суббота, 22 мая 2021 г.

Ю Несбё, "Пентаграмма"

Имя этого норвежского писателя всё чаще мелькает в соцсетях. Все с упоением восхищаются автором бестселлеров, "романы которого отличает напряженная, безукоризненно выстроенная интрига, яркие характеры и всегда неожиданная развязка". Ну что же, пора и бабушке приниматься за чтение серии детективов о Харри Холе. Уж не знаю, будет ли это действительно "серия", ограничусь одним романом или вообще не дочитаю.

По крайней мере, начало "Пентаграммы" мне показалось утомительным. Первые сто страниц читаю с трудом. Норвегия - это не та страна, о которой я что-то знаю что-то кроме того, что это родина Анне-Катерине Вестли ("Папа, мама, восемь детей и грузовик"), Марии Парр ("Вафельное сердце" - так и не прочитанная ещё книга), что это очень далеко на севере, и что там поразительно холодно, а ещё в Норвегии просто потрясающая селедка. То есть с этим географическим объектом у меня довольно "шапочное знакомство", хотя я и понимаю, что там вполне современная, развитая страна. Да простят норвежцы моё невежество.

Вернёмся к книге. Что меня немного (да и не так уж "немного") напрягало, так это сложные для восприятия имена и названия. Очень не просто читать, когда никак не можешь запомнить кто есть кто. Правда, имя детектива Харри Холи запомнила сразу, потому что возникла ассоциация "Харри Холе - утопает в алкоголе". Наверное, если бы я читала серию с начала - где, надеюсь, он не так много пил, был более общительным и более счастливым - возможно было не так странно воспринимать, как человек после недельного запоя мог вообще что-то соображать, тем более, что у него какия-то просто маниакальные воспоминания о матери и Сестрёныше, а также ещё какие-то намёки на имена, возможно, встречающиеся в прошлых книгах.

А начало вообще бесподобное: долгое описание того, как текут струи воды по старому дому... а этажом ниже женщина варит картошку на плите (для мясной запеканки). Вдруг замечает, что в кастрюле плавают какие-то черные сгустки. И тут странная мысль: "Интересно, это от картошки или от кастрюли?"... входит муж, заглядывает в кастрюлю: "А что это в воде плавает?" - "Не знаю, сама только что увидела" - "Не знаешь? А разве ты не училась на повара?"... А потом выхватывает один из сгустков большим и указательным пальцем и пробует на вкус... Вы представляете эту картину? Я описала вкратце (в книге это довольно подробно описывается), но от одного только представления, как это было меня стало слегка подташнивать. Тем более, что понятно было - это капли с потолка попали в кастрюлю, образуя черные сгустки... Лучше вам не знать, что это было...

А потом долгое и подробное описание трупа, разъяснения, что и почему происходило - ну прямо как в пособии для паталогоанатомов. Но это не вызывало такого "бр-р-р", как в предыдущем описании кулинарных шедевров соседки снизу.

Удивило, что в Норвегии бывает жара, удушливое лето - плюс 29 - понимаю, каково это при высокой влажности, когда не понимаешь: ты ещё не высох, или уже вспотел?

Постепенно начинаю понимать действия героев, которые кажутся мне несколько заторможенными и излишне спокойными. Вот если бы действие происходило в Америке, то есть, если бы это была книга американского писателя, то уже к сотой странице было бы как минимум несколько перестрелок, постельных сцен, посещений забегаловок (несколько доставок пищи), с десяток подозреваемых и совершенно "мачоподобный" детектив. Здесь же главный герой - неконтактный запойный алкоголик с признаками явной шизофрении. И, похоже, это как раз и помогает ему быть уникальным сыщиком. Хотя и не понимаю - как?

Книга прочитана в рамках читательского марафона "Отличная книга" по второй теме мая месяца "читаем детектив". Вообще то советую прочитать, хотя, лучше начинать с первой книги об этом самом Харри Холе, чтобы потом не застывать в недоумении "а кто это тот или иной вспоминаемый героем персонаж".

6 комментариев:

  1. Ирина Валерьевна, я очень люблю романы Ю Несбё. Читала его книгу "Пентаграмма" и многие другие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Меня Несбё не впечатлил.
      Возможно, надо было читать серию о Харри Холе сначала, чтобы понять кто есть кто.
      Очень много намеков к прошлым событиям, о которых я представления не имею.
      Честно говоря, немного сумбурно, нудновато.
      Похоже на сборник зарисовок, притянутых на уши в единый сюжет...
      Хотя, как пособие по криминалистике - вполне сносное.))
      Да и если вспомнить прозу других скандинавских писателей, "Сельма Лагерлёф"Путешествие Нильса...", М.Додж "Серебряные коньки") там всё связано с описанием географических мест - и раньше использовалось в качестве учебника.
      Возможно и Несбё - создатель своеобразного "учебника" для паталогоанатомов и криминалистов.
      Уж очень там подробно даются именно специфические сведения.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! "Пентаграмму" ещё не читала, но романы Несбё, которые прочитала, понравились!
    Вы так много книг за май прочитали, а у меня горячая пора - посадки в саду....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна.
      У меня несомненно есть преимущество перед другими участниками марафона, даже два!
      Во-первых, я не работаю,
      Во-вторых - у меня бессонница.
      А поскольку муж работает по сменам, и часто днйм отсыпается после ночных смен, то в эти дни я вообще домашние дела отбрасываю (чтобы не грохотать и дать человеку отдохнуть) и только читаю.
      Хотя, все намеченные книги прочитать не успела.
      Ещё штук 20 по разным темам марафона лежит "на лето".
      Жалею только об одном - что "связалась" с новыми авторами, которые пишут "бестселлеры"... но пошлые, нудные и не интересные.
      И почему то сейчас стало "модным" перебрасывать известные классические сюжеты в фентези (ненавижу этот жанр!).

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Надеюсь, Вы меня не потеряли))
    Несбë - моя любовь. От начала и до конца. Мы с мужем прочитали всю серию о Харри Холе, давала коллегам читать и папе одного ученика. Все в восторге!
    Да, Вы правы: романы нужно читать по порядку. Да, дела разные, но герои переходят из книги в книгу или о них говорят. Удивилась, увидев Вас с "Пентаграммой", а не с "Нетопырëм".
    А вот соглашусь с Вами: все эти норвежские названия - жуть. Мужа они раздражали, а я всё время тренировалась в их проговаривании))
    И всё же, может, Несбë станет Вашим писателем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Я сама подумала, что читать серии надо с начала.
      Несбё для меня не очень понятен.
      Я уже писала в предыдущих комментариях, повторяться не буду.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]