среда, 23 ноября 2016 г.

Тихо шифером шурша, крыша едет не спеша...

Осторожно осень! Это не просто слова, а серьезное предостережение.
Почему-то все психозы, неврозы, депрессии и просто плохое настроение имеют обыкновение подбираться к нам осенью. В это время года происходит серьезная перестройка в природе, а мы ведь – ее часть. Организм пытается приспособиться к похолоданию, уменьшению светового дня, а голова – свыкнуться с мыслью, что еще долго-долго придется ждать следующего лета, а с ним и отпуска. Многие не выдерживают.

Очень часто взрослые, ощутив на себе влияние осени даже не пытаются справиться с этой ситуацией, а выплескивают своё плохое настроение на окружающих. Особенно опасно, если педагог, не справившись со своим настроением, выплескивает весь негатив в присутствии учеников. Для подросткового организма, такого ранимого и неокрепшего, любая стрессовая ситуация может оказаться критической.

На родительских собраниях так много рассказывают о том, как уберечь ребенка от суицида, как повысить его самооценку, как заинтересовать ребенка в учебе, как привлечь ребенка к общественной работе и дополнительным нагрузкам. И родители сидят, кивают головами, соглашаются. И верят, что те, кто рассказывает им о том, как помочь ребенку стать личностью, помогают и развивают.

Нам повезло. Ребёнок учится в гимназии, где большинство учителей нормальные, понимающие люди (конечно не без недостатков, но всё-таки очень человечные). которые всегда придут на помощь, откликнутся на просьбу, а если надо - приструнят, и не пойдут на поводу у хитреца или лентяя.

У меня есть возможность беседовать с родителями учеников из других школ, и я понимаю, что не всем так повезло, как ученикам нашей гимназии. Бывает с точностью до наоборот.

Самым сложным, как ни странно это может звучать, оказывается начало учебного года. Это только кажется, что за три месяца дети отдохнули и с новыми силами готовы приступить к учебе. Вообще то да, готовы К УЧЕБЕ, но не к проверочным работам в первые же недели.


Все понимают, что это необходимо для того, чтобы выяснить: что дети помнят, а что забыли. Но первые полученные оценки приводят учеников в шоковое состояние. И если младшие школьники, получив от родителей пару подзатыльников, с ревом усаживаются за уроки вместе с родителями, то подростки "встают на дыбы". Ну не позволяет подростковый максимализм смириться с такой кажущейся им несправедливостью!
И все понимают, что это только начало - впереди полный сюрпризов учебный год. И если не взять себя в руки, не попытаться найти компромисс, может случиться всякое. Недопонимание порождает взаимные угрожающие взгляды, И если некоторые пытаются спрятать свою агрессию (и многим это удается), то другие позволяют себе открыто грозить, причем не только "проштрафившимся виновникам", но и пытаются склонить на свою сторону как можно больше сочувствующих. Бывает, что учитель совершает непоправимую ошибку, пытаясь привлечь к ответственности весь класс.
Каков итог такого противостояния? Вы думаете, что класс действует на нерадивого ученика? Нет. Дети ополчаются против несправедливости учителя. Дома родители детей поддерживают. Итог? Чего этим добились?
Посмотрите на диаграмме, как в зависимости от возраста изменяется уровень тревожности и депрессии у школьников. Исследования последних лет показали, что половина школьников, получив аттестат зрелости окончательно становятся невротиками, которым требуется уже не психологическая, а медицинская помощь.


К середине учебного года нервы многих учителей и школьников основательно расшатаны. Пропадает всякий интерес к учебному процессу. Почему? Получив несколько плохих оценок многие ученики пытаются "пересдать", но удается это очень немногим. Почему? Просто учитель - тоже человек, и у него тоже есть свои принципы. А на самом деле - есть настроение, нравится ученик, достаточно смиренно подошел и попросил - может быть и будет такая возможность. А если не нравится что-то, то можно услышать "Иди отсюда! Надо на уроке отвечать!" Такое бывает редко, но бывает-же!


