вторник, 6 октября 2020 г.

Почему дети НЕ читают. На примере рассказа Любови Воронковой "Бабушкины дела"

Это сообщение написано по следам поста "Книжные бабушки", опублиованного в блоге "Ты, я и книга" (Детская библиотека - отделение № 6 город Алапаевск). В комментариях автор сокрушается: "...Современным детям рассказывала про эти книги (в библиотеке оформлена небольшая экспозиция), они внимательно слушали меня и ... брали книги про феечек Винкс, крылатых сказочных пони и трансформеров (здесь должен быть грустный смайлик)..."

Это заставило меня задуматься не на шутку. А потом поняла, что дети, скорее всего, не понимают того, что написано в этих книгах. Это для нас, взрослых людей из прошлого века всё понятно, и то, некоторые выражения и предметы кажутся анахронизмами. Многие понятия и выражения вышли из употребления. А если ещё принять во внимание речевой запас современных родителей, которые тоже практически многого не знают, то вопросы отпадают сами собой.

В качестве примера взяла рассказ Любови Воронковой "Бабушкины дела", написанный в середине прошлого века. Итак, читаем. А все непонятные слова и выражения (для наглядности) я выделю жирным шрифтом, а курсивом в скобках буду указывать современное восприятие этого слова детьми младшего школьного возраста.
***

Ночью шумел буран ("Буран" - космический корабль, на котором летали два капитана из книги "Приключения Алисы" Кира Булычева"). Страшно гудело и завывало в трубе (музыкальный инструмент). Жёсткий (крутой, своенравный, конкретный, безороворочный) снег взвивался вихрем и ударялся о стены.
Таня спала в горнице, около маленькой печки (хлебопечка, микроволновка).
— Мама, кто это стучится? — спросила она сквозь сон.
А мать ответила:
— Спи, спи. Это дедко (вызывает затруднение в ассоциации со словом дед) Морозко веселится на улице.
Наступило утро, а дед-мороз всё ещё не унимался. После завтрака Таня взялась было за полушубок, но бабушка сказала:
— На улице свету белого не видно — сиди дома!

Таня подошла к окну, поглядела в узенькую чистую проталинку. Ох, что творится! Белая вьюга несётся вдоль деревни, снежные вихри взвиваются вверх, и ничего больше не видно — ни дворов, ни берёз, ни леса…
— Так весь день и сидеть дома? — сказала Таня. — А что дома делать?
— Дел в доме сколько хочешь найдётся, — ответила бабушка. — У меня вот дела ещё до свету начались: печку истопила (не понятное действие. в домах центральное отопление), обед сварила, завтраком вас всех накормила… А сейчас давай за работу вместе приниматься: я буду кринки мыть, а ты чашки со стола убирай. Только, смотри, потихоньку, не разбей.

Таня налила горячей воды в самое глубокое блюдце. Много воды налила, до самых краёв.
— Бабушка, смотри-ка, у меня здесь пруд получился! — сказала она.
Но бабушке было некогда — она тёрла кринки мочалкой (ассоциация с баней - тереть мочалкой, значит купаться), отскребала у горлышка жёсткие пенки (особо тщательно тёрла шею) и не слушала Таню.

Таня взяла одну чашку — синюю с цветочками — и окунула в воду. Вода из блюдца полилась через край, побежала ручьём по столу и на пол.
— Что это там? — спросила бабушка.
— Ничего, — ответила Таня. — Это пруд из берегов вышел!
Таня вымыла чашку синюю с цветочками и взяла другую, с ягодками. А когда стала мыть дедушкин стакан, то воды оказалось очень мало.
Таня поворачивала стакан с боку на бок, он гремел, звенел и будто сердился.
— Ну и ладно, обойдёшься так, — сказала Таня и стала вытирать стакан.
Вытерла, поставила — что же это такое? Стакан стоял мутный, весь в молочных полосах.

— Бабушка, — сказала Таня, — а стакан никак не моется!
Бабушка тем временем уже перемыла кринки, сполоснула водой и поставила в печку просушиться и прожариться (жарить - значит что-то готовить, запекать. Зачем пустые кринки жарить? они что, съедобные)

— Ну, что тут у тебя? — сказала она. — Реки и озёра? Давай-ка я тебе помогу.
Бабушка налила в миску чистой воды.
Вдвоём с Таней они сполоснули (ассоциация: полоснуть - нанести удар ножом) чашки, а дедушкин стакан вымыли так, что он весь заблестел. Потом поставили посуду в шкаф, а клеёнку на столе вытерли сухо-насухо (ассоциация с названием животного "носуха").
— Ну, вот и всё, — сказала Таня, — вот и дела кончились!

