суббота, 1 мая 2021 г.

Галина Северина, "Легенда об учителе", 30-е

Майский книжный марафон "Отличная книга" начинаю с нового для меня автора Галины Севериной и её удивительной повести "Легенда об учителе". Почему именно с неё? Да просто захотелось сразу охватить все предложенные темы. Ольга Николаевна в шутку назвала меня "кружевница" за моё желание охватить всё и сразу. И вот представляете, я такую книгу нашла.
Итак, начинаем погружаться в историю. События истории столетней давности. Молодая Советская Республика делает всё, чтобы получить новое поколение образованных людей. 

1931 год. Главные герои - ребята, ровесники революции, (родившиеся в 1917 году) заканчивают семилетку и пытаются найти свой путь в жизни. Кто-то идёт учиться в техникумы, кто-то идёт работать на заводы, а кто-то радуется возможности продолжить учиться в только что открытых восьмых классах. 

Рассказ идёт от имени Наташи, активной общественницы, которая в шестом и седьмом классах много времени уделяла общественной работе, была учкомом (ученический комитет, который следит за успеваемостью школьников), но это вовсе не значит, что была лучшей ученицей. Вот как раз в учёбе, как оказалось, у неё много пробелов. Но ей, как активистке, всегда ставились хорошие отметки. Вот такое время было, когда общественная работа ценилась превыше всего.

Записавшись в восьмой класс, Наташа обнаружила, что её знаний по физике и математике (алгебра и геометрия) катастрофически не хватает. Да ещё отношения с учителем ("Синяя борода", как прозвала его девочка) у неё не складываются. Точнее, учитель то хороший, но вот Наташа сердилась на то, что он не такой, как учителя в прежней школе, которые не требовали особых знаний, для которых главным критерием успеваемости было присутствие на уроке и общественная работа. Учитель же в восьмом классе имел определенные требования к знаниям. А так как у Наташи практически ничего не было из багажа шестого-седьмого классов, дал шанс ей и ещё нескольким неуспевающим по его предметам школьникам "подтянуться" в течение месяца, иначе их переведут в седьмой класс.

Наташа упорная и упрямая девчонка отказалась от помощи, которую предложил учитель - заниматься с сильным одноклассником - и принялась закрывать пробелы в знаниях самостоятельно. Учитель, казалось, не замечал её в классе. Никогда не проверял задания, не вызывал к доске, не читал нотации. А когда Наташа на контрольной сдала чистый лист, просто заметил: "Зато честно".

Но это не было равнодушием со стороны учителя. Он внимательно следил за ней, всегда готовый прийти на помощь. И он очень уважал желание девочки добиться всего самостоятельно. Я просто поражена его вырержкой. Ведь даже мне (читательнице из другого века) порой хотелось прийти на помощь этой упрямой девчонке.

И вот Наташе и её подруге удалось сдать контрольную работу, их оставили в восьмом классе, остальных неуспевающих перевели в седьмой класс, но мальчики просто забрали документы со школы, никто не захотел "терять время на учебу", когда в руках уже есть документ об образовании (семилетка) и можно устроиться на работу.

Наташа теперь стала внимательнее присматриваться к одноклассникам, ведь им вместе предстояло не только учиться, но и выполнять какие-то общественные дела.

"Он (класс) был пестрым. От прошлогоднего краснознаменного осталось только одиннадцать человек. Две трети поступили вновь. Кажется, здесь собрались все неудачники, либо провалившиеся на экзаменах в техникумы, либо не знающие, куда себя деть, вроде нас со Светой. Многие ездили из Кунцева, Баковки, даже из Жаворонков, не говоря уж о нашей Немчиновке. В этих местах десятилеток еще не было.
Старенькие держались вместе, смотрели на нас свысока, кроме Иры, разумеется. Пренебрежительно называли нас загородниками. Они любили рассказывать о своем прошлом, когда были разболтанным отстающим классом. Но их отдали в руки Андрею Михайловичу, и все волшебно изменилось. Год закончили победителями соревнования.
- Теперь вряд ли что получится из-за этих загородников! - морщилась староста Люся Кошкина.
Ей вторила Аня Сорокина. Обе они обожали Андрея Михайловича и враждовали между собой. Но были времена, когда сидели вместе, тихо шептались и вздыхали.
"Но если ваш Андрей Михайлович такой необыкновенный, то пусть и из нас сделает отличников!" - неприязненно думала я."

Этот отрывок меня немного развеселил. Оказывается и сто лет назад коренные москвичи не жаловали "понаехавших", и если сейчас их называют "замкадыши", то в то время называли "загородниками". 

