среда, 10 февраля 2021 г.

Курт Воннегут "Синяя борода", или автобиография абстрактивного экспрессиониста

Ещё книга по теме января читательского марафона "Отличная книга" прочитана с невероятным упорством. Читала-читала-читала и всё пыталась ухватить цепочку событий, но она от меня ускользала. Что-либо понять смогла (да и то не уверена, что правильно) только после того, как закончила чтение.
Курт Ваннегут весьма неоднозначный автор. У него нет единого стиля или узнаваемого почерка. 

Каждая его работа - это нечто своеобразное, полностью отражающее именно авторское видение темы, причем с максимальным включением едкой сатиры, филисофии, фантастики, гротеска и черного юмора. Скажете, такое сочетание невозможно? Ещё как возможно! Вы только прочитайте его книги.
Герой романа "Синяя борода" вовсе не такой, как в классической сказке. Это, я бы сказала "везунчик", ведь он не только выжил во время геноцида армян, но и весьма преуспел в жизни. Рабо Карабекян - художник абстрактивный экспрессионист (кто не знает, что это такое - посмотрите в интернете, весьма любопытное течение в искусстве), в юном возрасте попадает в Америку. Конечно не в армянскую общину, которых там образовалось множество, и куда он хотел попасть, а туда, где он был практически одиноким. И только сообщество таких же художников, соратников по жанру, помогло ему встать на ноги. Хотя, это он скорее помогал собратьям по творчеству, так как весьма неплохо устроился в жизни, удачно женившись, и получив неплохое приданое (а в последствии и став единственным наследником большого состояния), но об этом подробно не написано. Это так, угадывается между строк.

А основной сюжет таков: Будучи уже почти стариком, встречает случайно молодую женщину (оказавшуюся известной писательницей), которая решительно вторгается в его жизнь и заставляет писать мемуары. Точнее, автобиографию. Вот он, бедолага, и мается, пишет-пишет-пишет, вспоминая различные события, но как-то отрывочно, несвязно, перескакивая из одного десятилетия в другое, и как-бы удивляется: действительно ли с ним происходили эти события.

Да, он участвовал во Второй Мировой войне в каком-то подразделении художников-маскировщиков, которые рисовали прямо на земле такие картины, что начисто дезориентировали противника (воздушную разведку). Получил ранение - лишился глаза. Но остался жив. И после войны продолжал держать связь с однополчанами.

Он собрал хорошую коллекцию картин художников, но его художественная карьера погибла, как, впрочем, и многих других абстракционистов, которые использовали в своих работах разрекламированную краску "Сатин-Дура-Люкс". В один прекрасный момент, краска потрескалась и кусками отвалилась от холста... оставив девственно белые полотна. Но были художники, которые не использовали эту краску - их полотна остались целыми, и впоследствии стали стоить очень дорого. Но об этом тоже упоминается как-то вскользь.

Так вот, та самая молодая женщина (Цирцея Берман) пытается кардинально изменить жизнь Рабо, начав весьма оригинально: просто переклеивает обои в его доме (яркими алыми крупными розами), перекрашивает окна-двери (в цвет детского поноса) и развешивает повсюду картинки из своей коллекции с поразительно реалистическими картинками, на которых только одна тема: девочка на качелях. И их множество - разные девочки, в разных платьицах, но непременно на качелях (мне захотелось увидеть такие картинки). Это настолько возмущает Рабо, что он пытается прогнать Цирцею, но не тут то было. Она решительно настроена сделать из него человека, потому что по её мнению он живёт не так, как стоило бы жить самодостаточному богатому человеку.

А вокруг него много людей, но он живёт как-бы отдельно ото всех. Приезжают какие-то люди, которые пользуются его домом, Кухарка и её дочь - полноправные жильцы, которые тоже приглашают своих гостей к нему в дом, а друзья дочери, хотя и проводят много времени в его владениях, купаются на его пляже, устраивают пикники и вечеринки, питаются за его счёт - считают его помехой, лишним человеком, причудливым стариканом. Но это тоже всё вскользь сказано, просто я так тему развила, так как меня это очень даже затронуло.

А Рабо просто живёт и пишет автобиографию, вспоминая годы молодости, известных художников, у которых он учился, интересных людей, которые его окружали. Но тоже особо не задерживается ни на каком образе. Просто как факт: эти люди были в его жизни и оставили какой-то след. Или не оставили?

Самым охраняемым местом во владениях был сарай, в котором когда-то хранили картофель, и который он снял у хозяйки поместья, когда приехал в эту местность. Именно здесь он творил, писал картины (той самой краской "Сатин-Дура-Люкс"), именно здесь его ждало самое жестокое разочарование (когда картины осыпались), именно здесь началось его романтическое превращение из бедного художника в хозяина поместья. Хотя, как потом оказалось, он и сам был довольно богатым человеком, так как те картины, которые ему дарили его друзья-художники, и которыми с ним расплачивались за какие-то услуги стали очень даже ценными.

И вся книга - это как-бы противостояние и единение Цирцеи и Рабо. Что их свело вместе? Кто кого подчинит себе? И это загадочный картофельный сарай - какие тайны он хранит?

Мне кажется, что эту книгу стоит прочитать. Хотя бы ради того, чтобы самому попытаться отыскать что-то такое, что его заинтересует в этом лабиринте событий.

8 комментариев:

  1. Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна.
      Книга несколько странная, но любопытная.
      Сын читал - у него совсем другое впечатление о ней.

      Удалить
  2. Очень люблю Воннегута. Странно, что Рабо Карабекяна помню, а название книги не связала с этим персонажем. Надо будет перечитать. Я читала эту книгу ещё студенткой. Меня поразило описание большой картины Карабекяна о войне. Это описание прямо отпечаталось в моей памяти. Как говорит мой брат, Воннегут вроде бы забавный. Читаешь его и смеёшься. А прочтёшь и так грустно становится. Какие мы нелепые! Жестокие! И в то же время великие, гуманные! Такая смесь, такой коктейль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, Вы правы.
      Воннегут сквозь смех и слёзы заставляет серьёзно задуматься о жизни.
      Но эта книга несколько сумбурна, читается легко, но так же легко забываются многие эпизоды.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Читаю Ваши отзывы и удивляюсь: Вы читаете топовых авторов. И Воннегут, и Гарсиа Маркес популярны всегда. Как же здОрово, что произведения таких разных писателей попали в яблочко, т.е. в тему марафона.
    Читала Воннегута на 5-м курсе университета. И перечитать не тянет. Может, когда-нибудь.
    Спасибо Вам и марафону за отзывы и книги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      "Всему виной" именно университетское образование)))
      Иван рекомендует мне книги, которые они изучают, и которые ему понравились.
      А я перечитываю, потом долго спорим, так как восприятие разными поколениями одних и тех же событий различны.
      А если ещё принять, что по сути мы хоть и мать и сын, по возрасту вполне можем подойти под категорию "бабушка и внук" - разница в 40 лет.
      И моё советское воспитание очень даже даёт о себе знать.
      Но тем не менее, мне тоже книги нравятся.

      Удалить
  4. Ирина Валерьевна, какой живой, содержательный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
      Я долго пыталась связать воедино отрывочные кусочечки рассказов, стобы выстроить какую-то приближенную сюжетную линию.
      Будет время - попробуйте прочитать эту книгу.
      То, что Вы "вроде как знаете теперь содержание" совершенно не имеет значения - читать будете как в первый раз )))

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]