— По-твоему, кончились, а по-моему, начинаются, — сказала бабушка. — Я вот пойду половики вытрясу, а ты бери веник, пол выметай  . Да сначала водой побрызгай!

Бабушка собрала с полу пёстрые дорожки (дорожка - тропинка в лесу) оделась и вышла из избы. А Таня зачерпнула из ведра кружку воды и начала брызгать по всему полу.
— Дождик идёт! — кричала она. — Эй, прячьтесь все — дождик идёт!
Брызги разлетались по всей избе — и на стены попало, и на лавки попало, и на сундук попало… И по всему полу, по белым половицам запестрели тёмные капли.

А потом Таня взяла веник и стала подметать. Она так размахивала веником, что весь сор вихрем взлетал кверху.
Бабушка вошла с половиками (было прочитано "с полКовНиками")
— Тише, тише! — сказала она. — Разве так метут!

И показала, как надо мести: тихо, ровно и сор не расшвыривать. Так они вместе подмели пол и постелили пёстрые дорожки. Чисто стало в избе!
— Вот и всё! — сказала Таня.
— Нет, не всё, — сказала бабушка, — сейчас пойдём гусей кормить.

Она насыпала в бадейку мякины, намяла туда картошки, облила всё горячей водой, замесила. Потом обе покрылись большими платками и пошли во двор.
Гуси уже стояли около своей кормушки и ждали. Увидев бабушку с ведром, они сразу закричали на разные голоса ... Таня даже уши заткнула:
— Ой, теги, не подмазаны телеги! Замолчите!

Но они всё кричали и кивали головами, пока бабушка не дала им корму. А как только дала корму, так они уткнулись (ассоциация со словом "утка", прочитано "Уткнулись") в кормушку и умолкли.
Куры тоже прибежали, но подойти боялись. Гуси шипели на них: не подходи, ущипну!
Тогда бабушка принесла горстку овса и посыпала курам в сторонке, чтобы гуси не видели.
— Ну, вот всех и накормили! — сказала Таня.

Но в это время из коровника раздался негромкий, как бы скучающий голос:
«М-му-уу…»
А потом из овчарника:
«Б-бя-а…»
Но бабушка сказала:
— Рано, рано запросили! Ещё полудня нет!

И пошла в избу. А Таня вперёд побежала. Бабушка вымыла руки, взяла гребень и веретено и уселась прясть кудельку. А Таня стала раздёргивать шерсть — тонко-тонко, по волоконышку.

— Вот спрядёшь кудельку, и работа вся. Да, бабушка? — спросила она.
Спряду кудельку и скотине сенца дам, — ответила бабушка. — А потом обедать собирать — дед из лесу с дровами приедет, мать из риги (город в Прибалтике) придёт. Они сегодня всей бригадой (бригада - бандитское общество) в риге лён мнут… Ну, после обеда кудельку спряду, а там и убираться надо (быстро уходить): скотину (плохое слово) поить, скотину кормить, корову доить, за водой идти (зачем идти за водой и куда? Покупать в супермаркете бутылки с водой?)… А там уж и вечер — в горнице печку топить (топить - погружать в воду), картошку варить на ужин…

После обеда явилась (материализовалась, вышла из портала) Алёнка — вся в снегу! Таня обрадовалась.
— Что ж ты не шла так долго?
— Я вьюги боялась. И то едва добежала. А ты на улице была?
— А когда мне! Я всё бабушке помогала!
Подружки уселись играть в куклы. А когда стемнело, залезли на лежанку (шезлонг) и принялись рассказывать друг другу сказки.
Бабушка входила, выходила, гремела вёдрами, а Таня и забыла, что она ей собиралась целый день помогать.

И только вечером вспомнила, когда Алёнка ушла:
— Бабушка, а что ещё делать надо?
— А ещё сейчас полезу в подпол, картошки наберу на завтра, капусты достану.
— Бабушка, и я с тобой! Я тоже буду картошку набирать!

Бабушка зажгла лампу, взяла корзинку и полезла в подпол. И Таня с ней. В подполе было очень интересно. В одном углу лежал целый ворох картошки, в другом — брюква и свёкла, в третьем стояли пузатые кадки с капустой и огурцами.
Таня тоже хотела набирать картошку. Но бабушка сказала:
Не грязни руки. Лучше выбери себе брюковку.
Таня выбрала брюкву, посмотрела, а у неё бочок погрызенный.

— Бабушка, смотри-ка! Кто-то брюкву обгрыз!
— Это мыши, — сказала бабушка. — Вот негодные (бесполезные, испорченные, бракованные)!
Таня живо оглянулась:
— А где они живут?
— Да где-нибудь тут, в норочках.

