четверг, 1 апреля 2021 г.

Полуторагорбый верблюд, или гений преступного мира? По книге Натальи Александровой "Всё против свекрови"

Сегодня 1 апреля - день дурака, когда повсюду сыплют шутками типа "А у вас спина белая". Каждый из нас становился участником розыгрыша, иногда обидного, иногда веселого. А вот если подумать: так ли легко обмануть человека? "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!" - восклицал великий Пушкин. Но сейчас не об этом. Давайте поговорим, насколько мы готовы обманываться, составляя впечатление о человеке по внешнему виду. 

Я предлагаю обсудить сюжетную линию, которая не может остаться без внимания. Что это: недоразумение, простое везение или великий талант? Итак, давайте сначала прочитаем первое описание внешности Кеши:

"На пороге стоял мужчина. Откровенно скажу, мужчина вида неказистого. Был он довольно высок, но сутул и лысоват. А там, где остались волосы, они были тусклые и грязно-серого цвета. Одет мужчина был в мятые дешевые джинсы и рубашку навыпуск. На босых ногах – пляжные тапочки.
Мужчина поглядел на меня печальным глазом и сказал тихо:
- Я к детективу Куликову.
- Проходите, пожалуйста! - Я улыбнулась дежурно-любезно, как полагается хорошей секретарше.
Он выпрямился и поглядел на меня сверху отстраненно и печально, ни дать ни взять – верблюд в зоопарке. Потом снова опустил плечи и пошел вперед по коридору, не торопясь и высоко поднимая длинные ноги. Точно, верблюд!"

Это первое впечатление, которое произвёл мужчина на Василису - детектива. Да, мы привыкли навешивать ярлыки, сравнивать поведение людей с повадками животных, заранее предполагая развитие событий. Вообще то это непрофессионально для детектива, внешность бывает обманчива, но...

"... не было клиентов – и это не клиент. Ну, сами посудите, для какого дела этот тип мог бы нанять детектива? Ревнует жену? Подозревает, что она ему изменяет? Да я вас умоляю, судя по всему, жена у него если и есть, то страшнее атомной войны и на нее никто в здравом уме не польстится. Или хочет навести порядок в собственной фирме? Кто-то ворует у него новейшие разработки и продает их конкурентам? Ой, не смешите мои тапочки! Никакой фирмы у него нет и в помине, или я ничего не понимаю в людях! Может, этот верблюд просто квартирой ошибся? Или кошелек у него в трамвае сперли, вот он и хочет с нашей помощью его отыскать…"

Вот так, сразу навешав кучу ярлыков на неказистого мужичонку, Василиса начинает искать подтверждение его никчемности. Впрочем, каждый из нас иногда поступает так же: составив первое поверхностное впечатление, начинаем искать подтверждение своим догадкам, и внимательно наблюдаем за промашками "объекта наблюдения"

Вот в кабинете детективов он сел на кресло с выпирающей пружиной. Ему явно неудобно, но он стесняется показать это... "Этот тип, похожий на верблюда, плюхнулся в кресло и утонул в нем, выставив вверх мосластые колени... Он сделал попытку привстать и снова шлепнулся в кресло, причем, надо думать, укололся торчащей пружиной, потому что поморщился." Ему предложили пересесть с неудобного кресла...

" Бубликов с опаской оглядел стул, потом сел на него с большой осторожностью и начал рассказ.
Они живут с женой и мамой на улице Наличной. Ира работает в фирме, кажется, менеджером. Вчера утром она как обычно ушла на работу, вечером они с мамой ждали ее к ужину, она не пришла. Часам к двенадцати они уже сильно волновались, маме стало плохо, он, Бубликов, сидел у ее постели и подавал лекарства. Ира не появилась и утром, он хотел идти в милицию, но встретил на лестнице Пелагею Петровну, она посоветовала частного сыщика. Вас."