Стрессовая ситуация действует на всех по-разному. Кому-то хочется впасть в спячку, кому-то плакать, кто-то лишается сна и злится на весь мир. Мы все разные, но живём в одном социуме. Давайте обращать внимание друг на друга по-доброму и не выплескивать на других свой негатив.

Как хорошо, когда на пути школьника встречаются учителя, которые не только ведут себя спокойно, не позволяя в присутствии детей выплескивать наружу негатив, но и пытаются помочь обрести равновесие. Очень важно соблюдать "золотую серединку" в обществе, а если есть желание выплеснуть негатив - для этого есть специальные психологические тренинги, а если и после этого не наступает удовлетворение жизнью - надо перейти к активным действиям. Для кого-то это спорт, для кого-то медитация, а для кого-то просто "тихонько поплакать в подушку наедине с собой".
Очень важно понимать, что ребенок - это такой же человек со своими особыми потребностями, способностями и желаниями. Если постараться вникнуть, понять (как бы не было это трудно) особенность каждого ребенка, то не будут возникать недоразумения.


Вы не поверите, но многие родители рассказывают такие ситуации: учитель злится на то, что ученик не пришел на урок, потому что был занят чем то другим. Выступление на каком-то мероприятии, экзамены в музыкальной школе, участие в конкурсе, подготовка к какому-то ответственному мероприятию - это приветствуется далеко не всеми. Сколько раз дети плакали от того, что их не отпускали с урока на экзамены в музыкальную школу. Сколько раз срывались репетиции, концерты! Ребенок сидит в классе и рыдает, а учитель с победным видом ходит и не обращает внимание. Итог - сорван урок для всего класса, потому что одноклассники не слушают учителя, а сочувствуют рыдающему.

Врачи употребляют термин - невротическая (или серая) депрессия, а самые тяжелые случаи называют психотической депрессией, или, по-другому, "черной меланхолией".


Но нервными и психическими расстройствами влияние осени не ограничивается.Промозглое настроение медленно, но верно подтачивает весь организм. Перепады температур более чем на 20 градусов в течение короткого времени бьют по сосудистой и нервной системе. А у нас, на Кубани, такие погодные сюрпризы особенно часты. И страдают от этого не только взрослые, но и дети, особенно в подростковый период, когда организм претерпевает гормональные изменения.


А впереди зима. Авитаминоз.
Люди! К чему мы идём?

При написании этого поста 
использованы материалы
и фотографии из сети интернет, 
а также личные наблюдения и 
результаты бесед с родителями