Жизнь в школе идёт своим чередом. Сменился директор - вместо старорежимной директрисы пришел молодой производственник, прекрасный столяр, заочно учащийся в педагогическом институте. Школа начинает жить по новому. Очень много времени уделяется общественным делам, но и про учебу не забывают. Восьмиклассники начинают ощущать новые эмоции.

"О, странная взрослая жизнь! А между тем мы одной ногой уже вступали в нее. От Андрея Михайловича непонятно почему ушла жена. А вот Кирилл отшатнулся от льнувшей к нему Лильки. Света же, зная, что никогда не получит ответа, любит его. А я каждый день и час жду чего-то с замиранием сердца, и боюсь, и не знаю, как поступить, если это «что-то» случится со мной… Разве не странно?"

Восьмой класс закончился, потом было пионерское лето в Тучковском монастыре в Бородино, куда некоторых активистов взяли в помощь вожатым, и снова школа, уже девятый класс, но с совсем другими отношениями. Дети стали взрослее, учителя тоже переменили своё отношение к ним. Один за другим школьники вступали в комсомол, готовились строить новую жизнь. Но какие-то глубоко сидящие внутри чувства не давали Наташе покоя. Она ещё в лагере была поражена глобальным переменам во внешности Андрея Михайловича ("Синяя борода"), когда увидела его на аллейке гладко-выбритого, в белом френче... князь Андрей... и с тех пор это чувство не отпускало её. Как же Наташа огорчалась, что он стал более сдержан, и, казалось, избегал общения с ней. Снова лето в лагере, но уже в качестве помощников вожатых, потом десятый класс. Ребята взрослеют, развиваются, готовятся строить новый мир, но всё не так спокойно. Убит Киров.

"Господи, сколько уже было этих вылазок! Стреляли в Ленина, убили Воровского, Урицкого, еще раньше Баумана. Семнадцать лет всего Советской власти. Еще очень мало, чтобы враги могли успокоиться. Среди трудных и радостных будней до нас то и дело доходили слухи о возможной войне, о нападении на нас. Мы знали о приходе фашистов к власти в Германии, в Италии. Мы должны быть бдительными и стойкими. Враг может ходить среди нас, подосланный контрразведкой."

Весна. Ребятам уже исполнилось по 18 лет, они стали серьёзно влюбляться, встречаться вне школы парочками, а на уроках переглядывыались, писали записки.. А Наташа поняла, что любит Андрея Михайловича. Поняла неожиданно, когда узнала, что он уходит из школы, чтобы преподавать в университете. Вот просто так, сильная девушка, староста класса, активная комсомолка и потеряла сознание только от одной мысли, что больше никогда его не увилит.

"Я шла домой по слегка подмороженной мартовской улице, слушала вечерний гомон грачей и с ужасом думала о том, что со мной произошло. Это, конечно, что-то незнакомое. Было детское увлечение Тоськой, было самодовольное чувство от влюбленности в меня Кирилла, было одно время радостное состояние при встречах с Толей. Но такого со мной никогда не было. Может быть, при настоящей любви так и должно быть? Не радость, а боль. Не ликующая песня, а тревога и страх. Что же будет? У кого бы узнать? В книжках? Кажется, Наташе Ростовой тоже было страшно, когда она полюбила князя Андрея. Ах, это все не то! При чем тут князь и какая-то избалованная графинюшка, вскорости изменившая ему? Уж я-то никогда не изменю. Эта любовь до гроба… Господи, о чем я думаю, когда ему и дела до меня никакого нет? Он уходит завтра, и я попросту могу его больше никогда не увидеть. И потом по сравнению с ним я так глупа и невежественна, что смешно о чем-то мечтать. Тем более, у него уже была жена, и, наверное, очень умная…"

И каково же было изумление, когда она узнала, что слух о том, что он навсегда уходит из школы оказался всего лишь глупой болтовнёй одноклассницы, не разобравшейся в ситуации. На самом деле Андрей поступил в аспирантуру, и теперь ему надо просто иногда посещать занятия в университете. А Наташа поняла, что она любит Андрея.

"Мне выпало в жизни нечто особенное, - думала я, - любовь к своему учителю! Не ученическое обожание, а настоящая любовь со всею ее необъятностью, тревогой и счастьем. Да, все-таки счастьем, хотя никаких надежд у меня нет. Драгоценный клад, который я, как Татьяна, обречена хранить всю жизнь и не доверять его никому".
Я старалась вспомнить, когда это началось, и пришла к выводу, что с самого начала, с того момента, как он выгнал меня из класса и я, потрясенная, стала его ненавидеть. Но это была не ненависть. Так рождалась любовь… "От великой ненависти до великой любви - один шаг", - вспомнила я одну из записок Кирилла. Хороший, смешной Кирилл, стремящийся поразить меня нахватанными, чужими мыслями! Сейчас у меня к нему было какое-то доброе, снисходительное отношение."

