понедельник, 13 марта 2017 г.

Век живи - век учись

Чем заняться молодой пенсионерке в выходной день? Только самообразованием. Для работающих - это, конечно. проблема - выделить время для посещения образовательных лекций (да и не все к этому стремятся), а вот мне в самый раз! Тем более, что иду туда не одна, а с сыном и его одноклассниками во главе с классным руководителем, неутомимой Лилией Павловной Казанцевой. Интересно после стольких лет "взрослого существования" вновь оказаться в месте сосредоточения молодёжи, а именно в стенах знаменитого Кубанского Государственного университета, или. как ласково называют его студенты "Кубик".
Топая с будущими абитуриентами по темным коридорам (свет в воскресенье был выключен, наверное, в целях экономии), я чувствовала. как с каждым шагом прожитые годы убегают прочь. И уже на третьем этаже я снова почувствовала себя юной студенткой, достала ручку и блокнот и принялась конспектировать лекцию Юрия Яковлевича Нагалевского (кандидат географических наук, профессор, заведующий кафедрой физической географии) по теме "Особенности природы материков и океанов Особенности распространения крупных форм рельефа".
Учила географию я без малого полвека назад, поэтому с удовольствием освежила знания и узнала, что нового произошло за это время. Помню, когда я училась в школе, нам говорили, что "...океаны до конца не изучены, есть ЕЩЁ белые пятна..." и нам так хотелось поскорее закончить школу, чтобы успеть открыть что-то новое, неизведанное.
Эх, мечты-мечты-мечты! Юношеский максимализм с годами поутих, и вот сегодня я с удивлением узнала, что океаны изучены всего на 1%... Получается, что чем больше изучаем, тем больше понимаем, что тайн и загадок становится всё больше и больше.
Саму лекцию очень хорошо описала Лилия Павловна у себя в блоге "ГЕОГРАФОЧКА", так что я не буду повторяться, а просто расскажу, что меня удивило.

Первое - это то, что Земля, как оказывается, сейчас признаётся единым живым организмом, живущим по своим (ещё не изведанным) законам.
Оказывается, что управлять законами природы просто невозможно, можно лишь приспосабливаться к ним, пытаться использовать в своих целях.
Навредить Планете человек не может. Она как жила, так и будет жить, но вот уничтожить себя, как вид - вполне вероятно. Как тут не задумаешься над глупым самомнением "человек - царь природы, ему всё подвластно". Природа в последнее время много раз доказывала обратное.

Огорчили меня немного "несогласованности" в некоторых вопросах географии (как учебного предмета). До сих пор не решен вопрос о признании Южного океана, хотя доказано, что он существует, даже определены северные границы (по воде) и южные - по материку Антарктида.


А вот как быть ученикам, которые будут сдавать ЕГЭ по географии? Что писать в тестах на вопрос :"Количество океанов" - 4,5,6,7? А ведь вот от таких вопросов будет зависеть, получит ли ученик достаточное для поступления в ВУЗ количество баллов?

И ещё: доказано, что материки движутся (расходятся и сближаются) и в недалеком (по астрономическим понятиям) времени снова сойдутся в единый материк. Пока мы переходили из одной аудитории в другую, я смогла побеседовать с Юрием Яковлевичем и задать вопрос: Получается, что материки сойдутся "в обратном порядке"? И в каком полушарии это произойдёт?, На что Юрий Яковлевич ответил, что это всё ещё неизвестно, так как скорее всего раньше Земля поменяет полюса.
Что сказать, я получила огромное удовольствие от лекции, хорошо отдохнула, обогатила (освежила) знания и даже немного помолодела.

PS: заглавная фотография взята из блога "Географичка" автор Л.П.Казанцева.

22 комментария:

  1. Ирина Валерьевна! Я с вами полностью согласна! Даже, если вы и неработающая пенсионерка (скажу по секрету, я тоже на пенсии, но пока работаю), учиться никогда не поздно. Можно принимать участие в разных конкурсах, читать интересные книги и делиться этим всем в своем блоге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Некоторые сознательно скрывают свой возраст, не признаются, что имеют взрослых детей и внуков, молодятся и сердятся, если им напоминают о паспортном возрасте.
      Я же никогда не скрываю свой возраст... но иногда (чаще всего) просто о нем забываю.
      И мне не "хочется быть моложе", а я "чувствую себя молодой".
      И вот сейчас всё чаще ловлю себя на мысли, что ХОЧУ попробовать сдать тестирование ЕГЭ.
      Просто до безобразия хочу...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Учиться, как известно, вообще никогда не поздно. Вспоминаю весьма почтенных лет старушку, которая много лет назад пришла ко мне в лавку и стала такие разумные богословские мысли высказывать, что я только диву давалась. Она чуть ли не на память святых отцов цитировала.
    Такие лекции - здорово, что они есть. Всегда приятно поучиться чему-то новому. А вот по поводу того, что "это еще не решили" и т.п. хорошо Вас понимаю. У нас в ОГЭ и ЕГЭ по английскому так. Не подписывают часть "Говорение" до последнего, и учителя сидят и на кофейной гуще гадают: может, вот так тебя, дорогой ученик, спросят, а может, вот так. Про сами экзамены я вообще молчу. Можешь 2 года готовиться, а в итоге в задании "Множественный выбор" может попасться такое выражение, которое ты слыхом не слыхивал и видом не видывал. Вот поэтому я против ЕГЭ и ОГЭ, хотя что-то разумное там всё же есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, а вот меня поразило то, что оказывается тестирование было придумано для... умственно отсталых детишек, которые не в состоянии открыто общаться. Вот чтобы им дать шанс и придумали эти тесты с самыми простыми вариантами, вроде как 2+2 равно... 4,30,42,170... А потом, кому-то "очень умному" захотелось применить эту систему к нормальным детям. В итоге получилась полная чушь. Во-первых, сейчас нет единых учебников, нет единой программы, и в разных учебниках к одной и той же проблеме относятся по разному (не говоря уже о каких-то терминах и значениях)
      А вопросы на ЕГЭ едины для всех. И для тех, кто изучает предмет 5 раз в неделю, и для тех, у кого это раз в неделю...

      Удалить
    2. Да уж, вообще за гранью реальности...
      Полностью согласна с Вами - по поводу отсутствия единых учебников и требований. Мы этот вопрос поднимали на районных олимпиадах, когда первые места давали всегда детям из одних и тех же школ, где английский практически каждый день. Мы хотели бы разделить показатели, а не то получалось неправильно и нечестно. Вот и ЕГЭ точно так же. Меня это возмущает. А еще хотят сделать ЕГЭ и ОГЭ по английскому обязательным! Вот это точно бред!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Светлана Николаевна! И не говорите, английский язык почему-то стали "упорно проталкивать". Вот и у нас, в расписании в неделю 5 уроков английского и 4 русского.
      Английским занимаются группы 1\2 класса, русским - полная нагрузка.
      А ведь русский язык очень сложный. Многие ученики его совершенно не знают, не умеют выразить свои мысли, не читают (зрительная память), и даже СМС-ок уже не пишут, всё заменяют готовыми картинками и лайками.
      Представляю, как сложно детям, которые изучают предмет 1 раз в неделю... тут уж без репетиторства не обойдёшься. М не потому, что "родители не хотят, или им деньги девать некуда". Для Тестирования нужно реальное натаскивание.
      Бывает. что человек, практически идеально знающий предмет, срезается на элементарных "двусмысленных" вопросах.

      Удалить
  3. Здравствуйте,Ирина Валерьевна! Всегда заражаюсь оптимизмом и положительными эмоциями, когда захожу на Ваш блог. Спасибо Вам! А я вот уже 3 день ловлю себя на мысли, что я хочу написать тотальный диктант... Но как всегда, не могу решиться..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      Это очень хорошо, что у Вас есть такое желание. Обязательно исполните его!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Сегодня у вас опять животрепещущая тема! Не смогла "пройти" мимо! И полностью поддерживаю Вас в том, что учиться НИКОГДА НЕ ПОЗДНО! Я с таким же удовольствием разъезжаю по курсам ПК, причём чаще 1 раза в 3 года (гораздо!) С развитием ИТ-технологий стало намного легче и удобнее! В прошлом году, например, не выходя из дома, прошла дистанционные курсы ПК в ТГУ, прослушала лекции "Удивительный мир географии" доцента, кандидата географических наук Ромашевой Т.В. в записи! Очень замечательные лекции! Она мне потом написала, что с такой скоростью ещё никто этот курс не проходил! А я каждый вечер включала и слушала-слушала! Класс! До чего дошел прогресс, Вы не находите?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Фёдоровна!
      А как же обойтись без "животрепещущих тем", когда через год любимое дитятко будет сдавать ЕГЭ. Тут уж всеми силами стараешься помочь, но иногда в такие "дебри" забираюсь, что до утра уснуть не могу.
      Хорошо, что "на пенсии" можно и днём вздремнуть :))

      Удалить
    2. Да, ЕГЭ - это ГЛАВНАЯ тема для родителей и учеников! Удачи вам сыном на экзаменах! Думаю, вы справитесь без проблем!

