суббота, 25 сентября 2021 г.

Эссе. Одиночество

Как часто мы не ценим одиночество. Наверное потому, что нас постоянно им пугают. С раннего детства, когда впервые услышали слова от самого дорогого человека: "Вот уйду, останешься совсем одна". И так страшно становится от этих слов. Совсем одна? А ведь это априори невозможно. Даже если все вокруг исчезнут - останется биение сердца, шум дождя, шелест листопада, вой ветра, морской прибой.

И очень важно, оставшись в одиночестве, четко осознать, кто ты, последний или первый? На тебе всё закончится, или с тебя всё только начнётся? Но это всё грустно, думать о таком не хочется.
А вспомните, как часто вам хотелось остаться в одиночестве? Вот просто так, чтобы рядом не было ни одной души. Чтобы и рядом никого, и чтобы соседи за стеной не шебуршали, и чтобы машины под окнами не ездили, и чтобы... нет, птицы пусть поют. Они как-то не мешают, если, конечно, это не болтливая сорока под окном на рассвете.
Хотя, это будет уже не одиночество, а единение с природой. Это даже хорошо, но до поры до времени, пока не захочется выпить чашечку горячего кофе и принять душ. Ну вот такие мы "природолюбы", что чистая родниковая вода и журчащий ручей радуют до поры до времени, а потом хочется назад, в цивилизацию, ко всем этим скопищам вредностей. 
Мне кажется, что из всех проявлений одиночества самым приятным является возможность остаться наедине с собой. Когда можно спокойно устроиться с книжкой в кровати, зажечь лампу и до одурения, до рези в глазах читать, читать, читать. И уже не автомате перелистывать страницы, не осознавая, где написанная история, а где домысленные события из полусна. И так и уснуть, придерживая одной рукой распахнутую на недочитанной странице книгу...
И так ли страшно одиночество, как нас им пугают? Это с какой стороны посмотреть. И как понять себя в этом одиночестве: первый ты или последний.

23 комментария:

  1. Interesting topic is loneliness. One can be in a crowded room full of people and still feel very lonely, so it's said.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте. Действительно, одиночество пугает многих. Но замечаю по себе, что только в ранние годы. Чем старше становлюсь, тем действительно становится приятнее и уютнее что ли находиться одной. Прогуляться по парку, посидеть в кафе, провести вечер с книгой или рукоделием под интересный фильм. Одиночество не страшно, когда тебе в нем хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валентина.
      Очень хорошо сказано: " Одиночество не страшно, когда тебе в нем хорошо."

      Удалить
  3. Я люблю одиночество и осень люблю. Особенно люблю одиночество осенью, когда немного грустно, но как-то по особенному хорошо.
    Живя вдали от цивилизации я все равно не остаюсь одна, кто-то есть рядом. Но в моменты, когда все же никого нет я просто кайфую от того, что я совсем одна. Может это пройдет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, желаемое одиночество - это радость, несомненно.
      Когда постоянно находишься с кем-то в контакте, ценишь эти минуты.
      И как хорошо, что в минуты такого одиночества понимаешь. что в любой момент ситуацию можно изменить.

      Удалить
  4. Я люблю одиночество. Приходя домой с шумной работы, просто закрываюсь в своей комнате и отхожу от рабочего дня. Приятно при этом, что домашние ценят этот мой бзик! Может и нельзя это назвать одиночеством, ведь понимаешь, что в других комнатах родные тебе люди. Это скорее, как в Японии, где просто навязывается культура своего личного пространства: можно с кем-то тесно общаться, но в минуты отдыха в nn-м от тебя радиусе не должно быть никого. Даже читать книжки, сидя рядом с кем-то на диване - не комильфо, лучше если диваны будут в разных комнатах:))
    Кстати, некая форма одиночества - оказаться в другой стране без знания языка. Вот вроде и куча народу рядом, но ни тебя никто не понимает, ни ты никого не понимаешь. Я это ощутила в этом году в аэропорту в Афинах. Но там быстро нашлись русские, и одиночество прекратилось.
    P.S. Кстати, может и не в тему (просто вспомнилось), удивительный мы народ. Абсолютно незнакомая нам дамочка попросила в аэропорту присмотреть за её вещами, пока она в WC бегала. И это просто потому, что мы говорим на одном языке? Мы же для нее посторонние! Но вот такое доверие, я бы так никогда не поступила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Гала!
      Да, есть моменты, когда очень даже надо побывать в одиночестве, чтобы ощутить прелесть общения.
      А про дамочку с вещами... сейчас не так то безопасно присматривать за ними, а вдруг там бомба?

