятся. Даже те, кто очень хочет. Хотя, есть наверное "пофигисты", которым всё-равно где балбесничать :))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! как всегда Вы озабочены воспитанием всего нового поколения. Спасибо за ваши мысли.
    Знаете, немного далека сейчас пока от всего этого. Еще жив в душе вчерашний день, когда взволнованные родители забирали своих маленьких первоклассников из школы. И видела я, что настрой у них - тот, что надо! Как сложится дальше, не знаю. Но искренне хочется верить в то, что все будет хорошо!
    С десятиклассником Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда Александровна! Десятый класс - это тот же первый, только немножко насыщеннее :)

      Удалить
  5. А я тоже 1 сентября подарила первокласснице игрушку, которой она, возможно, и не будет потом играть, но это был подарок к ЕЁ празднику, она была счастлива!
    Всех с началом учебного года!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, это очень хорошо - получать подарки. И Вы совершенно правы, сделав ребенку подарок "не по теме школа". Пусть всегда помнит детство.
      А ведь бывают случаи, когда дети специально требуют от родителей что-то совершенно несоответствующее ситуации, и совершенно не нужное. Но требуют!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Сформированность учебной мотивации определяет уровень заинтересованности ребёнка в получении знаний. Если у дошкольника учебная мотивации не сформирована, то приобретение игрушек не поможет развитию заинтересованности в школьном обучении. Ребёнок должен понимать смысл учебной деятельности, осознавать её важность лично для себя.
    Как не правы родители, которые поощряют ребенка за успешное обучение материальными подарками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно согласна с Вами, Виктория Викторовна! Учиться надо НЕ ЗА ЧТО-ТО, а для того, чтобы построить свою жизнь так, чтобы суметь чего-то достичь, стать полезным, найти себя, просто - жить!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]