суббота, 22 сентября 2018 г.

Авторство, соавторство или... отсутствие собственных идей?

Задумалась я что-то... А началось всё с того, что перечитала первые свои посты в блоге "Наш А класс" и сравнила их с теперешними. Разница поразительная. Для тех, кто этого не заметил - поясню. Первые робкие попытки написать что-то "соответствующее школьному уровню" давались довольно сложно. Честно-честно. Это мне, человеку пишущему, было безумно сложно тщательно подбирать слова, правильно строить фразы, что тогда говорить о тех, кто никогда не занимался "публичным сочинительством"?

Вы замечали, как легко говорить с родными и близкими, и как сложно "случайно не обмолвиться" при посторонних? Так и с написанием текстов. Всегда надо учитывать аудиторию, понимать, что между сказанным и написанным словом огромная разница. И если в разговоре можно как-то сгладить неловкую ситуацию, увидев реакцию собеседника, то в опубликованном тексте это сделать довольно сложно.

Когда пишешь текст, пребываешь в какой-то особой ауре. Именно "пребываешь",  не создаешь или находишься. Потому что сия аура понятна только тебе одному. Читатели любое слово могут понять совершенно по другому. (Да и наличие ошибок, описок, грамматических ошибок отвлекает от понимания главной мысли текста). И порой в комментариях приходится оправдываться, пояснять, дополнять... И знаете что, в итоге пост приобретает совершенно иной смысл. Даже для самого автора бывает довольно неожиданным такой поворот. И вот тут, как мне кажется, впору считать тех, кто вступил в активную переписку в комментариях - соавторами текста. Спорный вопрос? Возможно. Можно об этом поговорить, порассуждать, но моё мнение таково.

И ещё, к вопросу о том, насколько влияет общественное мнение на откровенность в текстах. Все, наверное (конечно же!), заметили, что многие прекрасно написанные, отлично проиллюстрированные тексты оставляют равнодушными. Даже если автор пытается поднять "злободневную тему". А всё потому, что слова шли не от души, а тщательно продуманы, взвешены, по сто раз проверены (как бы чего не вышло) и, от недостатка писательского опыта, напрочь лишились той самой изюминки, которая и привлекает читателей, пробуждает в них желание вступить в переписку. То есть, авторство мысли напрочь исчезает - появляется "дежурный доклад на тему".

И ещё меня поражают некоторые "авторы", беззастенчиво ворующие идеи у других. Вот как бывает, создаётся идеальный авторский проект, хорошо принимается читателями и... тут же появляется множество подобных (хорошо ещё если "подобных" а не скопированных), и актуальность проекта падает. Хотя, некоторые авторы (из тех, кто обладает невероятным упрямством, уверенностью в собственной непогрешимости и несомненном таланте) продолжают свой авторский проект, не снижая планку, несмотря на резкий отток участников. Как показывает опыт, именно авторским проектам приходится сложнее всего, потому что "воровайки" схватывают верхушки, "спивают сливки" и со спокойной душой забрасывают любые начинания. А что? Это же не их детище, взращенное и вымученное в сердце...
Но есть и другая сторона "невольного плагиата". Хорошая сторона. "Да как же это? Неужели плагиат может быть хорошим?" - воскликните Вы, и будете правы. Плагиат не может быть хорошим, как и подражательство. Но многие авторы, выбрав для себя блог-эталон, стараются "дотянуться до уровня", и это им удается. И это есть хорошо.

Я могла бы ещё много чего написать по этому вопросу, но, помня о том, что длинные тексты почему-то не читаются (то ли из-за отсутствия времени, то ли из-за элементарного нежелания понять терзания авторской души, то ли от возникающего возмущения при прочтении первых же строк поста...), рассуждения на этом и закончу.
Хотя вопрос об авторстве, соавторстве и наличии собственных идей, по моему, решить невозможно.

