воскресенье, 28 мая 2017 г.

Страсти по... или: учить или учиться?

Закончился учебный год. Или "Окончился" - как правильно? Тут целый спор возник в одной из соцсетей, даже чуть до оскорблений не дошло. Но что поделаешь, устали все: и учителя, и ученики, и родители... Нервы на пределе. И знаете, что удивительно: вроде бы каникулы, отдыхайте (конечно кроме тех, кто сдаёт экзамены), но родители никак не успокоятся, буквально обсасывают тему "репетиторство". Ох, какими же словами клеймят они "недобросовестных учителей", которые "бесплатно работать не хотят"... А мне их детей жалко. Ну как могут дети, любя своих агрессивно настроенных к школе родителей, осознать, что в школе хорошо, что в школе их любят, что школа - это вовсе не вселенское зло, из-за которого они сутками родителей не видят.

Ну да, прикрываются некоторые родители "большой занятостью на работе", чтобы оправдать своё нежелание общаться с ребенком.
А как-же! Есть же школа, которая и научит, и накормит, и с проблемами разберется...
Но вот тогда зачем нужны такие горе-родители.

Обидно мне до слёз. Я же знаю, насколько внимательны учителя к детям, как стараются найти подход даже к самому, что ни на есть "запущенному" ребенку, как стараются сдерживать себя, и не отвечать на явные провокации, как пытаются "пропустить мимо ушей" оскорбления, делая вид, что "не расслышала".
Быть учителем - это очень сложно. И так обидно, что некоторые, далёкие от профессии личности (не могу их по другому назвать) пытаются давать советы, во всеуслышание смаковать "недостатки" учителя. Того самого, который делает всё возможное, чтобы научить их же дитяток чему-то полезному.

И как трудно учителю, получившему оскорбления от родителей, продолжать относиться к ученику беспристрастно. А ведь учителя понимают. что дети не виноваты. Зачастую, дети и сами подвергаются нападкам со стороны собственных родителей.
Слышала, как один отец со злобой поучал сына: "А ты врежь ей в следующий раз! И пусть эта б... только попробует снизить оценку!"... Представляете? Ребенок (по виду 2-3 класс) идёт в школу... с папой... за ручку...
Кому он советовал "врезать"? Учительнице? Или какой-то неведомой "Ей"? Но сам факт, что отец призывает сына поднять руку на "лицо женского пола" у меня вызвал чувство омерзения.

Может быть мне просто повезло, но на моём веку не было ни одного учителя, которого мне не хотелось бы вспомнить добрым словом. Даже самые "придирчивые" на самом деле оказывались очень даже добрыми и заботливыми.

Помню я, будучи ещё ученицей шестого класса, возвращалась со школы. Начался дождь, да такой сильный, что просто "стеной". И тут... кто-то прикрыл меня полой плаща, прижал к себе и затащил под зонтик. Это оказалась та самая "вредная" (как мне казалось) учительница. которая только что поставила мне двойку за невыполненное домашнее задание. Она проводила меня домой до самого подъезда, а когда я её поблагодарила, сказала: "Ну что ты, это вовсе не трудно! Главное, не забудь повторить... завтра спрошу. Надо же двойку исправить. Договорились?"
И на следующий день я блестяще ответила на уроке, получила свою заслуженную "пятёрку". А потом, как все нормальные школяры, на следующий день уроки учить не стала. А зачем? Наверняка не спросит... Ан нет же, спросила... И двойку поставила... И грустно-грустно посмотрела на меня...

И так мне это запало в душу, что до сих пор знаю: надо выполнять задания постоянно, а не от случая к случаю. Что учиться надо не для того, что "спросят", а для себя.
А ещё я хочу сказать: каким бы не был учитель, но если ребенок не хочет учиться...
Вот так я думаю.

20 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, злободневную Вы тему затрагиваете. Ведь учителей склоняют 356 дней в году. А само интересное то, что кто перемывает косточки учителям сам в школе учился мягко говоря не очень. Мне всегда хочется закрыть таких болтунов с детьми в классе уроков на пять и пусть просто проследит хотя бы, чтобы дети не поубивались. А потом уже и рассуждает о недобросовестных учителях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Николаевна!
      Мне всегда обидно, когда не только несправедливо кого-то обвиняют, но и пытаются "перевесить" все свои личные неудачи на кого-то другого. Родился ребенок с заболеванием - виноваты врачи (в не мама, которая курила и пила во время беременности)...Учится плохо - виноваты учителя (а не родители) Ребенок хамит и ведёт себя неподобающим образом - виновато общество... Ну когда же мы научимся смотреть правде в глаза?