А потом произошло то, что и должно произойти. Они объяснились, что любят друг друга. И мир стал прекрасным

"- Меня многие об этом спрашивали. Я всегда отвечал, что невеста моя еще не выросла! - Он вдруг остановился, пораженный какой-то мыслью. - А ведь это правда! Когда мне было двадцать два года и я окончил университет, тебе было только двенадцать! И даже тогда, когда ты пришла в эту школу, тебе все еще было мало - пятнадцать!
- Вы тогда выгнали меня из класса! Как я ненавидела вас за это! - с горячностью сказала я...
- Но я же не знал, что выгоняю свою будущую жену! Я уже перестал ее ждать. Отпустил бороду!"

И они долго гуляли по городу, окончательно выяснили свои отношения и договорились, что пока она школьница, а он учитель, ни о каких отношениях между ними не может быть и речи. Это было так трогательно и романтично, что я даже слезу пустила. И вот Натка пришла домой. Счастливая с мечтами на светлое будущее... а утром её отца арестовали по ложному доносу, как врага народа. Наташа заболела и полтора месяца пролежала в нервной горячке осложнённой двусторонним воспалением лёгких. Никто не верил, что она выживет, но сила любви сделала своё дело. Андрей приехал к ним домой, когда Наташа пришла в себя и сделал ей предложение.
Школу закончить она так и не смогла, потому что экзамены на сдала из-за болезни, но это не помешало ей принять решение.

" Я сидела в чулане и укладывала свою корзинку, с которой ездила в пионерский лагерь. Я и замуж собиралась, как в лагерь: три смены белья, тапочки, белая кофточка. Подумав, бережно завернула в тетрадный лист пионерский галстук и положила на дно. Пусть лежит! Он же никому не мешает, а мне он будет напоминать о многом: и о немчиновском отряде, и о сиреневой аллее в Бородине."

А потом они зашли в ЗАГС, расписались и пошли знакомиться с его семьёй. Наташе все понравились, и она им тоже. А вот то, что произошло на даче едва не стоило им расставания. Наташа никогла не готовила, и поставила вариться курицу вместе с потрохами. Хозяйка дачи и её знакомая так критиковали "не пара она ему", что если бы не выдержка Андрея, на этом бы семейная жизнь их бы и накончилась.

"- Я ничего не знаю, ничего! - в панике шепчу я. - Ты бросишь меня!
- Брошу?! - несказанно удивился он. - И это после того, как я с таким трудом нашел тебя? Не выйдет! Ты смотри сама не уйди от меня, старика!"

Одноклассники, получившие аттестаты об окончании средней школы сдавали вступительные экзамены, когда Наташа встрепенулась: что же делать дальше? Быть просто женой Андрея, домохозяйкой без образования - это не по ней. Андрей нё успокоил. сказал, что осенью можно будет получить аттестат в школе, потому что из-за болезни она имеет право на получение аттестата без экзаменов. "В крайнем случае, придётся сдать математику". Но и мамематичку удалось убедить, что дальнейшая жизнь Наташи никак не будет связана с математикой, поэтому всё прошло хорошо. Но вот учиться в этом году у Наташи не получилось. Она узнала, что ждёт ребенка. А в конце апреля, как раз перед майскими праздниками, на свет появились два малыша - Машка и Мишка. Сын и дочка. Андрей был несказанно горд и очень трепетно относился и к жене и к детям. Шли годы, Наташа училась в университете, дети подрастали...

"Спокойная, деловитая, рассудительная Машка родилась на сорок пять минут раньше — на целый урок, как говорил муж, - и на правах старшей командовала братом. Если я спрашивала Мишку, с чем делать блинчики - с творогом или с вареньем, - он мчался к Машке и только потом отвечал: «Мы будем с вареньем». Обязательно «мы». Маша с ним не советовалась, решала одна за двоих."

И всё в семье было хорошо. После сдачи госэкзаменов Андрей и Наташа собирались поехать на месяц в Крым, отодохнуть вдвоём. Это был июнь 1941 года. У Андрея было больное сердце, но он не смог оставаться в стороне, когда пришла беда, когда его ученики шли на фронт. Он записался в ополчение.

"Пройдет много лет, и взрослый Мишка напишет:…
Тогда я, глазом не моргнув,
Уж очень был я мал,
В его пилотке утонув,
Винтовку обнимал.
Смешной бутуз, живой малец,
От счастья я сопел,
А на меня родной отец
Внимательно смотрел.
И я не мог понять тогда,
Что значит этот взгляд,
Что в нашу жизнь вошла беда,
Что мой отец — солдат!..