В это время сверху спрыгнул в подпол кот Михей. И сразу пошёл лазить по углам. Глаза у него в темноте светились, как зелёные огоньки.
— Вот Михей знает, где мыши живут, — сказала бабушка. — Он уж их проучит!

Бабушка набрала в корзину картошки, положила из кадки капусты в миску, взяла морковку для щей.
— Ну, полезем? — сказала она.
— Сейчас, бабушка, — ответила Таня, — только подожди — я себе огурчик достану.
Таня приподнялась на цыпочки и достала из кадки большой солёный огурец. А когда увидела, что бабушка уже ногу на ступеньку поставила, то ей вдруг стало страшно в тёмном и тихом подполе (было прочитано "подполЬе").
— Подожди, подожди! — закричала она. — Чур, я первая вылезу!
Таня и бабушка вылезли. А кот в подполе остался — мышей искать.
— Вот мы и управились. Да, бабушка? — сказала Таня.
Но в это время загремела дверь на крыльце, заскрипели морозные шаги — в избу вошла мать.
— Ох, вьюга все глаза залепила! — сказала она отряхиваясь. Еле дошли из риги! (вернулись пешком из круиза по Прибалтике)

Снова загремела дверь — пришёл дедушка.
— Ну и ну, погодка! Бабка, давай ужинать — прозяб совсем!
— Накрывай на стол, Таня, — сказала бабушка, — будем ужин собирать.
— Ой, бабушка! — сказала Таня. — А когда же твоим делам конец?
Бабушка улыбнулась и ответила:
— Моим делам конца не бывает!...
***

Ну, мне кажется, я наглядно показала, что многие книги детям надо читать только вместе со взрослыми, которые могут объяснить значение слов. Велик и могуч русский язык, но сейчас идёт такая просто невероятная реформа, что многие слова уходят в разряд анахронизмов или приобретают совсем иной смысл.
И, как мне кажется, задача учителей, а прежде всего библиотекарей, сделать так, чтобы современные дети понимали смысл того, что написано в книгах. Устраивать тематические встречи, создавать подходящую атмосферу, дать возможность потрогать, пощупать, прочувствовать... И тогда не будет сущестовать такой проблемы.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Как мне нравится, когда после опубликования того или иного поста идут полемики, рассуждения, споры, может быть.
    Полностью согласна с Вами, что книги прошлого века современные дети читают с трудом. Недавно одна семиклассница призналась, что с трудом одолела повести Гоголя и Пушкина, заданные по летнему списку чтений, так как там много непонятных слов. Редко какой ребёнок, даже имея Интернет , посмотрит значение слов ( нужно прилагать усилия!). Скорее просто бездумно будет читать с мыслью побыстрее закончить и убежать на улицу.
    Вы предложили простой и действенный вариант: создать атмосферу и погрузиться в чтение...
    Вы знаете, я обязательно попробую!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна!
      Да, я не ограничилалсь только комментарием, уж очень тема наболевшая...
      Вот и получился такой пост.
      Думаю, кому-то будет интересно попробовать "бабушкины советы".
      Когда-то, давням-давно, я, городская девчонка, с помощью "погружения в ситуацию" научилась понимать кубанскую балачку разных мест. Да-да, в каждой станице свой говор, свои определения каких-то действий, предметов, названий, шуток.
      И то, что в одной кажется обидным - в другой ласковым.
      Парадоксально.
      Так что без глобального погружения в мир прошлого, пожалуй, и не обойтись ))

