Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак снова удивили невероятной историей, произошедшей в одной из школ. Ну вот как они могут придумывать такие истории, что они кажутся реальными. И вот читаю и понимаю, что это вымысел, полный бред, даже, если сказать по грубому "интересно, что авторы курили"... но, друзья мои - это реально интересно, захватывающе и... даже не знаю, как передать свои эмоции от прочтения книги "Гимназия №13".
Вот представьте, жили-были-учились-влюблялись-ссорились обычные ученики в обычной гимназии. Из необычного было только то, что во дворе, точнее прямо посреди школы, рос огромный дуб. И вот каому-то взбрело в голову. что его надо спилить. Рабочие не смогли этого сделать, (таким неподатливым показался этот дуб) и оставили это напрасное дело, а вот среди учеников произошла небольшая заварушка, результатом которой и стал спор, что "завтра этот дуб исчезнет". То есть один из учеников пообещал другому, что сможет повалить дуб. Вроде бы обычное мальчишеское хвастовство, чтобы выпендриться перед девчонкой, но...
Пришлось основательно потрудиться, изобрести "взрывчатку", тайно подложить под корни дуба и...
"Дуба практически не было видно.
Двор оказался поделен пополам: с одной стороны висела белая туча, с другой — черная. Тучи равномерно колыхались, из них высовывались руки, крылья, хвосты, луки, пики, дубины и мечи. Тучи пищали, кричали, шипели, визжали и ухали."
Весь мир замер, только шестеро школьников Антон, Мишка, Севка, Люба, Маша и Лёля могли свободно перемещаться, не имея возможности покинуть стены гимназии. А вы знаете. что существуют домовые? А в школе оказываются тоже живут Коридорные, СтоловОй (в столовой), Зальный (спортзал), Кабинетные, КладовОй (в кладовке) - очень похожие на настоящих учителей, только небольшого роста и с гипертрофированными характерами, а ещё Васька - толстый школьный кот-лентяй, который только и делал, что выпрашивал у всех завтраки, оказывается умеет разговаривать - стоило его только посадить на золотую цепь и привязать к дубу. А школьная уборщица тётя Люба оказывается Русалка, и сидит она на дубе, только у неё не рыбий хвост, а перья, как у курицы, и крылья, и уверяет она всех, что именно про таких русалок (похожих на курицу) и писал Пушкин, ведь не зря он посадил русалку на ветку...
Вобщем, всё это напоминает сказку, или какой-то квест, где ребятам предстоит найти выход из сложившейся ситуации, а с каждой минутой обстановка становилась всё напряженнее и напряженнее, становилось всё страшнее и страшнее, и это учитывая, что для остального мира время остановилось. Вот это крошечная горстка ребят и неизвестно что происходящее во дворе. куда они выйти не могли.
"Тучи во дворе ускорились. Крики слились в один сплошной вой. Свистели крылья, щелкали хвосты и клювы. Мимо окна пролетело что-то настолько зловещее, что Антон покрылся холодным потом. Но уйти он не мог, он чувствовал, что должен посмотреть это до конца. А вращение становилось все быстрее, и уже не различить, где черное, а где белое, все слилось в одну сплошную серую массу, которая, не вписываясь в повороты, билась непонятными частями туловищ в окна, верещала и лязгала железом."
А ребятам надо найти ключ, чтобы выпутаться из этой истории. И испытания им предстоят нешуточные: одну часть ключа они доставали из бассейна, наполненного змеями, вторую искали по всем кабинетам. И вот тут меня просто ужас по коже пробежал. Хоть и написано с юмором, но представьте в реале эту ситуацию:
"Они прошлись по рядам. Потом по шкафам. Облазили учительский стол — и обнаружили там завалившийся в темный угол журнал 9 «Б», из-за пропажи которого было много шума прошлой осенью. Маша предположила, что это и есть тот самый ключ, но Лёля и Люба с ней не согласились. Слишком обычным был журнал, ничем он не напоминал первую деревянную штуковину, которую пришлось вылавливать из бассейна.
