суббота, 6 февраля 2021 г.

Джудит Керр. "Как Гитлер украл розового кролика"

Германия. Зима 1933 года. Две девятилетние девочки, Элизабет и Анна, возвращаются из школы и останавливаются перед плакатом.
"– Здесь изображен тот самый человек. Мы с моей младшей сестренкой вчера его уже видели – на другом плакате. Сестренка решила, что это Чарли Чаплин.
Анна разглядывала лицо на плакате: какой мрачный! И будто впился в нее глазами.
– Ни капельки он не похож на Чарли Чаплина… Только усы такие же…
Девочки разобрали имя под фотографией: Адольф Гитлер.
– Он хочет, чтобы на выборах все проголосовали за него. И тогда он разберется с евреями, – сказала Элизабет. – Как ты думаешь, он разберется с Рахель Левенштейн?
– Никто ничего не сделает Рахель Левенштейн, – возразила Анна. – Она же староста класса! Может, этот Гитлер и со мной разберется? Я тоже еврейка.
– Ты?.. Да ну?
– Ну да. Папа на прошлой неделе разговаривал с нами об этом. Сказал, что мы – евреи. И что я и мой брат должны об этом помнить.
– Но ты ведь не ходишь по субботам в еврейскую церковь, как Рахель Левенштейн!
– Просто мы нерелигиозные. Мы вообще не ходим в церковь."

Вот так всё начиналось. По всей   Германии висели плакаты с  ещё никому неизвестным человеком, похожим на Чарли Чаплина... и мир был мирным, и все жили и не обращали внимания на то, кто какой национальности. Никто не выпячивал своё превосходство, не навязывал своих взглядов, не принуждал других отказываться от своих убеждений.
Но не бывает, чтобы всем было хорошо. Обязательно найдётся кто-то, кто захочет перевернуть мир... И это уже началось, и никого не оставило в стороне...

"- ...Сегодня в школе была страшная драка – нацисты против социалистов.
– Кто такие нацисты и социалисты?
– В твоем возрасте можно было бы уже знать, – сказал двенадцатилетний Макс. – Нацисты будут голосовать за Гитлера. А мы социалисты. Мы против него.
– Вы же вообще не будете голосовать, – возразила Анна. – Вы еще слишком маленькие!
– Ну, наши отцы будут, – насупился Макс. – Это одно и то же.
– Все равно мы им врезали, – заметил Гюнтер. – Ты бы видела, как они удирали. Мы с Максом поймали одного и отобрали значок. Только… Даже не знаю, что скажет мать, когда это увидит, – Гюнтер печально взглянул на свои разодранные брюки. Отец Гюнтера потерял работу, и на новую одежду в их семье денег не было."

В семье Анны назревали перемены. Сначала внезапно исчез отец, известный писатель и журналист. Мама попыталась объяснить детям что произошло, и чего им стоит ожидать в будущем.

"– Все довольно просто, – сказала мама. – Папа считает, что Гитлер и нацисты выиграют выборы. А он не хочет жить под властью нацистов. Он считает, что в этом случае мы должны покинуть Германию.
– Потому что мы – евреи? – спросила Анна.
– Не только поэтому. Папа считает, что в случае победы Гитлера уже нельзя будет свободно выражать свое мнение. И он не сможет писать. Нацистам не нравятся люди, которые думают хоть сколько-нибудь иначе, чем они сами, – мама сделала несколько глотков кофе и немного приободрилась. – Конечно, этого может и не случиться. А если случится, то долго не продлится – месяцев шесть или чуть дольше. Но в данный момент мы можем только гадать, что будет.
– А почему папа уехал так внезапно? – решил выяснить Макс.
– Вчера ему позвонили и сказали, что у него могут отобрать паспорт. Поэтому я собрала ему маленький чемодан, и он прямо ночью уехал в Прагу. Это был самый быстрый способ покинуть Германию.
– Кто может отобрать у папы паспорт?
– Полиция. Среди полицейских есть нацисты.
– А кто ему позвонил?
Впервые с начала разговора мама улыбнулась.
– Тоже человек из полиции. Папа с ним незнаком, но этот полицейский читал папины книги, и они ему очень нравились.
Анне с Максом потребовалось некоторое время, чтобы все это переварить.
– А что теперь? – спросил Макс.
– Осталось всего десять дней до выборов, – сказала мама. – Если нацисты проиграют, папа вернется домой. Если выиграют, мы поедем к нему.
– В Прагу?
– Нет, в Швейцарию. Там говорят по-немецки, и папа сможет там работать. Возможно, мы снимем маленький домик и будем жить там до тех пор, пока ситуация не изменится."

Жизнь в Швейцарии показалась детям странной. И эти обычаи в школе, когда мальчики и девочки не общались друг с другом, хотя учились в одном классе. Но класс разделен строго на две половины: два ряда для мальчиков, два ряда для девочек. Причем, по среднему проходу могли ходить только мальчики.

Анна показалась одноклассникам странной, особенно после того, как на школьном дворе показала как делать колесо, продемонстрировав всем свои панталоны. В Германии никто не оюбратил бы на это внимания, но здесь, в деревенской школе, сразу пять мальчишек влюбились в неё, и стали ухаживать за нею так, как принято в деревне, а именно - преследуя её и бросая в неё разные предметы. Сначала это были камешки, потом собственные ботинки...
Хорошо, что мама Анны вмешалась и пригрозила мальчикам, после чего те даже боялись взглянуть на Анну.

