суббота, 9 января 2021 г.

А.С.Пушкин, "Дубровский"... или взгляд на семью с несколько неожиданной стороны

Добрая, милая классика, которая никогда не надоедает. Немного захотелось поговорить именно об этом, хотя есть шанс нарваться на скептические ухмылки "кто же этого не знает". Да, "Дубровского" знают все, хотя бы потому, что усиленно натаскивают по школьной программе, да и фильмов снято множество, причем, не только нашими кинематографистами. И всё-таки, хочу рассказать, что такое для меня этот самый роман "Дубровский".

 Прежде всего, я не воспринимаю его как некий позыв к революционному свержению крепостного права (как убеждали в году моей учебы), это не создание стихийных бандитских групп (как говорили в лихие 90-е), это не пережитки прошлого (как говорят сейчас). Это, прежде всего, история о семье. Точнее, о нескольких семьях с их традициями и неповторимым убеждением в своей правоте.

И что парадоксально, если раньше я полностью одобряла поступки Дубровских, то сейчас больше склоняюсь к правоте Троекурова. Да, он хам и ретроград, но зато твердо знает, чего он хочет в этой жизни, крепко стоит на ногах.

Ух, даже представить не могу, как удивилась бы моя учитель русского языка и литературы Валентина Васильевна, услышав это признание. Ведь в давние школьные годы я написала очень правильное сочинение, которое даже в пример приводили (читали в других классах). Но годы идут, времена меняются, а значит и отношение к происходящему тоже пересматривается.

Итак, есть две семьи. Равные по статусу, но вот по материальному положению далеко не равные. И тем не менее, главы семейств дружат. Ну как "дружат" - общаются по-соседски. Хотя меня всегда удивляло, как это такой высокоморальный Дубровский мог общаться с хамоватым соседом и его прихлебателями, коими всегда был полон дом, готовыми на любое неблаговидное нарушение закона, дабы угодить богатенькому.

Но ладно, пусть будет. Может самому отцу-Дубровскому не хватало именно развязной безнаказанности Троекурова, может ещё какие-то причины, а может именно из-за обязательности, что с соседом надо непременно водить хорошие отношения, дабы не прослыть невеждой. Кто знает.

Главное, что из-за гордости и гордыни пострадали дети. Маша и Владимир были знакомы с детства, думаю, у них были всегда какие-то романтические мечты на будущее, но система воспитания дворянских детей (девочки учатся дома, а мальчики непременно отсылаются из дома) на некоторое время превратила их дружбу в ожидание встречи, когда придёт время. 
И ведь была такая задумка, поженить Машу и Владимира. И молодые люди были уверены, что их судьба быть вместе.

Я не знаю, насколько Владимир, находясь вдали от дома, хранил верность своей предполагаемой возлюбленной (мы то знаем, как гимназисты, студенты и военные любили погулять и развлечься с хорошенькими дамочками), но об этом умалчивается.

И вот две семьи, живущие по соседству, оказались на грани войны. Извечная проблема, ещё со времён Монтекки-Капулетти. И как результат - третьей предполагаемой семьи не сложилось.
Зато появился некто другой, кто стал супругом Марии Троекуровой.

И вот здесь давайте подумаем: как мы раньше сочувствовали, что Машу отдали в жены... старику, которому немного за сорок. Конечно, пытаются сказать другую цифру (пятый десяток), но это только слуховое восприятие. Итак, кто же этот "старый князь Верейский"?
Есть его довольно удачная характеристика:

"Князь был богат и не отказывал себе ни в чем, ведя вольготный образ жизни. Он не имел ни семьи, ни детей и был старым холостяком.
Верейский много путешествовал по разным местам и странам, много видел и знал, и был крайнее интересен в общении. Так же он был хорошо образован и отлично разбирался в живописи и литературе. Он мог подолгу рассказывать про картины простым понятным языком с большим воображением и чувствами. Так же князь разбирался в винах и кулинарии, он любил изысканные блюда.
Князь Верейский был приятной внешности и нравился женщинам. Так же он был очень любезен с ними, от чего каждая из них хотела быть в дружбе с ним. Еще больше он «распушивал перья» и гордился собой, ловя на себе их заинтересованные взгляды и призывные жесты.
Так как князь совершенно не мог находиться в одиночестве, он любил бывать в обществе и ходить по гостям. Постоянная подсознательная боязнь остаться одному, никому не нужным и не интересным, тянула его на поиски новых знакомств и постоянную смену местоположения."