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо Вам большое за содержательную статью.
    Если говорить лично обо мне, то я очень тяжело переживаю осень. Особенно мне ненавистен ноябрь. На этот раз я тяжело заболела бронхитом, сейчас активно лечусь. Но знаете, когда я занята делом, то этого просто не замечаешь. А дел-то много!
    По поводу начала учебного года - мне тоже никак не понять: ЗАЧЕМ давать самостоятельные работы на первом уроке? Восстановить против себя весь класс? Чтобы все тебя ненавидели и падали ниц при одном твоем приближении? У меня как-то был 9 класс, который приходил ко мне либо после химии, либо после математики. Я их пол-урока успокаивала, они мне всё рассказывали. Знаете, не так что вот какие все бабки Ёжки вокруг, а мы хорошие, нет, просто про то, как они устали, как это несправедливо, какая на них сильная нагрузка. Я жалела их от всего сердца, потому что знала, что они говорят настоящую правду. Одному мальчику я даже разрешила поспать на уроке. Честное слово!
    Нагрузка нагрузке рознь. Почему-то не все учителя это понимают. Не понимают количества ДЗ и цели задавать по 30 примеров, которые всё равно не проверяются. Ну а то, что ребенок - человек - ооооо, до этого еще дойти надо! Как говаривал К.И. Чуковский, некоторые считают, что детство - это болезнь, которую нужно срочно лечить. Вот если с таким уверением заходить в класс, то точно ничего не выйдет с ребятами, а вот если считать их не то чтобы равными себе (это невозможно в силу разницы в возрасте), но своим друзьями. Помню, как одна учительница возмущалась: в Америке учитель - партнер! А почему бы и нет? А что, он обязательно должен быть цербером?! Все обязаны падать ниц и целовать его туфлю? Глупости!
    Возвращаясь к теме осени, думаю, здесь лучше витаминчиков попить. Вот уж не думала, что в Краснодаре люди от осени страдают, она у вас очень короткая, а у нас начинается с середины августа. В сентябре и октябре солнца было, может быть, дня 4. Правда тяжело. Ну и что? Прорвемся! Скоро Новый Год!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Осень на Кубани = это нечто совершенно непредсказуемое. Вот представьте, за последний месяц у нас было и +27, и минус 4, и снег, и гроза. и ветер такой, что просто крыши сносил (в прямом смысле). Вот было "бабье лето" - третье за эту осень - начал цвести жасмин. Такого ещё не было. Потом сразу похолодание и всё замёрзло.
      А учителя бывают разные. Нам повезло - все понимающие и отзывчивые. А вот разговариваю с другими родителями и диву даюсь, неужели это действительно так? Может просто недопонимание?

      Удалить
    2. Вот это да! Никогда не думала и удивляюсь тому, что кубанская осень такая экстремальная! Тут уж точно: одними витаминами не обойдешься. Даже не могу себе представить, как такие перепады переживают маленькие дети и пожилые люди...
      А еще по поводу того хотела, сказать, что ученики ходят куда-то помимо уроков. Здесь и обратная сторона есть. Один такой ученик каждый раз хотел уходить с последнего урока рисования, потому что ему нужно в художественную школу. Непонятно: а что, в художественной школе не знали, что ребенок ходит в основную школу? Но аргумент просто железный: там ведь деньги заплачены!
      Один раз отпустить, конечно, можно, но когда это превращается в систему, тогда уже неправильно. Тут же нужно всё взвесить: потянет ли ребенок такую нагрузку или нет. А то получается, что он до 21:00 по кружкам ходит, а в школу приходит никакой, потому что не выспался и ничего не сделал.

      Удалить
    3. Конечно, систематические пропуски очень даже не приветствуются, но бывают "форс-мажорные" случаи, когда по-другому никак нельзя, кроме как пропустить занятия.
      Вот Ване всегда шли навстречу. Его отпускали на важные мероприятия даже с контрольных работ (потом он писал в другой день вместе "с двоечниками", если таковые были).
      А вот я лично знаю одну девочку из начальной школы, которую не отпустили на репетицию отчетный концерт с последнего урока труда. А в этот день она (девочка), зная, что с последнего урока уйдёт на выступление, не взяла с собой пластилин... Учительница не только не отпустила её с урока, но и поставила двойку за то, что нет пластилина. Раньше девочка всегда делилась с другими детьми, кто забыл что-то принести (карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.п.), учитель даже просила "дети поделитесь у кого есть...". А в этот раз решила устроить "показательную порку".
      И если подумать - учительница по факту права, но по совести...

      Удалить
    4. Ирина Валерьевна, добрый вечер! Вмешаюсь в беседу: а родители этой девочки, что, не могли заранее предупредить учителя? Написать записку... Ведь учитель имела право не отпускать ребёнка раньше без письменного разрешения родителей или хотя бы звонка по телефону. И вопросов бы никаких не было...