Не правда ли - типичный инфантильный маменькин сыночек? У него пропала жена, а он всю ночь просидел с мамой, подавал ей лекарства. И это при его полной уверенности, что семья у них дружная, свекровь любит невестку...

И вот следователь делает предположение, что Ира (его жена) попала в ДТП.

"- Что? - вскинулся Бубликов.
- Шла на работу, попала под машину, находится в больнице без сознания. Вы больницы-морги обзванивали?
- Что вы такое говорите?.. - Бубликов побледнел и растекся по стулу, хотела было я сказать, как фруктовое желе, но, учитывая его мосластые колени, это больше походило на растаявший холодец из свиных или телячьих ножек.
- Выпейте водички… –-засуетилась я. - Может, валерьяночки или пустырника?
- Хм… - Дядя Вася глядел непреклонно. - Вы уж простите за прямоту, но больше ничего посоветовать не могу. Здравый смысл подсказывает предполагать только ДТП, или ограбили вашу жену в подъезде, дали по голове, отняли сумочку, а в ней - деньги и мобильный телефон. Сплошь и рядом такое творится, не она первая…
- Но Пелагея Петровна сказала…
- То есть вы хотите, чтобы это все выяснили мы, - догадалась я. - Это, конечно, будет гораздо быстрее, если Василий Макарович подключит свои связи.
- Да-да, - Бубликов закивал головой, - вы уж пожалуйста… А то мы с мамой очень волнуемся, у мамы уже было два приступа…
- Конечно, у меня это получится быстрее, – солидно сказал дядя Вася. - Жена ваша документы при себе имела?
- Как? - вскинулся Бубликов.
- Ну, носила она в сумочке паспорт, пропуск, удостоверение какое-нибудь? - прикрикнула я, решив не церемониться с этим рохлей.
- Я не знаю… - Снова он глядел печально, как верблюд, обнаруживший, что из колодца в оазисе уже кто-то выпил всю воду до его прихода.
... - Если она на работу не пришла, стало быть, ДТП вчера утром случилось, а если она была на работе, то – вечером, значительно сужается круг поисков…
- Я не знаю рабочего телефона, может быть, мама… - Бубликов понурился.
«Точно, полный придурок! – переглянулись мы с дядей Васей. – Вообще ничего про жену не знает!»"

Так ничего не добившись от этого "заботливого мужа", детективы приняли решение поговорить с его матерью.
И вот ещё один штришок к портрету: отношения матери и сына:
"- Кешенька, ты устал, иди к себе, - сказала Вера Павловна, - полежи, отдохни…
Сын послушно пошел по коридору, шаркая тапочками.
- Ноги! - сказала его мамаша.
Иннокентий вздрогнул, сбросил пляжные резиновые тапочки и надел домашние, в клеточку."
Это при том, что в дом пришел детектив, который будет выяснять подробности пропажи любимой жены...

А вот какой состоялся разговор, который тоже даёт очень важную оценку поведения всех фигурантов данной истории:

