пятница, 7 февраля 2020 г.

Корней Чуковский "Серебряный герб", или "Циркуляр о кухаркиных детях" в действии

Снова автобиографическая повесть. Правда, сначала я не поняла, что Корней Иванович пишет о овоём детстве, да и стиль письма несколько "не-по-чуковски". И только в конце повести начинают появляться знакомые интонации. Как говорит сам Корней Иванович: "И я буду еще более счастлив, если, читая эту книжку, вы вместе со мною полюбите мою бесстрашную, гордую мать, настоящую героиню труда, и милую Марусю, и Тимошу, и Финти-Монти, и Василия Никитича, и Циндилиндера, и дядю Фому. 

И - признаться ли? - для полного счастья мне хотелось бы, чтобы вы разделили со мною мою лютую ненависть к Прошке, к Шестиглазому, к Зюзе Козельскому, к Жоре Дракондиди, к Савелию, к Тюнтину и прочей отвратительной нечисти, которая хоть и вывелась из нашего быта, но еще не до конца, не совсем, не везде.
Теперь она пытается портить нашу жизнь под другими обличьями, но мне очень хочется думать, что теперь будет легче расправиться с нею, чем в ту темную и злую эпоху, которая изображена в этой повести."
Вот сейчас сижу и думаю: рассказ опубликован в 1961 году. В год моего рождения. Сколько лет прошло, а всё ещё интересно читать, как впрочем и все книги Чуковского. Ну есть же у него какой-то секрет? Наверное, это всё-таки житейская мудрость, а может время было такое.

Главного героя повести зовут Коля Корнейчуков - это настояшее имя автора. И другие герои повести тоже реальные лица. Вот уж не знаю, о чем легче писать, о реальных людях, или о вымышленных? Всё-таки не всегда удаётся оставаться беспристрастным.
Наверное, мало кому известно, что "Серебряный герб" - это немного переработанный вариант повести под названием "Гимназия", которую Корней Иванович Чуковский написал в 1938 году, будучи уже признанным писателем. Спустя двадцать с лишним лет, в 1961 году, повесть была перередактирована и получила новое название - "Серебряный герб". 

Честно говоря, повесть "Гимназия" я не читала, поэтому сравнивать не могу, но что-то подсказывает, изменений было не много.
Всё-таки основная мысль: несправедливость в царской России, когда образованиее могли получить только дети богатых ("Циркуляр о кухаркиных детях"), несколько завуалирована. 
Колю выгоняют из гимназии, чему способствовала целая серия неблагоприятных поступков мальчика. А его несдержанность и вспыльчивость только ускорила принятие решения об исключении из учебного заведения (я бы сказала, что по современным меркам - мальчик тоже доставил бы много неприятностей учителям). Но мальчик не смирился. Он продолжил овладевать знаниями самостоятельно (в этом ему помогали бывшие одноклассники), чтобы вернуться к учебе. Первые неприятности привели к отчаянию, он бросил заниматься, но через время он одумался и всё-таки (далеко не с первой попытки) смог сдать экзамены за полный курс гимназии и поступить в университет.

А с какой гордостью его мать говорила соседям: "Мой сын писатель!". И это только после первой небольшой публикации в газете. Наверное вам сложно это понять, но я её прекрасно понимаю.
Мы все знаем писателя Корнея Ивановича Чуковского как успешного человека, автора множества стихов, рассказов, повестей, и совсем не задумываемся о том, как он этого добился.
Нам просто кажется, что таким он был всегда. Но нет, прочитав повесть "Серебряный герб" вы поймёте, что человек сам строит свою судьбу.

Книгу "Серебряный герб" прочитала по рекомендации Ольги Николаевны Голубевой в рамках читательского марафона "Отличная книга". Признаюсь, прочитала её немного раньше объявленного времени, сразу после её отзыва, но так как закончила читать в феврале, думаю, книга будет засчитана.

6 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Безусловно, всё будет засчитано!
    Спасибо за литературоведческий комментарий! Интересная информация.
    Спасибо Вам, что поддержали меня в моих эмоциях после прочтения книги.
    Удивительная повесть! Пусть читают её дети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Поймала себя на мысли, что некоторые прочитанные книги я просто не хочу пересказывать.
      Не потому, что мне лень или не умею, а просто не хочется раскрывать интригу автора.
      Вот заинтересовать потенциального читателя, порекомендовать, посоветовать и намекнуть на стиль, эпоху, какие-то особенности я считаю в данном случае более уместными.
      Я сама грешна, если прочитаю чей-то полный отзыв-пересказ, то могу уже книгу и не читать.
      А зачем? я и так всё знаю...
      Поэтому отзывы-рекомендации о выбранных книгах читаю уже после того, как сама прочитала и составила мнение.
      Интересно потом сравнивать.
      А если уже знаешь чьё то мнение, то поневоле "сбиваешься" на мысли другого человека, или: какой-то захватывающий момент в книге, а у тебя мысль: "Ага, это как раз тот эпизод, о котором NN говорила, что..."
      Повесть интересная, будет полезна современным школьникам.
      Пусть подумают, стоит ли учиться.))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я эту книгу нигде не нашла, а то бы тоже почитала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Советую прочитать онлайн вот на этой страничке, там удобный шрифт и фон экрана приятный, глаза не устают.
      "Серебряный герб"

      Удалить
  3. Возьму книгу на заметку. Люблю такие истории.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прочитайте, Лилия.
      Очень интересно написано.
      Читается легко.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]