Так стоит ли жалеть Машу? Возможно да, но, глядя на то, как сейчас малолетние красотки сами лезут в постель к престарелым "богатеньким буратино", как-то не видится в этом особой трагедии.

Кого мне жалко - да всё того же Троекурова, который лишился и приятного соседа, и дочери. Не думаю, что князь позволит хамоватому помещику (даже богатому) общаться с дочерью. Точнее, даже получив от него приличное приданое, не введёт хамоватого помещика в высшее общество.
А вот Маша, я думаю, быстро освоится в этом кругу. Не даром же она дала отпор возлюбленному Владимиру, хотя, если была там уж такая неземная любовь, вполне могла уехать с ним за границу, куда сбегали все тайные влюбленные из высшего общества.

О чем можно пожалеть, так это о крахе семьи.

Не знаю, насколько мой отзыв будет соответствовать теме месяца "Семейные истории", но я его адресую в читательский марафон "Отличная книга".

16 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Необычный взгляд на "Дубровского".
    Изучаем в 6-м классе, очень люблю это произведение.
    Всегда говорим о семьях, о воспитании детей, о нравственных идеалах.
    Всё же Троекуров - тиран и в семье. А вот Владимир Дубровский слишком вольный образ жизни вёл, да и отец мало мог влиять на него.
    Но семья в творчестве А.С.Пушкина - это основа и ценность.
    И Маша не дала отпор Владимиру: она обвенчалась, у неё есть муж, данный Богом. Вспомните Татьяну Ларину: "Но я другому отдана; я буду век ему верна..."
    Повесть достойна перечитывания. Как хорошо, что Вы рассказали о ней: ведь так подходит "Дубровский" к теме месяца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Согласна, Троекуров тиран в семье, но после стольких перечитанных романов о "домашних тиранах", он уже не кажется таким уж ужасным.
      Крепкий хозяйственник, уверенный в своей правоте, не терпящий инакомыслящих - это типичный пример современного бизнесмена.
      Всё держать в жесткой узде, удачно женить детей (по расчету), прикармливать нужных чиновных людей, не спускать обид, способных подвергнуть сомнению величие... это ли не Троекуров?
      И Машу он удачно замуж отдал, за князя.
      А мог бы за крепостного (за непослушание), или в монастырь... и сколько тому примеров в той же литературе.
      Это с наследниками ещё там церемонились, и то не всегда, а с дочерьми не очень-то и заморачивались - выдал замуж - и гора с плеч.
      Кстати, по-моему практически любая книга так или иначе затрагивает тему семьи.
      В этом месяце я тоже решила взять разножарновые книги.
      Сейчас читаю ещё одну... ой-й-й.
      Немного жутковато.

      Удалить
  2. Я уже и забыла все эти перипетии. Интересно, как в школе нам навязывают одно видение литературных персонажей и их поведения. А позже я взглянула на них же по-другому. Когда я ознакомилась ближе с тошнотворной для меня личностью Льва Толстого, пришло другое видение "Анны Карениной", её трагедии, рассказанной дидактическим тоном автором. То, что у него было два дневника. Один, в котором он весь такой правильный, вытавлялся на обозрение, а другой, с описаниями его похождений к крестьянкам и прочим героизмам, он носил в голенище сапога.
    Сказки те же с их часто нелепостями, нелогичностями интересны в интерпретации психологов. Например в юности я с удовольствием открыла для себя Эрика Берна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Додо, я с книгами психологов "не дружу".
      Мне тут по случаю попалось собрание сочинений по философии и психологии.
      От природной "жадности" решила прочитать.
      Ну не зря же эти книги оказались у меня в квартире...
      Похоже зря.
      Потому что во время чтения я отчаянно спорила и не соглашалась с маститыми авторами.
      И вообще, прочитав превеликое множество книг, я пришла к выводу, что современная литература - это калька с классики.
      Другое дело, насколько современный автор может грамотно донести до читателя свои мысли, и насколько он сведущ в соблюдении общепринятых норм и правил.
      Вот и Пускина в своё время частенько обвиняли во взаимствовании сюжетов из других книг, но Пушкин - это Пушкин.
      Он талант.
      Он так смог преподносить своё видение проблемы, что авторство однозначно оставалось за ним.
      Вот и сюжетов подобных "Дубровскому" было написано множество, но в классике остался только он.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Спасибо, что поделились своим мнением. Вот не любила я в школе литературу. И не потому, что не любила читать. Просто часто не соглашалась с учителем, которая объясняла и разбирала произведение строго, как написано в учебнике и нас тому же учила. Приходилось всегда писать, как Вы сказали, "правильные" сочинения. Вот я их и списывала с критической литературы. ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Очень рада видеть Вас у меня в гостях.
      Да, любовь к чему-то прививается именно в школьные годы.
      Мне вот с учителями повезло, правда, в разные годы, но у меня были просто мировые учителя!
      Но бывали и такие, на уроки которых шла как на каторгу.
      Но, слава Богу, они были не навсегда, максимум год, так что не успели отбить охоту к учебе.

