воскресенье, 8 сентября 2019 г.

"Алхимик". Коэльо Пауло. Читаю и рассуждаю

Веремейчик Ангелина Николаевна посоветовала участникам читательского марафона "Отличная книга" прочитать книгу "Алхимик" Коэльо Пауло. Когда-то я о ней слышала, кажется даже совсем недавно. А, точно! Это когда в университете Ваня изучал зарубежную литературу, то там и проскальзывало это произведение. Кстати, это был один из предложенных вариантов на написание отзыва. Тогда, по каким-то причинам, это "проскользнуло" мимо меня. Но, как говорится, от судьбы не уйдёшь. 

Вообще то книга увлекла, спасибо Ангелина Николаевна, я даже не ожидала, что возникнет столько желания рассказать о прочитанном. Хотя, если увидеть, КАК я читала "Алхимика" - то это можно сказать "с заметками на полях". То есть, сразу сбрасывала в ворд понравившиеся фразы и пояснения. Теперь только расшифровываю эти записи и делюсь мыслями.
Сначала мне показалось, что это что-то в стиле "Маленького принца" Экзюпери. Такое же логическое построение и множество правильных мыслей. Практически в каждом абзаце находилось "жемчужное зерно". Вы только вдумайтесь:

«…надо бы брать с собой книги потолще: и чтения хватит на больший срок, и подушка получится пышней.»

«И у пастухов, и у моряков, и у коммивояжеров всегда есть один город, где живет та, ради которой можно поступиться радостью свободно бродить по свету.»

«Она о том, о чем написаны почти все книги, - продолжал старик. - О том, что человек не в силах сам выбрать свою судьбу. Она старается, чтобы все поверили в величайшую на свете ложь.» (о книге)

«Если посулишь то, чем не обладаешь, потеряешь желание обладать…»

А вот как оправдывается гравный герой, решивший коренным образом изменить образ жизни, но колеблющийся-колеблющийся-колеблющийся, хотя мне показалось, что он просто хотел бросить всё и отправиться в никуда, в поисках лучшей жизни. 

«…я печален и несчастен. И не знаю, что делать. Я стану злобным и недоверчивым и буду подозревать всех потому лишь, что один человек обманул меня. Я буду ненавидеть тех, кто сумел найти клад, потому что мне это не удалось. Я буду цепляться за ту малость, которой обладаю, потому что слишком мал и ничтожен, чтобы постичь весь мир.»

« …есть вещи, о которых лучше не спрашивать - чтобы не пытаться убежать от собственной судьбы.»

«…Я не ищу перемен, я не знаю, как это делается. Я слишком привык к самому себе.»

«Я .., сознаю свои неслыханные возможности и чувствую себя хуже, чем раньше. Ибо теперь я знаю, что могу обрести все, а мне это не нужно.»

Так постепенно его приводит к мысли, что делать то особенно ничего и не надо. Не надо напрягаться, надо просто жить и искать. Что искать? А кто его знает! Просто "кто ищет - тот всегда найдёт" - как поётся в одной хорошей советской песне.

И вот два человека волею судьбы оказались вынужденными много времени проводить в непосредственной близости. Один из них жаждал встречи с неведомым Алхимиком, другой же просто шел в поисках мифических сокровищ.
Сантьяго и англичанин. Что же их ждёт?
Сначала это были просто беседы, навевающие определенные мысли.

"Я учился у овец, учился у хрусталя, - думал он. - Теперь меня будет учить пустыня. Она кажется мне самой древней и самой мудрой из всего, что я видел прежде".

«- Ты напрасно не обращаешь внимания на караван, - сказал Сантьяго англичанину, когда погонщик отошел от них. - Присмотрись: как бы ни петлял он, однако неуклонно стремится к цели.
- А ты напрасно не читаешь о мире, - отвечал тот. - Книги заменяют наблюдения.»

Вот, казалось бы, каждый уверен в собственной правоте, но спустя недолгое время, после разговора на совсем отвлеченную тему, герои изменили своим принципам: 

«- Мне стоит обратить внимание на караван.
- А мне - прочесть твои книги, - отвечал юноша.»

И вот оно – переломный момент книги: у человека появляется желание постичь то, что привлекает другого, в итоге человек начинает уходить от реальности и проникает мир алхимии: 

«Из одной книги он узнал, что самые важные сведения об алхимии - это всего несколько строчек, выведенных на изумруде.
- Это называется "Изумрудная скрижаль", - сказал англичанин, гордый тем, что может чему-то научить своего спутника.
- Но для чего же тогда столько книг?
- Для того, чтобы понять эти несколько строчек, - отвечал англичанин не слишком уверенным тоном.»

