воскресенье, 15 января 2017 г.

Как правильно учить уроки

Советов по этому поводу множество. Даже есть инструкции с множеством вариантов возможного развития события. Но! Давайте положим руку на сердце и честно признаемся: все мы люди. все мы человеки... Кто из нас в детстве учил всегда и всё? Вы ответили "да"? Тогда скажите мне честно, что из школьной программы Вы помните сейчас?
Вопрос для "НЕматематиков": а как Вы понимаете слова "синус, косинус..." для чего они вообще нужны? И вообще, что это такое и для чего может пригодиться?
Это традиционный вопрос, который часто задают те, кто пытается доказать, что школьное обучение - это нечто совершенно лишнее. Да-да, именно лишнее, но с этим можно поспорить.

Каждый из нас в какой-то момент осознаёт себя либо лириком, либо физиком, и отталкиваясь от этого начинает искать будущее занятие для себя (кому повезёт - профессию, а для остальных просто хобби). Я знаю дворника, читающего Харуки Мураками, и генерального директора фирмы сыплющего пошлыми анекдотами по поводу и без...
Успешность и образованность человека зависит не от того, как регулярно он учил уроки, а от того, что и как он усвоил, насколько понял основы того, чему его учат, насколько умеет применить это на практике.
Так что, чтобы правильно учить уроки, надо прежде всего понять, как и где это может пригодиться.
Зазубривание - это может и выручит в какой то момент, но пользы от этого нет никакой.
Часто учителя жалуются родителям, что дети не хотят читать рекомендуемые книги, а значит не смогут написать сочинение на экзамене. Есть такой факт? Есть...
Что делать? Нужна помощь родителей. Прочитайте сами, перескажите ребенку но так, чтобы он хотя бы заинтересовался сюжетом и имел хоть малое представление о том, что там написано. При необходимости ребенок будет хотя бы ориентироваться по тексту "что за чем было", а значит волей-неволей всё-таки прочитает хоть малую толику текста. А там глядишь, заинтересуется и прочитает. Ну а если нет, то... нет, так нет.
С точными науками происходит всё с точностью "до наоборот". Не усвоив азы, не выучив основные понятия и формулы невозможно что-то решать, доказывать, экспериментировать. Здесь "метод тыка" не подходит. Здесь нужны точность и знания.
Так как же правильно учить уроки?
Надо просто понимать то, что учишь. Не понимаешь? Значит есть пробелы в прошлом. Сейчас в интернете можно найти много полезных сайтов с подсказками или готовыми решениями. И каждый определяет для себя, что ему нужно: намёк, или именно готовое решение. И то, и другое может быть полезным. Здесь ставлю акцент именно на слово "может", потому что любая подсказка, попавшая на неподготовленную почву не принесёт пользы.

8 комментариев:

  1. Какой замечательный пост, Ирина Валерьевна! Спасибо! Я полностью с вами согласна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! А как бы вы ответили на вопрос "для НЕматематиков"?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Ваш пост напомнил мне школьные годы моих детей. С дочкой я уроки не учила, только проверяла. А вот у сына были проблемы, сказались затяжные роды. Вот и приходилось читать все самой, потом ему пересказывать, рассказывать.. Вообще учеба нам далась тяжело. Но хоть результаты нас удовлетворили. Три диплома - факультет госуправления в "сельхозе", диплом военной кафедры и удостоверение офицера запаса, и диплом переквалификации в КубГУ. Не пропали мои труды зря да и сына тоже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Вы очень хорошо меня понимаете. Быть мамой особенного ребенка - это большая работа. Не все и не всегда понимают, некоторые "крутят у виска пальцем", пытаются осудить или "подстроить под себя". Но есть особый режим, особые условия, и тут главное не упустить момент, чтобы не навредить.
      Ваш пример меня очень вдохновляет и подбадривает Спасибо большое за понимание.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Прямо беда с этими домашними заданиями.(((Например, мои родители, если ребенок, не выполнил домашнюю работу по иностранному, объясняют так: "Мы не изучали английский, поэтому..." И это в 3 классе. А что будет с нами в среднем звене? А ведь всего лишь что требуется со стороны родителей? Усадить ребенка, проконтролировать, прослушать аудиофайлы (а они подготовлены чуть ли не к каждому заданию учебника), по возможности просмотреть видеоуроки в интернете. Нет! "А что тогда будет делать учитель в классе?" Выбранная мной линейка учебников предлагает задания базового уровня. В общем, если родители заинтересованы в успехах своих чад, то учебный процесс не дает сбоев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна!
      Многие современные родители отмахиваются от совместных выполнений ДЗ, мотивируя тем, что "с нами никто не занимался".
      И вот результат - взрослый человек (наверняка с высшим образованием?) не в состоянии выполнить работу третьеклассника(???).
      А ведь элементарное ежедневное выполнение ДЗ по английскому (да и не только) с ребенком - это уникальная возможность БЕСПЛАТНО выучить язык. Этого не понимают? Не хотят понять? Или действительно - "мозгов не хватает"?
      Меня всегда это настораживает.
      Я пытаюсь до сих пор учить уроки вместе с сыном. И не потому, что не доверяю ему, а просто самой хочется обновить знания. Как-никак со времени окончания школы прошло уже...почти 40 лет. Многое изменилось, даже в основных понятиях.
      Я бы попробовала и ЕГЭ сдать, но люди меня не поймут...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
    Сразу скажу в защиту зазубривания - я только на зазубривании и выезжала в школе. Все пространные рассуждения типа "причинно-следственные связи" для меня не работали. Никак. Английский - это то, что надо заучить, запомнить, затвердить. И никак этого понять не хотят. Учеба - это не всегда интересно, а учителя не клоуны. Да, можно сделать этот процесс увлекательным, но каждому ребенку родители должны объяснить, что он приходит в школу, в не в цирк и театр, где все будут вокруг него плясать и прыгать.
    У меня на уроках ученики играли в прятки, играли в паровозик, смеялись, прыгали, танцевали, вставали на стулья, ползали по полу... НО! Каждый из них прекрасно знал одну важную вещь: делу время - потехе час. После песен-плясок-прыжков наступала письменная , устная работа, которая требовала внимания и усидчивости. Всё же я против постоянного развлечения, хотя за то, чтобы хоть как-то замотивировать. С уроками английского это особенно ощущается. Лишь у 0,5% моих учеников есть мотивация. Это данность, вот и приходится их иногда развлекать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      А у меня всё с точностью "до наоборот". Всё то, что я зазубривала - благополучно испарилось напрочь, как только "тема была закончена". А вот то, до чего я "дошла своей головой" до сих пор помню. Сейчас ночью меня разбуди - я рассказу "что лежит в основе развития любого общества..."
      Галина Ивановна Морозова (вечная ей память) так смогла рассказать, показать, схемы руками рисовала, мимикой помогала, что я на всю жизнь не только запомнила эту тему, но помню и каждое её движение, каждый жест.
      И терпеть не могу заучивание дат (история), а всё от того, что учитель Лариса Георгиевна Б. (мой учитель) сама плохо разбиралась в истории, но "гоняла нас по датам" (сама всегда смотрела в "склерозник"). И как бы не выучил (вызубрил) параграф (хоть на 10 с +), она могла запросто завалить, задав несколько дат "из пройденного", не относящегося к рассказываемой теме.
      Я очень положительно отношусь к современным учителям. Есть в них что-то такое, чего не было "в моё время". Наверное это та самая тесная-тонкая ниточка, что связывает воедино образовательный процесс.
      И эту "ниточку" могут очень укрепить... родители, которые учатся вместе с детьми.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Поверьте, это очень легко! Но будьте ооочень аккуратны!
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]