Заглянули даже в раковину для мытья пробирок, но ничего примечательного не обнаружили.
В порыве рвения Маша решила простучать даже школьную доску — а вдруг там двойная стенка и тайник? Но после первого же стука из стены высунулся кабинетный и недобро рыкнул:
- По голове себе постучи!
Маша испуганно спрятала руки за спину, а когда кабинетный скрылся в стене, все-таки постучала себе по голове.
- Ты чего? - удивилась Люба.
- Ну, - смутилась Маша, - а вдруг это такая подсказка?"
Представляете такое в реале: постучал по доске - а оттуда... бр-р-р.
И ещё одна проблема: как узнать время, когда оно остановилось. Не часы остановились. а именно время?
"- А ведь Люба права, лучше нам поспать. - сказала Лёля. - Завтра утром Васька будет голодный, и из него за завтрак хоть что-то можно будет вытянуть. А сейчас мы его и разбудить-то не сможем.
- Я смогу, - сказал Мишка и угрожающе потряс медной трубкой, которую он прихватил с собой из владений Кладового, - я его разбужу… Навсегда…
- Севка, ложись! Мишка - тихо! — сказал Антон. - У нас отбой. Всем спать! Подъем в…
- В 18-35, - хихикнул Севка, продемонстрировав мобильник с намертво вставшими часами.
- Как я встану, так и подъем! - отрезал Антон."
И вот живут они в школе, едят, ищут что-то, спят... А вот дальше начинается самое интересное, но до жути страшное. В общем, сказка, граничащая с фантастикой и хорором. Куда бедным детям только не приходилось забираться. А этот ужас в подвале, когда они с помощью разрыв-травы взорвали стену и попали в подземелье... Не знаю, как дети это читают, а у меня волосы временами дыбом вставали, и мурашки по телу бегали (а тут ещё Ивашка под столом прошла и меня хвостом зацепила)
"Продвигались они очень медленно, прощупывая руками землю впереди себя, чтоб никуда не свалиться. Было очень душно и жутко. И когда Лёля, которая шла второй, почувствовала у себя на плече чью-то руку, у нее почти в прямом смысле слова сердце свалилось в пятки.
- Меня забыли! - сказал, запыхавшись, Кладовой. - Насилу вас догнал.
- Чттто ж ттты тттак пугаешь? - воскликнула девочка, с трудом отдышавшись.
- Извиняй, - хихикнул Кладовой, протискиваясь вперед мимо Антона с Лёлей."
Что ещё мне стало интересно, так это то, что ребята как-то не случайно "разбились по парам" - мальчик и девочка. Одно дело симпатия Антона к Лёле (из-за неё и произошел этот спор о взрыве дуба), или Маша и Сева (самые умные), а вот что связывает Любу и Мишу, кроме того, что они одноклассники, и тем не менее они всегда вместе.
И сказка сказкой, но вот как сделал им СтоловОй из разрыв-травы зелье, да спустились они в подземелье вместе с КладовЫм, да стали капать на разные там предметы... а каждый предмет что-то помнит, и показывает "мороки" - что-то типа галографических картин, объемного немого кино разных времён. И это не просто игрушки-забава, а настоящая история Менска (Минска, где и живут сейчас дети). Меня это очень заинтересовало.
Добыли они третью часть ключа (вода-огонь-земля), осталось найти четвертую "воздух", и для этого полезли на крышу.
"Замок щелкнул и отлетел, дверь открылась, и они осторожно вылезли на крышу.
- Жутковато… - пробормотал Севка, глядя на черный купол вместо неба.
- А если вниз прыгнуть, интересно, что будет? - спросил Антон, подойдя к самому краю.