Андрей погиб близ деревни Маслинки.

"В детстве меня поразил вид Бородинского поля с его неувядаемой исторической славой, вздымающимися ввысь гранитными памятниками. Но как мала была та война по сравнению с этой! О боях за станцию Мостовую мало кто знает. Не Курская дуга, не Сталинград! А между тем тут пало людей не многим меньше, чем в Бородинском сражении. Там, в далеком прошлом, на краю деревни Князьково был смертельно ранен любимый герой Андрей Болконский. Возле станции Мостовой в навеки исчезнувшей деревне Маслинки нашел свое Князьково московский учитель Андрей Михайлович Сербин. Весь его жизненный путь, начиная от бронзовых львов на Гоголевском бульваре в детстве, был неуклонно направлен сюда, к крошечной станции Мостовой, на которой раз в сутки на две минуты задерживается поезд…"

Я не знаю, что ещё можно сказать. Книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Просто возьмите и прочитайте.
https://booksonline.com.ua/view.php?book=127000

Поздравляю всех своих читателей с Первомаем.
Пусть будет мир во всём мире.

10 комментариев:

  1. С праздником, Ирина Валерьевна! Я думаю, что книги по теме "Школьные годы чудесные" не найду. Так как в библиотеке, которую я посещаю, нет книг для детей. Буду читать свои любимые детективы. А сейчас я пишу отзыв ещё на одну книгу апреля с цифрой "3" в названии романа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна.
      Вы снова путаете понятия "ДЛЯ" и "ПРО".
      Про школу очень много взрослых книг.
      Я уверена, что Вы много про школу читали.
      "Дерево растйт в Бронксе"?
      "Завтра была война"?
      Да любая книга (ну разве что кроме откровенных приключенческих любовных романов) так или иначе захватывает школьные темы.
      Так что взрослых книг "про школу" очень много.
      Было бы желание.
      Кстати, знаю около 100 детективов, где обыгрывается школьная тема )))
      Вот посмотрите - прекрасная подборка.
      Наверняка в вашей библиотеке эти книги есть.
      https://www.livelib.ru/selection/742037-prestupleniya-za-partoj

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Была, точно была у меня эта книга когда-то, я помню обложку. Покупала, когда училась в педагогическом училище, а вот прочитала отзыв и не могу вспомнить, что читала её... Странно. Ну, значит надо прочитать. Отзыв понравился, только, Ирина Валерьевна, очень уж они у вас длинные ))) Читать не перечитать )))
    Поздравляю с первомаем! Весны на улице и в душе! Мира в большом и малом доме!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
      Согласна, иногда меня очень увлекает книга, что хочется подробно-подробно рассказать хотя бы олдну сюжетную линию.
      А бывает и такое, что... прочитал и просто "галочку поставил" - даже сказать нечего, хотя и вроде понравилось.
      Мне ещё в школе учитель литературы Валентина Васильевна замечания делала, что мои сочинения очень большие "читать-не-перечиать")))
      А я если начну - остановиться не могу.
      Хочется и то и это рассказать.
      Ну вот не могу писать краткие аннотации.
      Просто кому интересно - это и в книге можно прочитать.
      А вот мне хочется выдать свои эмоции...
      Получается по разному.
      Иногда просто хочется пересказать...
      Ну я себя и не сдерживаю.

      Удалить
  3. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Эту повесть не читала. Но судя по Вашему отзыву, она интереснейшая. Конечно, беру в копилочку. Повесть уже скачала.
    Как хорошо, что мы открываем новые имена и новые старые произведения.
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Да, книга интересна уже тем, что основана на реальных событиях.
      Для меня это тоже открытие автора.
      Сейчас я вообще пошла "по пути истории школы".
      Есть то, на что надо обратить внимание.

      Удалить
  4. Почему-то вспомнила спектакль Иоанеску Эжена "Урок". Как раз об учителях и учениках. Вернее об одном учителе и его учениках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Додо.
      Нашла текст пьесы, сегодня прочитаю.
      Спасибо, что поделилась интересной темой.
      Давно что-то я пьеся не читала.

      Удалить
  5. "Легенда об учителе" Г. Севериной - моя настольная книга, эта одна из любимых книг. Когда мне бывает тоскливо или что-то не клеится в жизни, я беру с полки свою любимую, зачитанную до дыр (в прямом смысле) книгу и окунаюсь в мир Натки и "князя" Андрея. И это мне помогает лучше всяких успокоительных лекарств

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]