И всё же реальность не отступает, не всякий человек готов мгновенно отрешиться от всего и погрузиться в мир теории и исследований. 

«Юноша все больше убеждался в том, что алхимии можно научиться и в повседневной жизни.»

Изучив множество книг, он пришел к выводу, что 

«- Понял я, что у мира есть душа, и тот, кто постигнет эту душу, поймет и язык всего сущего. Еще понял, что многие алхимики нашли Свою Стезю и открыли Душу Мира, Философский Камень и Эликсир Бессмертия, - сказал юноша, а про себя добавил: "А самое главное - я понял, что все это так просто, что уместится на грани изумруда".»

Ну что-же, каждому своё: 

«- Изучай свой караван, - сказал он. - Мне от него было так же мало проку, как тебе - от моих книг.»

Вот и снова противостояние. Каждый остался при своём. А ведь изначально каждый хотел понять другого. 

«"У каждого свой способ учения, - подумал он. - Ему не годится мой, а мне - его. Но мы оба отыскиваем Свою Стезю, и я его за это уважаю".»

А вот ещё интересная мысль погонщика в минуты предполагаемой опасности: 

«- Я жив, - объяснял он Сантьяго однажды ночью, когда не светила луна и не разводили костров. - Вот я ем сейчас финики и ничем другим, значит, не занят. Когда еду - еду и ничего другого не делаю. Если придется сражаться, то день этот будет так же хорош для смерти, как и всякий другой. Ибо живу я не в прошлом и не в будущем, а сейчас, и только настоящая минута меня интересует. Если бы ты всегда мог оставаться в настоящем, то был бы счастливейшим из смертных. Ты бы понял тогда, что пустыня не безжизненна, что на небе светят звезды и что воины сражаются, потому что этого требует их принадлежность к роду человеческому. Жизнь стала бы тогда вечным и нескончаемым праздником, ибо в ней не было бы ничего, кроме настоящего момента.»

И вот они достигают оазиса, где и должна произойти встреча с алхимиком.
И тут автор снова закручивает интригу. Сам Алхимик признаётся:

«…знаки подсказали ему, - что с этим караваном прибудет человек, которому следует передать часть своих тайных знаний. Алхимик, хоть и не был знаком с этим человеком, был уверен, что опытным взглядом сумеет выделить его из толпы, и надеялся, что тот будет не хуже, чем его предшественник.
"Непонятно только, почему все, что я знаю, надо прошептать ему на ухо", - думал Алхимик.»

А вот ещё то, что заставило меня прервать чтение и надолго погрузиться в размышления: 

«- Зачем тебе револьвер? - спросил юноша.
- Чтобы научиться доверять людям…»

Не буду говорить, до чего я всё-туки додумалась – предоставляю каждому возможность поразмышлять. 

«"Не торопись, - сказал он себе. - Как говорил погонщик верблюдов, ешь в час еды, а придет час пути - отправляйся в путь".»

Вся книга состоит из сталкивания разных понятий. Вот юноша, влюбившийся в девушку прекрасно осознаёт, что 

«Юноша шел, припоминая, каких трудов стоило многим его знакомым пастухам убедить жен, что они не могут обойтись без далеких пастбищ. Любовь требует, чтобы ты был рядом с той, кого любишь.»

И каково же было услышать ему в ответ: 

«Я женщина пустыни и горжусь этим. Я хочу, чтобы и мой муж был волен, как ветер, гоняющий песок. Я хочу, чтобы и он был неотделим от облаков, зверей и воды.»

«Он не представлял себе любовь без обладания, но Фатима родилась в пустыне, и если что-то и может научить его этому, то лишь пустыня.»

И снова очень много мудрых мыслей: 

«- Зло не в том, что входит в уста человека, а в том, что выходит из них…» 

«… если бы больше верил в свою любовь.., то, глядишь, и решился бы уйти. Ибо удерживает тебя … страх - ты боишься, что больше не вернешься сюда.» 

«Люди, однако, не придают значения простым вещам, а потому стали писать философские трактаты. Стали говорить, что они-то знают, в какую сторону надлежит идти, а все прочие - нет.»

А потом идёт что-то среднее между записками путешественника и сказками из 1000 и одной ночи. Мистика на грани безумия, что-то из сказок «обращение к ветру, солнцу и… (так и хочется сказать месяцу, как в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях А.С.Пушкина) какой-то неведомой Руке, которой написано всё.