Севка немедленно подобрал камень и кинул его вниз. Ни плюха, ни стука… вообще ничего. Камень просто пропал, улетел в никуда. Тогда Севка размахнулся и швырнул следующий камень в сторону. Он пролетел буквально пару метров, а потом словно влип в невидимую стенку, намазанную смолой. Так и остался висеть.
- Понятно, - сказал Антон, - с побегом можно не экспериментировать.
- Тогда давайте искать. Я начну оттуда, - Лёля махнула рукой и отправилась к намеченной точке.
Некоторое время на крыше было тихо, раздавалось только сосредоточенное кряхтение и сопение искателей. Они честно старались осмотреть каждый сантиметр у себя под ногами. Минут через пятнадцать Антону надоело ползать на четвереньках, он разогнулся, потянулся и встретился глазами с…".
Я вообще то смотрела много фильмов-ужастиков с детскими темами, с разными спецэффектами и соответствующей музыкой. А тут один на один с текстом испытывала намного более яркие эмоции. Может у меня просто воображение богатое, но наступали какое-то моменты, когда реально становилось так жутко, что становилось страшно даже оглянуться, чтобы случайно не нарваться на какое-то неизвестное явление.
А потом дети пошли в библиотеку, чтобы найти какую-то информацию. Сначала у них мало что получалось, так как хоть и находили какие-то сведения, между собой свести не смогли. И тут...
"- Как жили древние славяне без интернета? - съязвил Антон. - Может, у них был специальный бог? Бог поиска?
Лёля на секунду зависла, а потом схватила Антона за руку.
- Антон! Ты умница! Ты - молодец! Я ж говорила, что ты нам поможешь! Бога поиска у них, конечно не было, но тут же библиотечный домовой есть наверняка! Батюшка домовой, выйди к нам, покажись! Прими наше угощенье!
Лёля подскочила к Мишке и почти вырвала у него из руки остатки бутерброда.
- Ну здесь я, здесь, - послышался хриплый голос с книжной полки. - Зачем пришли-пожаловали? Ой, сколько ж вас! Что случилось-то? Никак, интернет сломался?
- Ты знаешь про интернет? - изумился Севка.
- А то! - фыркнул Библиотечный. - Я ж про него только и слышу! В интернете - то, в интернете — сё, в вашей библиотеке такого нет… Эхе-хей… Скоро дорога сюда бурьян-травой зарастет…"
И так мне это стало мило сердцу. Милый школьный библиотекарь в виде домового... и конечно же он помог ребятам.
А я вот читала и пыталась сравнить, что же вызывало у меня такой неподдельный ужас? Только "Вий" Гоголя. И только я об этом подумала, как буквально на следующей странице...
"Но Лёля не отвечала, она была занята странным делом: быстро-быстро рисовала мелом на полу в центре класса неровную окружность. Она успела замкнуть ее за мгновение до того, как в дверь негромко постучали.
- Ну что, - ласково спросила Паляндра, - будем школьное имущество портить, или сразу откроете?
Лёля, которая стояла в центре круга, жестом попросила Антоху занять место рядом с собой. Или, может, не попросила, а приказала? Антон упрямо помотал головой.
- Ну не съем же я вас? - донеслось снаружи. - Хотя, в принципе, это идея…
Лёля молитвенно сложила руки. Антон заколебался. Тогда Лёля сделала шаг и с неожиданной силой втащила Антона в круг.
И тут же дверь с легким хлопком вылетела наружу.
- Оп-па! - радостно прокомментировала фокус Паляндра. - А вот и я.
Она шагнула внутрь… и словно налетела на прозрачную стену.
- Ух ты! - сказала она скорее одобрительно, чем растерянно. - Магический круг… Сами догадались или подсказал кто?
- Подсказал! - с вызовом ответила Лёля. - Гоголь Николай Васильевич. Повесть «Вий». Не читали?"