      Удалить
  4. Ира, в голову бы не пришло трактовать классику иначе, чем нас к тому обязывали. Это я про школу.
    Пришлось как-то "Анну Каренину" перечитать по случаю, так у меня кардинально мнение поменялось о каждом из героев))
    Думаю, здесь всё просто. Меняемся мы, меняется наше восприятие мира.
    "Спокойно, Ира! Я Куничкин"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, посмеялась от души!
      Спасибо, настроение поднялось, силы добавились.
      Да, с возрастом меняется мнение о многих моментах, ине только о книгах.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А я вот сто лет не перечитывала "Дубровского". Ведь мы в колледже изучаем только стихотворения А.С. Пушкина. Я на уроках литературы стараюсь, чтобы студенты сами рассуждали, ничего им не навязываю. Но предлагаю познакомиться с классическим видением произведений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Да, в студенческие (и школьные) годы надо учить детей понимать литературу "как правильно", потому что не имея ещё достаточного багажа, они могут уйти в астрал.

      Удалить
  6. Ирина Валерьевна, очень необычный взгляд на "Дубровского". Но имеет право быть. Как, например, в "Анне Карениной" Л. Толстого многие испытывают симпатию к Каренину - мужу Анны, и не понимают, как она могла?...
    На то она и классика, чтобы оставаться современной всегда и всегда ставить актуальные вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна.
      А я вот в "Анне Карениной" жутко не люблю... Вронского.
      Ну просто маменькин сыночек и слизняк.
      И так было жалко, когда в фильме роль Вронского играл благородный Василий Лановой.
      Классика на то и классика, чтобы о ней говорили и спорили.

      Удалить
  7. Хорошее произведение. Помню его ещё со школьных времён.

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина Валерьевна, прочитала про ваше сочинение школьное, читаемое в других классах, и вспомнилось... У меня ОДИН раз случился прямо противоположный опыт в школе, когда написала ТО, ЧТО РЕАЛЬНО ДУМАЮ, а не то, что писала прежде. Было это классе в 8-9, когда девочку Галю привычно всем ставили в пример. Каково же было девочке увидеть рядом с первой в её жизни двойкой по литературе "КТО ТЕБЯ УЧИЛ ТАК ПИСАТЬ И ТАКОЕ ДУМАТЬ?!" Запомнила на всю жизнь... Произведение не помню... Отбили желание тогда мыслить СВОИМ МОЗГОМ на долгие года... Хорошо, что это лечится)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Такое случалось и у нас.
      Помню Ванино конкурсное сочинение по журналистике в 11 классе, которое просто не допустили к участию из-за "вольных высказываний"...
      Просто школьное понятие истины не соответствовало изложенному материалу.
      И как результат - его не допустили к конкурсу, хотя его ждали, и он был одним из кандидатов на победу (уровень ВУЗа).
      Или, школьное сочинение на ЕГЭ оценили в "0", а ВУЗовское сочинение при поступлении - 85 (максимум был 90).
      То есть, везде срабатывает "человеческий фактор".
      Вот уже сколько времени прошло, а осадок остался...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]