А в Германии тем временем прошли выборы. Нацисты во главе с Гитлером стали у власти. Начались погромы и конфискация имущества. И всё, что семья Анны оставили на хранение в Германии в складах было конфисковано. Отец был антифашистом, и его статьи и книги перестали печатать, а те, что были - всё сожгли на кострах. И все понимали, что скоро вернуться домой не получится. Надо привыкать к новой жизни.

Жизнь в Швейцарии оказалась сложной, и семья решает переехать во Францию, где собралось целое сообщество антифашистов, которые решили издавать свою газету "Парижанин", в которой будут печататься статьи отца. И вот родители решили предварительно поехать в Париж, чтобы увидеть, какие там условия. Что самое интересное, детей они решили с собой не брать.

" - Я думаю, вы достаточно взрослые, чтобы пожить несколько недель самостоятельно, - сказала мама.
- Мы что, остаёмся одни? - спросила Анна. - Эта мысль казалась ей из ряда вон выходящей.
- Почему бы и нет? - ответила мама. - Фрац Цвирн присмотрит за вами, чтобы вы ходили в чистой одежде и вовремя ложились спать. Об остальной вы способны позаботиться сами.
Так и решили. Анна и Макс ежедневно будут отправлять родителям почтовые открытки я известиями о том, как идут дела. Папа и мама, в свою очередь, тоже будут посылать имоткрытки. Мама просила детей не бабывать мыть шею и менять носки."

Меня эта ситуация очень удивила: в мире неспокойно. Фашисты всячески преследуют антифашистов, сажают в концлагеря... а родители спокойно оставляют детей на несколько недель одних в чужой стране у чужих людей. А детям 10 и 13 лет...

Через некоторое время в газетах появилось объявление о том, что за голову папы дают 1000 марок. Дети испугались, особенно, когда не получили очередную открытку от родителей из Франции. Анне показалось, что они будльше никогла не увидятся, но в этот раз всё закончилось благополучно, отец приехал за ними и увёз в Париж.

Детям поначалу было очень трудно без знания языка, особенно в школе, но они быстро освоились, даже через два года смогли получить свидетельства об окончании школы.
Но вот матери пришлось несладко. Ей пришлось учиться самой вести хозяйство, готовить, убирать, стирать, гладить... И жили они в небольшой съемной квартире...
Но, честно говоря, мне немного это показалось странным. ну вот почему жалуется эта женщина, что трудно заниматься домашним хозяйством, и живут в тесноте. У них всего лишь детская спальня, кабинет мужа, спальня жены, гостиная, кухня, и ванная с туалетом... и балкончик маленький.... с видом на Эйфелеву башню...

А если бы жили они, как многие сейчас у нас живут? И не жалуются. Счастливы иметь комнату в общежитии... или собственную однушку.

А вот отношения старших членов семьи (бабушек и дедушек) вообще не понимаю. Видят же, что семья бедствует, почему бы не помочь? Сами то устроены благополучно. Но тем не менее они только изредка устраивают гостевой визит, пьют чай, дарят незначительные подарки детям и укоризненно качают головой на тесноту квартирки, на неустроенность быта...

Понимаю, сложно быть беженцем, бросить всё, что имел и бежать в никуда, быть не уверенным в завтрашнем дне. Вот и дальше: в Париже стало небезопасно, и семья отправилась в Англию. Снова в чужую страну, к чужим людям. Что их там ждёт?

Я рекомендую эту книгу в рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме февраля "Цветные снятся сны" 

Читаем бесплатно онлайн: 
https://readli.net/chitat-online/?b=919179&pg=1

8 комментариев:

  1. Спасибо, Ирина Валерьевна! Интересная книга! С удовольствием я бы тоже почитала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Уверена, Вам книга понравится.
      И в библиотеке она должна бы быть.
      В краснем случае, в конце поста есть ссылка на полный бесплатный текст.

      Удалить
  2. Я редко читаю и смотрю о войне. Как-то слишком больно, очень многое через себя сейчас пропускаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елизавета, эта книга не о войне.
      Это о довоенном периоде, когда Гитлер только пришел к власти.
      О том, как это почувствовали дети.

      Удалить
    2. Так выходит, что у меня все романы, где вижу Гитлера, автоматически отсутствие к военным. Понимаю, что зря, но вот как-то некотролируемо происходит))

      Удалить
    3. Это скорее о послушании и вере, что всё будет мирно и спокойно, если они не будут сопротивляться и выполнять приказы властей.
      Помню (из другой книги) фразу: "Они ничего плохого нам не следают. Мы даже говорми на похожих языках. Немецкий - это испорченный иврит"

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Помню отзыв об этом произведении у Надежды Владимировны Волобуевой.
    Как-то так получается, что в течение года всегда читаю книги о фашизме, нацизме, Германии 30-х годов ХХ в., Холокосте.
    Спасибо Вам за отзыв! Спасибо за ссылку! Постараюсь прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Наверное это одна из немногих книг, которые стоит прочитать.
      А ещё мне очень хотелось бы посмотреть фильм, но он у нас не транслируется, а судя по рекламным кадрам - весьма интересный.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]