"- Значит, последний раз вы видели вашу невестку вчера утром… - начала я.
- Нет, милочка, утром мы ее не видели! - возразила Вера Павловна. - Ирочка, как обычно, ушла рано, она нас с Кешенькой не беспокоит. А мы встали в десятом часу, я накормила Кешу завтраком… он любит омлет с грибами и пармской ветчиной…
«Губа не дура у Кеши», – подумала я.
- А у него работа начинается позднее? - поинтересовалась я без задней мысли.
Тут лицо Веры Павловны неуловимо изменилось. Оно отвердело, исчезла приветливая улыбка.
- Кеша сейчас не работает, - проговорила она строго. - Он ушел из школы, там его не ценили и не понимали. Эти дети просто ужасны! Они не умеют ценить хорошего отношения! Но преподаватели еще хуже… вы не представляете, какие там интриги!
- А он, простите, какой предмет преподавал? - мимоходом поинтересовалась я, думая, что мама сейчас назовет какое-нибудь трудовое воспитание или ОБЖ. На большее, по моим представлениям, этот недотепа не тянул.
- Кеша - талантливый математик! - произнесла Вера Павловна с придыханием. - В университете он подавал такие надежды! Был первым на курсе! Но вот наука в нашей стране не в почете, ему пришлось идти в школу…
- И давно он ушел из школы? - спросила я с интересом.
- В прошлом году, - ответила она и тут же добавила: - Нет, милочка, вы не думайте - Кеша искал работу, но все, что ему предлагали, было недостойно его уровня…
«Интересно! - подумала я. - Квартирка отделана по высшему разряду, в деньгах здесь явно не нуждаются, а работает одна Ирина… Иннокентий, этот унылый верблюд, целый год бездельничает, да и раньше работал в школе, где ему вряд ли много платили. Вера Павловна, понятное дело, на пенсии, вид у нее уж больно ухоженный, беззаботный. Значит, они все живут на Иринин заработок. Понятно, что так забеспокоились, когда их кормилица пропала…»"

Потом был обнаружен труп, по описанию похожий на пропавшую Ирину (не буду пересказывать процедуру опознания - весьма любопытное поведение, стоит внимательно отнестись к этому.
Но вот потом события развивались не менее любопытно:

"К телефону подошла Вера Павловна и сказала, что Кешенька очень перенервничал при посещении морга, дома у него поднялась температура, он отказался от обеда и только выпил пустого чаю. А потом прилег. И теперь крепко спит, так что ни о каком визите к детективу не может быть и речи."

Понимаете, только что человек побывал в морге на опознании обгоревшего тела... пришел домой, выпил чаю, и мама сказала: "Ложись спать" - и он уснул. Как-то странно характеризует его как неполноценного человека с явным нарушением психики...

"Бубликов встретил нас мрачно. На щеке у него был отпечаток подушки, волосы растрепаны, глаза опухли. Он забился в уголок дивана и затих.
Дядя Вася встал, откашлялся и начал солидным голосом:
- Мы проделали некоторую работу и можем сообщить вам кое-какие результаты.
- Какие результаты? - встрепенулся Иннокентий. - Вы же не нашли мою жену! Вы не смогли решить эту задачу! О каких результатах вы говорите?
- Кеша, держи себя в руках! - Вера Павловна нетерпеливо коснулась его плеча. - Прежде всего мы должны внимательно выслушать этих людей, а потом решим, достойны ли они доверия и сделали ли они хоть что-то за наши деньги."

Потом была трогательная история знакомства Ирины и Кеши, их скорополительная женитьба (потому что мать увидела в ней женщину, которая возьмёт на себя все заботы о ней и любимом сыночке), смена квартиры, полный достаток в семье и... неожиданная пропажа. Но свекровь и мужа беспокоило одно: у них закончились деньги, значит надо найти Ирину и заставить её содержать их, потому что именно она приучила их к роскошной жизни.
А потом выяснилось, что Ира - она вовсе не Ира...

"- Сядьте, граждане Бубликовы, - предложил дядя Вася, - сядьте и послушайте. И помните, вы сами этого хотели.
- Мы хотели, чтобы вы нашли Ирину! - влезла неугомонная старуха. - А вы вместо этого…
- А мы вместо этого выяснили, что жена вашего сына Ирина Бубликова вовсе ему не жена. Потому что вышла за него по фальшивому паспорту…"

Далее он очень подробно и толково изложил все сведения, что нам удалось накопать про неуловимую невестку старухи. Причем невестку фальшивую.