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Когда вокруг много людей, то мечтаешь побыть в одиночестве- это я точно знаю, а вот когда остаёшься одна-мечтаешь о большой компании или семье. Всё хорошо в меру.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
      Всё познаётся в сравнении - тут Вы правы.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Спасибо за рассуждения, очень понравились.
    Я бы говорила не об одиночестве, а об уединении. Не уверена, что одиночество пришлось бы мне по вкусу, а вот уединение очень ценю. Я и по натуре интроверт, и по профессии у меня переизбыток общения, да ещё какого, так что мне очень важно иметь время для себя, причём такого, чтобы на сознание не давили разные "должна" и "надо", а это бывает очень редко, наверное, только в отпуске и возможно разрешить себе такое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
      Уединение - это тоже добровольная форма одиночества.
      У меня есть подруга, которой просто совершенно необходимо уединиться и поплакать вволю.
      Так она отдыхает.
      Просто сидит в темной комнате и плачет.
      Странная...

      Удалить
  7. Раньше такой роскоши я себе позволить не могла. Сейчас же с радостью остаюсь одна дома, когда муж улетает куда-нибудь)
    Остаться с собой наедине иногда физически и душевно необходимо.
    И если уж захочется пообщаться, сейчас это так просто сделать, включив комп)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ириш, точно!
      Стоит только включить комп, и реальность исчезает.
      И мне нравится, что в любое время суток можно найти с кем пообщаться.

      Удалить
  8. Ира, такой хороший размышлятельный пост . Тема одиночества чаще всплывает осенью и зимой, когда темнеет рано и все прячутся по домам. Мне говорили, когда Аня поехала учиться: и как ты теперь одна? Прекрасно! Надежда выше писала, что интроверту очень нужно личное пространство, особенно, когда он работает с людьми. Так вот теперь у меня наконец появилось это пространство. Где я молчу. Но его пока все равно мало. И я с удовольствием дома одна. И с кошкой. И с внуком. И с книгами. И со своими рассказами. И я не первая и не последняя. Я ветка дерева, я ствол. Я продолжение старых историй и начало новых. Я не одна. Я не одинока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лилия.
      Как хорошо осознавать себя началом чего-то.
      А одиночество бывает полезным, но и утомительным.
      Особенно если это вынужденное одиночество.
      Помню, лежала одна в палате.
      Мне сделали укол (сказали, что снотворное, что сейчас усну).
      Но я наоборот, уснуть не смогла.
      И весь день просто тупо пялилась в потолок.
      12 часов ко мне никто не приходил.
      И это было сначала интересно, а потом страшно: мне показалось, что меня просто оставили умирать...

      Удалить
  9. Одиночество иногда полезно. Хочется помечтать, подумать, задуматься о будущим. Когда в доме 5 котов, одиночеством и не пахнет. Включаешь ноутбук, и ты опять не одинок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, одиночество с пятью котиками - это невообразимо.
      А они к вам ночью в постель забираются?
      У меня Ивашка всю ночь меня "топчет", мёрзнет, забирается на меня сверху, и утаптывает себе удобное гнёздышко. А стоит только повернуться чуток, она снова начинает бурчать и шебуршить.
      Причем ей надо обязательно быть сверху.
      Рядышком, или в ногах, как спят нормальные коты - это не для неё.
      Особенно смешно смотреть, как она пытается устроиться на мне, когда я сплю на боку: находит "самое высокое место", и вытягивается вдоль - сидит, пошатывается, когтями придерживается...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот почему-то у меня именно осень ассоциируется с одиночеством... Природа готовится уснуть, краски ещё ярки, а как-то грустно. Вот тут и порадуешься, что учитель - одиночество не грозит))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
      Да уж, учителю об одиночестве стоит только мечтать ))

      Удалить
  11. Очень хорошо, Ирина, спасибо! Особенно в финале про книгу полуявь-полусон. Знаете, однажды мне пришлось путешествовать в одиночестве. Мужа заперли дома обстоятельства, и я одна поехала на курорт в Италию. Побаивалась вначале, но быстро поняла преимущества. Как Тоська из "Девчат": идешь куда вздумается, прислушиваешься только к себе... Или не идешь никуда, а сидишь с целебной водичкой и книгой на балконе и ощущаешь гармонию с миром и собой. Таким тоже бывает одиночество.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]