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!Как правильно вы все подметили и описали. Когда пишешь, хочется чтобы соблюдалось все и лаконичность, и грамотность, и иллюстративность, и чтобы тебя поняли. Лично мне приходится обдумывать каждое слово. Не могу я написать простыми словами некоторые вещи даже если очень хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Как хорошо, что многие тщательно обдумывают... и как жаль, что многие "слишком" обдумывают. В любом случае, я за то, чтобы оставалась авторская индивидуальность. Чтобы за правильными, тщательно обдуманными словами прочитывалась авторская мысль, точка зрения.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Прочитала и подумала, что Вас натолкнуло на этот пост?:) Вы расстроились чем-то?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Что Вы, что Вы! Я вовсе не расстроена! У меня сейчас наступает новый период осознания мира. Сын учится, делится со мной знаниями. Так что я. как бы, "заочно" приобретаю профессию издателя.
      Вот теперь делюсь своими мыслями (знания секретные, их разглашать нельзя) по поводу написания текстов, авторства и соавторства.
      Оказывается, даже плагиат можно выдать за соавторство, если сделать ссылку на первоисточник. А если все предложения в тексте "переделать" (заменить слова синонимами, а параграфы местами), то вообще можно выдать за собственный.
      Так что, у меня всё замечательно!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Главное, что у Вас всё хорошо!! А статьи... они у всех в начале блогерского пути не совсем самостоятельные, ведь страшно-то как вот так взять и СВОЁ выставить!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      У меня был хороший учитель-наставник :) Быстро направил на путь истины. Сейчас мне проще высказать своё, чем переделать какой-то чужой материал.
      Не всегда это понимается читателями в том контексте, в котором я излагала мысль, но на то есть комментарии, чтобы пояснить.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот именно по этой причине я не стала заниматься копирайтингом. Ну не смогла через себя переступить. Это что же получается? Кто-то писал информацию, трудился над ней, а я просто возьму и перепишу его идею только другими словами? Да, сделать это смогу, не зря же филолог, но - противно((( И слава Богу, что не стала этим заниматься.
    Когда в блог пишу, конечно же, взвешиваю слова, с этим я согласна. Иногда бывает, мысли так и льются, но как жаль, что с их помощью я не могу передать всей глубины, которую хотела бы. Потом сама себя перечитываю и думаю: вот это не так поймут, а это - может, по-другому. Расстраиваюсь. Ну и ладно. Значит сколько надо, столько и поймут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вот по этой причине и появилось множество видеоблогов.
      Не каждый человек может словами передать информацию.
      Многим проще передавать мысли вслух, используя мимику, жесты, похихикивания, покашливания...
      И всё-таки мне больше по душе печатные варианты.

      Удалить
  5. А как сложно создавать тексты тематические! И не обойтись здесь без копирайтинга никак!
    Когда от души, то, конечно, с каждым днём и неделей, ты оттачиваешь умение писАть.
    Ирина Валерьевна, пусть будет как будет. Поймёт читатель всё, написанное от чистого сердца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вы правы, я тоже за то,чтобы "пусть будет как будет".
      И ещё я заметила, что если у читателя настроение не подходящее, он чем-то озабочен, или (не дай Бог!) получил взбучку от руководства, или загружен ненужной (как ему кажется) бумажной рутиной... тут жди "недопонятости" и обид.
      Так что, я комментирую посты только в хорошем настроении.
      И, даже, если мои комментарии несколько "язвительные", то это не со зла, а именно от того, что я так считаю.
      Обычно "злые" комментарии я сначала пишу в ворде, перечитываю несколько раз, сохраняю и откладываю "на потом",то есть несколько часов, и только потом, перечитав и оставшись при своём мнении, помещаю в комментарий.
      Почему я так делаю? Просто иногда (по настроение) бываю не всегда справедливой. Наверное, так бывает у всех.

      Удалить
  6. Интересное рассуждение. С чем-то и я согласен, но есть неточности. Есть тема для следующей прогулки.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я ужасно боюсь по неопытности нарушить правила блоговедения. Авторские права, авторский текст, авторские мысли. Указываю ссылки на источник. Но стараюсь все же больше писать своими словами. Не люблю писать много. Не особо красиво получается. Как могу! Главное усвоила: пиши о том, что тебе интересно. Это может быть интересно другим людям. И учусь, конечно, у тех коллег, кто давно ведет блоги. Хорошо, что Вы затронули эту тему. Наверное, если заканчиваются свои идеи, лучше уж совсем не писать! Наверное, так! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Мне повезло, в самом начале своего блогерского пути я попала в дружную команду краснодарских педагогов-блогеров, которые очень яро отстаивали блоговый сетикет. Я включилась в эту борьбу и, кроме активной поддержки в комментариях, даже выпустила несколько собственных постов, а также опубликовала несколько статей в сборниках.
      Сейчас Ваня учится в КубГУ и тоже просвещает меня в некоторых тонкостях оформления, написания статей и ещё кое-чему.
      А если заканчиваются идеи...?
      Я даже представить такого не могу.
      Конечно, была такая общая ошибка, как непременное озвучивание всех праздников. Получалась этакая "каша", в которой даже комментировать никто толком не мог.
      Теперь от этого отошли. Есть темы, которые не приходится "высасывать из пальца". Есть. Надо только подумать, осмыслить, и не побояться озвучить.

      Удалить
  8. Настольняа книга - Максим Ильяхов "Пиши. Сокращай". Она касается, конечно, рекламных текстов,но масса полезного в целом для пишущих.
    Длинные тексты не читают из-за элементарной загруженности информацией,которая валится на человека со всех сторон.
    пытаюсь сокращать посты, не всегда удается.
    Плагиат - знакома) Жалею людей,которые сами не могут что-либо ценное сделать. Что с них взять?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Ирина Валентиновна!
      Интересно будет почитать эту книгу.
      А меня немного "напрягают" рассуждения псевдо-философов о каких-то событиях. Что-то только "чуть произошло", а они тут же начинают разглагольствовать, да ещё с таким умным видом, что становится элементарно скучно.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]