вторник, 17 марта 2020 г.

Юный Гекльберри Финн, или в чем счастье?

Пожалуй, Марк Твен - это единственный зарубежный писатель, которого я люблю. Читаю всё, что попадается мне в руки и ни разу не разочаровалась. Правда, снова сожалею, что не владею языком первоисточника, всё-таки переводные книги в чем-то теряют авторский смысл, но тем не менее... И вот снова в рамках марафона "Отличная книга" взяла для чтения книгу Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна". Одни считают эту книгу продолжением "приключений Тома Сойера", но я бы выделила её в отдельный блок. 

Да, в этой книге упоминаются герои из "Тома", но всё-таки это совсем другая книга.
О чем же она? Прежде всего о человечности. Маленький... знаете а я задумалась, как назвать Гека... Бродяга? Бездомный? Нищий? Бедный мальчик? И как-то всё это не подходит к нему. Да, у мальчишки нет дома (в нашем понимании этого слова), но он прекрасно чувствует себя в бочке из-под сахара. Но если задуматься, в бочке жил и философ Диоген. И никому и в голову не приходило считать Диогена бездомным.

Читала я книгу (она, кстати, написана от лица Гека) и немного удивлялась разумности этого маленького философа. Да, он не учился в школе, как все благовоспитанные мальчики этого города, да, у него не было денег, чтобы купить приличную одежду, да, он питался отбросами и тем, что добудет сам (рыбалка и охота). Да, он курил и сквернословил... Но это положительный герой! И он настоящий. Недаром все мальчишки городка водили с ним дружбу. Были некоторые, правда, которые "задирали нос", но я уверена, что в душе они были бы непрочь пообщаться с юным парией. Да и девчонки (ох, эти юные леди!) все знали о существовании Гека и его приключениях, хотя подобные сведения были "не для нежных женских головок".
Итак, Гекльберри Финн. Кто же он такой? Сын местного пьяницы, позора и достопримечательности городка. В каждом уважающем себя городке должен быть такой отщепенец, чтобы на его фоне остальные горожане могли выглядеть благопоучным и благовоспитанным.
Знаете, что-то мне не хочется пересказывать сюжет, его и так все знают. А кто не знает - просто возьмите и прочитайте. 
Мне кажется, что "Приключения Гекльберри Финна", это прежде всего книга о проблеме отцов и детей.
Очень часто мы никак не можем понять, почему самого никчемного человечишку, совершенно не заботящегося о своём потомстве, дети любят. Да, они терпят от него побои, унижение, порой испытывают неподельный страх, и даже находятся на грани гибели, но... любят, уважают, считаются с их решением...
Почему? Это что, от недостатка воспитания, или от собственной глупости? Но Гека глупым не назовёшь. Он прекрасно разбирается в житейских проблемах, вполне может жить самостоятельно и даже принимать очень непростые решения, на которые и не всякий взрослый отважится.
А ещё есть множество экранизаций этой книги, но мне нравится фильм 1973 года, режиссёра Горгия Данелия, в котором гравную роль сыграл юный Роман Мадянов, и просто потрясающий подбор актеров: Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Басов... Очень советую посмотреть. ("Совсем пропащий")

Я советую всем прочитать (перечитать заново) книгу Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна" и посмотреть фильм. Это как раз тот симбиоз, который дополняет друг друга.

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Конечно, про Гека Финна мы все читали в детстве и юности. Мне всегда нравился этот герой. И он, и Том Сойер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Такие разные мальчишки, но нравятся оба.
      В этом прелесть книг Марка Твена.
      У него нет героев, вызывающих антипатию.

      Удалить
  2. Я тоже очень люблю Марка Твена. Том Соейер был любимым в детстве, и Гек финн по ом. А позже прочитала записки писателя, дневники, заметки, это было отличное чтение. Твен обладает отличным чувством юмора, что мне импонирует очень в писателях)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне у Твена нравятся "Дневник Адама" и "Дневник Евы" Читали?

      Удалить
    2. Нет, это,к сожалению, не читала( вот хорошо помню заметки в многотомнике, который был у родителей. Типа: "Читатель, представь, что ты идиот. А теперь представь, что ты член парламента. Впрочем, я повторяюсь" )

      Удалить
  3. Да, обожаю Марка Твена. У родителей есть его полное собрание сочинений. Перечитала его по несколько раз. И биографию, и статьи, и дневники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас тоже было подное собрание, такое, в синем переплете. Но книги постепенно "разошлись по читателям".
      Собрать все не удалось.
      Да и те, что вернулись, изрядно потрепались.
      Как-то спросила у одной "читательницы", почему она мне книгу не отдаёт, ответ просто ошеломил: "А зачем тебе? Ну ты же уже прочитала? Я отдала ..., у неё и спрашивай"

      Удалить
  4. В школе читала Марка Твена. И про Тома Сойера, и про Гека Фина, и принце и нищем. Все нравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марк Твен пишет удивительно позитивно.
      Когда настроение непонятное, я беру Твена и еречитываю что-нибудь (под настроение)

      Удалить
  5. Какое совпадение, Ирина Валерьевна:)- в библиотеку у меня пришел свежий номер " путеводной звёзды" , а там- " Том Сойер за границей". В детстве, под влиянием брата, с увлечением читала многое у М.Твена, даже завела блокнот с отличными его афоризмами ( до сих пор цел и пользуюсь:))). А вот про Тома за границей не читала!
    Планирую пробел устранить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НЕ читала такую книгу.
      А автор тоже Марк Твен?

      Удалить
    2. Да, Марк Твен, это продолжение про Тома Сойера и Гекельберри Финна. Другое название - "Том Сойер - воздухоплаватель".

      Удалить
  6. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Том Сойер - мой любимый герой. О нём читала книгу точно раза три. А вот про Гека - как-то не задалось. Хотя, как говорил Э.Хемингуэй, вся американская литература началась как раз с "Гекльберри Финна".
    После вашего такого ностальгически-доброго отзыва хочется прочитать.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Том и Гек написаны совершенно по-разному.
      Даже интересно сравнивать стиль и совершенство образов.
      Обязательно почитайте.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]