пятница, 3 января 2020 г.

Покоряем космос вмечте с Лао Шэ. Люди - Кошки существуют!

Вы можете представить себя в роли космического путешественника? Да? Нет? В любом случае советую прочитать фантастический роман китайского писателя Лао Шэ "Записки о кошачьем городе". Написан он очень давно, ещё в прошлом веке, когда люди покорили космос и просто бредили мечтами о путешествиях на другие планеты, и мечтали о том, что "На Марсе будут яблони цвести"

Тогда появилось множество разных произведений, многие из которых сейчас кажутся нелепыми и наивными, особенно те, где писатели описывали какие-то технические подробности. Лао Шэ в этом плане поступил очень даже мудро (как впрочем и многие китайцы). Он написал "будущее без подробностей".
Просто вот так, пара китайцев, на космическом корабле оправилась исследовать Марс...
"Межпланетный корабль разбился. От моего старого школьного товарища, который больше полумесяца правил этим кораблем, осталось лишь нечто бесформенное. А я, видимо, жив. Как случилось, что я не погиб? Может быть, это знают волшебники, но не я. Мы летели к Марсу. По расчетам моего покойного друга, наш корабль уже вошел в сферу притяжения Марса. Выходит, я достиг цели? Если это так, то душа моего друга может быть спокойной: ради чести оказаться первым китайцем на Марсе стоит и умереть! Но на Марс ли я попал? Могу лишь строить догадки, никаких доказательств у меня нет. Конечно, астроном определил бы, что это за планета, но я, к сожалению, понимаю в астрономии ничуть не больше, чем в древнеегипетских письменах. Друг, без сомнения, просветил бы меня... Увы! Мой добрый старый друг... Корабль разбился. Как же я теперь вернусь на Землю? В моем распоряжении одни лохмотья, похожие на сушеный шпинат, да остатки еды в желудке. Дай бог как-то выжить здесь, не то что вернуться. Место незнакомое, и вообще неизвестно, есть ли на Марсе существа, похожие на людей. Но стоит ли подрывать свою смелость печалью? Лучше успокаивать себя мыслью, что ты "первый скиталец на Марсе"...

Так начинается роман. Для нас, знающих уже наверняка, что человеку на Марсе выжить невозможно такое начало покажется странным. Но поверьте, дальше будет ещё страннее.
И всё же прекрасные описания природы (да-да, у Лао Шэ на Марсе и реки есть, и леса), необычных жителей Марса, их быт, взаимоотношения покажутся вам довольно любопытными.

Знаете, так хочется быстренько закидать вас цитатами, но сдержусь. Просто хочется, чтобы каждый читатель самостоятельно удивлялся каждому событию, каждому слову, каждому поступку.

И всё-же хочется немного показать то, что мне понравилось в этом романе, а именно - проблема образования. Итак, давайте познакомимся с самыми младшими жителями кошачьего города (так и хочется назвать их котятами):

"Кошачьи дети - самые жизнерадостные существа в мире. Грязные (невероятно грязные, невозможно описать, до чего грязные), худые, вонючие, уродливые, безносые, прыщавые, но очень жизнерадостные."

И вот они идут в школу. В первый раз в первый класс. Естественно наш герой отправился вслед за ними, чтобы посмотреть на этих счастливчиков, которым предстояло учиться в школе. И хотя его многие боялись, и имя "иностранец", которым его окрестили кошки вызывало у многих жителей оторопь, он всё-таки решился прийти в школу на первый звонок. И вот что он увидел:

" Это была пустая площадка, окруженная стеной. Дети вошли в ворота, а я стал наблюдать с улицы. Одни школьники катались по земле, другие лезли на стену, третьи что-то рисовали на ней. Учителей не было. Наконец вдали появились трое взрослых, худых как скелеты. Казалось, они с самого рождения ни разу не ели досыта. Учителя - их профессию было теперь легко определить - шли медленно, держась за стену; при каждом дуновении ветерка останавливались и долго дрожали. Когда они вползли в ворота, школьники продолжали кататься, шуметь, лазать на стены. Чтобы отдышаться, учителя сели на землю, закрыли глаза и заткнули уши, так как дети шумели все больше. Потом учителя поднялись и стали уговаривать детей сесть, но те, видимо, решили ни за что не соглашаться. Промучавшись примерно с час, учителя догадались воскликнуть: 

