- И что теперь, школа, школа, школа, уроки, уроки, уроки, и ничего кроме этого? А жить когда? - со слезами на глазах прошептал первоклассник.
В его словах не было боли, грусти, безнадежности - просто слова, которые просто обязаны были смягчить мамино сердце.
Да, бывает и даже самое любящее мамино сердце непреклонным и твердым. Это совершенно необходимо, чтобы не стать куском пластилина в руках ребенка.
Пластилин, как поделочный материал - это хорошо: развивает фантазию и воображение, мелкую моторику, успокаивает психику, даёт возможность выразить эмоции. Наверное, каждый в своей жизни испытывал такое: вылепишь нечто, ассоциирующееся с негативом, а потом быстренько скомкал в единый бесформенный комок , раздавил его пальцами, скрутил, скатал, разорвал, расплющил, а потом, успокоившись, аккуратненько делаешь аккуратный комочек, засовываешь его в коробочку "до следующего раза".
Это очень полезно (так утверждают психологи, и я с этим согласна), но надо помнить, что есть не только пластилин, как поделочный материал, а и пластилиновый характер. То есть, скорее всего, полная бесхарактерность. Когда человек позволяет обращаться с собой как с куском пластилина: каждый делает с ним то, что хочет. Особенно опасно, когда такими "пластилиновыми" оказываются родители по отношению к своим детям.
И пусть некоторые прикрываются за внешне-показной жестокостью, излишней требовательностью, суровостью, ребенок всегда чувствует "пластилиновую душу" и находит способ добиться своего.
Вот как и в этом случае: "Школа, школа...А жить когда?" мальчик добился своего. Купила ему мама новую дорогую игрушку, хотя прекрасно понимала, что поиграть именно этой игрушкой ребенку будет некогда. И не потому, что не будет времени из-за школы, а потому, что время прошло. Лето кончилось. Начались дожди, а игрушка предназначена для активных развлечений в летнее время... и будет лежать где-то в углу эта невостребованная игрушка, постоянно путаясь под ногами... и не факт, что следующим летом эта игрушка понадобится ребенку, увы, но "мода" на развлечения очень непостоянна.
Но маме (и папе, и бабушке, и дедушке) очень жалко ребенка, который поступил в школу, "лишился свободы" - очень распространенное впечатление - вот они и стараются как-то облегчить ребенку "его нелегкую долю"...
А нужно ли?
Использованы картинки из интернета
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьЯ думаю, всё зависит от того, как родители настроят на школу. Если там, даже "где-то очень глубоко" будет сидеть у родителя, что школа - это что-то каторжное, которое нужно перетерпеть, то и у ученика будет соответствующее отношение.
А с пластилином Вы очень метко подметили. Оно ведь и правда так. Уступка за уступкой, чем дальше, тем всё хуже. Уступать надо, конечно, но не доходить до абсурда. Спасибо за интересные размышления и замечания!
Здравствуйте, Светлана Николаевна! В своё время я чуть не стала одной из "пластилиновых мам". Когда вышла замуж, дочка сделала попытку "вить из меня верёвки", но муж быстренько привёл меня в чувство. Именно благодаря этому сейчас мы с дочкой очень близки, понимаем друг друга с полуслова и имеем очень много общего.
УдалитьИрина Валерьевна, здравствуйте! Очень своевременные размышления, показывающие и доказывающие, что как важно правильно настроить ребёнка на восприятие школьных лет и будущих встреч-уроков-дел... Ведь если школы будет восприниматься как ИСТОЧНИК знаний и ДОМ науки, в котором дают много того, что пригодится в жизни, где много друзей и ярких эмоций, то и в школу как часть собственной ЖИЗНИ ребёнок будет приходить с удовольствием, ведь он и там ЖИВЁТ!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! К этим размышлениям я долго шла методом проб и ошибок. Сейчас точно знаю, как НЕ надо поступать. А вот КАК НАДО - это ещё очень спорно. У каждого должен быть свой подход.
УдалитьВот у меня двое детей, и каждый из них по-разному принимает одни и те же ситуации. Хорошо. что мы семья дружная и всё обсуждаем, советуемся, не умалчиваем. Поэтому и достигаем единства во взглядах. Школу у нас все любят, учиться хотят и очень тяжело переживают "препятствия" к достижению знаний.
Но, как говорится, есть желание - результат будет :)
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо за статью, есть над чем задуматься) Многие дети боятся идти в школу по разным причинам. Конечно же ребенку нужна ежедневная поддержка как родителей, так и педагога.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Екатерина Викторовна! И мне кажется, что все боятся. Даже те, кто очень хочет. Хотя, есть наверное "пофигисты", которым всё-равно где балбесничать :))
УдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна! как всегда Вы озабочены воспитанием всего нового поколения. Спасибо за ваши мысли.
ОтветитьУдалитьЗнаете, немного далека сейчас пока от всего этого. Еще жив в душе вчерашний день, когда взволнованные родители забирали своих маленьких первоклассников из школы. И видела я, что настрой у них - тот, что надо! Как сложится дальше, не знаю. Но искренне хочется верить в то, что все будет хорошо!
С десятиклассником Вас!
Спасибо, Надежда Александровна! Десятый класс - это тот же первый, только немножко насыщеннее :)
УдалитьА я тоже 1 сентября подарила первокласснице игрушку, которой она, возможно, и не будет потом играть, но это был подарок к ЕЁ празднику, она была счастлива!
ОтветитьУдалитьВсех с началом учебного года!
Анна Борисовна, это очень хорошо - получать подарки. И Вы совершенно правы, сделав ребенку подарок "не по теме школа". Пусть всегда помнит детство.
УдалитьА ведь бывают случаи, когда дети специально требуют от родителей что-то совершенно несоответствующее ситуации, и совершенно не нужное. Но требуют!
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьСформированность учебной мотивации определяет уровень заинтересованности ребёнка в получении знаний. Если у дошкольника учебная мотивации не сформирована, то приобретение игрушек не поможет развитию заинтересованности в школьном обучении. Ребёнок должен понимать смысл учебной деятельности, осознавать её важность лично для себя.
Как не правы родители, которые поощряют ребенка за успешное обучение материальными подарками.
Совершенно согласна с Вами, Виктория Викторовна! Учиться надо НЕ ЗА ЧТО-ТО, а для того, чтобы построить свою жизнь так, чтобы суметь чего-то достичь, стать полезным, найти себя, просто - жить!
Удалить