четверг, 5 сентября 2019 г.

"Я не тормоз" Нина Дашевская. Читаю и рассуждаю

Как то сразу зацепило название этой книги. Почему то показалось, что это будет нечто.
Начинаю читать, и, буквально с первых строк поняла: я влюблена в автора. Так легко и просто, от первого лица, рассказывать может только человек, глубоко прочувствовавший ситуацию.
Ну только почувствуйте, какой слог:
"Но тут у маминой подруги Жени был день рожденья, и она нас с Лёвкой тоже взяла. И вот тут я говорил себе: ешь медленнее! 

Но не получалось меленно, вкусно ведь! А Женя эта мамина всё говорила - а, ты уже всё съел! Растущий организм! Я тебе ещё положу!
Я отбрыкивался, а она всё равно. А потом ещё торт!
В общем, я объелся, как никогда в жизни. Там один дядька за столом смешное рассказывал, а я даже смеяться не мог!
Никогда в жизни не буду столько есть. Люди в некоторых странах вон голодают, а я продукты перевожу…"
Правда прелесть? Мне это немного напомнило стиль прекрасного детского писателя ещё советского времени Виктора Драгунского, книги которого до сих пор с упоением читают дети (конечно те, кто вообще читает).
Ма-а-а-мо-о-о-чка-а-а! Ну что же это делается? Эту книгу можно просто на цитаты растащить! Читаю и понимаю - это всё про меня. И пусть я уже давно взрослая, да к тому же и тётенька (а если быть до конца честной, то вполне такая себе бабушка), но это всё прямо точно про меня:
"Воздух свистит, я чувствую его, воздух. Только не наушники, это не люблю: тогда я теряю окружающий мир, и страшно. И потом, отвлекает.
Наушники я люблю дома. Будто отгородился ото всех и сидишь один со своей музыкой.
А на улице не люблю уши затыкать. Я люблю город слышать. Я его люблю, город свой."
А это прямо из моего школьного детства: я тоже была такая торопыжка:
"В общем, пропустил я действие. Ну и что; ответ-то правильный. Я в голове уже потому что сосчитал и забыл записать. Руки у меня не успевают за головой."
... только моя учительница была уверена, что я списывала со шпаргалки. А ещё так бывало, что вызовет меня к доске, и давай следить, где мои шпаргалки. А я смотрю прямо в школьную доску, глаза не отвожу, и пишу-пишу-пишу, и всё равно пропускаю какое-то действие, потому что в уме уже давно решила. А раз решила - то голова занята уже другим. Ну, к примеру, какие пирожки будут на переменке в столовой? Мои любимые с повидлом, или снова с горохом?

Мы, взрослые, часто задумываемся, почему дети не любят читать? Пытаемся придумать разные методики, советы. А всё, оказывается, очень просто:
"Не люблю стихов, я их не понимаю. Может, от того, что это медленное чтение. Я пробовал читать, но от меня всегда мысль ускользает, о чём это. Ну, читаешь. И понимаешь - тут определённый ритм есть, тарарарам, парам-парам. А глаза этого ритма не выдерживают, дёргаются вперёд, вниз скользят, ищут - про что? Что было, чем кончилось?… Потом назад… Так и бегают по странице, и никак не улавливается смысл. А если улавливается - оказывается всё просто, смерть там, или любовь, или дерево растёт. Ну, я упрощаю, конечно. Но всё равно непонятно, чего было огород городить."
Ну да, в бешенном ритме современности очень сложно найти время для неспешного времяпровождения. Да некоторые и не любят "тормозить", точнее, не пробовали. А ведь это так интересно! Вырваться из суеты и как-бы повиснуть вне мира. И пусть все там спешат - я сама по себе. Но это осознаётся с годами. Посмотрите, как часто мы пробегаем мимо старушек, сидящих на лавочках, а они даже не всегда реагируют на нашу гонку. Пожалуй, только бешенно пролетевший по дворовой территории автомобиль или велосипедист выводит их из состояния полуанабиоза.