Ну точно, предчувствия меня не обманули. Знаете, эта связь сказка-фольклор-мифология-мистика-реальность до такой степени в мозг поникает, что и в реальной жизни ожидаешь чего-то странного. Читаю книгу вот уже который день (и сразу делаю заметки по ходу чтения), и понимаю, что впереди будет ещё что-то такое, о чем даже догадаться невозможно...
Каждый раз, появление кота Васьки на золотой цепи у дуба снимает напряжение ситуации. И хотя понимаешь, что действие продолжает быть серьёзным, опасностей ещё куча, но...
"Через пару минут все уже стояли под дубом.
- Васька, если почуешь Паляндру, дашь знать! - приказал Антон.
- Ну щас! - сказал кот. - А она меня потом…
- Башку оторву! - совершенно серьезно сказал Антоха. - Причем не потом, а сейчас!
Кот посмотрел Антону в глаза, попереминался с лапы на лапу и прилег рядом с дубом.
- На ужин - рыбу, - тихо сказал кот.
- Если живы будем… - отмахнулся Антон и полез на дерево."
Я конечно понимаю, что это детская книга, что всё должно закончиться хорошо, все останутся живы-здоровы. но вот что-то там, внутри материнского сердца замирает и ёкает. Так хочется вбежать туда, и помочь детям. И в то же время понимаю, что в данной ситуации мамы тут никак не помогут. Ведь время для всех остальных остановилось. И те же мамы даже не почувствуют, какие испытания выпали на долю их детям.
Хотя без взрослых тут не обходится. Ведь все эти домовые так или иначе похожи на взрослых, помогают ребятам по мере сил, иногда ругают, заставляют выполнять какие-то задания (разобрать кладовку, расставить реактивы на полках), но всегда незримо присутствуют рядом и по первому зову появляются там, где они нужны. Наверное это присутствие взрослых очень поддерживает ребят. а порой их обычные бытовые действия очень разряжают обстановку.
"Антон выскочил в школьный коридор и увидел, что рядом с учительской он перегорожен липкой сетью, в которой бьется Машка, и к ней подбирается огроменный паучина, лязгая челюстями и роняя слюну.
- Севка! - крикнул Антон. - Меч… мяч… Хоть что-нибудь принеси.
- Уиииии!.. - завизжала Маша.
Из-за спины Антона выскочила Лёля и бросилась к пауку.
- Сгинь! - крикнула она и запустила в него своим медальоном.
Паук как-то съежился, поджал лапки и забился в дальний угол своей паутины. Антон подбежал к Маше и изо всех сил дернул ее за руку. Паутина треснула, Антоха рухнул, Маша упала на него сверху. И вместо того, чтоб убежать, резво вскочила на ноги, сорвала с шеи свой медальон и тоже швырнула им в паука.
- Сгинь! - выкрикнула она.
Паук заметался из угла в угол, а из ближайшего кабинета высунулась голова кабинетного:
- Что, повылазила нечисть-то? - спросила голова почему-то с укором. - То ли еще будет!
Кабинетный взглянул на паука, пробормотал что-то непонятное и захлопнул за собой дверь. Через секунду вышел с веником и с чувством наподдал пауку под зад. Паук присел, словно на низком старте, а потом бодрой рысцой убежал за батарею.
- Медальончики подберите! - сообщил кабинетный. - И не швыряйтесь ими больше. Не для того деланы…
- Так помогло же! - растерянно сказала Маша.
- Он просто не любит, когда в него кидаются. Любыми предметами, - буркнул кабинетный и опять скрылся за дверью."
А вот ещё просто несколько интересных моментов из книги. Думаю, они не нуждаются в комментариях.
Про учителей:
" У нас есть Мишка, есть я, есть Лёля… Севка с Машкой тоже что-нибудь придумать могут. А главное - домовые… в смысле - кабинетные.