      Удалить
    5. Лилия Павловна, был не только звонок от мамы, но и заявление с подписью и печатью с просьбой освободить от занятий от директора ДШИ (на весь день), и личная просьба руководителя коллектива, в котором занимается эта девочка. Ответ учителя был такой: "Концерт начинается в 11-30, занятия в начальной школе до 11-20 - успеет!". А то, что перед концертом (тем более отчетным) должна быть разминка, репетиция и элементарное переодевание в костюмы - это учитель посчитал глупостью.
      В дальнейшем вопросы с этим учителем решали уже через директора школы - ему учитель не посмела возражать.
      Но маме девочки учитель поставил ультиматум: или танцы, или учеба. Выбор был сделан в сторону учебы.
      И как хорошо, что нам не приходилось сталкиваться с подобными казусами. Наших ребят (из "Катеньки") ВСЕГДА отпускали с занятий, наверное потому, что коллектив известный и ребята все учились хорошо. Сейчас, насколько знаю, трое (уже 11-классники) кандидаты на золотую медаль. Это лучшее доказательство того, что пропуски у ответственных творческих детей никак не влияют на успеваемость.

      Удалить
    6. И всё же: нужно трезво оценивать время и возможности. Я не понимаю, почему концерт начинается в урочное время. Это неправильно. Все кружки должны начинаться строго после уроков. Понятно, что у некоторых детей не влияет на успеваемость, но задайте вопрос: а кто будет ребенку выдавать аттестат о незаконченном и законченном среднем образовании? Преподаватель музыкальной школы? Или учитель танцев? Что хочу сказать: я несу за ребенка ответственность. Потом эти же родители будут приходить ко мне и требовать пятерки. Как одна девочка всё вздыхала:
      - Английский у меня не идет!
      А сама всё свободное время занималась туризмом. Да, это хорошо, я всегда радуюсь, когда дети занимаются своим здоровьем, расширяют кругозор, но уж если ты на что-то претендуешь (а эта девочка претендовала), будь добра выбирать. И я лично никого не зажимала, ставила по факту.

      Удалить
    7. Это очень хорошо, что БОЛЬШИНСТВО учителей ХОРОШО относятся к ученикам, которые помимо школы занимаются ещё чем-то.

      Хочу просто прояснить, что такое отчетный концерт в ДШИ. Это своеобразный экзамен, на который приглашается "вышестоящее руководство", оценивающее уровень подготовки каждого ученика (и, естественно учителя). Проходит такой экзамен в виде большого концерта, в котором задействованы ВСЕ коллективы ДШИ + аккомпаниаторы (они как правило тоже помимо коллективов работают ещё и в университетах культуры, и в консерваториях - педагоги), которым тоже заранее надо согласовывать время. И согласитесь, когда собрались ВСЕ, не просто посмотреть и похлопать "Ай, детки молодцы", а принять экзамен по танцу, вокалу, музыкальным инструментам, и вдруг ученика просто не отпускают с урока (хотя, как я говорила, это было заранее согласовано со всеми, в том числе и с учителем - накануне была представлена справка об освобождении ребенка от занятий в основной школе для участия в отчетном концерте...

      А от этого концерта очень зависит, какая оценка будет стоять у ребенка в дипломе об окончании ДШИ. Это же не просто "кружок по интересам"...

      А в данном случае с девочкой, КАК повлияет не выполненная на уроке лепка снеговика из пластилина на оценку в аттестате?

      Ну вот. Хотела написать "общий пост об осенней депрессии", а получилось банальное разбирательство - девочку не отпустили на концерт...

      Не в этом же дело.

      Из этого частного случая я бы выделила другие слова;

      "Ребенок сидит в классе и рыдает, а учитель с победным видом ходит и не обращает внимание. Итог - сорван урок для всего класса, потому что одноклассники не слушают учителя, а сочувствуют рыдающему"

      Вот надо ли делать ТАК демонстративно "в назидание другим"?