А потом вообще едва ли не анекдот : 

«"Старый колдун, - подумал он об Алхимике, - ты все знал наперед. Ты даже оставил второй слиток золота, чтобы я мог добраться до этой церкви. Монах рассмеялся, когда увидел меня, оборванного и избитого. Разве ты не мог меня избавить от этого?"
"Нет, - расслышал он в шелесте ветра. - Если бы я предупредил тебя, ты не увидел бы пирамид. А ведь они такие красивые, разве не так?"»
Помните сказку о мужике и слитке золота, когда ему внутренний голос посоветовал бросить этот слиток в реку. Помните? «Смотри, как здорово булькнуло»…

И такое долгое повествование с размышлениями и философскими отступлениями, совершенно неожиданно заканчивается.
Банально, обычно, без всякой загадки : 

«- Я иду, - сказал он, - иду к тебе, Фатима.»

Сколько раз подобный финал вызывал у меня мимишную улыбку, но сейчас, честно, я испытала раздражение.
Старею…

PS: Я советую прочитать эту книгу, только в том случае, если у Вас есть на это время. То есть, чтобы ничто не отвлекало и не раздражало в реальности. "Алхимика" надо читать, размышлять и наслаждаться чтением (в идеале у камина, сидя в глубоком кресле, уютно завернувшись в тёплый плед...)

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! У меня нет камина и кресло не очень глубокое. Что мне делать? Не читать "Алхимика"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Улыбнулась. Спасибо.
      Конечно же читать, только без суеты.
      Знаете, есть такие книги,которые читаются (в метро) в любой ситуации, которые можно "бросать" в любой момент, хоть через пару прочитанных строчек, а потом возвращаться вновь и вновь - и ничего не изменится.
      А книги типа "Алхимик" - это книга для размышлений.
      Хотя, кое-кто может и "проготит и не поморщится".

      Удалить
  2. Алхимика прочитала именно в тот момент, когда она была мне нужней всего. Зашла в магазин, увидела книгу, купила, прочитала и сделала то, чего боялась, смело и без раздумий)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Со мной такая же история.
      Взяла, прочитала и... решилась на то, что давно откладывала.
      Мне книга тоже помогла.
      Переосмыслила кое-что.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте! В электронном виде очень удобно выписывать понравившиеся цитаты. Спасибо, люблю пробежать глазами цитаты - по ним можно понять стиль автора и содержание.
    Эту книгу я читала, но давно, даже подзабыла. А вот теперь Вы напомнили.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Да, электронный вариант в этом смысле незаменим.
      Многие, наверное, читали "Алхимика", а вот я впервые.
      Хотя, многие сюжеты показались мне отдаленно знакомыми.
      Скорее всего это аналогии с другими книгами (о чем я делала пометки)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Книга эта у меня в библиотеке есть, но ни я, никто из читателей её не прочел. Пробовала начинать читать, но отступилась. Видимо Вы правы, повседневная суета не дает сосредоточиться. Если не возражаете, воспользуюсь Вашими цитатами, сделаю выставку одной книги. Может кто-то заинтересуется!?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Николаевна!
      Вы можете пользоваться любым материалом из блога.
      Я для того и пишу, чтобы всё это "уходило в народ", чтобы как можно больше людей узнали, возможно заинтересовались.

      Удалить
  5. Да, да именно не спеша и рассуждая читала эту книгу. Хорошо, что во время отпуска, ничто не отвлекало. Спасибо за отзыв, уверена, он многих мотивирует к чтению "Алхимика"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, что у Вас нашлось время для "чтения неспеша".
      Вот и Ваня пишет так, что читать надо не спеша.

      Удалить
  6. Я читала "Алхимика" давно. Когда только-только только Коэльо начал издаваться. Я помню, что роман мне очень понравился от того, что было много созвучного моей душе. Мысли о доме, о месте в жизни. Написано простым языком. Потом была "книга воина света" и ещё книги. Но после я уже не возвращалась к его творчеству. Что- то меня останавливало. То ли категоричность, то ли предсказуемость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, Вы сейчас напомнили мне слова одного миузыканта:
      "В музыке всего 7 нот. И создать что-то шедевральное уже невозможно. Путем математических расчетов можно просчитать, что уже два века назад всевозможные вариации с нотами закончились.
      Современным музыкантам остаётся экспериментировать с ритмом и наглостью".

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]