      Удалить
  2. Ирина Валерьевна,здравствуйте! Год окончен, освободилось время для визитов в блоги. К сожалению ли, к счастью ли, но всё осознаётся позже. Пытаюсь относиться с юмором к тем родителям, которые имеют настолько большой избыток времени, чтобы философствовать на темы, в которых мало компетентны.Лучше бы эту энергию трансформировали в полезное времяпрепровождение со своим же ребёнком. А то,что языки зело распущены,это-факт.Преподавателям приходится и честь мундира беречь, и авторитет родителей поддерживать, общаясь с учениками,ещё и держаться достойно.Коллегам-терпения и достоинства,детворе-отменного отдыха, а взрослым-мудрости.Спасибо Вам.С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      Мне иногда интересно заходить на форумы, если тема "зацепила". Точнее, если вижу откровенные лживые упрёки.
      Вот, к примеру, уже третьи сутки (!!!) Мамочки пытаются доказать друг другу, какие они заботливые, как много времени уделяют детям, и как много они работают (как правило, на четырёх !!! работах). Я так быстренько просматриваю (точнее отслеживаю) троих особо недовольных современной системой образования... Поразительно, но с 5 часов утра до 3 часов ночи постоянно пишут... с завидной регулярностью (около 10 комментариев в час!!!).
      Я захожу примерно на полчаса утром и вечером...Читаю... поразительно! Ну умеют же люди доказывать свою родительскую любовь и заботу :)...

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, опять Вы на форумах!)))) Я уже давно туда не хожу... Главная проблема, откуда всё идёт, хорошо выражена в ответе на один вопрос: С кого спрашивают за плохую оценку "тогда" и теперь? С ученика? С учителя? )))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Я захожу периодически. Мне просто интересно. ну когда прекратится "переливание из пустого в порожнее".
      И, что поражает, все такие занятые, что совершенно некогда заниматься с детьми. Но в интернете висят сутками... Даже если "через телефон" - всё-равно непонятно...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вот и стараемся, чтобы каждый захотел учиться. Но без поддержки родителей ничего не получится, это точно:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Анна Анатольевна!
      Вот и я пытаюсь довести до сознания, что без тесной связи учитель-ребенок-родители ничего не получится.
      Не понимают :(

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    У каждого из нас были учителя, которых мы будем помнить всегда. Нас учили уважать учителей, так же и мы воспитываем детей. Всех недовольных не перекричать, радует то, что есть люди, которых волнует эта тема. Семьи и школа не должны конфликтовать, от этого страдают дети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Да, в годы моей школьной жизни учителей уважали, ценили, даже кое-кто побаивался. И если учитель сказал - значит это закон!
      Вот каким "ужасом" в семье было вызов к директору...
      А сейчас?
      Сколько роликов в интернете о том, как родители избивают учителей, и сколько "лайков" стоит под ними. Ну откуда столько мерзости...
      Дети впитывают всё, как губка. И очень важно. чтобы они поняли сами (с нашей. конечно. помощью). что в мире много добра и света...

