понедельник, 7 января 2019 г.

"Как НЕ вляпаться в историю?"

Этот вопрос вот уже несколько дней мучит меня. "С чего бы это?" - спросите вы, и я уверенно отвечу: "С той самой истории!"
Да, вот уже несколько лет мне приходится переучивать историю. Снова не понятно? Да просто в школе (я училась в 1968-1978 годах) история была моим любимым предметом. Мы гордились великими победами Советского народа, достижениями социализма и строили грандиозные планы на будущее. И вот теперь...

Я уже говорила, что историю, в объеме школьной программы, я учу уже не первый раз. Сначала сама, потом с дочкой, потом с сыном в школе. Теперь настала очередь университетской программы. Ой, товарищи! Я сейчас понимаю, что как раз в истории я ничего не понимаю. В этой, современной, той, которую написали авторы "для ВУЗов". Даже издания разных лет (к примеру 2003 и 2014 годов) имеют совершенно разный подход к видению того или иного события.
Если история 2003 года ещё как-то слегка-слегка "смахивает" на ту историю, которую учила я и дочка... Ну очень-очень слегка вспоминает о завоеваниях социализма (но почти восхваляет распад СССР), то учебники, изданные после 2014 года имеют совершенно противоположную трактовку.

Не буду во всеуслышание рассказывать о причинах начала Второй мировой войны в современной трактовке. Потому что то двоякое (практически "троякое") прочтение "между строк" сводит на нет всё, что я знала.
Почему то возводится чуть ли не в идеал диссидентство, белогвардейщина... ой! Как трудно мне, человеку советской закалки принять "современную правду". Почему я взяла это в кавычки, да потому что в изданиях разных лет одного и того же автора...  Что это? Попытка подстроиться под современность или действительно, обнародование реальных фактов?

Вот и сижу, и думаю, как бы мне не вляпаться в историю с моим "отсталым пониманием".
Что-то мне подсказывает, что историю ещё не раз будут переписывать.
Конечно, я пользовалась электронными вариантами, так как печатные издания (тираж от 500 до 1000 экземпляров), как вы понимаете, достать практически невозможно. Но, как говорится "принтер мне в помощь". Кое-что распечатала "для потомков".
Интересно, какая история будет лет так через 10? Хотелось бы дожить и сравнить.
А ещё мне понравилась вот такая картинка:

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! В 90-е годы я сдавала историю в университете. Помню, как трудно давались мне новые "перестроечные" знания! Первый раз сдала на "3". Учила по учебнику. Преподаватель отправил читать газеты, искать новые сведения и факты. Люблю историю. Но... Не могу до сих пор "угнаться" за нею!
    Это Вы здОрово придумали: сохранить современную историю для будущих поколений Вашей семьи;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Я даже не знаю, смогла бы ли сейчас сдать историю?
      А в моё время, члены комиссии заслушивались моими ответами. Безоговорочная "5".
      Меня даже просили немножко задержаться в классе и помочь отстающим с ответами.
      Они отвечали, а я подбрасывала вопросы-ответы-дополнения. Интересно было!
      А "бумажных вариантов" у меня дома скопилось достаточно много. Целый архив. Дети говорят: "зачем хранишь всякий хлам", а мне просто интересно.
      Наверное во мне сидит архивариус.

      Удалить
  2. С Рождеством, Ирина Валерьевна!
    К сожалению, история постоянно переписывается в угоду власть имущих. Это же идеология. Что сейчас сделали с историей на Украине? Ведь это вообще нонсенс: Бандере ставят памятники как национальному герою, и его день рождения теперь национальный праздник. А Москву они вообще считают своей: мол Русь пошла от Киева...
    Чего уж тут удивляться... Сочувствую людям, которые связали свою трудовую деятельность с историей - изучают то, что через несколько лет будет трактоваться совсем по-другому...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С Рождеством, Ирина Витальевна!
      Вы знаете, вот как раз для "историков" сейчас благодать!
      Раньше как было: написал и на века, а сейчас знай сиди, переписывай "в духе времени" и получай денежку за новые публикации.
      Я в этом убедилась, прочитав несколько изданий одного и того же автора (не буду говорить кого, потому что это сугубо моё мнение, и оно может обидеть возможно хорошего человека).
      Сведения почти противоположные.
      Единственное что не меняется - так это даты.