      Удалить
    8. Так демонстративно, конечно же, не надо. Я сразу написала, что один раз и на такие важные мероприятия отпускать ребенка не только можно, но и нужно. Я не против творчества и любимого дела, я против, когда это превращается в постоянные пропуски, которые влияют на успеваемость.
      Мой бывший ученик занимался хоккеем. А это постоянные тренировки, разъезды и соревнования. Он ОЧЕНЬ часто пропускал, однако учился на 5 и 4. В то же время в другом классе тоже один мальчик хоккеем занимался. И тоже часто отсутствовал. Но у него возникали проблемы с успеваемостью, которые родители не хотели решать. А запросы были. Вот я против такого. Если уж ты претендуешь на высокий балл, занимайся, как следует. Не важно, сколько времени ты тратишь на ДЗ - может, он за 5 мин всё выучит. Но: пришел на урок, будь добр, ответь на то, на что претендуешь. Вот о чем я, собственно.

      Удалить
    9. Совершенно верно, Светлана Николаевна! Я тоже считаю, что отсутствие на уроке (по любой причине) это не повод пропускать тему. Я вот Ване так и заявила: На экзаменах не спросят, по какой причине ты не выучил - там главное "знаешь-не знаешь".

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Сложные ситуации, взаимоотношения в треугольнике (учитель-ребенок-родители), не все и не всегда готовы к конструктивному диалогу. Каждый считает только свою версию правильной.
    Конфликтные ситуации случаются всё чаще и чаще. Вы затрагиваете более старший возраст. А ко мне на консультацию идут родители учеников начальной школы. Проблемы серьезные и глубокие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, добрый вечер! Эти ситуации очень подрывают авторитет как учителей, так и родителей. Ребенку не всегда удаётся найти "золотую середину", вот он и мечется от одного к другому. Иногда, увы, удаляется от всего, уходит в себя и может произойти непоправимое, о чем нас (родителей) так часто предостерегают учителя. Но разве может взрослый человек (добровольно) признаться в своей неправоте? Это дано далеко не каждому. В этом и помогаете Вы - психологи. Это очень нужная профессия. Но найти хорошего психолога (не только по наличию диплома) довольно нелегко. Мне повезло = у меня есть Вы!

      Удалить
    2. Очень хочется, чтобы треугольник взаимоотношений участников образовательного процесса был равносторонним, но , увы, а природе такое редко встречается. Будем все вместе работать!

      Удалить
    3. Анна Борисовна,к сожалению, среди родившихся в 80-е годы детей очень мало ответственных родителей. Они сами не знали действа,так как их родители были заняты выживанием, и им было "не до детей". Вот и выросшие детки не понимают, что такое семья. И пытаются заменить моральные качества материальными. Отсюда и выводы: у кого денег больше - тот и прав. И, поскольку, "отсутствующих" на уроках по разным причинам становится всё больше (просто не захотел идти на урок, потому что всё равно занимается с репетитором), вот учителя и сердятся на всех подряд. А родители тоже бывают разные: одним всё "по фиг". а другие каждый "недобрый взгляд" воспринимают как личное оскорбление.
      Вы правы, тут работать и работать!

      Удалить
  3. Какая острая тема. Вокруг много говорят о всестороннем развитии подрастающего поколения и все равно возникают такие прения между родителями, педагогами и детьми. Вы знаете, всегда считаю абсолютно верным, заранее предупреждать педагогов о предстоящих мероприятиях. Но бывают случае что даже когда с педагогом данный вопрос оговорен, педагог все равно ставит в упрек данное мероприятие, но уже почему то ребенку. Это считаю не допустимо, особенно, когда ребенок эмоциональный и ответственный. Все зависит от личности педагога и родителя. Любой вопрос всегда можно решить и прийти к компромиссу. Главное , чтобы желание исходило от обеих сторон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна! Очень много говорится о необходимости держать тесную связь учитель-ребенок-родитель, но на практике некоторые (увы) просто отмахиваются от этой "проблемы", не понимая. что без тесного взаимодействия невозможно вырастить самодостаточного человека.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]