 - За воротами иностранец! 
 Тут дети плюхнулись на землю и уже больше не смели повернуть головы. Один из учителей заговорил. 
 - Первым делом споем государственный гимн, - сказал он. 
 Но никто не запел; все оторопело смотрели на учителя. 
 - Тогда восславим императора. 
 Все по-прежнему молчали. 
 - Помолимся богам! 
 Тут дети, не выдержав, начали толкать друг друга, кричать и ругаться.
 - За воротами иностранец! 
 Школьники снова стихли. 
 - С вами хочет говорить директор. 
 Директор вышел вперед и воззрился на склоненные головы. 
 - Сегодня для вас торжественный день, вы кончаете институт... 
 Я чуть не упал в обморок. Как?! Это институт, и эти сопляки кончают его? Но не надо давать волю чувствам, лучше внимательно послушать. 
 - Вы кончаете высшее учебное заведение, - продолжал директор, - и должны осознать, какая это торжественная минута. Теперь вы овладели всеми науками, и важнейшие дела государства легли на ваши плечи. Это огромная честь! - Директор протяжно и громко зевнул. - Все! Преподаватели яростно зааплодировали, а "студенты" снова начали шуметь. 
 - Иностранец! 
 Все стихли. 
 - Слово преподавателям. 
 Преподаватели долго пререкались, уступая друг другу очередь. Наконец один из них, особенно худой, сделал шаг вперед. Я сразу понял, что этот господин - пессимист, потому что в уголках его глаз повисли две огромные слезы. 
 - Господа, - сказал он с невыразимой печалью. - Сегодня вы кончаете высшее учебное заведение и должны осознать, какая это торжественная минута. - Одна из его слезищ капнула. - В нашей стране все учебные заведения высшие, это особенно приятно! - Упала вторая слезища. - Не забудьте добро, которое делали вам директор и преподаватели. Для нас большая честь быть нашими учителями, но вчера вечером умерла от голода моя жена, это... - Он долго боролся с собой и наконец взял себя в руки. - Не забудьте своих учителей, помогайте им чем можете: деньгами или дурманными листьями. Вы, наверное, знаете, что мы уже двадцать пять лет но получаем жалованья. Господа!.. - Он не мог больше продолжать и, пошатнувшись, сел на землю. - Сейчас будут выдаваться дипломы. 
 Директор вытащил из-под стены кучу каменных пластинок, на которых было что-то написано (что именно, я не разглядел), положил их перед собой и произнес: 
 - Вы все заняли первое место, можете гордиться. Теперь подходите и берите любой диплом. Они абсолютно одинаковые, потому что все вы заняли первое место. Торжественное собрание объявляю закрытым. 
 Директор повернулся и медленно побрел к воротам, следом за ним поплелись преподаватели. Но студенты даже не думали о дипломах - они предпочли снова карабкаться на стенку, орать или кубарем кататься по земле."

Не правда ли забавно? И вот захотелось нашему герою-иностранцу узнать, как же случилось, что наступила полная деградация, ведь раньше кошачья цивилизация процветала, имеля собственную культуру, хорошо развитую науку...

Конечно, в стиле произведений прошлых веков, он попытался совершить революцию, вступив в связь с оставшимися просвещенными котами, но это так, мелочи жизни. Если не обращать на это внимание, книга весьма любопытна.

Предлагаю эту книгу в рамках читательского марафона "Отличная книга" для чтения в январе 2020 года.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я про кошек очень люблю читать! Какая книга необычная! Надо же про кошек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Думаю, прочитав эту книгу Вы лучше будете понимать кошек.
      "Кошки - те же люди, только немного умнее."

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Какую необычную книгу Вы прочитали в начале года! И как обычно, в фантастическом произведении есть предсказания. Читала фрагменты и находила общее с сегодняшним временем.
    Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Да, общее есть, а именно в обесценивании итогов "вы все лучшие". А так не может быть.

      Удалить
  3. Да, китайская фантастика - это гремучая смесь... и это вы нам наглядно продемонстрировали, Ирина Валерьевна)С страна уже - фантастика... Необычно, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Вообще никак с фэнтези. Наверное, только Марию Семёнову "Волкодав" и "Валькирию" с благодарностью вспоминаю. остальное ну ваще не идёт)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, это не фентези. Это... я бы сказала попытка перенести земную реальность в космос. Таким мировоззрением многие грешили в прошлом веке. Читается легко, даже сейчас воспринимается, как некая пародия.

      Удалить
  5. А как Вы, Ирина Валерьевна, обнаружили эту книгу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, я просто навожу порядок с книжных шкафах, а поскольку "книжные завалы" давно не перечитывались, кое-что вытаскиваю на поверхность.

      Удалить
  6. Пока никак не доберусь до фантастики, ну, не всю я ее принимаю. Хоть и про кошек, по пока лишь занесла в список

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я бы так сказала, что многие фантастические повести и рассказы уже стали реальностью.
      А вот тревога о реформах в системе образования до сих пор остаётся актуальной.
      Вот и в этой книге. А ведь такое реально возможно.
      Люди вполне могут отказаться от всего, если найдут "дармовую еду" и получат возможность развлекаться.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]