      Удалить
  6. Мне недавно сказали: "Да и без Вас моли бы выучить детей, но в школу ходить ЗАСТАВЛЯЮТ)))" А потом слезно просили подкинуть телефончики репетиторов практически по всем предметам. Почему? Да ребенка весь год практически не было в школе - отдыхал на различных курортах вместе с родителями, а теперь остался на осень))) ЗАСТАВЛЯЮТ....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Анна Борисовна!
      Как же это развращает умы детей. Когда в семье считается, что "за деньги можно всё". Вот и получается то, что получается. Очень хочется, чтобы этот ребенок пересмотрел свои взгляды на жизнь... САМОСТОЯТЕЛЬНО...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы правы, раньше к учителям относились с большим уважением. Но иногда задаюсь вопросом: может здесь наша имеется вина, что сейчас к учителям так относятся? Думаю, есть частичка правды в рокаликах про школу. И это очень огорчает. Почему у меня такое мнение? Вижу на собственной школе( Ребёнок отучился в основном звене год. Расстраивает, что пчёлки прибегают, говорят о несправедливости, а я ничем не могу им помочь, разве только поговорить с учителем один на один. Но последствия я думаю, вы сами понимаете, какие бывают)Вот теперь задумалась, учить ли детей говорить правду? Всё очень сложно и индивидуально.А репетиторство? Знаю на личном примере. Сын окончил основную школу на отлично (аттестат особого образца), но в 10 классе, сказал, что знаний для здачи ЕГЭ не хватит, поэтому два года занимались у трёх репетитовов. Так, что школа виновата или система образования???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна!
      А я скучаю по "старой" системе образования.
      Когда всё было стабильно, все учились по одной программе (сейчас переход из школы в школу, порой означает "начинай всё заново"), когда было ясно, что после изучения темы будет самостоятельная работа, а в конце четверти и года - контрольная.
      Причём варианты (подобные задания) прорешивались в классе время от времени. Учителя давали дополнительные задания для тех, кто хотел улучшить результат (исправить оценку).
      Когда ставились оценки за домашнюю работу и за ответ у доски (некоторые учителя сейчас не ставят за это оценки, а значит отпала сама "надобность" выполнения ДЗ и желание "пойти к доске").
      Когда в течение года мы писали билеты, потом отвечали у доски ... получалась как-бы "репетиция" экзаменационного ответа. Учитель делал замечания, типа: "не торопись", или "не мямли".
      Когда оценки, полученные на экзамене влияли на годовую оценку и могли "исправить" оценку в аттестат.
      Бывали вообще казусные случаи, когда "натянутые троечники" смогли списать письменную работу у отличника и... заработать пятёрку в аттестат. Конечно, таких случаев не много, но бывали и на моём веку.
      Правда, мы не имели одинаковых шансов поступить в столичные ВУЗы, так как в каждом регионе были свои "потолки знаний", но не все же собираются "штурмовать столицу".
      Хотя... если посмотреть... нагрузка экзаменационная была у нас намного больше. Сдавали, кажется, 9 экзаменов выпускных. а потом, практически сразу по 4 вступительных в ВУЗы или 2 - в техникумы. И никто не жаловался на "перегрузку.
      То ли дети стали более "хлипкими". то ли родители слишком "нервными", то ли сама система образования "заходит в тупик"...
      В любом случае, есть явные перегибы с количеством изучаемых предметов, "навязанных сверху" за счёт сокращения основных.
      Да и ученые напридумывали сейчас столько, что... даже не представляю, ЧТО будут изучать мои правнуки...
      В любом случае, я уверена, что к первому классу надо будет в совершенстве владеть компьютерной грамотностью (если к тому времени не придумают ещё что-либо более совершенное)
      http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%96/zhurnal-yunij-tehnik/yunij-tehnik-2004--09/13
      Прочитайте этот рассказ. ООООчень интересно!

      Удалить
  8. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Вы, как будто, в нашем регионе находитесь. У нас в городе сейчас остро стоит вопрос пяти и шести дневки. Администрация города не дает родителям право выбрать пятидневную учебную неделю и даже в обязательном порядке вводят шахматы...не только в начальной школе, но и моя дочь, которая переходит в 8 класс, тоже обязана будет в обязательном порядке посещать урок шахмат..урок - 0,5 часа. Как вам?))) А с 2019 года планируется обязательное введение каратэ)) Анкетирование по выбору предметов из части формируемой участниками образовательных отношений указано три часа из пяти возможных, потому что 1 час на шахматы забирает школа и 1 час на ОБЖ, которое в обязательном порядке вводится только с 9 класса, а не с 8. На что наш класс составил письмо где четко указаны часы которые хорошо бы было внести на следующий учебный год. В общем вопросов очень много. В последнем комментарии вашем со многим согласна и с предыдущим комментатором тоже. Все очень индивидуально в каждом регионе. В нашем, к сожалению, именно так и о родителях не лестно отзываются, на диалог администрация школы не идет. Сейчас все поутихло, что радует, однако одна школа все таки добилась пятидневной недели с 1-6 класс включительно, на что мэр нашего города очень сильно ругался "..как могли такое допустить..." Хотя, знаю, что во многих городах нашего города школы учатся по пятидневки и качество образования детей ничуть не хуже. А наши дети при шестидневной недели с середины мая закончили изучать программу - это при полуторах месяцах актированных дней, когда ребята в школы не ходили. Ну в общем, написала-то, написала..) Это я к тому, что уважение должно быть взаимным и стороны должны не только слУшать друг друга, но еще и слЫшать и принимать во внимание любое мнение и диалог должен быть всегда конструктивным, и доноситься должна всегда только правда. Наверное, только тогда, все будут довольны. А еще надо всегда помнить, что во все эти вопросы крутятся вокруг наших детишек, а дети не могут быть разменной монетой в отношениях взрослых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна!
      В последнее время я много времени провожу на "родительских форумах" и с ужасом читаю, насколько возрастает ненависть к учителям. Как будто они виноваты в том, что "откуда-то сверху" спускают невообразимые программы.
      ЗАЧЕМ так много УЗКИХ, далёких от школы "псевдоучебных" предметов делать обязательными?
      Ведь по многим предметам даже нет учебников!
      А взять, к примеру, попытку ввести краеведение под видом "Москвоведение", "Кубановедение" и так далее. Предмет, насколько понимаю, ведётся с начальной школы. Качественных учебников нет, зато множество рабочих тетрадей... Да и ЧТО можно учить на протяжении 8-10 учебных лет? Посмотрите, насколько низкое качество материала, изложенного в таких учебниках? Такое впечатление, что авторы подобных "учебных" пособий изо всех сил стараются "высосать из пальца" хоть какое-либо подобие правды... Но это очень-очень-очень спорно.
      И вот с введением уроков шахмат... Это как? Будут учебники? Будут контрольные? Будут оценки в аттестат? А ведь играть в шахматы могут научиться единицы. Остальные - просто "передвигают фигурки". А кто будет преподавать?
      А уроки "каратэ"... Это для кого? Насколько знаю, это очень травмоопасный вид спорта (знаю, занималась, получила перелом позвоночника, хорошо "выкарабкалась"). Или в школе просто хотят поддержать неудачливого тренера, у которого "бизнес не пошел"?
      И для занятий каратэ нужна специальная форма... это тоже родители покупать будут? Представляете, каким грузом это ляжет на плечи малообеспеченных семей?
      В общем, могу сказать: Милые Учителя! Дорогие Педагоги! Держитесь, крепитесь, мужайтесь. Верю, что миссис Фортуна повернётся лицом к Вам. Верю...