      Удалить
  3. Я очень любила в школе историю. Даже хотела стать учителем истории. Хорошо, что раздумала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто знает, Ирина Михайловна? Возможно школьный учителям не приходится так резко перестраиваться. Есть учебники, программа, которой они должны соответствовать. А вот ученикам, которым приходится сдавать экзамены, в которые включены вопросы "по другой программе" приходится несладко.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    С Рождеством Христовым и началом Святок!
    Хорошую тему Вы поднимаете, но комментировать её сложно, она действительно троякая!) А что происходит на Украине...???))) Да, можно вляпаться и в ИСТОРИЮ...
    В современном преподавании истории я разочаровалась ещё в 90-е годы, когда училась моя дочь. А вот мой сын Иван до сих пор мечтает стать школьным учителем истории. Правда он меня этим пугает, но увлекается он историей Древнего мира, а там идеологии мало, и ещё у него был очень хороший учитель истории - Курилёнок Зинаида Сергеевна. Она и мой учитель тоже, и я этим очень горжусь!) Может поэтому наши взгляды, мнения и т.п. правильные, устойчивые...
    Терпения Вам и удачи!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Рождество и Святки - светлый праздник.
      Так хочется отбросить все заботы и посвятить себя чему-то духовному, радостному.
      А у меня - сессия.
      Елена Валентиновна, Вы Ивану объясните, что школьный учитель - это далеко не тот, кто хорошо знает историю.
      Что сказать? У меня просто голова трещит от всего этого.
      Кстати, в Древнем мире тоже очень много идеологии. И то, с какой стороны рассматривать, решают именно "современные трактовщики". Если раньше древний мир - это становление человека, то сейчас - становление государственности, зарождение монархизма... Похоже нас подводят к тому, что царь в России очень даже нужен.

      Удалить
  5. Ирина Валерьевна, а в зарубежных покатушках сталкиваюсь постоянно с тем, что ИСТОРИЯ - дама изменчивая и приспосабливающаяся. Всем-то она хочет нравиться, к каждому-то она поворачивается своим выгодным ракурсом (или, что точнее, её поворачивают). Потому давно слушаю/читаю ТО/СЁ, НАШИХ/ИХНИХ, и воспринимаю из информации золотую середину. Как вы понимаете, особенно разные трактовки у историков разных стран касаются событий ВОВ. А какие памятники по всей Европе понаставлены: от восторга, что помнят, до полного удивления, что так можно историю искажать((
    Так что только СМОТРЕТЬ, ЧИТАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ. К примеру, новости в мире собираю из разных новостных каналов (не только российских), иначе складывается смешная картина, не соответствующая действительности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Если бы Вы только могли представить, КАК я волнуюсь!
      Уже послезавтра Ивану сдавать первый экзамен на сессии - историю.
      Есть такие вопросы, на которые голыми фактами не ответишь.
      В то же время надо "ответить правильно".
      А разные источники (рекомендованные учебники) по разному трактуют события, не говоря уже о дополнительных материалах.
      Некоторые вопросы у меня вызывают просто недоумение.
      Политики сами не могут разобраться что и как, а на экзамене студенты должны дать оценку тому или иному событию.
      Причем, это вопросы из самоподготовки...
      Как бы "не вляпаться в историю"...

      Удалить
  6. Когда работала в школьной библиотеке, больше всего хлопот было с учебниками истории. Особенно для 11 класса. Там мы одному школьнику выдавали иногда по 5 учебников разных авторов!
    Учитель была молодец. она из одного брала одну тему,из другого – другую, потому что целиком учебники использовать не получалось по причине таких вот казусов, о которых Вы пишете)

    Ване завтра ни пуха!)

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]