"- Так что сами уж решайте - нужна вам такая родственница, - закончил дядя Вася, - ведь как только ее найдут - так сразу арестуют. За ней много всего числится.
- Но мы ничего не знали… - растерянно проговорила Вера Павловна. - Ирочка… она ничего нам не говорила. Мы не в курсе ее жизни. Мы даже не знали, где она работала…
- Не может быть! - очухался Бубликов, который до этого находился в полном ступоре. - Я не верю, этого не может быть! Ира… она не могла…
- Кеша, не валяй дурака, - устало сказала Вера Павловна, - эти люди знают, что говорят… И если бы ты, дурак такой, не поперся к частному детективу, никто ничего бы не узнал! Ну, пропала и пропала, мало ли куда делась! А теперь нас затаскают, да еще и имущество конфискуют!
- Но ты же сама говорила, что Иру надо найти, иначе нам не на что будет жить!
- Мало ли что я говорила! - заорала в ответ Вера Павловна. - Своим умом надо жить, сорок лет скоро, а все маму слушаешься!
Тут я была с ней согласна. Но если ума совсем нету, что делать?
Кеша закрыл лицо руками и выскочил из кухни."

Что так поразило этого "полуторагорбого верблюда"? Почему он убежал от разговора?

"Я постучала, но Иннокентий не отозвался, а подозрительные звуки стали еще громче. Тогда я толкнула дверь и вошла внутрь.
Иннокентий сидел за письменным столом, спрятав лицо в ладонях, и громко всхлипывал. Его сутулая спина крупно вздрагивала, как у простуженного верблюда.
- Эй, гражданин Бубликов, возьмите себя в руки! - проговорила я в эту спину. - Ну, хоть сделайте вид, что вы мужчина!
В ответ на мои слова он издал жалобный вопль, и спина затряслась еще сильнее.
Нет, что он воображает – что я буду его утешать, жалеть и угощать конфетами? Я ему не мамочка!"

"На полу возле его стола валялись какие-то листки, покрытые записями и рисунками. От нечего делать я подняла один из этих листков и начала рассматривать."

Это оказалось подробными планами совершенных в городе ограблений, раскрыть которые никому не удвлось. Даже версии не было. А тут такое!

"Неужели вся эта ювелирная операция была разработана здесь, в этой комнате? И кем? Вот этим жалким человечком?
Спина Иннокентия все еще вздрагивала от рыданий.
Неужели он так хорошо играет роль сутулого недотепы, а в действительности – хитрый и безжалостный преступник?
Я никак не могла в это поверить, скорее уж поверю в то, что сама выдумала криминальный смысл рисунков и надписей на листке, а на самом деле они имеют вполне безобидные объяснения…
Чтобы проверить свои рассуждения, я подняла с полу еще один помятый листок.
Такой же чертеж, испещренный неразборчивыми каракулями…"

Вот насколько прочны навешанные штампы, даже имея перед глазами 100% доказательства причастности Кеши к ограблениям, Василиса поверить не могла, что всё это разработано "сутулым недотепой"?