А это правда,каждому знакомо? Кто их нас может сказать, что у него не возникало подобных мыслей?
"Я еду на роликах, а в кармане у меня новенький жёлтый блокнот. Совершенно пустой. Это примерно то же самое, что и какая-нибудь еда. Если она в кармане, так и думаешь, как бы её съесть. Так и тут: чистая бумага. Что я буду писать туда? Только и думается…
Остановился на светофоре. Двадцать одна секунда. Как раз. Пишу.
У человека голова,
А в ней болтаются слова..."
Чуть позднее эти строчки получают продолжение. Я от восторга просто захлебнулась! Ну и Игнат! Ну и детская непосредственность!
"... У человека две ноги,
Они кричат ему - беги!
И он бежит, а в нём слова
Внутри слепляются по два"

А что стоят вот эти фразы: 
"На самом деле этого не было. Но так бывает: придумаешь враньё в своё оправдание, а оно не пригодится. И что же тогда, пропадать такому прекрасному вранью?…"
"Никогда с обычных улиц не увидишь столько города, сколько с берега реки."
"Какая осень. Сколько цвета. И как будто дым. И пахнет дымом. И цвет жёлтый и красный, и зелёный. Но не как светофор, а другое; сто разных красных и тысяча пятьсот жёлтых. И синий, синий надо всем, и сквозь всё."

Вы даже не представляете, о чем думают ученики, получив в качестве темы сочинения «Человек, на которого я хотел бы быть похожим». И особенно если это сочинение по литературе и учителю было бы очень приятно, если в качестве героя будет взят литературный персонаж. Скажете просто? Ну-ну...
"… Я хотел бы быть похожим… Похожим быть… Не знаю. Чего им нужно? Ну, кто.
Дубровский? Не плачь, Маша, я здесь… Да нет, другое, нужен не Гребенщиков, а Пушкин.
«Я бы хотел быть похожим на Владимира Дубровского». Ага. И разгромить нафиг всю школу, если нас кто обидит..."
Но такое писать нельзя. А ведь если честно самому себе признаться, то... 
"Больше всего я похож на Ёжика в тумане. Это правда, кстати. Я не то что хотел бы, я на него и похож. «Я в реке. Пускай река несёт меня».

Читаю с короткими перерывами, чтобы осмыслить текст. Хотя нет, не так: Читаю и погружаюсь с головой в события. Чувствую себя этим самым мальчишкой. Странно. До этого я могла оставаться сторонним наблюдателем, или хоть чут-чуть чувствовала "рассказчика". Здесь же это не прокатывает. Я - это он, или он - это я? Вобщем, какой-то симбиоз получается. Но весьма удачный.

Дочитала до:
"- Знаешь краткое пособие для начинающих?
- Какое?
- Начните, - сказал я. - Прямо сейчас. Давай."
... и задумалась. А ведь и правда, главное - начать. А потом уж что будет, то будет. Всё зависит от того, насколько искренне твоё желание.
Понимаю, что осталась всего одна страница текста. Всего одна. И...
Всё. Дочитала. Мысли самые что ни на есть разные. От полного восторга, до полного непонимания. Ну как автор могла так точно передать мысли мальчишки? Это же как надо было вжиться в образ, чтобы...
Нет-нет-нет, больше ни слова. Читайте сами.
Читайте, не пожалеете!

Шухров Всеволод Алексеевич, порекомендовавший эту книгу, моя благодарность за знакомство с автором!
Читала в электронном варианте. Полная версия здесь.
Буду ли я ещё читать что-то из Дашевской? Несомненно! Даже нашла все её книги. Вот они.


PS. Только то, что сейчас уже 3 часа ночи, и супруг недовольно ворочается на кровати (ему скоро вставать на работу, а я тут "кнопочками клацаю") заставляет меня закончить этот пост (не люблю откладывать на потом - теряется очарование первого впечатления).

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Как интересно! Вы уже про вторую книгу написали отзыв. Спасибо! Мне тоже эта книга нравится. Но я начала читать "Дерево растёт в Бруклине" Бетти Смит. Мне эту книгу подарила Ольга Николаевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Меня сейчас почему-то тянет на детскую и подростковую литературу.
      Правда не на всё.
      Вот всякие там выдуманные псевдодетективные истории и "притянутые за уши" события отталкивают.
      А эта книга просто, что говорится, на душу легла.
      Прочитала на одном дыхании.