- Они маленькие, слабые! - тихо возразила Лёля. - Их просто затопчут…
Антоха вспомнил недавнее свое видение, усмехнулся, но рассказать друзьям о настоящих способностях домовых не успел — из темного угла раздался возмущенный голос директорского кабинетного:
- Мы не слабые! Мы просто на глаза не лезем. А если надо - мы ого-го!
Мини-директор вышел к центру коридора и гордо ударил себя в грудь. К нему начали подтягиваться и остальные кабинетные. У всех вид был воинственный и слегка оскорбленный.
- Скромные мы, - подхватил Столовой, - и терпеливые! Если можно не воевать, так и не воюем. Но когда воюем…
... пространство начало заполняться кабинетными... Слишком серьезно оказались настроены маленькие человечки, сжимавшие в руках веники и швабры, тряпки и указки. Сразу было понятно, что они пришли сюда выполнять тяжелую, но необходимую работу и пока не выполнят ее, не уйдут. Даже если для этого придется лечь тут всем до единого."
Про национальные особенности:
"- Эти домовые, - сказала она, - типичные белорусы. Не воюют, пока не припрет… Или, наоборот, мы такие, потому что нас такие домовые опекают?"
Про пищевые продукты
"... бабушка всегда так делала. Заговаривала воду, чтоб на здоровье… А городскую воду пить не могла, говорила - мертвая вода.
- А что говорить-то надо? - спросил Мишка.
- Неважно что. Главное, чтоб с любовью… Ну, бабушка так говорила. Говорила, что если еду с плохим настроением готовить, то несварение будет, что вода для еды должна добрыми чувствами напитаться, что нельзя ругаться и бранных слов говорить за столом. Еда сразу как бы отравленной становится.
- Ничего себе! - сказал Мишка. - Я слышал, что грузчики говорили, когда продукты в столовке разгружали! А потом у нас народ котлетами травится!"
Про то, как люди изменились
"... когда-то люди работали и просили за свою работу хороший урожай. И было так легко и просто выполнить это желание. А чем дальше, тем запутаннее все стало. Люди стали просить не «чтоб урожай был хороший», а чтоб «лучше, чем у соседа». Ну и что делать? Особенно если сосед просит, чтоб у всех остальных все вообще сгорело…
- Зачем? - изумился Антон.
- А я знаю? - спросила Паляндра.
- И что, - прошептала Лёля, - теперь ничего нельзя поделать?
- Наверное, можно. Изменятся люди - изменятся и боги…"
Дочитала до конца и... расстроилась. Что приключения закончились, что все вернулись к нормальной жизни, всё стало таким как было... Хотя, не совсем таким. В столовой еда стала вкусной, как в ресторане, ребята стали учиться ещё лучше, во дворе появились два новых молодых дуба... и ребята не потеряли связь со школьными домовыми. Интересно, насколько долго продлится это общение?
Книгу прочитала в рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме апреля месяца "магия чисел".
https://knizhnik.org/andrej-zhvalevskij/gimnazija-13/1
"Школьные годы чудесные" - это ваша любимая тема, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьЗавтра (НАКОНЕЦ-ТО) я опубликую пост-отзыв еще на две книги по теме "Магия чисел".
Здравствуйте, Ирина Михайловна.
УдалитьДа, я люблю читать книги "про школу", причём эта тема так или иначе присутствует практически во всех произведениях.
Хоть чуток, но вспоминают о школу, (в разных жанрах).
Просто это время из детства, которое никак не минёшь.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
ОтветитьУдалитьА я вот так и не смогла прочитать эту книгу. Бралась несколько раз, хотя авторов люблю, читала с удовольствием все их произведения.
Вам спасибо за подробный отзыв! Прекрасные впечатления!
Здравствуйте, Ольга Николаевна.
УдалитьЯ эту книгу тоже читала долго, "кусочками и урывками".
В итоге осталось впечатление как от "тысяча и одна ночь".
Столько историй понамешано.
Очень много "проходных героев", которым можно было бы не уделять так много внимания.
Второй раз читать точно не буду.