суббота, 8 сентября 2018 г.

"Знающий" или "подготовленный"? И снова о школе.

Ну, казалось бы, сын закончил среднюю школу - обрати свой взгляд на проблемы высшей школы, ан нет. Не даёт мне покоя современная школа. Не даёт. И именно потому, что именно в ней закладывается фундамент для дальнейшего обучения. От того, насколько знающим и подготовленным придёт школьник в ВУЗ, зависит его дальнейшая судьба.
Именно "знающий и подготовленный". Сегодня акцент будет на этих понятиях.

Итак, чем отличается знающий человек от зазубривающего? Прежде всего тем, что у "зубрилки", как правило, оценки в дневнике повыше будут. И именно потому, что способность дословно воспроизвести текст из учебника, подпитав его парой-тройкой сведений из дополнительной литературы (а сейчас, читай, из интернета), является залогом хорошей оценки.

Вспоминаю слова одного весьма уважаемого учителя к ученику-троечнику, (после того, как они пообщались в неформальной обстановке и как-то незаметно обсудили один из вопросов по предмету): "Да ты же, оказывается, всё знаешь! Если бы я это раньше узнала, у тебя была бы пятёрка!"
Вот в этом вся ключевая фраза "Если бы я это раньше узнала". Да, учителям с такой учебной нагрузкой, какая сейчас легла на их плечи, просто не реально разобраться в способностях каждого ученика. Да, очень много учителей выявляют талантливых ребят, ярких, уверенных, способных и с удовольствием помогают им во всём. Но серых мышек ещё больше. И среди них много по-настоящему талантливых учеников, только они не всегда видны за "активностью" класса. Есть те, кто знает, но не поднимает руку на уроке, не выкрикивает с места ответы, не выставляет себя "напоказ".
Скажете, что "это их проблема", что в школе ребенок "должен быть предельно активным" и т.д.? Наверное соглашусь. Должен. Но и учитель много чего "должен". И если начать считать кто кому больше должен, ни к чему хорошему это не приведёт.
Но так или иначе, именно физическая невозможность узнать способности каждого ученика, приводит к тому, что остаётся некая взаимная неудовлетворенность. А это не есть хорошо.

Так кто же такой "знающий ученик"? Зубрилка? - Нет. Победитель всевозможных олимпиад? - Нет. Самый активный, тянущий руку на уроке? - Нет. Бегающий от репетитора к репетитору? - Нет. И ещё много разных нет.
Так кто же?
Зачастую такими и являются именно те, кого в школе считают "посредственной серостью". Именно они в последующем добиваются определенных высот. Они не заботятся о том, какое впечатление производят на окружающих, не стремятся выглядеть непременно лучше всех, не докапываются до "добуквенного исполнения" задания... они просто делают своё дело. Монотонно, ежедневно, не отвлекаясь на внешние раздражители. Просто идут... даже не к цели, потому что к цели надо идти по головам, а просто идут. Поднимаясь и опускаясь, притормаживая и ускоряясь, по наторенному пути и сворачивая на неприметные тропинки, а порой и вовсе прокладывая дорогу в непроходимых дебрях.
В школе о таких детях говорят "нестабильный". Не понимают, почему отличные успехи перемежаются с полной неуспеваемостью. А всё потому, что человек просто ищет свой путь, докапывается до истины, набивает себе шишки, набирается опыта...

Теперь поговорим о "подготовленных". Отличные оценки, победы в олимпиадах, постоянно на виду, активный, гордость школы. Такие любят учиться, с удовольствием посещают репетиторов и дополнительные занятия... и порой доводят учителей до нервного срыва своим докапыванием до истины. "Подготовленным" совершенно необходимо получать именно отличные оценки, вне зависимости, за знания они поставлены, или потому что удачно списал. Порой доходит до абсурда, когда ученик, получивший, как ему показалось, незаслуженную оценку, показывает учителю страничку из интернета с готовыми заданиями, откуда он списывал, и требует признать свою ошибку. И ему не важно, что в результате его "четверка" за списанную работу превратится в "двойку". Ему важен сам факт, что учитель не прав.
"Подготовленный" въедливо, добуквенно выполняет требования школьных стандартов, и очень бесится, когда его понимание этого не совпадает с мнением учителя.
Наверное, у каждого были такие случаи, когда ученик, прямо на уроке, во всеуслышание, делает замечания учителю: "А мой репетитор говорит, что..." или "А я читал в энциклопедии, что..." Согласитесь, это очень выбивает из рабочего ритма и здорово треплет нервишки, и не только учителю, но и присутствующим при этом ученикам.

Сложнее всего и тем, и другим приходится на экзаменах. И знающие, и подготовленные попадают в собственные ловушки. Если первые заваливаются именно на собственной "непрограммной эрудиции", то вторые - на слепой вере в непогрешимость репетитора.
Вообще то экзамен - это не показатель успешности... если бы не рейтинг баллов при поступлении на заветные бюджетные места в ВУЗах. Но об этом поговорим в другой раз.

Так что же важнее вынести из школьного курса обучения? 
Реальные знания, или умение доказать, что ты знаешь? 
Давайте поговорим об этом.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Сложный вопрос, здесь надо подходить индивидуально. Проще сдавать ЕГЭ и учиться в Вузе "думающему" ребенку, здесь и зубрешка, и подготовка, и собственный ум нужен. Учителям нужно работать , чтобы ребенок умел думать стандартно и нет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Вы правильно уловили суть вопроса. Действительно, "думающий" -это идеальный вариант для обучения. Но, том, что надо элементарно "думать"... к этому очень многие приходят слишком поздно.
      Да и думать умеют далеко не все. Вот рассуждать (на грани демагогии), размышлять (на грани прожектерства) - это все горазды.
      Помните как в фильме "Москва слезам не верит" героиня Ирины Муравьевой говорит (..А вдруг я что-то ляпну?)
      - Ну и ляпай, но ляпай уверенно! Это называется точкой зрения. Вот я, грубовата правда? (Да, это есть) Ну вот, а это в них называется "эксцентричность"! На том и стою.
      Да, думать на до уметь.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]