"- А это что такое?
- Это?! - на его лице отразилось искреннее недоумение. - При чем тут это?
- Да, - повторила я, потрясая листками. - Что это такое? Не отпирайтесь, я вижу, что это - ваш почерк!
- Ну да, мой! - согласился он без всяких колебаний. - Ну, и что с того?
А я-то думала, что он начнет отпираться, изворачиваться, врать, доказывать, что не имеет к этим расчетам никакого отношения! Я собиралась припереть его к стенке, запугать и вырвать у него признание! Нет, этот Бубликов ведет себя совершенно непредсказуемо!...
...- Это задачки, - ответил Иннокентий, недоумевая. - Почему они вас так заинтересовали?
Тут уж я вообще перестала что-нибудь понимать.
- Задачки? - переспросила растерянно. - Какие еще задачки?
- Обыкновенные, - ответил Бубликов спокойно. - Для математического кружка…
- Ну-ка, расскажите мне все подробно! - потребовала я, переводя взгляд с Иннокентия на чертежи и обратно. - Что за кружок, что за задачки?
- У Иры на работе есть начальница, - начал он терпеливо. - У этой начальницы дочка посещает математический кружок, и там им время от времени задают довольно сложные задачи. Ну, а я все-таки учитель математики, вот Ирина и просила меня время от времени помогать этой девочке. Вы понимаете, ей важно наладить с начальницей хорошие отношения…
Я решила не отвлекаться сейчас на разъяснения, что у его Иры не было никакой начальницы, то есть, может, и была, но вот дочка ее в маткружок точно не ходила, а если бы ходила, то уж не такие задачи там задавали.
- Ничего себе задачки! - воскликнула я возмущенно. - Это же планы ограблений!
- Ну и что такого? - Он пожал плечами. - Вы же знаете, современные дети интересуются всякими криминальными историями. Если им задавать задачи про бассейн с двумя трубами или про два поезда, которые идут навстречу друг другу из пунктов А и Б, - они будут спать на уроках. А их нужно увлечь, заинтересовать… ну, вот в этом кружке и придумывают для них увлекательные задачи про ограбления… я совершенно не осуждаю этого преподавателя…
- Какой кружок?! - закричала я, с удивлением глядя на этого идиота. - Какой преподаватель?! Да вас использовали, чтобы организовать самые настоящие ограбления! Ты, Бубликов, вообще дурак или сроду так?"

И снова складывается впечатление, что затюканного матерью сыночка обвела вокруг пальца зловредная преступница, прикинувшаяся любящей женой и заботливой невесткой. А вот сейчас он что-то начинает понимать и ужасается, даже в меру сил пытается помочь следствию... И даже выдаёт новый план ограбления, который Ирина попросила рассчитать пару дней назад...Правда, изначально следствие пошло по ложному следу...

А мать и сын тем временем скрывались дома, так как опасались сообщников Ирины, которая, как оказалось скрылась с деньгами с последнего ограбления. И вот эти сообщники разыскивают Ирину, угрожая родственникам.

"На пятое утро их добровольного заточения Кеша вышел к завтраку непохожим на себя. Вера Павловна жарила на завтрак оладьи из кабачков и не присматривалась к сыну, однако когда пили кофе – еще из старых запасов, заваренный в итальянской кофеварке, она заметила, что у него в глазах отсутствует выражение верблюда, обманутого в лучших чувствах близкими друзьями. И плечи сегодня у Кеши не так сильно сутулились, и глаза смотрели не в землю, а прямо перед собой."

Такое преображение человека не осталось без моего внимания. Я стала более внимательно читать всё, что касается Кеши... А он, как бы случайно попадает в лапы бывших сообщников, хотя, если внимательно перечитать этот отрывак, начинаешь понимать, что он специально искал с ними встречи. И тем не менее разыграл испуганного ничтожного человечка, и как-бы испугавшись угроз бандитов открывшим тайну, где в скором времени появится Ирина, причем не просто так, а в очередном ограблении с солидным кушем...

Ну, в общем, расследование там идёт своим чередом, подготовлена целая операция по поимке преступников (это узнают все, кто прочитает). А вот как ведёт себя Кеша?

"Захлопнув крышку мусоропровода, молодая женщина в синей униформе уборщицы огляделась по сторонам и скользнула к металлической служебной двери. Эта дверь выходила во двор алмазного центра, именно туда, где находилась площадка с мусорными баками и куда ежедневно заезжал мусоровоз.
Но в этот момент из-за угла появился сутулый человек в белом халате и высоком поварском колпаке. Женщина удивленно взглянула на него… и узнала унылое лицо и грустный взгляд разочарованного в жизни верблюда.
- Ты?! - прошипела она раздраженно. - Какого черта ты здесь делаешь?
- Я, - сказал Иннокентий. - Ира, не гони меня, я хочу быть с тобой…
- Я не Ира, - усмехнулась женщина.
- Я знаю, - сказал он, - я все про тебя знаю…
- Все? - она зло прищурилась. - Неужели все?
Но Иннокентий вместо ответа прижал палец к губам, подошел к ней вплотную и что-то быстро прошептал на ухо.
Женщина выслушала его, взглянула недоверчиво, но после секундного размышления кивнула:
- Ну, смотри, если ты уверен…
- Все будет хорошо, только послушай меня…
Иннокентий достал из-за пазухи второй белый халат, быстро накинул его на свою спутницу и повел ее по коридору.
Скоро они оказались на ресторанной кухне."