      Удалить
  2. Ваши наблюдения и советы очень интересны, Ирина Валерьевна!
    Я, работая шк. библиотекарем, но имея образование учителя русского языка, прямо-таки с удовольствием на библиотечных занятиях применяю словарную работу:)) И мне кажется, что детям это тоже нравится:) - столько открытий делается! Поэтому Вы совершенно правы - это один из методов привлечения к чтению)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана!
      Я очень рада, что есть учителя, которые объясняют подрастающему поколению то, что было в недалеком прошлом.
      Хотя, если подумать, многие взрослые люди тоже плохо понимают стихи и прозу "допушкинских" времён, не говоря уже о летописях.
      Так что надо понять, что даже если родители супер-образованы, это не значит, что ребенок автоматически получает знания.
      Всё надо начинать сначала, по капельке, постоянно, чтобы не пропустить момент, когда будет уже поздно.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Больную для меня тему Вы затронули.
    Вы знаете, я как раз вижу только одну причину того, что дети не читают или мало читают: ЛЕНЬ!
    Да, язык - это всегда сложная система. Да, язык НУЖНО ИЗУЧАТЬ. Русский язык тем и сложен, что в нём МНОГО многозначных слов. НО что мешает читать со словарём? Только лень!
    Сейчас на уроках литературы в 7-х и 9-м классах изучаем литературу XVIII века. Это просто неподъёмный пласт литературы и совсем неинтересный школьникам. Ломоносов, Державин, Фонвизин, Радищев... Боже! Осталось-то 4 имени в программе, но и они идут с трудом.
    Учим отрывок из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны 1747 г." с величайшим трудом! Объясняю КАЖДУЮ строчку. И... не понимают.
    Сегодня и вчера читала и комментировала оду Державина "Властителям и судиям". При этом значения многих слов написаны в сносках в учебнике. Даже глаза опустить лень и прочитать.
    С ужасом думаю, как завтра начну изучать "Недоросля" Д.И.Фонвизина и "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева. Особенно Радищев! Вот где неподъёмный язык! Буду выкручиваться ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вы знаете, как мне кажется, надо претензии предъявлять к тем, кто составляет учебные программы.
      С одной стороны - упрощение до невозможности (поставить крестик в тесте в определенном окошке, а это вполне можно списать, даже не читая вопросов), с другой - внесение в программу Ломоносова, Державина, Фонвизина, Радищева.
      В то время, когда я училась, у нас была совсем другая программа.
      Да, она была более политизирована, но более понятна именно детям.
      Сейчас же, как мне кажется, делается всё, чтобы усложнить работу учителям и убить желание учиться у школьников.
      А то, что дети не читают, я не совсем согласна.
      Они как раз читают, но не то, что заложено в программе.
      Вы спрашивали, кто что читает?
      Уверена, что это комиксы и сказочки про пони. феечек, фентези, ужасы, да и анекдоты (это тоже имеет право быть как мини-проза)
      В своё время Ваня увлекся творчеством Вишневского.
      Особенно его одностишиями.
      Попытался донести до учителя смысл - не получилось
      Не поняли:
      "Ну как можно считать законченным произведением - "Ах, как быстро кончился диван"?
      А ведь смысл в том, что прочитав это начинаешь включать воображение.
      Да, можно было написать, что человек, к примеру, во сне повернулся и упал с дивана на пол, ушибся, плакал, а может и что-то сломал... Но зачем? Если есть совершенно законченная мысль. Здесь и эмоции и действие и... да ладно, это меня просто "понесло" )))
      А вот Недоросля они как раз будут читать с удовольствием особенно если Вы предложите поделить роли, заранее сопоставив характеры ребят и участников действия.
      Не рассказывайте им, пусть они сами прочувствуют характеры героев.
      Будет весьма интересно.
      А для развития интереса, составьте две (три) команды "актеров" , а также независимую группу для оценки.
      Каждая группа пусть сама определит характер отрывка (потому что естественно всё за один урок не покажещь), а независимые эксперты скажут, кто был более убедительным.
      Не уверена, что это возможно в рамках урока, но... кто знает?

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы правы, дети не понимают многое, поэтому не читают такие книги.
    Ирина Валерьевна, а где Иван? Он уже давно не пишет в своём блоге. Наверное, занятия в университете отнимают много времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйтк, Ирина Михайловна!
      Ваня сейчас работает над другим проектом, который в открытый доступ не выкладывает (чтобы "не списали" )))
      Это надо для учебы.
      А блог продолжает существовать, просто главная страница не пополняется.
      Но семейные странички пополняются, вносятся изменения, уточнения, продолжается работа над родословной.
      Работает страничка "Поздравления.
      А если Вы заскучали за Ваниными рассказами. просто возьмите и перечитайте.
      Мне почему то кажется, что Вы так и НЕ прочитали его повести и романы. А они заслуживают того, чтобы прочитать. ))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы затронули такую тему, о которой я говорила на одном из круглых столов шк. библиотекарей лет 10 назад. К сожалению, современные дети мало читают, и поэтому плохо знают не только старые, но и новые слова.Не буду говорить о семье и учителях литературы, а вот шк. библиотекари, к сожалению, забыли о такой форме работы, как громкое чтение (с остановками). Сейчас эту форму работы можно сопроводить презентацией, рисунками, играми... Если захотеть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Вы правы, надо вводить громкое чтение, тем более, что действительно можно подключать медиа и мультипликацию.
      Но вот кто будет заморачиваться этим?
      "За это же не платят" (((
      Только энтузиасты и по-настоящему увлеченные и заинтересованные люди способны на это.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]