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, вот теперь я понимаю, как Вы все успеваете. Но не забывайте, дорогая Вы наша, что ещё и отдыхать нужно. Спасибо за отзыв о книге и авторе. Знакома, но все же что-то не очень зацепило. Может быть перечитаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я хорошо приспособилась.
      Мне же не надо идти на работу, вот я и отдыхаю, когда всех из дома "разогнала".
      С утречка сходила на рынок, купила свеженьких продуктов, приготовила вкусняшки, прибралась, постирала, погладила и отдыхаю, жду, когда мои мальчики домой вернутся.
      Они приходят, а я дома свеженькая, бодренькая, весёленькая, заботливая, хлопотливая...
      Потом уложу всех спать, а сама в интернет.
      Могу до рассвета сидеть, а могу просто книжку читать.
      Ночь - это моё время.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина! Про эту книгу Дашевской слышала давно. И даже откладывала ее в интернет-магазине. А вот электронную, по вашему совету прочту. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия!
      Да, мне просто повезло, что попала на этот сайт.
      Это в рамках конкурса публикуется, поэтому есть возможность прочитать бесплатно.
      Думаю, что по окончании конкурса эта возможность исчезнет.
      Так что не затягивайте.
      Или перенесите в свой ворд текст, потом почитаете, когда время будет.

      Удалить
  4. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Какая Вы молодец! Читаете с огромной скоростью!
    Вижу, что книга понравилась. Этот совет дал мой ученик-шестиклассник. Вот думаю, может, и мне почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Это книга такая, что оторваться сложно.
      А Всеволод читает правильные книги.
      Если можно, ему дополнительную пятёрку от меня лично?

      Удалить
    2. Не могу отказать в дополнительной пятерке))

      Удалить
    3. Спасибо. Это будет справедливо ))
      Интересно, что посоветует Всеволод для чтения на октябрь?

      Удалить
  5. Ирина Валерьевна, заинтересовали цитатами, прочту электронный вариант обязательно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Хелен.
      Эту книгу обязательно должны прочитать не только дети, но и родители, чтобы лучше понимать "гиперактивных" детей.

      Удалить
  6. Доброе утро, Ирина Валерьевна! Обожаю такие книги, огромное Вам спасибо! Как-то я зачитывалась Евгенией Пастернак и Андреем Жванецким. Одна из книг про подростков -"Типа смотри короче", я делала на нее отзыв: http://svetlanakirsanova.blogspot.com/2014/01/blog-post_4240.html?m=1 Заразила своих тогдашних детей, мы читали и катались по полу от смеха, и даже спустя годы, когда я пришла к ним на последний звонок, один из мальчиков вспомнил, представляете?
    Я люблю, когда именно вживаются в образ, делаю точно так же, чтобы понять человека. Помните, как отец Браун из Честертона мог раскрывать самые запутанные преступления? Потому что он становился этим самым преступником, про себя, конечно, пытался понять, как он мог думать и действовать. Это уже самый высокий уровень эмпатии.
    Спасибо, Ирина Валерьевна! Я очень хочу эту книгу прочитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Светлана Николаевна!
      Есть такие книги, которые забыть невозможно.
      И есть такие, о которых вспоминать не хочется.
      А дети чувствуют искренность и истинную любовь очень ярко.
      Мы тоже читали совместно книги "не по программе", а потом долго не могли успокоиться, наделяли друг друга прозвищами, пытались найти в друзьях черты характера героев.
      Иногда, правда, идеализировали (но на то оно и дети), зато жить было интересно.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Купила эту книжку в "Лабиринте" для библиотеки, ещё когда работала. Книгу Нины Дашевской прочитала сама, постоянно рекомендовала подросткам, даже пост был в блоге. Если будет возможность почитайте. http://bibl-140.blogspot.com/2017/07/blog-post_17.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Мне тоже эта книга понравилась. Я её тоже всем рекомендую.
      Все знают, что у меня своя "библиотека", поэтому говорят "дай почитать", но когда узнают, что надо читать из интернета, или сходить в нормальную библиотеку, сразу грустнеют.
      Было от некоторых предложение "ты купи, а я у тебя возьму и прочитаю", но я считают такое предложение смешным.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]