Итак, ни бриллиантов, ни Ирины, ни Кеши не нашли. А вот мать забила тревогу: сын пропал.

"Тут я поняла, что дядя Вася прекрасно понимает, куда делся Кеша Бубликов. Просто ему неохота говорить старухе правду и терпеть потом истерику, которую она устроит. Некогда, ему полковника Загоруйко провожать надо! А поезд, как известно, ждать не станет.
- А когда он вчера из дому ушел? - решила я взять инициативу в свои руки.
Выяснилось, что Кеша ушел из дому вчера около пяти, пообедал в три, как всегда, а чай пить не стал. И на вопрос, куда он идет и когда вернется, ответил невразумительно.
- Вы должны его найти! - заявила Вера Павловна.
- Думаю, это будет непросто, - сказала я, переглянувшись с дядей Васей. - Думаю, ваш сын не хочет, чтобы его нашли. Иначе он бы не ушел, не простившись…
- С ним что-то случилось! - всхлипнула Вера Павловна. - Иначе он обязательно вернулся бы домой! Понимаете, у меня сегодня день рождения!"

Нет, сын не пропал. И не забыл о дне рождения мамочки. Он прислал ей торт с курьером... "С днём рождения, мамочка".
Итак. Вот та сюжетная линия, которую мне хотелось обсудить.
Насколько Кеша изменился, и когда произошла эта перемена?
И был ли он действительно тупым маменькиным сыночком, или в нём всегда была эта криминальная жилка?
Изначально мне тоже не понравился этот верблюд-тюфяк, а вот сейчас едва не восторгаюсь талантливым умом и умением точно рассчитать всё до секунды.
И как он смог за долю секунды убедить Ирину довериться ему.
А может у них всё давно было сговорено?
Итак, кто может что-то добавить или опровергнуть?

8 комментариев:

  1. С 1 апреля, Ирина Валерьевна! Я книгу не читала, мне трудно что-нибудь добавить или опровергнуть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      В данном случае саму книгу можно и не читать.
      Я выбрала все упоминания об этом персонаже.
      И вот на основании этого вполне можно представить, что это за личность.
      И вот в честь 1 апреля показываю, насколько можно ошибаться в человеке, если заранее навешивать ярлыки и не верить, что от него может быть "какая-то польза".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Сверилась со своими списками - эту книгу Александровой читала, но как-то она не запомнилась. Мне у Александровой многое не запоминается, хотя читаю с удовольствием...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
      Вот такие книги "вроде как бы ни о чем" сейчас довольно популярны.
      Их ещё называют "метрошными" (от слова метро).
      Просто почитать (послушать аудио) в дороге по пути на работу.
      И голову особо не загружают, и уснуть не дают.

      Удалить
  3. Ciao!!!!
    Buon primo di Aprile.
    Non avuto il piacere di leggere questo libro ma sembra davvero molto interessante.

    ОтветитьУдалить
  4. Возьму книгу на заметку, Ирина Валерьевна! Недавно читала Н.Нестеровой "Гости съезжались на дачу". Сначала не понимала, зачем я ее читаю, событий особенно нет, а оказалось, что всё самое интересное в конце!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Это веяние современной литературы - "книги ни о чем".
      Просто для того, чтобы занять чем-то свободное время.
      Думать особо не надо, и в любой момент можно закрыть книгу, без особого сожаления, что "там самое интересное начинается")))

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]