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна, добрый день. Шахматам будут обучать учителей))))!!! Это не приглашенные профессионалы, а учителя школ, которые не играли никогда в шахматы, а должны будут научить этом детей. Вопросов много, но на них не дает ответа ни комитет образования , ни директора школ...

      Удалить
    3. То есть, на учителей, помимо их основных (и не очень основных) обязанностей взваливают ещё дополнительную нагрузку? Наверное, поговорку, что "учитель - это понятие круглосуточное" решили применить на практике? Только, мне кажется, что это уже будет перебор.
      И дети, будут относиться к "не очень играющему" учителю свысока. Ведь, наверняка, в каждом классе найдутся хорошие дети-игроки, которые "будут носиком тыкать" учителя.
      И кому это надо?
      Лишь бы в очередной раз подорвать авторитет учителя?
      Итак "козырем" горе-родителей сейчас является то, что "учитель знает только свой предмет, а от детей требуют знания всех", то есть изначально ставят учеников на более высокую ступень "развития".
      В общем, очередной кошмар...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Была в отъезде, поэтому немного выпала из блогерства)))
    Ох, какую вы животрепещущую тему затронули! Что-то произошло такое в умах и сердцах, что НЕ хотят заниматься с детьми. Вообще. Есть, конечно, те, кто хотят. И на них смотреть очень и очень приятно. А вот на их противоположности...
    А всё начинается с безответственности. Это просто синдром какой-то. Бабушки иногда тоже виноваты: взваливают на себя всю работу по малышу, а это НЕправильно!!! Каждая мать, как и отец, должны на своей коже почувствовать, что такое материнство и отцовство. Родить - это одно, но самое трудное начинается после выписки из роддома.
    Не знаю, словно орган ответственности куда-то взял и исчез. На унизительные шлепки уже нет сил смотреть. Не учат и не готовят ни к материнству, ни к отцовству. Вокруг - лишь реклама красивой жизни. Без детей. А дети рассматриваются как досадная помеха бесконечным развлечениям и удовольствиям.
    ...В этом году я выхожу на работу. Мне страшно. Честно, страшно. Поэтому, с одной стороны, хочу снова зайти в класс, а с другой... Как представлю армию мамочек, которые давеча на форумах начитались, что соседский Васенька английский "знает", а их Петенька еще нет, дрожь берет. Так и звучат в ушах слова одной мамы: "А меня 3 совершенно не устраивает!" Ох...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Рада Вашему возвращению в блогомир! Надеюсь, путешествие было приятным? И мы узнаем об этом в вашем блоге?
      Что сказать... я, как "засланный казачок" верчусь между двумя полюсами "учитель-...-родитель" и всё пытаюсь доказать, что единственным прочным связующим звеном между ними может стать только -ученик- , со всеми его потребностями и возрастным пофигизмом.
      Наверное, мне всё-таки, ближе позиция детей. Может потому, что мой сын и его товарищи откровенны со мной, делятся своими проблемами (с которыми "почему то" не хотят делиться с родителями и учителями).
      И вот, отталкиваясь от этой позиции, опираясь на свой полувековой (сознательный) опыт общения пытаюсь немного сглаживать углы. Хотя, прекрасно понимаю, что не имея специального образования не могу давать профессиональные советы.
      Но вот, чисто житейские, добрые, материнские (с обеих сторон, тем более, что многие учителя по возрасту практически годятся мне в дети), наивные, с возможностью возразить и переубедить меня...
      А в школу я хожу с удовольствием. Даже не представляю, что буду делать через год, когда Ваня закончит обучение...
      Но я не хочу сейчас об этом думать. Время покажет.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]