      Удалить
    3. Спасибо, Галина Фёдоровна! Главное, чтобы составители тестов "с вопросами не намудрили" и проверили, хотя бы на профессорах.

      Удалить
  5. Любви все возрасты покорны))) Вот так и про учебу можно сказать!)) Узнавать что-то новое или вспоминать давно забытое - это очень интересно и правильно. Моему соседу 84 года (военный, 2 высших образования), но он порой вспоминает программу по математике (обращается ко мне за консультацией), помогает внуку -десятикласснику грызть гранит науки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Как же мне нравится учиться! Наверное, это с возрастом приходит - желание, когда никто не заставляет, и время "свободное" есть.
      Это как с школьной программой по литературе - перечитала всё "от корки до корки".... уже после 10 класса. Целый год читала. удивлялась. и как это раньше мне всё это казалось скучным и нудным (хотя читать "не программные" произведения я любила всегда Ни дня без книжки)

      Удалить
    2. Да-да, Ирина Валерьевна. "Войну и мир" я тоже прочитала далеко после школы, и Достоевский стал одним из любимых писателей

      Удалить
    3. А я стала поклонницей Чехова и Мольера. Перечитала практически всё, что можно было найти.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Я училась в сельской школе, и в кабинете географии от стены до стены на огромном стенде ярко-красным были написаны знаменитые слова Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!".Фраза-символ потребительского отношения к природе. Конечно, тогда воспитывали человека-покорителя природы, который и реки поворачивает, и дороги сквозь горы пробивает, осваивает целину и Крайний Север. Вот так вторгаться в живой организм. Планете навредить не можем? Так вредим сами себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! А я помню другое "крылатое" выражение - ТЕЧЁТ ВОДА КУБАНЬ РЕКИ, КУДА ВЕЛЯТ БОЛЬШЕВИКИ
      Это было написано огромными буквами на бетонном ограждении водохранилища. И мы все так гордились этим! А потом как начало всё затапливать да заболачивать! Столько земель пахотных пришлось заново осушать. Исчезли бахчи, изменился климат...
      Или вот как с Сочи. Убрали гору - теперь в городе ветра, холод, дожди. Да, появились горнолыжные курорты, но в городе отдых уже не тот.

      Удалить
  7. Ирина Валерьевна,здравствуйте! Как же мне нравится учиться,хотя школа осталась за 35-ю годами где-то далеко.Уметь заинтересовать- очень важно.И с себя спрашиваю,как преподавателя.Но месяц назад проходила курсы "повышения"квалификации с большим процентом разочарования.Рациональных зёрен и горсти не наберётся.Система контроля знаний оригинальна.Мои четвероклассники сдают ВПР в том числе по окружающему миру, предмету,который проводится один раз в неделю.Дилемма: или заваливать детей огромным объёмом заданий или пустить на самотёк.Выбрала третий путь,но не обольщаюсь.Спасибо вам.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      Уверена, что Вы нашли правильное решение. Главное - не перегружать детей знаниями, чтобы у них не произошло непроизвольное отторжение (как в случае с перекармливанием)
      Очень жаль, что у нас система образования предполагает "сиюминутное" обучение-контроль. Бывает, что ребенок изначально не воспринимает какую-то информацию (я против зубрёжки - это временный эффект), а потом, как щелчок: всё понял. Да так, что разбуди ночью - ответит.
      У меня Иван такой. долго раскачивается. И не от лени. а от желания разобраться в самой сущности вопроса. Докапывается до мелочей, не признаёт аксиом. И я вижу результат.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Как-то часто Вы напоминаете нам, что стали пенсионеркой!)))) Уверена, от этого дел меньше не стало и Вы по прежнему постоянно в хлопотах и заботах! Но как же славно, когда есть возможность посетить что-то для себя! Спасибо Вам, что были рядом!!! Это была очень познавательная лекция!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Ну как же об этом не вспоминать. когда это так здорово! Вроде как "молодой специалист", или "молодожен" - это удивительно, пока не привыкнешь к новому статусу, постоянно вспоминаешь и улыбаешься. А мне и вчера хотелось быть на одном мероприятии, но сын сказал "хочу попробовать сам"... я уважаю его решение. Спасибо, что предоставили виртуальную возможность посмотреть его выступление.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]