суббота, 8 мая 2021 г.

Николай Носов, "Витя Малеев в школе и дома", 50-е

История про мальчишку, который перешел в четвертый класс, напрочь забыв за каникулы всё, чему учили в школе. Знаете, в некоторых моментах он напоминал мне сказочного Незнайку, и это понятно, ведь автор один и тот же. Как быть? Сейчас эта проблема решалась бы за счёт репетиторов, но в те годы о частных уроках мало кто слышал. Да и не нужны были они, потому что во-первых, родители не так много зарабатывали, чтобы платить за дополнительные уроки. 

Почему сами не занимались с детьми? Да просто не могли: у одних не хватало знаний, у других времени, третьи просто не вникали в школьные дела детей. Ходили на собрания - и только. Да и школа тогда несла основную нагрузку по воспитанию детей. На родительских плечах оставалось только "одеть - обуть - накормить - спать уложить - разбудить - отправить в школу". Ну и получать нагоняй от директора школы, если ребенок не успевал по каким-то предметам, или хулиганил.

Так вот. Витя Малеев рос во вполне благополучной семье. Но его несобранность, точнее слишком обширная увлеченность внешкольными делами, мешала ему быстро делать уроки. А ещё он постоянно что-то придумывал, много времени проводил с ребятами во дворе - играл в футбол, так что сил порой просто не хватало.

Одноклассники не могли спокойно смотреть, как Витя получает одну за другой плохие оценки, поэтому в качестве шефской помощи прикрепили к нему сильного ученика, который должен был помогать Вите выполнять домашние задания. Но вместо этого они играли в шахматы, занимались чем попало, вот только на уроки им времени не хватало.

Я всегда поражалась, насколько по настоящему увлеченная личность (какой и был Витя) может сбить с пути истинного любого зубрилку. Так что занятия с отличником с треском провалились.

Зато с новеньким мальчиком, Костей Шишкиным, они быстро подружились. Костя тоже был отстающим учеником, у него не ладилось с русским языком. И вот маличики решили помогать друг другу, Костя Вите в математике, Витя Косте по русскому.

Но мальчики не сразу нашли правильный путь, как исправить оценки, так как оба были очень увлекающимися. В какой-то момент Костя (после очередной двойки) просто перестал ходить в школу, занявшись дрессировкой собаки (решил выступать в цирке), а Витя не нашел смелости сказать в школе, что придумал Костя. Говорил учительнице, что тот болеет. Когда обман раскрылся, было очень стыдно всем.

И всё же мальчики смогли организоваться и закончили четвертый класс с похвальными листами. Эта книга немного идеализирует возможности человека, но написана так, что каждому непременно верится, что всё можно исправить в любой момент, как бы запущено всё не было. В этом отличие детских книг послевоенного времени. Книги было о хорошем, добром, светлом, и непременно с хорошим концом.

Книга в очередной раз прочитана в рамках читательского марафона "Отличная книга" по теме мая "Школьные годы чудесные".

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Эта книга мне нравится с детских лет, хотя я училась хорошо и у меня не было проблем с учебой. Я Витю жалела, переживала за него...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна.
      Книги о школе и вообще для детей, написанные в 50-60-х годах очень добрые.
      Они учили детей быть справедливыми, давали надежду на то, что всё можно исправить, было бы только желание.
      И ведь многие дети верили в это.
      Помню, как в 6 классе я на классном собрании дала обещание стать отличницей (были у нас такие собрание каждую четверть, когда мы принимали на себя обязанности по учебе, общественной деятельности и личным достижениям).
      Одноклассники посмотрели на меня с уважением, а классная руководительница Лариса Георгиевна Б. недобро ухмыльнулась и сказала: "Да куда тебе".
      В итоге я закончила четверть с одной тройкой по её предмету (остальные пятёрки)... и потеряла веру в справедливость.
      И только то, что в 7 классе я перешла в другий класс (было расформирование переполненных классов, и создавался новый 7-Е) и у меня появилась новая классная руководительница Голодова Валентина Андреевна, вернуло мне веру в справедливость.
      Вот это была Учитель с большой буквы!
      Она была не только учителем, но и другом всем нам.
      К ней можно было обратиться с любой проблемой, всё было правильно понято и решено.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Как я любила "Витю Малеева"! Вы напомнили об очень хорошей книге!
    Спасибо за отзыв! Спасибо за то, что читаете книги из детства!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна.
      Да, Витя отличный мальчик, хороший друг и отличный сын.
      Он мне тоже нравился больше всех.
      И фильм такой хороший.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Эта книжка никогда не стоит на полке в нашей школьной библиотеке. Всё время на руках у читателей. Книга, действительно о хорошем, добром и светлом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Федоровна.
      Я очень рада, что книга пользуется успехом у современных ребят.
      Может дело в том, что она включена в школьную программу?
      Но мне хочется верить, что из без этого она была бы востребованной.
      Хорошие добрые книги всегда найдут своих читателей.

      Удалить
  4. Ирина, какие хорошие были книжки. А мультики! Как это мы так пошло американизировались! Было же своё такое качественное во всех отношениях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Додо.
      Да не только мультики американизировались.
      Меня больше волнует система образования.
      Знаешь, мне кажется, что сейчас "наверху" те, кто в своё время плохо учился в школе, не усваивал (с трудом усваивал) школьную программу.
      Потом они не могли сами помогать своим детям в учебе (кроме как нанимать репетиторов).
      Дети тоже не очень хорошо учились... по крайней мере школьную программу 60-х годов точно бы не освоили, не говоря уже о гимназическом образовании начала 20 века.
      И вот сейчас, чтобы совсем не выглядеть тупыми незнайками, они напускают на себя важный вид и изобретают какие-то нелепые программы, направленные только на тупое следование правилам.
      Короче, готовят работников конвейера.

      Удалить
  5. Дорогая Ирина, только что видела портреты героев семьи у Ивана. Какой он молодец!
    С Днём Победы! Вечная память героям!

    ОтветитьУдалить
  6. Ирина Валерьевна, я в детстве много раз читала эту книгу. Очень нравилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна.
      Это была одна из любимых книг нашего поколения.

      Удалить
  7. В те годы не было необходимости в частных учителях, чтобы помогать нам с учебой. Только когда нам нужно было одобрить поступление в среднюю школу или университет.
    Поцелуи из Аргентины

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Norma2.
      В СССР в 50-е годы школьники ежегодно сдавали переводные экзамены с каждом классе, начиная с первого.
      Те, кто не сдал - оставались на второй год.
      Учителя сами занимались с отстающими учениками в школе бесплатно.
      И одноклассники помогали делать уроки - это было общественным поручением, и за каждым отстающим прикреплялся успевающий ученик, которые контролировал выполнение уроков.
      Это было очень ответственное поручение, и за его невыполнение можно получить устное осуждение на собрании.
      И кроме этого были частные учителя, которые за деньги дополнительно занимались с учениками.
      Но это было очень дорого, и не всем доступно.
      Как и горничные, няни, поварихи, садовники...
      Не каждая семья могла себе это позволить.
      Это было дорогой услугой.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]